Нормальная физиология с основами анатомии

Нормальная физиология с основами анатомии

для студентов фармацевтического факультета

Лабораторный практикум

Самара

Все лабораторные (практические) работы выполняются по единой схеме, позволяющие сделать правильные выводы по проводимому исследованию.

План проведения конкретного исследования всегда включает одни и те же разделы:

1. Тема исследования.

2. Цель исследования.

3. Материально-техническое обеспечения исследования (что необходимо).

4. Название работы.

5. Цель работы.

6. Что необходимо для проведения работы

7. Ход работы.

8. Результаты.

9. Обсуждение и выводы.

Организация и правила выполнения лабораторных (практических) занятий

Программа обучения студентов по курсу «Нормальная физиология с основами анатомии» требует от студентов выполнения определенных правил по технике безопасности при работе с животными, колюще-режущими инструментами, электрооборудования, химическими реактивами и биологическими жидкостями.

Чтобы проведение учебных занятий проходило безопасно необходимо выполнять следующие требования:

1. выполняются правила техники безопасности;

2. соблюдается дисциплина, тишина, порядок и чистота на рабочих местах;

3. все студенты имеют рабочую одежду (шапочки, халаты, резиновые перчатки);

4. каждая работа начинается с подробного объяснения методики ее выполнения и получения разрешения преподавателя;

5. назначается дежурный (из группы студентов), который следит за подготовкой необходимого материала и оборудования, для выполнения конкретной темы, при необходимости проветривает помещение, включает и выключает воду и электричество.

Работа с кровью или другими биологическими жидкостями

Для профилактики инфицирования студент должен соблюдать следующие правила:

1. Использование защитных средств и методик, острожное обращение с колюще-режущими инструментами.

2. Необходима специальная медицинская одежда (халат, шапочка, резиновые перчатки), которую при загрязнении кровью нужно менять незамедлительно.

3. Острые инструменты (иглы, скальпели, ножницы и др.) рассматриваются как потенциально инфицированные.

4. Студенты с травмами (ранами) на руках, экссудативным поражением кожи, мокнущими дерматитами отстраняются от контакта с кровью, а также с колюще-режущими инструментами.

5. При манипуляциях, предусматривающих контакт с кровью, тканями и биологическими жидкостями, обязательно использовать перчатки. После завершения работы руки следует вымыть. Не рекомендуется дважды использовать перчатки.

6. При возможном разбрызгивании крови или других биологических жидкостей следует использовать хирургические маски, очки или защитные экраны.

7. Весь медицинский инструментарий (а также посуда, белье, аппараты и др.), загрязненный кровью или другими биологическими жидкостями, а также соприкасающийся со слизистыми оболочками, сразу после использования подлежит дезинфекции в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ и другими нормативными документами. Применяемые для проведения работ материала (вата, бинты) обеззараживают согласно этим же приказам с последующей утилизацией.

Лабораторный практикум

Работа №1. Общая физиология возбудимых тканей. Нерв. Синапс. Мышца.

Приготовление физиологических препаратов

(на лягушке). Острый опыт.

Цель работы: научиться методике приготовления физиологических препаратов для проведения в дальнейшем острых физиологических исследований.

Материально-техническое обеспечение опыта: лягушка, набор хирургических инструментов, круглый зонд, вата, электростимулятор с электродами, стеклянные стаканчики, физиологический раствор Рингера, 2 препаровальных столика, 2 лотка для чистых и использованного материала.

Ход работы

1.Обездвижьте лягушку. Используйте один из способов обездвижения лягушки (наркотизация с помощью газового эфирного наркоза; путем введения в подкожный лимфатический мешок миорелаксантов, путем разрушения головного и спинного мозга ножницами и круглым зондом.

2. При помощи ножниц и хирургического пинцета вскрывайте грудо-брюшную полость.

3. Пересечь брыжейку кишечника и выделить спинной мозг.

4. Пересечь ножницами позвоночник на 1-1,5 см ниже места отхождения нервов от позвоночника.

5. Захватив одной салфеткой за кожу со стороны спины, а другой салфеткой за позвоночник снимите кожу с лапок при помощи. Получился препарат двух задних лапок.

6. Приготовьте препарат одной лапки. Для этого необходимо удалить копчиковую кость ножницами. Затем под контролем зрения перережьте на 2 части позвоночник, лонное сочленение и мягкие ткани на 2 части не повреждая нервы.

7. Приготовление реоскопической лапки и нервно-мышечного препарата. Острым и тупым способом выделить нерв на всем протяжении от позвоночника до коленного сустава. Пересечь в верхней трети бедренную кость. Отпрепарировать мягкие ткани до коленного сустава и отсечь. Получился препарат «реоскопическая лапка». Точно также из 2-й лапки сделайте 2-1 препарат реоскопической лапки.

8. Из реоскопической лапки приготовьте «нервно-мышечный препарат». Для этого необходимо ножницами перерезать ахиллово сухожилие. Отпрепарировать икроножную мышцу до коленного сустава. Пересечь ножницами голень и удалить ее. Получился нервно-мышечный препарат. Положите его в раствор Рингера.

9. Зарисовать оба препарата, обозначьте его части и укажите, для каких целей он используется.

10. Чтобы проверить сохранность возбудимости препаратов, нанесите раздражение электрическим током от электростимулятора на нерв и мышцу препаратов. Наблюдается сокращение мышцы.

11. Сделайте вывод по данной работе.

На нерв и мышцу

Цель работы:изучение особенности действия различных раздражителей.

Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, раствор Рингера, 10% раствор соляной кислоты, 10% раствор едкого натра, кристаллы поваренной соли, экспериментальный столик.

Ход работы

Приготовить реоскопическую лапку. Положить ее на препаровальный столик, действовать попеременно на нерв и мышцу следующими раздражителями: 1) укол иглой; 2) сдавливание пинцетом; 3) надрез; 4) нагретая на пламени спиртовки игла; 5) кристалл поваренной соли (обязательно промыть раствором Рингера); 6) раствор соляной кислоты (то же самое); 7) раствор едкого натра (то же самое).

Зарисовать схему опыта. Результаты оформить в виде таблицы:

Наименование раздражителей Место раздражения Наблюдаемый эффект
       

Отметить особенности действия различных раздражителей на нерв и мышцу и проклассифицировать раздражители. Сделать результаты.

Ход работы

Приготовив реоскопическую лапку и уложив ее на препаровальный столик, подвести под нерв электроды, соединенные со стимулятором. Подать на нерв одиночные импульсы, постепенно увеличивая амплитуду до появления первых признаков сокращения мышцы. По шкале амплитуды заметить величину порогового импульса. Повторить определение порога раздражения для мышцы. Провести не менее трех последовательных определений и вычислить средние значения. Зарисовать схему установки. Cравнить возбудимость нервной и мышечной ткани. Сделать результаты.

Опыт № 3. Опыт Маттеучи

Ход работы.Приготовить вторую реоскопическую лапку. На икроножную мышцу этого препарата положить нерв первого. Раздражать нерв второго препарата током. Наблюдается сокращение мышц обоих препаратов – вторичный тетанус.

Опыт № 4. Опыт Келликера

Ход работы.Выделенное сердце лягушки подсушить фильтровальной бумагой и по длинной оси его набросить нерв препарата. Сокращения мышц его происходят в ритме сокращении сердца. Зарисовать схемы всех опытов. Объяснить причины сокращений мышц препаратов во всех опытах.

Работа № 5. Закон крутизны раздражения

Цель работы:выяснить значение крутизны изменений силы раздражителя.

Для работы необходимы:лягушка, препаровальный набор, раствор Рингера, треножник с сеткой, спиртовка, химический стакан, стимулятор, электроды.

Ход работы

Приготовить две реоскопические лапки, одну из них опустить в стакан с раствором Рингера. Медленно нагревать до 40. Затем быстро опустить туда же второй препарат, наблюдать сокращение мышц последнего. Повторить опыт с электрическим раздражителем. Подведя электрод под нерв препарата, медленно увеличивать амплитуду. Отметить пороговый результат. Затем снова изменять силу тока от 0 и выше, но очень быстро. Отметить результаты. Зарисовать схемы установок. Отметить зависимость ответной реакции от крутизны нарастания силы раздражителя.

Работа № 6. Влияние отягощения на высоту сокраще­ния мышцы и определение работы мышцы

Цель работы: выяснить характер влияний растяжения мышцы на величину работы, вычислить механическую работу мышцы при различных нагрузках, определить силу мышцы.

Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, раствор Рингера, костная клемма, влажная камера, ки­мограф, стимулятор, провода, набор грузов, линейка, динамо­метры.

Опыт № 3. Динамометрия

Ход работы.Силу мышц сгибателей кисти определяют ручным динамо­метром. Испытуемого сажают на стул и просят кистью вытяну­той вперед руки постепенно сжимать динамометр до максиму­ма. На измерительной шкале прибора отмечается сила мышц в килограммах. Определение производят троекратно, выбирая наи­большее значение. Для определения силы мышц разгибателей спины (становая сила) пользуются становым- динамометром. Испытуемый наступает на подставку прибора выпрямленными в коленных суставах ногами. Взявшись двумя руками за ручку динамометра, производит максимально возможное выпрямление туловища.

Работа № 7. Утомление и снятие утомления мышцы

Цель работы: изучить развитие процесса утомления и факторы, влияющие на него в изолированном нервно-мышечном препарате.

Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, раствор Рингера, костная клемма, влажная камера, сти­мулятор, электроды, грузы, кимограф, миограф, растворы адре­налина, хлористого кальция.

Ход работы. Приготовить нервно-мышечный препарат. Бедренную кость укрепить в клемме, а нерв уложить во влаж­ную камеру на электроды, соединенные со стимулятором. Мыш­цу соединить с миографом .и отяготить ее грузом в 5—10 г. По­добрать силу тока, дающую хорошие сокращения. Нанося оди­ночные раздражения с частотой 30—35 в мин., записать мио­граммы. Наблюдать изменение миограмм (до полного утомле­ния не доводить!). После 3—5 минутного отдыха снова записы­вать миограммы до утомления. Не прерывая раздражений, об­мыть мышцу раствором Рингера, снова утомить, подействовать раствором хлористого кальция, опять утомить, обмыть раство­ром адреналина и после наступления утомления перенести элек­троды с нерва на мышцу, Убедиться в способности мышцы хо­рошо сокращаться. Записатьрезультаты. Выводы.

Анализ рефлекторной дуги

Цель работы: изучить на лягушках спинальный шок, рефлекторную деятельность спиного мозга, проанализировать рефлекторную дугу.

Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, штатив с крючком, стимулятор, электроды, 0,5% и 1% растворы серной кислоты, фильтровальная бумага, стакан.

Опыт № 1. Спинальный шок

Ход работы. Произвести декапитацию лягушки, точно заметив время ее. Подвесить лягушку за нижнюю челюсть на крючок и через каждые 20-30 секунд наносить на одну из лапок механическое или электрическое раздражение. Наблюдать отсутствие рефлекторной деятельности (спинальный шок) и восстановление ее. Отметить время спинального шока. Зарисовать схему опыта. Дать определение спинального шока, описать причины возникновения его.

Ход работы

Накладывая кусочек фильтровальной бумаги, смоченной в растворе серной кислоты, на кончики пальцев или голень лягушки, наблюдать защитный рефлекс сгибания. Раздражая тыльную поверхность стопы, наблюдать разведение пальцев или защитный рефлекс разгибания. Раздражая кожу спинки, бедра, брюшка, вокруг анального отверстия, наблюдать защитный потирательный рефлекс. После каждого раздражения следует обмыть лягушку в стакане воды. Зарисовать схему рецептивных полей изученных рефлексов. Дать определение рефлекса, рецептивного поля рефлекса, отметить характер спинномозговых рефлексов. Сделать результаты. Выводы.

Ход работы

Обратить внимание на одинаковую длину задних лапок висящей на крючке лягушки (нормальный тонус мышц). Провести круговой разрез кожи ниже коленного сустава и снять кожу с одной лапки. Приложить к ней кусочек фильтровальной бумаги, смоченной 0,5 % раствором серной кислоты. Рефлекс не возникает. Аналогичное раздражение другой лапки вызывает ее сокращение. На неповрежденной лапке обнажить и перерезать седалищный нерв. Обратить внимание на удлинение конечности после перерезки. Наблюдать отсутствие рефлекса в ответ на раздражение. Раздражать кожу между передними лапками. Наблюдать сгибание обеих передних и одной задней (с целым нервом) лапок. Разрушить зондом спинной мозг. Раздражать любые рецептивные поля. Наблюдать полное отсутствие рефлекторной деятельности. Зарисовать схему рефлекторной дуги. Дать определение рефлекторной дуги и ее звеньев. Отметить значение их для осуществления рефлекса. Описать зависимость тонуса мышц от связи с центральной нервной системой.

Ход работы

Поза испытуемого должна быть удобной, без напряжения мышц. Его внимание должно быть отвлечено от процесса исследования. Раздражая молоточом рецептивное поле, вызывают соответствующий рефлекс. Результаты исследования занесите в таблицу:

Рецептивное поле Поза испытуемого Ответная реакция Афферентный нерв Сегмент спинного мозга Эфферентный нерв Рабочий орган
Сухожилие 4-главой Сидя, положив ногу на ногу Разгибание голени        
Ахиллово сухожилие Стоя на коленях, стопы отвисают Подошвенное сгибание        
Сухожилие продольной мышцы стопы (провести рукояткой) То же Сгибание пальцев        
Сухожилие 2-главой мышцы плеча Рука пассивно согнута в локте Сгибание в локтевом суставе        
Сухожилие 3-главой мышцы плеча Рука в положении между пронацией и супинацией Разгибание руки в локтевом суставе        
Головка луча Рука согнута в локтевом суставе и лучезапяст-ном суставах. Мышцы расслаблены. (держать за пальцы). Сгибание кисти        
Кожа живота вдоль края ребер Лежа на спине Сокращение брюшных мышц        
Кожа живота на уровне пупка То же Сокращение брюшных мышц        
Кожа живота параллельно паховой складке То же Сокращение брюшных мышц        

Запишите названия и рефлекторные дуги исследованных рефлексов. Отметьте значимость их для клиники.

Работа № 10

Работа № 11

Работа № 12

Рефлексы положения

Цель работы:изучить статические и статокинетические рефлексы. Проанализировать их рефлекторные дуги.

Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, глазные ножницы, пинцет, скальпель, марлевая салфетка, ватные тампончики, вращающийся столик, таз с водой, нитки.

Опыт № 2

Опыт № 3

Подсчет эритроцитов

Цель работы:определить количество эритроцитов в 1 мм цельной крови.

Для работы необходимы: все то же, что указано в работе по подсчету форменных элементов крови.

Ход работы. Подготовив счетную камеру и 3% раствор поваренной соли в часовом стекле, обычным способом набирают кровь из пальца в смеситель для эритроцитов до метки 0,5 (или 1,0) путем насасывания ртом через наконечник, надетый на верхнюю часть смесителя. Затем, обтерев кончик смесителя фильтровальной бумагой, быстро, чтобы не свернулась кровь, переносят смеситель на часовое стекло и, не вынимая наконечник изо рта, насасывают 3% раствора поваренной соли до метки 101, т.е. разводят кровь в 200 раз. Переводя смеситель в горизонтальное положение и зажав его концы между пальцами, круговыми движениями равномерно перемешивают содержимое смесителя. Выпускают из смесителя 2-3 капли крови на вату, а следующую каплю вносят в желобки или к краю покровного стекла счетной камеры и следят за тем, чтобы не появились пузырьки воздуха. Заполнив камеру кровью, помещают счетную камеру под микроскоп и под малым и большим увеличением находят сетку и расположенные над ней эритроциты, которые под действием гипертонического раствора слегка сморщиваются и становятся лучше видимыми. Подсчет эритроцитов производят в 5 больших квадратах, разделенных еще на 16 малых квадратов и расположенных в разных участках сетки (часто берут по диагонали). Предварительно на бумаги рисуют пять больших квадратов, разделенных каждый на 16 малых квадратов. Считают по правилу Егорова эритроциты в каждом малом квадрате и полученные результаты заносят в нарисованные квадраты.

Вычислив общее количество эритроцитов в 80 малых квадратах (Э), определяют среднее арифметическое количество эритроцитов в каждом малом квадрате (Э/80). Зная объем одного малого квадрата (1/4000 мм3), степень разведения (в 200 раз), находят общее число эритроцитов (Х) в 1 мм3 цельной крови по формуле: Х= Э·4000·200/80 эритроцитов. Нарисовать большой квадрат, разделенные на малые квадраты, и находящиеся там эритроциты, записать полученное количество эритроцитов, сравнить с нормой и сделать выводы.

Опыт № 4

Подсчёт лейкоцитов

Цель работы: определить количество лейкоцитов в 1 мм3 цельной крови.

Для работы необходимы: все то же, что указано в работе, но подсчету форменных элементов крови.

Ход работы. Подготовив счетную камеру и 3% раствор уксусной -кислоты, подкрашенный метилвиолетом на часовом стекле, обычным способом набирают кровь из пальца в смеси­тель для лейкоцитов до метки 1,0. Обтерев кончик смесителя фильтровальной бумагой, быстро, чтобы не свернулась кровь, с часового стекла набирают разбавитель в смеситель до метки 11, т. е. получают разведение в 10 раз. Содержимое смесителя тщательно перемешивают, делая круговые движения смесите­лем, концы которого зажаты между пальцами. Под влиянием уксусной кислоты эритроциты гемолизируются, а метилвиолет окрашивает ядра лейкоцитов, что облегчает их подсчет. Поря­док подготовки, заправки счетной камеры и правила подсчета лейкоцитов те же, что и при подсчете эритроцитов. Подсчет лейкоцитов производится в 25 больших, не разделенных на ма­лые квадраты (в 400 малых квадратах), под малым увеличени­ем. Подсчитав количество лейкоцитов в 25 больших или в 400 малых квадратах (Л), определяют среднее арифметическое ко­личество лейкоцитов в одном малом квадрате (Л/400). Зная объем одного малого квадрата (1/4000 мм3), степень разведения (в 10 раз), находят общее количество лейкоцитов (X) в 1 мм3 цельной крови по формуле Х= (Л·4000·10)/400 лейкоцитов. Зарисовать один большой квадрат с видимыми в нем лейко­цитами, отметить найденное количество лейкоцитов и сравнить с нормой, сделать выводы.

Опыт № 5

Опыт № 7.

Опыт № 9

Гемолиз крови

Цель работы:ознакомится с различными видами гемолиза и механизмами, вызывающими его.

Для работы необходимы:штативы с пробирками, набор градуированных пипеток на 1-3 мл; растворы: 0,9% хлористого натрия, 0,9 % хлористого калия, 0,35 и 0,1% хлористого натрия, 10% соляной кислоты; аммиак, хлороформ, эфир, дистиллированная вода, цитратная кровь.

№1. Осмотический гемолиз.

Ход работы.Приготовить 5 чистых пробирок и в каждую из них налить 2-3 мл одного из следующих растворов: 0,1, 0,35, 0,9 % хлористого натрия, 0,9% хлористого калия, дистиллированной воды. В каждую пробирку добавить по 2-3 капли крови, хорошо перемешать. Отметить полученные результаты. Выводы.

№ 2. Действие кислот и щелочей.

Ход работы.Приготовить 3 пробирки, в каждую из них налить 3 мл 0,9% раствора поваренной соли и прибавить по 2-3 капли крови. После этого в одну из пробирок добавить 1 мл разведенной соляной кислоты, во вторую – 1 мл раствора аммиака, а третья – остается контрольной. Сравнить состояние крови в пробирках. Сделать результаты. Выводы.

№ 3. Действие эфира и хлороформа.

Ход работы.Приготовить 3 пробирки, в каждую из них налить по 5 мл 0,9% раствора поваренной соли и прибавить по 2-3 капли крови. Затем в одну пробирку долить 1 мл хлороформа, в другую – 1 мл серного эфира, третья – остается контрольной. Растворы в пробирках хорошо перемешать. Отметить результаты. Выводы.

Опыт № 10

Опыт № 11

Опыт № 13

Определение групп крови

Цель работы:определить группу крови.

Для работы необходимы:предметные стекла, стеклянные палочки, скарификатор, эфир, спирт, вата, йод, физиологический раствор, стандартные сыворотки I, II, III, IV групп.

Ход работы.Предметное стекло помещают на белую бумагу и на нем делают пометки о расположении сывороток. В соответствии с пометками на предметное стекло пипеткой (или палочкой), отдельной для каждой сыворотки, наносят по 1 капле стандартных сывороток I, II, III, IV группы. Затем обычным способом берут кровь из пальца и отдельными для каждой группы сывороток стеклянными палочками переносят небольшое количество крови в каждую сыворотку (соотношение 1:5 или 1:10). При внесении крови в сыворотки необходимо их тщательно перемешать до получения равномерного окрашивания. Если недостаточно крови, то ее добавляют чистой стеклянной палочкой. Результаты оценивают через 5-10 минут. При наличии агглютинации капля становится прозрачной, а эритроциты склеиваются в виде комочков. Группа крови устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия агглютинации. Отсутствие агглютинации во всех трех каплях говорит о принадлежности данной крови к первой группе. Наличие агглютинации с сыворотками I и III группы свидетельствует о принадлежности крови ко

II группе. Если агглютинация произошла с сыворотками I и II,то кровь принадлежит к III группе.

Агглютинация во всех трех сыворотках говорит о том, что кровь относится к IVгруппе. Это можно подтвердить тем, что внесение крови в сыворотку IV группы не сопровождается агглютинацией. В сомнительных случаях результаты взаимодействия крови и сыворотки рассматриваются под микроскопом или производят повторное исследование. В таблице отметить совместимость групп крови при переливании.

I (0) II (A) III (B) IV (AB)
II (A)      
III (B)      
IV (AB)      

Опыт № 14

Сердца лягушки

Цель работы:наблюдение фаз сердечной деятельности лягушки и овладение методикой графической регистрации сокращений сердца.

Для работы необходимы:лягушка, препаровальный набор инструментов и столик, штатив, рычажок Энгельмана, серфин, кимограф, раствор Рингера для холоднокровных, нитки, вата.

Опыт № 2

Опыт № 3

Опыт № 4

Опыт № 5

Перкуссия сердца

Цель работы: овладеть пальце-пальцевой методикой перкуссии, определить границы сердца.

Ход работы. Исследование проводится на студентах. Сначала определяют правую границу сердца. Для этого проводят перкуссию по правой среднеключичной линии сверху вниз по межреберьям до определения «печеночной тупости». Затем, отступив от верхней границы печени кверху на 2,5—3 см, про­должают перкуссию справа налево но межреберьям до измене­ния перкуторного звука. В норме правая граница сердца нахо­дится на 0,5—1,5 см вправо от правого края грудины. Верхняя граница определяется путем перкуссии по левой парастериальной линии сверху вниз. В норме верхняя граница проходит по верхнему краю 3-го ребра. Левую границу сердца определяют путем перкуссии в 5-м межреберье от левой среднеподмышечной линии по направлению к сердцу. В норме левая граница прохо­дит на 0.5—3,5 см кнутри от левой среднеключичной линии и совпадает с верхушечным толчком, который можно определить визуально или пальпаторно. Выстукивание, как и выслушива­ние, следует проводить в полной тишине. Записать полученные результаты и сравнить их с нормой и сделать выводы.

Опыт № 6

Аускультация сердца

Цель работы: овладеть методикой аускультации серд­ца.

Для работы необходимы: фонендоскоп или сте­тоскоп.

Ход работы. Тоны сердца слышны неодинаково на всей поверхности грудной клетки. Так, 1-й тон наиболее ясно выслушивается вобласти сердечного толчка, т.е; в 5-м меж­реберье кнутри от левой срединноключичной линии, а 2-й тон - во 2-м межреберье слева и справа от грудины. В области сердечного толчка мы различаем громкий 1-й тон и слабый 2-й тон; у основания сердца 1-й тон слышен слабо, а 2-й - более ясно. Этим обстоятельством пользуются для раздельного выслушивания тонов сердца. 2-й тон на аорте лучше определяется во 2-м межреберье справа от грудины, а 2-й тон па легочной ар­терии - во 2-м межреберье слева от грудины. Выслушивание звуков двухстворчатого клапана лучше производить в области сердечного толчка или в зоне Боткина (в 3-м межреберье сле­ва от грудины), а трехстворчатого клапана - в области мечевидного отростка грудины.

Опыт № 7

Электрокардиография

Цель работы: ознакомиться с методикой регистрации электрокардиограммы.

Для работы необходимы: электрокардиограф, образцы электрокардиограмм, циркуль, линейка, карандаш.

Ход работы: провести анализ ЭКГ в 3 стандартных по прилагаемой схеме. Для этого необходимо измерить амплитуду в мильвольтах, продолжительность в секундах, направление зубцов и интервалов ЭКГ (1 см = 1мВ).

Полученные при расшифровке результаты занести в прилагаемую таблицу, сравнить с нормальными величинами и сделать выводы.

Показатели ЭКГ Отведения
Зубец P Зубец Q Зубец R Зубец S Зубец T Интервал PQ (от конца P до начала Q) Комплекс QRS (начало Q-конец S) Интервал S-T (степень отклонения от изолинии) Интервал T-P (конец Т-начало Р) Интервал Q-T (начало Q-конец T)      

Опыт № 8

Определение артериального давления

Цель работы: ознакомиться с методами бескровного определения артериального давления.

Для работы необходимы: сфигмоманометр или тонометр, фонендоскоп.

Ход работы. Аппарат устанавливается так, чтобы нуле­вое деление манометра находилось на уровне плечевой арте­рии. Рука должна располагаться на столе па уровне сердца в полусогнутом положении без напряжения мышц. Определяется артериальное давление двумя способами.

1. Пальпаторный метод определения артериального давле­ния или метод Рива - Роччи.

Манжетку плотно (но не туго) накладывают на среднюю треть плеча. Завинчивают выпускной клапан. Левой рукой на­щупывают пульс лучевой артерии, правой нагнетают воздух в манжетку до исчезновения пульса. Затем постепенно приоткры­вают выпускной клапан и следят за падением уровня ртути в манометре. Отмечают высоту давления (по высоте столба рту­ти) в тот момент, когда появляются первые пульсовые удары. Эта величина соответствует - максимальному или систолическому давлению. Продолжают понижать давление в манжетке до тех пор, пока наполнение пульса не становится постоянным, что соответствует минимальному или диастолическому давлению. Отмечают величину давления в манометре. Определения прово­дят 2—3 раза. Полученные данные записывают дробью, напри­мер 120/65 мм рт. ст. Здесь числитель соответствует максималь­ному (систолическому) давлению, а знаменатель - минималь­ному (диастолическому) давлению.

2. Аускультативный метод, или метод Короткова. Устанавливают фонендоскоп в области локтевого сгиба в месте проекции локтевой артерии. Нагнетают воздух в манжет­ку до исчезновения пульса. После этого открывают выпускной клапан и медленно снижают давление в манжетке и выслуши­вают звуки, возникающие ниже места сдавления. Момент по­явления звуков соответствует максимальному артериальному давлению, что отмечают по показанию манометра. Момент ис­чезновения звуков отмечают по показанию манометра и это со­ответствует минимальному (диастолическому) давлению. Опре­деления провести 2—3 раза и взять средние цифры. Сравните данные, полученные двумя методами определения артериального давления; укажите преимущества и недостатки методов.

Опыт № 9

Влияние физических упражнений на деятельность

сердечно-сосудистой системы

Цель работы: изучить влияние физической нагрузки на силу и частоту сердечных сокращений.

Для работы необходимы: сфигмоманометр, фонен­доскоп.

Ход работы. Измеряют у испытуемого максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давление, оп­ределяют частоту пульса в следующих состояниях: в состоянии относительного покоя; после 30 приседаний в течение минуты; через каждую минуту до восстановления исходных данных.

Опыт № 3

Опыт № 4

Работа № 16

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Опыт № 6

Определение вкусовой топографии языка на основные первичные вкусовые вещества (сладкое, соленое, горькое, кислое).

Цель работы:оценить вкусовую гетерогенность различных участков языка.

Для работы необходимо:испытуемый, стеклянные палочки, вата, спирт, растворы сладкого(глюкоза), соленого (р-р NaCl 10%), горького (раствор полыни) и кислого (раствор уксуса 3%), дисцилированная вода.

Ход работы:кончик стеклянной палочки обмотать ватой и погрузить в раствор различных веществ (р-ры NaCl, сахара 10%, уксуса, полыни). Смачиваем палочку раствором глюкозы. Затем этой палочкой дотрагиваемся до кончика языка. Испытуемый отвечает на вопрос о наличии ощущения сладкого в этой области. Затем таким же образом дотрагиваемся до боковой и задней поверхности Удаляем вату, промываем физиологическим раствором. На кончик палочки наматываем вату смоченную соленым веществом (р-р NaCl 10%), дотрагиваемся до языка. Также проводим исследование с кислыми и горькими растворами.

Отмечаем результаты наличия и степени ощущений в различных областях языка при воздействии различных веществ.

Зарисовать схему языка. Обозначить на ней зоны языка чувствитльные к сладкому, соленому, кислому, горькому. Сделать выводы.

Опыт № 7

Опыт № 8

Опыт № 9

Опыт № 10

Нормальная физиология с основами анатомии

для студентов фармацевтического факультета

Лабораторный практикум

Самара

Все лабораторные (практические) работы выполняются по единой схеме, позволяющие сделать правильные выводы по проводимому исследованию.

План проведения конкретного исследования всегда включает одни и те же разделы:

1. Тема исследования.

2. Цель исследования.

3. Материально-техническое обеспечения исследования (что необходимо).

4. Название работы.

5. Цель работы.

6. Что необходимо для проведения работы

7. Ход работы.

8. Результаты.

9. Обсуждение и выводы.

Наши рекомендации