Физиология с основами анатомии

Физиология с основами анатомии

Методические указания для студентов фармацевтического факультета

Год

Занятие № 1

Тема занятия: Предмет и задачи физиологии и анатомии.

Методологические подходы в физиологических и морфологических науках.

Уровни организации живой материи.

Цель занятия: определить роль морфологических наук и физиологии в системе фармацевтического образования; понять иерархический принцип организации живой материи.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. С. 5-17, 37-47.

3) Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого., 1985. – С. 5-18.

4) Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 17-26, 31-34.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Предмет изучения анатомии, цитологии, гистологии, физиологии.

2. Общая характеристика морфологических (анатомических, гистологических, цитологических) и физиологических методов исследования.

3. Основные понятия физиологии: раздражимость, возбудимость, раздражитель, гомеостаз, адаптация.

4. Основные механизмы регуляции функций в организме человека.

На занятие необходимо принести тетрадь и цветные карандаши.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Методы исследования в анатомии и гистологии. Этапы приготовления гистологического материала.

Под руководством преподавателя проанализировать основные этапы приготовления гистологического препарата. Оформить протокол по методам исследования в морфологии.

Провести микроскопирование препарата, окрашенного гематоксилином и эозином. Дать понятие базофилии и эозинофилии (оксифилии).

Блок информации: Наиболее распространенной окраской в гистологии является окраска двумя красителями – гематоксилином и эозином. Эта окраска позволяет по-разному окрасить структуры клетки, имеющие разную химическую реакцию. Структуры клетки, в которых преобладают кислотные ионы (например, нуклеиновые кислоты ДНК и РНК) окрашиваются основным (щелочным) красителем гематоксилином в синий цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются базофильными («базис» - основание; «филео» - любить). Структуры клетки, в которых преобладают основания (обычно это цитоплазма) окрашиваются кислым красителем эозином в розовый цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются эозинофильными (или оксифильными).

В выводе указать достоинства и недостатки морфологических методов исследования.

Работа № 2.

Методы исследования в физиологии. Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки.

На основании просмотра учебного видеофильма «Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки» оформить протокол по этапам приготовления нервно-мышечного препарата лапки лягушки. В выводе указать достоинства и недостатки острых экспериментов в физиологии (вивисекции).

Занятие № 2

Тема занятия: Клеточный уровень организации живой материи.

Строение и свойства биологической мембраны.

Межклеточные контакты.

Цель занятия: изучить основные понятия цитологии; проанализировать структурно-функциональные свойства биологической мембраны; исследовать структуры, представленные на клеточном уровне организации живой материи.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 47-65.

3) Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М, 2008. – С. 16-17.

4) Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 39-41.

Дополнительный блок информации:

Клетки многоклеточных организмов взаимодействуют между собой. При этом взаимодействии клеточная мембрана (цитолемма) образует особые соединения – межклеточные контакты. Выделяют несколько типов межклеточных контактов:

1) Простой контакт – сближение цитолемм клеток на 15-20 нм, При этом происходит взаимодействие слоев гликокаликса соседних клеток. Молекулы мембраны «узнают» клетки своего типа.

2) Плотный контакт (запирающий контакт) - плотно соединяет клетки, при этом область межклеточного контакта становится непроницаемой для макромолекул. На поверхности клетки с помощью специальных белков образуется подобие ячеистой сети. Эта ячеистая сеть окружает в виде «пояска» весь периметр клетки, соединяясь с такой же сетью на поверхности соседней клетки.

физиология с основами анатомии - student2.ru

3) Десмосома (сцепляющий контакт) - обеспечивает механическую связь между клетками. Это парные структуры, представляющие собой небольшое пятно диаметром около 0,5 мкм, к которому прилежат особые волокна, обеспечивающие прочность контакта.

физиология с основами анатомии - student2.ru

4) Щелевой контакт (нексус, коммуникационное соединение) - расстояние между цитолеммами двух клеток минимально - 2-3 нм, в цитолеммах контактирующих клеток имеются особые структуры – каналы, связывающие цитоплазмы двух клеток. Функциональная роль щелевых контактов заключается в переносе ионов от клетки к клетке.

физиология с основами анатомии - student2.ru

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  1. Основные положения клеточной теории.
  2. Строение животной клетки, роль различных органелл в жизнедеятельности клетки.
  3. Строение биологической мембраны, свойство полупроницаемости биологической мембраны, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.
  4. Виды межклеточных контактов.

· К занятию необходимо письменно в тетради для практических занятий в виде краткого конспекта (в форме таблицы) самостоятельно подготовить вопрос: «Органеллы животной клетки и их функции».

Органелла Строение Функции
     
     
     

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Занятие № 3

Тема занятия: Общая характеристика тканей организма человека. Морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.

Цель занятия: изучить понятие ткани; знать виды тканей организма человека; проанализировать морфологические особенности и разновидности эпителиальной ткани; классификацию желез организма человека.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 70-78.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Определение понятия «ткань», классификация тканей, понятие гистогенеза.

2. Основные морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.

3. Классификация эпителиев, локализация в организме и функции разных видов эпителиев.

4. Классификация желез.

К занятию письменно в тетради для практических занятий в виде схем представить вопросы:

1) Классификация эпителиев организма человека.

2) Классификация желез организма человека.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Однослойный мерцательный эпителий (препарат трахеи).

Провести микроскопирование и зарисовку однослойного мерцательного эпителия (окраска гематоксилин-эозин).

Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть пласт эпителиоцитов (клеток эпителия). Отметить, что все клетки эпителиального пласта лежат в один слой (все прикреплены к базальной мембране), поэтому эпителий называется однослойным. Вместе с тем, ядра клеток расположены на разных слоях, поэтому эпителий называется многорядным. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с схемой многорядного реснитчатого эпителия (стр 74, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать, как вы видите препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, ядра эпителиоцитов, слой ресничек.

Работа № 2.

Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи.

Провести микроскопирование и зарисовку многослойного плоского ороговевающего эпителия кожи (окраска гематоксилин-эозин).

Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть базальную мембрану, которая имеет волнообразную форму из-за вдающихся снизу сосочков рыхлой волокнистой соединительной ткани. Обратить внимание на то, что клетки эпителия лежат во много слоев, причем с базальной мембраной связан только нижний слой клеток. Рассмотреть слои эпителия – базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком многослойного плоского эпителия (стр 75, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, слои эпителия.

Работа № 3.

Экзокринная железа.

Провести микроскопирование и зарисовку концевого отдела и протока поджелудочной железы (окраска гематоксилин-эозин). Обратить внимание на полярность клеток выводного протока. Обозначьте апикальную и базальную части экзокриноцита. Объясните причину базофилии базальной части клетки.

Занятие № 4

Тема занятия: Морфофункциональная характеристика соединительной ткани организма человека. Опорно-двигательный аппарат человека.

Цель занятия: проанализировать морфологические особенности и разновидности соединительной ткани; изучить пассивную часть опорно-двигательного аппарата человека (костно-суставной аппарат).

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 78-85, 90-102.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1) Определение понятия «ткань», классификацию тканей, понятие гистогенеза.

2) Основные морфофункциональные признаки соединительной ткани.

3) Разновидности соединительной ткани.

4) Строение кости; классификацию костей.

5) Виды соединений костей; строение суставов.

6) Отделы скелета; строение позвоночника, грудной клетки, черепа, плечевого пояса, тазового пояса, нижних конечностей.

  • К занятию письменно в тетради для практических занятий представить вопросы:

1) Классификация костей скелета человека.

2) Классификация суставов человека.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань. Сухожилие. (окраска гематоксилин-эозин).

На препарате рассмотреть параллельно расположенные пучки коллагеновых волокон. Между пучками волокон – клетки соединительной ткани фиброциты. Зарисовать ткань отметить основные элементы – клетки, волокна.

Работа № 2.

Костная ткань. (окраска по Шморлю).

На препарате рассмотреть надкостницу, системы концентрических пластинок – остеоны, центральный канал в центре каждого остеона, остеоциты. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком пластинчатой костной ткани (стр 84, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. Отметить надкостницу, систему пластинок остеона, центральный канал остеона, остеоциты.

Работа № 3.

Частная остеология.

Получив от преподавателя кость скелета, определите ее название, дайте характеристику ее строения, с какими костями и как она соединяется в организме. Расположите кость в пространстве так, как она расположена в организме. Зарисуйте кость в протокол и запишите ее характеристики. Проведите работу для трубчатой и губчатой кости.

Занятие № 5

Тема занятия: Общая характеристика крови.Физико-химические свойства и состав плазмы крови.

Цель занятия:познакомиться с правилами работы с кровью, как потенциально опасной биологической жидкостью; изучить физико-химические свойства плазмы крови, роль констант плазмы крови в поддержании гомеостаза; иметь представление о методах определения гематокрита и скорости оседания эритроцитов; знать клиническое значение показателей.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 110-114.

3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С 131-143.

4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 211-217, 232.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Работа № 2.

Занятие № 6

Тема занятия: Морфофункциональная характеристика

Эритроцитов крови человека.

Цель занятия:изучить морфологическую и функциональную характеристику эритроцитов человека, познакомиться с эритропоэзом, проанализировать возможные причины нарушения функционирования системы эритона.

Рекомендуемая литература:

  1. Лекционный материал.
  2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С.115-117, 129-131.
  3. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 229-232, 237-239.

Количественные показатели

Количество эритроцитов 4,0-5,1х1012/л у мужчин 3,9-4,7х 1012/л у женщин
Количество ретикулоцитов 0,8-1% всех эритроцитов
Диаметр эритроцита 7,5-8,0 мкм
Продолжительность жизни эритроцитов 80-120 суток
Количество гемоглобина в одном эритроците 31-35 пг
Цветовой показатель (фарб-индекс) 0,85-1,05
Количество гемоглобина 132 -160 г/л у мужчин, 120-140 г/л у женщин

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1) Физиология эритроцитов: строение и функции, количественное содержание в крови.

2) Понятие об истинном и ложном эритроцитозе, эритропении. Понятие об анизо-пойкилоцитозе.

3) Понятие эритрона. Система эритропоэза.

4) Роль депо крови.

5) Гемоглобин, функции, виды и соединения гемоглобина, методы определения количества гемоглобина в крови

6) Цветовой показатель, его определение, клиническое значение.

· Письменно в тетради для практических занятий в виде схемы представьте последовательность этапов эритропоэза.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Подсчет эритроцитов в исследуемой крови.

Для подсчета количества эритроцитов используется счетная камера Горяева. Она представляет собой толстое стекло, в средней части которого имеет­ся 4 желобка. Между ними образуются 3 узкие пластинки. Средняя пластинка ниже боковых на 0,1 мм и разделена пополам поперечным желобком. По обе стороны от желобка расположены сетки Горяева. Так как высота боковых пла­стинок на 0,1 мм больше средней, то при наложении на них покровного стекла над сеткой образуется камера глубиной в 0,1 мм. Сетка Горяева состоит из 225 больших квадратов Каждый третий квадрат разделен дополнительно попереч­ными и продольными линиями на 16 маленьких квадратиков. Таких больших квадратов, разделенных на малые, в сетке 25. Сторона малого квадратика рав­няется 1/20 мм, площадь - 1/400 мм2. Так называемый «объем малого квадрата» равен 1/400 мм3.

Для счета эритро­цитов кровь разводят в 200 раз 1% раствором хлорида натрия. Для разведения крови используют особый эритроцитарный меланжер (смеситель)

Считают количество эритроцитов в 80 малых квадратах, т.е. в 5 боль­ших, разделенных на 16 малых. Поскольку эритроциты располагаются в беспо­рядке и некоторые из них лежат на границах квадратов, для получения точного результата принято считать эритроциты, лежащие внутри квадрата и на верхней и левой границах. Вычисляют среднее количество эритроцитов в 1 мм3 неразведенной крови по формуле:

Х = А х 4000 х 200

где Х – число эритроцитов в 1 мкл крови

А – количество эритроцитов, найденных в 80 квадратах

200 – разведение крови

4000 - 1/4000 мкл объем камеры над малым квадратом

80 – число просмотренных квадратов.

В выводе необходимо обсудить полученный результат и причины возможных отклонений изучаемого показателя.

Работа № 2.

Работа № 3

Вычисление цветового показателя (фарб-индекса).

Цветовой показатель отражает относительное содержание гемоглобина в эритроците. Вычисляют цветовой показатель определением от­ношения двух частных, полученных от деления количества гемоглобина на ко­личество эритроцитов в норме и количества гемоглобина на количество эрит­роцитов в исследуемой крови по формуле :

Х гем Х эр

-------- : --------

N гем N эр

X гем. - количество гемоглобина в исследуемой крови

N гем. - нормальное количество гемоглобина (используют стандартный показатель – 167 г/л)

X эр. - количество эритроцитов в исследуемой крови

N эр. - нормальное количество эритроцитов (используют стандартный показатель – 5 х 1012 /л)

Вычислите цветовой показатель исследуемой крови, используя полученные в работах № 1 и 2 показатели. В выводе оцените полученный параметр, укажите возможные отклонения параметра и их физиологические обоснования.

Занятие № 7

Тема занятия: Морфология и физиология лейкоцитов. Иммунная система человека.

Цель занятия:изучить виды лейкоцитов человека, знать морфофункциональные особенности видов лейкоцитов и их физиологическое значение в организме; исследовать механизмы иммунного ответа на действие генетически чужеродных факторов.

Рекомендуемая литература:

  1. Лекционный материал.
  2. А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 117-120, 131-132.
  3. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 232 – 237.

Количественные показатели

Количество лейкоцитов 4,0-9,0х109
Лейкоцитарная формула (взрослого человека): Нейтрофилы палочкоядерные (молодые) Нейтрофилы сементоядерные Эозинофилы Базофилы Моноциты Лимфоциты     1-6% 47-72% 1-5% 0-1% 6-10% 19-37%

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1) Лейкоциты, общая характеристика лейкопоэза, количественная характеристика.

2) Функции различных видов лейкоцитов. Лейкоцитарная формула.

3) Понятие лейкоцитоза и лейкопении. Виды физиологиче­ских лейкоцитозов.

4) Физиология защитных систем организма человека.

1. Характеристика неспецифических защитных систем.

2. Характеристика специфических клеточных защитных систем крови.

3. Характеристика специфических гуморальных защитных систем крови.

5) Первичные и вторичные органы иммуногенеза.

6) Виды иммунитета.

· Выполните письменно:

1) нарисуйте таблицу по приведенному образцу и самостоятельно заполните столбцы «Морфологическая характеристика», «% в крови», «Основные функции» для разных видов лейкоцитов. Раздел «Рисунок» заполняется на практическом занятии.

Вид лейкоцита Рисунок Морфологическая характеристика % в крови Основные функции
ГРАНУЛОЦИТЫ
Нейтрофилы        
Эозинофилы        
Базофилы        
АГРАНУЛОЦИТЫ
Моноциты        
Лимфоциты        
           

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Работа № 2.

Морфофункциональная характеристика лейкоцитов крови человека

Производится микроскопирование мазка крови человека (окрашенного по Романовскому-Гимза) с зарисовкой различных видов лейкоцитов и заполнением таблицы по морфофункциональной характеристике лейкоцитов.

Занятие № 8

Тема занятия: Иммунобиологические свойства крови: группы крови, резус-фактор. Система регуляции агрегатного состояния крови (РАСК).

Цель занятия: Освоить методы определения групп крови, по системе АВО и резус-фактора, времени свертывания крови. Изучить правила переливания крови с уче­том групповой принадлежности крови и резус-фактора. Изучить физиологические механизмы свертывающей и антисвертывающей систем крови

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 120-129.

3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – 149-161.

4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 217-229.

Дополнительная информация:

Переливание крови (гемотрансфузию) следует рассматривать как операцию трансплантации чужеродной ткани. На мембране эритроцитов фиксировано множество антигенов – гликолипидов и гликопротеидов. В настоящее время их выявлено более 400. Все эти антигены способны индуцировать в организме человека, получившего переливание крови (реципиента), иммунные реакции на кровь донора.

Наибольшее клиническое значение имеют антигены системы АВО. Антигены этой системы находятся на мембране эритроцитов. Выделяют 3 типа антигенов: Н, А, В. Люди с группой крови I(0) имеют на эритроцитах антиген Н. Однако, к этому агглютиногену нет агглютинина, поэтому он не учитывается.

К агглютиногенам А и В есть агглютинины α и β. Между соответствующими агглютиногенами и агглютининами возможна иммуннная реакция. Агглютинины α и β являются природными антителами, т.е. они есть у каждого человека (в соответствии с его группой крови) независимо от его трансфузионного анамнеза. Плазма крови новорожденного ребенка еще не содержит агглютининов. После рождения они постепенно появляются к тому агглютиногену, которого нет на эритроцитах ребенка. Эти антитела относятся к Ig М.

Другие системы антигенов эритроцитов имеют меньшее клиническое значение, поскольку к ним в организме человека нет антител в обычных условиях. Однако, такие антитела могут появиться, если в организме уже произошла сенсибилизация (т.е. встреча) этим антигеном. Иммунный конфликт тогда может развиться при повторных переливаниях крови.

Основные правила переливания крови:

1. переливать можно только одногруппную кровь по системе АВ0;

2. нельзя переливать резус-положительную кровь резус-отрицательному реципиенту;

3. перед переливанием крови проводится:

а) определение группы крови по системе АВ0 и резус-фактору крови как донора, так и реципиента;

б) проба на совместимость – в 2-3 капли сыворотки реципиента добавляют маленькую каплю донорской крови – агглютинация должна отсутствовать;

в) биологическая проба – реципиенту вливают 5-10 мл донорской крови и в течение 3 мин убеждаются в отсутствии реакции, такую процедуру проводят 3 раза и только после этого выполняют гемотрансфузию полностью.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Назовите основные группы крови по системе АВО.

2. Дайте характеристику агглютиногенов и агглютининов крови.

З. В чем заключается реакция гемагглютинации ?

4. Что такое резус-фактор ?

5. В чем заключается резус-конфликт при переливании крови ?

6. Правила переливания крови с учетом групп крови и резус-фактора.

7. В чем заключается правило разведения (правило Оттенберга) ?

8. Основные компоненты системы регуляции агрегатного состояния крови.

9. Характеристика плазменных факторов свертывания крови.

10.Первичный (сосудисто-тромбоцитарный) гемостаз:

1. Роль сосудистой стенки в остановке кровотечения.

2. Роль тромбоцитов в первичном гемостазе.

11.Вторичный (коагуляционный) гемостаз:

1.Тканевой и кровяной пути развития первой фазы свертывания крови.

2. Вторая фаза свертывания крови.

3. Третья фаза свертывания крови.

4. Фибринолиз.

12.Характеристика антикоагулянтов.

· Выполните письменно: заполните таблицу «Группы крови системы АВО по составу агглютиногенов и агглюти­нинов».

  I II III IV
Агглютиногены        
Агглютинины        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа 1.

Работа 2.

Определение времени свертывания крови.

На предметное стекло нанести каплю крови. Пронаблюдать, через сколько времени кровь свернется и произойдет образование сгустка. Сверты­вание крови считается законченным, если капля не растекается по стеклу при по­качивании. Аналогично наблюдают за каплей, нанесенной на предметное стекло, предварительно согретое и охлажденное. Пронаблюдать за состоянием крови, сме­шанной с раствором цитрата натрия в течении 10 минут. В выводах дать оценку времени свертывания крови и отметить влияние температуры и цитрата натрия на скорость свертывания. Зарисовать схему гемостаза, дать краткую характеристику этапам гемостаза.

Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на следующие вопросы:

1) При исследовании групповой принадлежности крови у больного агглютинация произошла в стандартных сыворотках 2 и 3 групп. Ваш вывод.

2) При исследовании групповой принадлежности крови у больного агглютинация произошла в стандартных сыворотках 1,2 и 4 групп. Ваш вывод

3) При исследовании групповой принадлежности крови агглютинация не произош­ла в стандартных сыворотках. Ваш вывод.

4) При исследовании групповой принадлежности крови агглютинация произошла в стандартных сыворотках 1,2,3 групп. Ваш вывод.

5) Кровь отца резус-положительная, матери резус-отрицательная. Первая беремен­ность. Существует ли опасность резус-конфликта матери и плода?

6) У отца резус-отрицательная кровь, у матери резус-положительная. У плода ре­зус-фактора нет. Существует ли опасность резус-фактора между матерью и пло­дом?

7) У больного установлена причина пониженной свертываемости крови. Назначе­но лечение витамином К. Объясните, почему назначено такое лечение.

8) У больного алкогольный цирроз печени. Можно ли ожидать нарушение свертывания крови у этого человека? Поясните свой ответ.

Занятие № 9

Занятие № 10

Тема занятия: Цитологические основы биоэлектрических явлений. Потенциал покоя и потенциал действия.

Цель занятия: изучить механизмы формирования на мембране возбудимой клетки потенциала покоя (ПП), потенциала действия (ПД), изменения возбудимости во время потенциала действия.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 14-15, 21-28.

3) Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 19-32.

4) Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 13-28.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Определение понятий: раздражимость, раздражение, раздражитель, возбудимость, возбуждение.

2. Строение и свойства биологических мембран. Пассивный и активный транспорт ионов через биологическую мембрану. Особенности проницаемости мембраны для ионов натрия и калия в состоянии покоя.

3. Распределение ионов натрия, калия и хлора во внутриклеточной и внеклеточной среде. Механизмы формирования потенциала покоя. Понятие равновесного калиевого потенциала. Факторы, влияющие на величину потенциала покоя клетки.

4. Натрий-калиевый насос, его роль в клетке.

5. Понятия поляризации, деполяризации, гиперполяризации, реполяризации.

6. Процесс возбуждения. График изменения заряда мембраны (график потенциала действия) во время развития возбуждения. Характеристика фаз потенциала действия.

7. Динамика изменения проницаемости мембраны для натрия и калия во время развития потенциала действия.

8. Динамика изменения возбудимости во время потенциала действия.

  • К занятию необходимо письменно в тетради для практических занятий, используя лекционный материал, нарисовать сопряженные графики потенциала действия, фаз возбудимости и ионных потоков (на примере нервного волокна).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Оформляется на основе материала видеофильма «Потенциал покоя живой клетки»

Работа № 1.

Обнаружение потенциала покоя в опыте Гальвани (без металлов).

1. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы.

2. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему для развития ответе мышцы седалищный нерв нервно-мышечного препарата должен коснуться одновременно поврежденной и неповрежденной поверхности.

3. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.

Работа № 2

Занятие № 11

Тема занятия: Нервная ткань. Структурные основы функционирования нервной системы. Морфофункциональная характеристика нейронов. Межнейрональные синапсы. Физиология проведения возбуждения по нервному волокну.

Цель занятия: изучить строение нервной ткани, виды нейронов и глиальных клеток; исследовать виды нервных волокон, механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам разного типа; изучить виды межнейрональных синапсов, механизмы их функционирования.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 25-26 (распространение возбуждения по нервному волокну), 30-32, 87-90, 365-368.

3) Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 29-38.

4) Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С.65-74, 88-103.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1) Общая характеристика структурных элементов нервной ткани.

2) Морфофункциональная классификация нейронов. Строение нейрона.

3) Виды глиальных клеток, их функции. Особенности разновидностей макро- и микроглии.

4) Синапс, виды межнейрональных синапсов, механизмы функционирования химических и электрических синапсов.

5) Структура нервного волокна, механизмы проведения возбуждения по разным типам волокон и их функциональная характеристика.

6) Законы проведения возбуждения по нервному волокну.

· Используя учебник «Физиология человека» под ред. Г.И.Косицкого (с. 68), подготовить в тетради для практических занятий краткий конспект вопроса «Законы проведения возбуждения по нервному волокну».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

В начале практической работы проводится просмотр видеофильма «Нервная клетка»

Работа № 1.

Работа №2.

Зарисовка схемы межнейронального химического синапса.

Пользуясь предложенными рисунками и таблицами, зарисовать межнейрональный синапс, обозначить пресинаптическую мембрану, постсинаптическую мембрану, синаптическую щель, везикулы медиатора. Кратко описать этапы передачи сигнала через химический синапс.

Работа № 3.

Работа № 4.

Занятие № 12

Тема занятия: Структурные и функциональные особенности мышечной ткани. Физиология мышечного сокращения.

Цель занятия: изучить анатомию и гистологию скелетной мышечной ткани, механизм сокращения скелетного мышечного волокна; провести сравнительную характеристику структурных и функциональных особенностей скелетной и гладкой мышечной ткани.

Рекомендуемая литература:

  1. Лекционный материал.
  2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 85-87, 103-110, 348-360.
  3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 37-42, 44-51.
  4. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 45-48, 52-56, 60-65.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1) Строение мышцы, классификация мышц.

2) Основы частной миологии – основные мышцы туловища, шеи, головы, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.

3) Гистологическое строение скелетной и гладкой мышечной ткани.

4) Строение и функционирование нервно-мышечного синапса.

5) Свойства мышцы как возбудимой ткани.

6) Анализ механизмов сокращения - электромеханическое сопряжение, теория скользящих нитей.

7) Структурно-функциональные особенности гладких мышц.

· Используя материал учебника, приготовить в тетради для практических занятий краткий конспект по вопросам «Строение скелетной мышцы как органа», «Функциональная классификация мышц».

· Познакомится с обучающей компьютерной презентацией «Физиология мышц» (в домашних условиях или в компьютерном классе кафедры), используя материал презентации зарисовать: 1) схему экспериментальной установки для анализа реакции изолированной мышцы на раздражитель; 2) схему нервно-мышечного синапса.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1

Микроскопия и зарисовка скелетной и гладкой мышечной ткани.

А) препарат «Скелетная мышечная ткань языка» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько мышечных волокон. Обратить внимание на то, что структурно-функциональной единицей скелетной мышечной ткани является мышечное волокно – симпласт. Указать основные морфологические признаки симпласта. Отразить на рисунке краевое расположение ядер, поперечную исчерченность.

Б) препарат «Гладкая мышечная ткань кишечника» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько миоцитов – структурно-функциональных единиц гладкой мышечной ткани. Обратить внимание на центральное расположение и форму ядер, отсутствие исчерченности.

В выводе дать сравнительную характеристику строения и особенностей функционирования скелетной и гладкой мышечной ткани.

Работа № 2

Занятие № 13

Тема занятия: Физиология двигательных единиц.

Цель занятия: составить представление о двигательных единицах; изучить виды двигательных единиц, типы сокращения скелетной мышцы, механизмы утомления мышцы.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Логинов А.В.Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 349-354.

3. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 46,49-51, 56-60.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Понятие двигательной единицы.

2. Сравнительная характеристика быстрых и медленных двигательных единиц.

3. Механизмы регуляции силы сокращения мышцы.

4. Физиология утомления скелетной мышцы.

5. Методы исследования функционирования мышц.

· В тетради для практических работ зарисовать схему двигательной единицы, обозначить ее элементы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Работа № 1

Кистевая динамометрия.

Для проведения исследования используется кистевой динамометр. С помощью

Наши рекомендации