Современная советская комплексная система
В настоящее время признано, что заикающиеся нуждаются в специальных приемах воспитания нормальной речи, в которых упражнения считаются необходимыми, что только общим лечением нельзя достигнуть положительных результатов. Один из специалистов называет такое лечение «безответственным и легкомысленным»).
Но речевые упражнения, практика в речи как педагогический процесс должны комплексно сочетаться с другими мероприятиями и методами воздействия на заикающегося. Сюда относятся: воспитательная работа, специфическое воздействие на некоторые своеобразия психики заикающегося (психотерапия), лечебные процедуры и оздоровительные средства.
Весь такой комплекс применяется или одновременно, или в известной последовательности в зависимости от психического и физического состояния заикающегося и механизма самого дефекта.
Излагаемые упражнения в речи ни в коем случае не должны превращаться в занятия, оторванные от личности ребенка, от его деятельности и отношений к окружающим, в механическую тренировку по данным тем или иным автором схемам. Такие упражнения бесплодны и даже вредны. Видные специалисты стоят на этой точке зрения.
«Пытаться лечить заикание, просто уча заикающегося говорить, — это все равно, что лечить корь или оспу смазыванием прыщей слюной», — говорят некоторые из них. Упражнения имеют своей конечной целью не воспитание работы отдельных аппаратов речи (дыхания, голоса и т. д.), а воспитание нарушенных связей, координации этих движений в головном мозгу (Сикорский и др.)-
Борьба с заиканием должна вестись обязательно в условиях коллектива, потому что речь — явление социальное, а также и потому, что заикание в значительной мере вторично, социально обусловлено. Существенным фактором заикания является эмоциональная напряженность и неустойчивость заикающегося. Эмоции же формируются и проявляются в коллективе, являются результатом традиций и воспитания, зависят от общественной трудовой жизни человека, его потребностей, взаимоотношений с окружающим, внешним миром.
Наконец, свойственное многим заикающимся сосредоточение на своих внутренних переживаниях (эгоизм) изживается через активное включение опять-таки в коллектив.
Самым важным и в то же время трудным в этой работе является выработка здоровых установок заикающегося на среду, на свой дефект и на свою роль в борьбе с ним.
Необходимо прежде всего успокоить его, отвлечь от тяжелых переживаний, разоблачить преувеличенные и неправильные представления о пагубности и непреодолимости дефекта.
Чрезвычайно важно возможно скорее установить и разъяснить заикающемуся причины заикания, указать на возможность и необходимость устранения факторов, питающих дефект, снять давящую его психическую напряженность. Основным при этом является внедрение в его сознание убеждения, что освобождение от заикания прежде всего является делом его личной и упорной работы над собой и зависит от его твердой решимости победить свой дефект, что поможет ему преодолеть все трудности и достигнуть полного успеха. Укрепление воли заикающегося к свободному проявлению личности в социальной среде, к здоровой речи является постоянной заботой логопеда.
Нужны педагогический такт, сноровка и глубокое знание дела, чтобы правильно подойти к разрешению этих вопросов, учитывая и возраст, и своеобразное развитие, и индивидуальные особенности личности заикающегося, и характер самого дефекта, и наконец, условия домашней жизни.
Такую воспитательную работу надо систематически в течение всего курса вклинивать во все виды проводимых занятий, вместе с заикающимся анализировать путем бесед проявляющиеся у него болезненные навыки, отмечать здоровые проявления и полную возможность ими пользоваться во всех случаях жизни. Анализ внутренних его переживаний и поведения, систематическое (на основе такого анализа) воздействие на него в форме убеждения — основной метод работы.
Речь заикающихся воспитывается по возможности в естественных условиях речевой практики, усваиваются правильные речевые навыки, и предотвращаются их срывы. Следует при этом увязывать, с одно стороны, жест, мимику и звук, с другой — дыхание, голос и артикуляцию. То и другое проявляется в семантическом единстве. Выработка (в случае нужды) изолированных движений, элементов речи должна немедленно связываться с их синтезированием в форме осмысленной речи.
Нормальные процессы в организме, особенно в речи, ритмичны, поэтому все воспитываемые движения (речевые и неречевые) у заикающихся должны быть подчеркнуто ритмичны. Для него полезно все, что связано с четким ритмом, как-то: музыка, гимнастика, особенно ритмическая, некоторые виды спорта (плавание, гребля).
Итак, в основе логопедической работы с заикающимися лежит: 1) организация сознательного, правильного отношения коллектива (семья, школа и т. п.) к заикающемуся; 2) воспитание у него здоровой психики и правильного отношения к окружающим и к своему недостатку, изживание явлений невротических, болезненных; 3) воспитание гармонического, плавного, ритмичного функционирования всех элементов звукопроизносительного аппарата и всей речи в целом; 4) целостное воздействие на личность ребенка.
Одновременно с воспитательной работой во многих случаях проводится лекарственное и физическое лечение, укрепляющее нервную систему заикающихся, воздействующее на другие нервно-психические заболевания, нередко имеющие общую этиологию (психастению и т. п.). Логопедические занятия необходимо вести в тесном контакте с врачом-невропатологом. Он не только лечит заикающегося, но и консультирует логопеда в вопросах воспитания здоровой речи (дозировка продолжательности занятий и т. п.).
Задача занятий — перевоспитание психофизиологически травмированной личности заикающегося с одновременным устранением неврологических нарушений в области звуко-произносительной функции. Полная ликвидация судорог в речи — существенная, но не самодовлеющая задача, так как наличие слабо выраженных симптомов его не ограничивает нормального проявления общественной личности «перевоспитанного» и «оздоровленного» заикающегося. Первоочередной задачей является оздоровление психики (переживаний, отношений) заикающегося и социального окружения с одновременным (в случае надобности) лечением и укреплением нервной системы и сомы — патологического синдрома в целом.
Для детей пред- и дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста ставится задача полной ликвидации заикания. Для старших же возрастов заикающихся в известной мере приходится удовлетворяться смягчением дефекта при одновременном оздоровлении личности заикающегося.
В предлагаемой системе учитываются компоненты как физиологические, так и психические, обусловливающие заикание и выступающие в единстве, с превалированием одного из них в известных случаях, стадиях и условиях развития заикания. Все это устанавливается тщательным всесторонним изучением заикающихся.
Так как в основе судорожных явлений при заикании лежит нарушение координации речевых механизмов, что признается даже авторами, отрицающими всякое упражнение физиологических компонентов речи (дыхания, голоса, артикуляция), то ясна необходимость укрепления и выравнивания этих координации путем систематических упражнений. На базе их, как на конкретных речевых объектах занятий, строится вторая, наиболее ответственная, сложная и трудная работа — перевоспитание психики заикающегося (его сознания, в особенности воли и эмоций).
Одновременно ведется лечение и укрепление нервной системы и общего здоровья.
Одни отвлеченные разговоры (убеждения, разъяснения, внушения) без непосредственной практики в правильной речи, притом в жизненных ситуациях, являются бесплодными. Заикающийся должен с первого же занятия почувствовать, что он действительно может говорить без заикания. Это достигается сначала путем овладения им отдельными компонентами и облегченными формами речи. Используются в первую очередь моменты физиологические в сочетании с воздействием на психику ребенка: непрерывное подкрепление речевыми раздражителями его актов произношения (сопряженное дыхание, произнесение гласных, слов, фраз) с одновременным подбадриванием, уверением в успехе и т. п.
Так, на базе первых физиологических удач — а они обязательно должны быть — строится уже ипсихологи-ч е с к а я работа. Физиологические моменты в форме дидактических упражнений используются как средство воздействия на психику заикающегося, в свою очередь благотворно влияющую на физиологические процессы речи в плане единства физиологического и психического.
В случаях возможности получения плавной речи, абсолютно без судорог, сразу же без упражнения в ее компонентах, указанные ниже упражнения не применяются, и вся работа сводится к обучению медленной, плавной (слитной) ритмизированной речи в ее разных формах и ситуациях (речь сопряженная, отраженная, в присутствии посторонних и т. п.). При этом (особенно в случае групповых занятий) все же следует в плане установки проделывать каждый раз от двух до пяти минут упражнения в дыхании, голосе и речи, вводящие речь заикающихся в известный ритм и темп, создающие у него покой и уверенность. Ученица, у которой заикание было ликвидировано на 7-м году, до 10 класса по утрам просит мать проделать с ней речевую гимнастику, заявляя: «Тогда я чувствую себя весь день спокойной и уверенной».
Занятия с заикающимися дошкольниками строятся иначе, чем со школьниками, а с подростками по-иному, чем со взрослыми. К воспитанию самой речи приступают лишь после тщательного исследования заикающегося логопедом и невропатологом, в соответствии с чем устанавливается метод логопедической работы и лечения<...> .
Дополнительно к вопросам схемы выявляется ряд других, не предусмотренных схемой, но связанных с заиканием моментов. Так, например, при появлении заикания вследствие подражания выясняется, что побудило имитировать заикание. Когда заикание периодически то усиливается, то ослабевает, тщательно изучается причина этого. Если улучшение происходит, например, летом, когда ребенок живет без отца или матери, то следует причину заикания искать в семейных взаимоотношениях и т. д.
Особенно важно выявить скрытые механизмы заикания как внутренние конфликты, возникшие в результате подавления, ущемления детской личности. Задача логопеда — разрешить эти конфликты, успокоить ребенка, а задача эта сложная и тонкая. Одного похлопывания по плечу и подбадривания в этом случае мало. Образование новых доминант, тормозящих старые, больные, — основа метода.
Первые встречи логопеда с заикающимся должны быть серьезно продуманы. Путем живой искренней беседы устанавливаются интимные, доверчивые отношения с заикающимися; без излишнего подчеркивания дефекта, тем более без слезливого сочувствия проявляется серьезное участие в его беде, авторитетно внушается заикающемуся уверенность в полном успехе, если только он захочет этого и употребит нужные усилия; указывается, что заикание не есть что-то непреодолимое.
В разговоре с детьми старшего возраста полезно как бы мимоходом отметить, что заикание не является чем-то позорным, что и заикаясь, можно прекрасно учиться и счастливо жить, привести пару примеров из жизни выдающихся людей, страдавших заиканием. Беседа заканчивается выражением твердой уверенности, что улучшение речи пойдет быстро. Конечно, разговор должен вестись на уровне умственного развития и интересов заикающегося.
Первые встречи и последующие занятия надо проводить в такой обстановке и моральной атмосфере, в которой дети могли бы чувствовать себя спокойно и непринужденно. Обязательное условие: на занятиях ученик не заикается. Этим у него создается уверенность в успехе и в своих возможностях.
Переходя к непосредственному изложению методики перевоспитания речи у заикающихся, следует отметить кардинальную сторону ее — дифференцированность в отношениях различных категорий заикающихся.
Прежде всего приемы работы должны соответствовать возрасту заикающихся — дошкольному, школьному и зрелому. В этом отношении дифференциация не представляет затруднений, и обобщение отечественного опыта за период Советской власти дает нам возможность представить такие методики. Разработаны и методики для более трудных и для сравнительно легких случаев заикания.
Излагая методику занятий с пред дошкольниками, дошкольниками, школьниками и взрослыми при легких и тяжелых формах заикания, мы в целях полноты, стройности системы включили в нее и ряд приемов работы, разработанных другими авторами.
Наилучшей формой организации занятий с заикающимися являются коллективные занятия. Индивидуальные занятия допускаются только в исключительных случаях: подготовка к коллективу маленьких детей или вообще запоздавших с поступлением в группу, резко отстающих, пропустивших много занятий, при отсутствии соответствующей группы и т. п. В такой подготовке особенно нуждаются психопаты, невротики (Смирнова). Подготовительный срок зависит от индивидуальных особенностей и психических наслоений у детей. Вообще же он измеряется несколькими занятиями, самое большее — неделями.
Групповые занятия помимо указанных уже соображений особо полезны для заикающихся по следующим причинам.
Находясь в кругу товарищей по несчастью, они не стесняются своего дефекта, меньше волнуются в процессе речевого общения или выполнения речевых заданий, откровеннее вскрывают свои недочеты и переживания, а также интимные моменты личного и семейного характера, поддерживающие дефект. В коллективе они спокойнее выслушивают критику своего речевого поведения, доверчивее относятся к ней, анализируя речь и общее поведение других, лучше уясняют свои недочеты и те положительные моменты, к которым сами должны стремиться; становясь в речевом отношении более уверенными и смелыми в логопедической группе, они смелее выступают и в школе. В коллективе они не только практикуются в обычном разговоре друг с другом, но временами выполняют роль руководителя группы и таким образом приобретают опыт публичной речи, уверенность в своих речевых возможностях и более сложных и трудных ситуациях.
В группе имеется большой простор для применения всех форм речи: сопряженной (хоровая речь), отраженной (игры в эхо, в телефон, игра под суфлера, диалог, монолог). Очень важным является и общий приподнятый тонус психики заикающихся — уверенность в успехе, поддерживаемая конкретными удачами тех или иных товарищей. Занимающиеся в группе испытывают радостное чувство освобождения от сознания своего одиночества, неполноценности, чувствуют наличие твердой опоры в лице всего коллектива в случае тех или иных затруднений.
Дисциплинирующая сила коллектива (что так важно для заикающихся) намного шире и глубже, чем влияние семьи или одного руководителя<...>. В соответствии с изложенным общие установки в организации логопедических занятий с заикающимися сводятся к следующему.
1. Занятия коллективные.
2. Группировка на основе возраста и по возможности типа заикания.
3. Сугубо индивидуальный подход с учетом типа заикания, стадии психофизического развития и индивидуальных характерологических и прочих особенностей.
4. Целевая установка — естественная (нормальная) речь в практической деятельности в любых ситуациях.
5. Увязка занятий по логопедии с работой над речью семьи, школы.
6. Логопедическое учреждение — очаг здоровой речи. Поэтому занятия организуют так, что заикающийся от начала и до конца урока говорит нормальной речью — не заикается. На основе укрепляющейся уверенности в своих возможностях он, при содействии логопеда, уходит домой с твердой установкой на хорошую речь. Обеспечение этого требования — необходимый и решающий фактор успеха.
7. Речевой материал и форма проработки его должны строго соответствовать возможностям и интересам заикающихся, увязываться с учебным материалом детского сада или школы. Содержание этого материала должно быть идеологически выдержанным.
В излагаемой системе соблюдается известная последовательность и одновременность проводимых видов работ: дидактических, психотерапевтических, медикаментозного лечения, физиотерапии, физкультуры.
Особенности занятий с маленькими детьми
Логопедическую работу с заикающимися детьми следует начинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте заикание легче и быстрее преодолевается и не препятствует дальнейшему нормальному развитию ребенка. Это работа проводится в четырех планах: в семье через родителей, в массовых детских учреждениях через воспитателей, нянь и, наконец, в специальных учреждениях амбулаторного и стационарного типа. В первых двух случаях логопед является консультантом, в последних — непосредственным учителем. Предпочтительным является стационарный тип учреждений, устраняющий разнообразные вредные влияния на занимающегося домашних условий воспитания.
Система, методы работы в этих учреждениях с соответствующими изменениями используются и в остальных случаях преодоления заикания.
Общие методические указания.
При устранении заикания могут представиться два случая:
1) свежий случай, когда с момента обнаружения первых симптомов заикания прошло немного времени — от нескольких дней до 2—3 недель, самое большое 1—2 месяца; это первичное заикание (вторичные явления отсутствуют);
2) застарелый случай, когда заикание продолжается свыше 1—2 месяцев (вторичное заикание: возникают вторичные явления).
Устранение заикания в первом случае. Если заикание наступило внезапно, надо прекратить контакт ребенка с окружающими и отвлечь его внимание от речи, успокоить нервную систему, установить психическое равновесие. Нужно немедленно поместить ребенка в наиболее благоприятные условия в смысле покоя, внимательного отношения к нему окружающих, без малейших намеков со стороны последних на характер его недуга, чтобы он не осознал своего речевого недостатка, проводить постельный режим (уложить в постель как больного). В течение первых дней соблюдать полное молчание, затем разговор шепотом и в возможно ограниченных рамках. Лечение — успокоительные, а также снотворные средства, чтобы заикающийся крепко спал ночью и пребывал в дремотном состоянии днем. Окружающие сами говорят тоже тихо, медленно, спокойно. Через неделю-другую такого режима заикание исчезает, и ребенок снова включается в обычную жизнь. Однако с этого момента до полной возмужалости должны систематически применяться, как это будет изложено ниже, профилактические меры.
Полное прекращение речи применимо у детей только тогда, когда удается при содействии врача убедить их в том, что молчание нужно для выздоравливания от какой-то другой болезни, но отнюдь не от заикания. Если ребенок непрерывно нарушает его (встает с постели, вступает в разговоры, капризничает), тогда надо, прекратив постельный режим, по возможности изолировать его от товарищей и посторонних посетителей и предоставить больше покоя и отдыха. Если в домашних условиях все это невозможно осуществить, то необходимо поместить ребенка в специальный санаторий, но при условии, чтобы разлука с родными не возбудила тяжелых эмоциональных переживаний.
В случае «подражательного» заикания у нервно здорового ребенка оно быстро проходит под воздействием успокаивающего, умелого уговаривания, внушения.
Устранение затянувшегося заикания у маленьких детей. Когда заикание перешло в стойкую форму, то приходится проделать частично или полностью систематический курс логопедии, закрепляя восстановленную здоровую речь последующей профилактикой. Режим молчания и уединения в таких условиях иногда даже вреден; заикающийся больше сосредоточивается на своем заикании, и его угнетенное состояние еще больше усиливается, а вместе с этим ухудшается и состояние речи. При невропатической отягощенности заикающихся метод изоляции не дает заметного эффекта.
Вместо молчания вводится максимальное ограничение речи ребенка: по возможности меньше разговаривают с ним, создавая обстановку занятости ребенка игрушками, рисованием и т. п.
В деле перевоспитания заикливой речи у дошкольника основным условием успеха является правильное окружение ребенка в смысле качества речи, общего поведения и отношения к ребенку.
Ведущим приемом здесь является замедленная и слитная (слово сливается со словом) выразительная, с живыми интонациями речь в унисон. Ребенок в одно и то же время: 1) слышит речь руководителя (матери, воспитателя); 2) сам говорит и 3) слышит собственную речь. Таким образом, здесь происходит двойной беспрерывный ряд раздражителей (своего рода «подкармливание» для усиления рефлексов), которые обусловливают правильное течение речи у заикающегося.
Медленная речь при преодолении заикания ввиду ослабленного торможения мотивируется необходимостью: 1) дать время говорящему для осуществления возможно полного и четкого звукопроизноситёльного комплекса (обеспечивает правильный ритм и координацию дыхания, голоса, артикуляции); 2) затормозить этот комплекс с целью подготовить наилучшие условия для последующего произношения; 3) дать время для формулировки мысли.
Кроме того, такая речь не связана с «патологическим пунктом», а поэтому протекает нормально.
Медленная речь не только создает оптимальные условия для правильной координации речевых движений, но благоприятно отражается на психике заикающегося — успокаивает его и, следовательно, снижает заикание.
Слитная же речь наилучшим образом обеспечивает ритм и цепной рефлекс: каждое последующее произношение является непосредственным продолжением предыдущего, составляя с ним единое целое. .
Например, мать (воспитатель, логопед) предлагает ребенку вместе рассказать сказку: «Коля! давай расскажем интересную сказочку «Мальчик-с-пальчик». Сначала я скажу, а потом повторим это вместе. Начинаем». Медленно, сливая слова, тщательно их выговаривая, несколько певуче произносит: «Жил Мальчик-с-пальчик. Ну а теперь скажем вместе» (повторяют). Фразы должны быть возможно короче.
Если ребенок по тем или иным причинам (стеснение, страх, негативизм) упорно молчит, то руководитель показывает ему яркую интересную картинку и медленно, с достаточной эмоциональностью, сам рассказывает по ней. Ребенок через некоторое время включается в это рассказывание, и остается лишь умело использовать этот контакт. Когда ребенок включится в речь, то время от времени руководитель умолкает, предоставляя ему говорить самостоятельно, подхватывая в случае затруднения его речь и продолжая некоторое время говорить совместно.
Дыхание во время речи у малышей регулируется путем рефлекторного подражания руководителю, который после каждой короткой фразы делает паузу, а затем несколько подчеркнуто делает небольшой вдох через раскрытый рот. Специальных дыхательных и голосовых упражнений с маленькими детьми не делают. Навык спокойного вдоха содействует спокойному произношению.
Когда этот вид речи наладится, то предлагают ребенку лишь повторять сказанное (по предложениям). Но как только замечают у него затруднение в произношении того или иного слова или фразы, то тотчас же произносят их в унисон. Так прорабатываются стишки, рассказы. Если ребенок уже бегло читает, то так же проводится и чтение (сопряженно, отраженно).
Для детей, не умеющих или только начинающих читать, чтением как материалом для упражнений нельзя пользоваться. Но самое обучение чтению надо вести в согласии с общей системой устранения заикания: соблюдать правильное дыхание, медленную плавность произношения, ритм и т. п.
Заметив, что заикающийся хорошо повторяет речь, переходят к вопросо-ответам, причем вопросы следует так формулировать, чтобы возможен был только один определенный ответ, во избежание всяких колебаний, нерешительности и перестроек фраз на ходу. Далее предлагают ребенку произносить самостоятельно маленькие стишки, читать, рассказывать, все время внимательно следя за его речью и вовремя помогая ему одновременным произнесением слов и фраз.
Речь логопеда (воспитателя) в разговоре с детьми должна быть замедленной, особенно на первых порах. Речь — это обозначающее отражение действительности, средство реального общения и воздействия на окружающих. Поэтому она жизненно необходима ребенку только тогда, когда связана с его непосредственными интересами и деятельностью. Вот почему при воспитании у него речи надо ее обязательно связывать с какой-либо деятельностью. Тогда он проявит большую речевую активность.
Такие занятия проводятся по нескольку раз в день (2—3 раза, во избежание утомления по 10—15 минут) под видом игры и развлечения, но отнюдь не в форме «лечения». На этих занятиях, равно как и в разговоре при ребенке, — ни слова о заикании.
При одновременном лечении (если есть показания на то) и при хороших бытовых условиях (покой в семье, ласковое и внимательное отношение к ребенку и т. п.) положительные результаты от изложенных занятий сказываются уже в первые дни и недели.
Особенно эффективным у дошкольников оказывается коллективный метод.
Вся работа ведется через семью, воспитателей или нянь. Логопед дает им нужные советы, показывает на примере, как надо говорить с ребенком и к какой речи его надо приучать, в какие игры играть, дает указания о характере здоровых взаимоотношений ребенка с окружающими, о режимных моментах и т. п. Логопед привлекает к этому делу и детского врача. Систематически логопед проверяет выполнение сделанных указаний.
Прежде всего надо провести общеоздоровительную работу (если это необходимо), в особенности укрепление нервной системы, и поставить заикающегося в условия покоя, тишины, дружбы с уравновешенными детьми, лучше с одним (любимым) товарищем, изолировать от драчливых, шумных детей, а нередко и от нервных родных, воздействовать соответствующим образом на весь детский коллектив. Идеальная обстановка для заикающегося: летом — тихий уголок к деревне, жизнь со спокойной старушкой-няней, действующей согласно наказу логопеда. Часто бывает, что дитя при таких условиях в течение лета перестает заикаться.
Очень важно не фиксировать внимание ребенка на его дефекте. Он не должен даже слышать слов заикание, заика, в нужном случае они заменяются словом запинание.
Надо по возможности предупреждать заикание своевременной помощью — подсказом (как будто невзначай) трудного слова. Поощряя и ободряя ребенка, надо вселять в него уверенность в своих речевых возможностях.
Отношение к маленькому заикающемуся должно быть всегда спокойное, сочувственное, но без поблажек капризам, без чрезмерной ласковости. Залогом успеха является умение воспитателя установить с ребенком близкие, искренние отношения: тогда он охотно будет проводить предназначенную программу, не подозревая о ней. С первых же дней выполнения этой программы уделяется большое внимание воспитанию спокойного поведения ребенка, размеренных, несуетливых, точных выполнений решаемых им жизненных задач как в быту, так и в игре. Вводятся подвижные и другие игры и занятия (лепка, рисование, самообслуживание т. п.), воспитывается чувство дисциплины.
Все элементы речи воспитываются на основе подражания воспитателю (или логопеду) в процессе специальных игр (на развитие дыхания, голоса, речи).
Воспитатель (мать, логопед) сдувает одуванчики, надувает мыльные пузыри или распевает с ребенком песенки или рассказывает ему сказочки, прибаутки, потешки, ведет рассказ по картинкам всегда спокойно, плавно, сливая слово со словом, в медленном темпе — с «детскими» интонациями. Ребенок вначале слушает, а потом сам включается в эту речь и тем самым усваивает ее стиль.
Виды речи — сопряженная и самостоятельная — последовательно сменяют друг друга в зависимости от характера заикания, ситуации и настроения ребенка. Возможно чаще надо связывать речь с деятельностью ребенка, как это обычно делает мать, няня: «Вот мы надеваем курточку, пуговичку застегиваем» и т. п. Следует поощрять его разговоры с игрушками, включаясь в них, и т. п.
Полезны всякие игры с движениями, которые сопровождаются речью (считалочки, стишки под маршировку, хлопки, езда в поезде под песенку и т. п.). М.Ф. Брунс рекомендует для 4—5-леток занятия с оречевлением проделываемых ребенком движений. Например: «Мы идем, идем в лес. Пришли. Сели. Пошли. Смотрим, что в лесу. Бабочка! Хлоп! Поймали?»
Большое место уделяется растормаживанию мускулатуры посредством игр и логопедической ритмики.
Хорошее знание воспитателем (логопедом) природы ребенка, тонкая наблюдательность, изобретательность, способность «перевоплощения» в ребенка обеспечат успех.
В заключение укажем на применяемую М.Ф. Брунс форму учета деятельности заикающегося малыша. Дневник представляет собой картинку: дом, улица, комната, в которой папа, мама и сам ребенок. Ежедневно вечером сам заикающийся в процессе беседы с мамой, няней оценивает свое поведение в отношении папы, мамы и т. д. Красный крест возле папы — хорошо вел себя, черный кружок на улице — плохо и т. п.