Совладающее поведение и защитные механизмы личности.
Р.Мосс и Дж. Шефер сформулировали пять задач, возникающих перед человеком в кризисной ситуации:
1) установление смысла ситуации и определение ее значения для себя;
2) реакция на требования кризисной ситуации и попытка противопостоять ей;
3) поддержание отношений с челнами семьи, друзьями и со всеми, кто способен оказать содействие при решении возникших проблем;
4) сохранение разумного эмоционального баланса и контроль над негативными чувствами, вызванными неблагоприятными обстоятельствами;
5) сохранение и поддержание образа Я, социальной идентичности, уверенности в себе.
Одной из особенностей, которые характеризуют человека с повышенной индивидуальной виктимностью или комплексом жертвы, является уровень нарушения психической адаптации, не позволяющий ему успешно справляться со всеми перечисленными задачами. По мнению многих авторов, набор защитных механизмов каждого человека уникален и может характеризовать уровень адаптированности человека. Эти механизмы действуют в подсознании, искажают, отрицают или фальсифицируют действительность, активизируясь в ситуации фрустрации, стресса, конфликта и психотравмы. Цель психологической защиты – снижение эмоционального напряжения, редукция тревоги и обеспечения регуляции направленности поведения.
Психологической защитой называется специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Каждый человек предпочитает определенные виды защиты, которые в итоге становятся неотъемлемой частью его индивидуального способа борьбы с трудностями. Такое предпочтительное автоматическое использование определенного типа защиты (или набора защитных техник) является результатом влияния по меньшей мере четырех факторов:- врожденного темперамента; - природы стресса, пережитого в раннем детстве; видов защиты, образцом для которых было поведение родителей и других значимых фигур; - усвоенных опытным путем последствий использования отдельных типов защиты.
Как правило, к типу защит, рассматриваемые как незрелые или примитивные, то есть защит низшего порядка, относятся те, которые имеют дело с границей между собственным Я и внешним миром. Для классификации защиты как примитивной она должна иметь недостаточную связь и константность объектов, находящихся вне границ Я. Рассмотрим эти защиты.
Изоляция позволяет заблокировать неприятные эмоции, чтобы связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не проявлялась в сознании индивидуума. Плата за подобное подавление неприятных эмоций – утрата естественности чувств, ослабление интуиции и в конечном итоге даже самоотчуждение Я и появление комплекса шизоидности. Недостаток защиты изоляцией – она выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Главное достоинство – допуская психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения.
Отказ принять существование неприятностей – человек, для которого этот способ защиты является фундаментальной защитой всегда настаивает на том, что «все прекрасно, все к лучшему». Такой механизм позволяет частично или полностью игнорировать информацию, несовместимую со сложившимися представлениями о себе. Подобная оценка приводит к такой перенастройке внимания, когда детальная информация об опасном событии полностью исключается из последующей обработки.
Всемогущий контроль. Ощущение того, что ты обладаешь силой и способен влиять на мир, является, несомненно, необходимым условием для самоуважения, которое берет начало пусть в инфантильных и нереалистических, но на определенной стадии развития личности нормальных фантазиях о всемогуществе. У некоторых людей потребность испытывать такое чувство становится совершенно непреодолимой, и они начинают интерпретировать все происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью.
Примитивная идеализация/обесценивание. Потребность идеализировать остается более или менее неизменной с младенчества у большого количества людей. Их поведение обнаруживает все признаки архаических усилий противопоставить своему внутреннему паническому ужасу уверенность в том, что кто-то, к кому они привязаны, всемогущ, вездесущ и бесконечно благосклонен, поэтому психологическое слияние с этим сверхестественным другим обеспечит им безопасность. Примитивное обесценивание – неизбежная оборотная сторона потребности в идеализации.
Проекция, интроекция и проективная идентификация. Проекция – это такой процесс, в результате которого внутреннее начинает ошибочно восприниматься как приходящее извне. Она может быть понята как неосознанное отвержение собственных неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписыванием их другим людям с целью переложить ответственность за то, что происходит внутри своего Я, на окружающий мир. Интроекция – напротив, готовность присваивать убеждения, чувства и установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать своими собственными. В результате граница между собственным Я и средой перемещается так глубоко внутрь Я, что индивиду, занятому усвоением чужих убеждений, не удается формировать свою личность. Когда проекция и интроекцияработают одновременно, они объединяются в единую защиту, называемую проективной идентификацией.
Различные типы защит, причисляемых к вторичным, то есть более зрелым, более развитым (так называемая защита высшего порядка), имеют дело с внутренними границами личности (между Эго, СуперЭго и ИД или между наблюдающей и переживающей частями Эго). Поговорим о них более подробно.
Репрессия (вытеснение) – мотивированное забвение своих мыслей, воспоминаний и переживаний. Этот защитный механизм позволяет избежать внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о каком-либо поступке или событии в целом, а только истинного, но неприемлимого мотива своего поведения.
Интеллектуализация – человек, использующий последнюю, может обсуждать свои эмоции, но делает он это таким образом, что у слушателя создается впечатление их отсутствия.
Рационализация – это вид защиты, который связан с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринятой информации, благодаря которой собственное поведение предстает хорошо контролируемым, не противоречащим объективным обстоятельствам. При этом неприемлимая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовываться и после этого осознается, но уже в измененном виде. Рационализация не обязательно противоречит фактам и законам логики: в этом случае ее иррациональность заключается только в том, что объявленный человеком мотив деятельности не является подлинным.
Морализация– близкая родственница рационализации. Разница в том, что когда человек рационализирует, он бессознательно ищет преемлимые с точки зрения логики оправдания для принятого им решения, а в случае морализации он ищет пути для того, чтобы чувствовать, что он обязан следовать в данном направлении.
Компартментализация (раздельное мышление). Ее функция состоит в том, чтобы разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанного чувства запутанности, вины, стыда или тревоги. Для наблюдателя, не использующегося психологическую точку зрения, раздельное мышление ничем не отличается от лицемерия.
Аннулирование – естественный преемник «всемогущего» контроля. Этот термин обозначает бессознательную попытку человека уравновесить некий аффект (обычно вину или стыд) с помощью такого отношения и поведения, которые магическим образом уничтожили бы происшедшее. Ярким примером аннулирования является возвращение супруга домой с подарком жене, предназначенным для компенсации его вспышки гнева накануне вечером. Если муж не осознает мотива своего мотива, не испытывает стыда и вины – это аннулирование.
Ретрофлексия (поворот на себя) смещает границу между личностью и средой ближе к центру Я, после чего ретрофлексирующий индивидуум начинает относиться к самому себе так, как он относится к другим людям и объектам. Встретив сильное противодействие среды при попытке удовлетворить свою потребность, человек обращает всю энергию на себя вместо того, чтобы направить ее на изменение обстоятельств. Таким образом, у него формируется отношение к самому себе как к постороннему объекту и первоначальный конфликт между его Я и другими превращается в конфликт внутри Я. Речевым грамматическим индикатором ретрофлексии служит использование возвратного местоимения: «Я должен управлять самим собой, я должен заставить себя сделать эту работу и т.д.»
Идентификация – это такая разновидность проекции, которая связана с неосознанным отождествлением своей личности с другим человеком при переносе на себя желаемых чувств и качеств. Идентификация связана с процессом, во время которого человек, как бы включив другого в свое Я, заимствует его мысли, эмоции и действия.
В психотерапевтической литературе категория психологической защиты неоднократно рассматривалась и как понятие, близкое копинг-поведению. Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (или копинга) возникла в психологии второй половины 20 века. Сам термин был введен американцем психологом А.Маслоу. Под копингом обычно подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки личности приноровиться к специфическим внешним или/и внутренним требованиям, которые оцениваются как напряжение либо превышают возможности человека преодолеть их.Иными словами, копинг-поведение – это форма действий, отражающая готовность индивида решать свои жизненные проблемы – поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.
Выделяют три разновидности совладающего поведения: решение проблемы, поиск социальной поддержки, избегание.
Совладающее поведение реализуется путем применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов как личности, так и среды. Наиболее важным ресурсом среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная Я-концепция, позитивная самооценка, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция и другие подобные психологические конструкции.
В процессе воздействия возбудителя стресса (стрессора) на индивидуума происходит его первичная оценка, на основании которой определяется тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента и формируются механизмы личностной защиты. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции: от них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение и удаление действующего стрессора. Результатом его становится один из трех возможных типов совладания: - непосредственные активные действия индивида с целью уменьшить либо устранить опасность (нападение или бегство);
- косвенная (то есть мыслительная) форма поведения без прямого воздействия.Невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения; это может быть вытеснение (это меня не касается), переоценка (это не так уж и опасно), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации;
-совладание при отсутствии эмоций, когда угроза не оценивается личностью как реальная(например, ежедневное управление транспортом, бытовой техникой).
Существует большое количество классификаций стратегий копинг-поведения. Можно выделить три критерия, на которых они строятся.
Эмоциональный/проблемный
1) Эмоционально-фокусированный копинг – тактика, направленная на урегулирование эмоциональной реакции;