Как реализовать таланты, заложенные в генах малыша?
Если развитие человека настолько определяется отношениями с основными ухаживающими за ним в младенчестве людьми, то в чем же тогда состоит влияние генетики и действительно ли «яблоко от яблони
недалеко падает»?
Исследования человеческого генома показывают, что информация, заложенная в генах, чрезвычайно разнообразна. Однако не каждый че- ловек обладающий генетически данными ему талантами, может ими воспользоваться.
Всем известно: для того чтобы научиться хорошо играть на пианино, необходимы музыкальный слух и регулярные занятия игрой на пиани- но. Ни того ни другого в отдельности недостаточно. Но разве не любой человек пластичен и способен научиться всему? Оказывается, нет. Од- нако каждый обладает скрытыми талантами, которые, возможно, не- легко раскрыгь.
Современная генетика объясняет это следующим образом. Вся ин-
Формация о биологических способностях человека записана в ДНК.
По сути, это шнур длиной в 20 км, свернутый в клубок внутри клеточ-
ного ядря. Информация, находящаяся внутри этого клубка, становит-
ся доступной только в результате специфической химической реак-
ции, которая позволяет избирательное чтение ДНК. Регулируется эта
реакция нейротрофическими факторами, которые возможно зареги-
стрировать в крови человека и в некоторых зонах мозга. Организм,
получая новый опыт, выделяет нейротрофические факторы, позволя-
ющие поучить доступ к генетической информации, спрятанной вну-
три ДНК.
Глава 6. Влияние ранних отношений на развитие мозга реби |
! Чтобы выяснить, в чем талантлив ребенок, нужно пробовать и наблюдать!
Родителям нужно предлагать ребенку разные виды активности и от- мечать, к чему именно он проявляет склонность. При этом надо помо- гать преодолевать трудности, не навязывая то, что получается у ребен- ка не очень хорошо или с большим трудом.
Самые мощные стимуляторы выделения нейротрофических, факторов — это общение и игра с близкими людьми и возможность учиться чему-то новому. Например, малыш видит новую музыкальную игрушку или замысло- ватый конструктор — справляясь с новой задачей, показывая любимому взрослому получившийся результат, он не просто играет, но позволяя- ет высвободиться нейротрофическим факторам, которые нужны, что- бы прочитать информацию, заложенную в его генах. |
денца, ласковоеприкосновение матери, запах и тепло отца, качающего перед сном, ощущение мокрого подгузника, новая игрушка, голос ба- бушки…..
Мы можем судить о масштабах изменений, происходящих в мозге ребенка, по некоторым цифрам: «...на пике развития около 15 000 синапсов создаются каждым корковым нейроном. Это позволяет мозгу создавать 1,8 миллиона новых синапсов в секунду на протяжении первых двухлет жизни ребенка... К двум годам количество нейронных синапсов в головном мозге ребенка становится таким же, как и у взрос- лого человека, а к трем годам оно удваивается и достигает 1000 миллиардов» (Eliot; 1999, с. 43).
Очевидно, что с точки зрения развития мозга первые три года жизни ребенка представляют собой совершенно уникальный период. Такой скорости интеграции информации об окружающей среде в структуры головного мозга не будет ни в каком другом возрасте на протяжении
Первые годы жизни малыша - критически важны период для развития его мозга!
Развитие мозга ребенка начинается с момента зачатия, еще в утробе матери. 250 тысяч нейронов рождается за 1 минуту, в течение всей бе- ременности. К моменту рождения этот процесс резко замедляется, и у младенца насчитывается до 100 миллиардов клеток мозга — нейронов, которые почти не связаны между собой. А ведь каждый нейрон может создать более 15 тысяч синаптических связей. По образному выражению Л. Эллиота, «...к концу беременности это выглядит так, будто каждый из 6 миллиардов жителей земли имеет по 20 телефонов, но ни один из них не подключен к сети...» (Eliot L, 1999, с. 37).
Перед самым рождением и особенно сразу же после рождения ре-
бенка начинается расцвет внутримозговых связей, что создает огром-
ный потенциал для развития головного мозга, но в то же время иногда
делает его работу неэффективной и образует помехи из-за избыточного количества этих связей.
Рождение |
Каждое новое ощущение, новый опыт, новое взаимодействие ре- бенка с окружающим миром приводит к образованию новых нейро- ных связей: дуновение ветра и колыхание листьев над коляской мла-
2 года
Рис. 2. Количество нейронных связей в разном возрасте
Глава 6. Влияние ранних отношений на развитие мозга рей
ШЫШй
всей жизни человека. В целом за первые три года жизни ребенка будет создано более трех миллионов километров нейронных волокон!
Хотя связей создается много, организованы они могут быть по- разному и отражают не только положительный опыт, полученный ре- бенком. Так, в исследовании, проведенном X. Але (Als 2004), показана лучшая организация белого вещества во внутренней капсуле и белого вещества, примыкающего к мозолистому телу, в группе недоношенных младенцев, имевших возможность совместного пребывания с матеря- ми, для которых ограничивалось применение болевых процедур в от- делении интенсивной терапии. Организация нейронных связей у детей в этой группе была лучше, чем у детей в контрольной группе, находив- шейся в обычном отделении интенсивной терапии для недоношенных детей (Als, 2004).
Это важная информация для медиков — наличие возможности для комфортного совместного пребывания матери с младенцем создает условия для лучшего развития мозга малыша!
«Используй — или потеряешь!»
? Почему в мозге маленького ребенка количество
нейронных связей больше, чем в мозге взрослого человек!
Мозг ребенка должен избавиться от тех нейронных связей, которые не используются или используются редко.
За процессом активного создания новых связей между нейрона- ми следует стадия «прополки». В первые три года жизни происходит значительное перепроизводство внутримозговых связей. Так как мозг производит количество синапсов больше необходимого, они вынужде- ны соперничать друг с другом. Только самые «стойкие» и наиболее ис- пользуемые синапсы имеют шанс выжить — это определяется уровнем их электрической активности. Особенно активные связи между нейро- нами получают большее количество электрических импульсов, что, в свою очередь, стимулирует питание нейрона. Менее активные в конце концов прекращают свое существование. Этот процесс в современной литературе имеет яркое определение — «Используй или потеряй» («Use it or lose it») (Eliot, 1999, с. 56). В первые восемь месяцев после рожде- ния количество и скорость возникновения новых синапсов превосхо- дит количество прекращающих свое существование. Но к моменту, ког- да ребенок достигает одного года, и в течение всего раннего детства
отключается больше неиспользуемых связей, чем создается новых. А к подростковому возрасту в большинстве корковых областей этот про- цесс снова уравновешивается. Вторая волна пролиферации (прораста- ния) и гибели нейронных связей в коре больших полушарий головного мозга происходит на поздней стадии детства, а заключительная и са- мая решающая часть, влияющая на высшие психические функции, — в позднем подростковом периоде. Это происходит в основном в лобных долях, отвечающих за логику и пространственное мышление, и в височ- ных долях, отвечающих за речь.
Перепроизводя нейронные связи в раннем детстве, человеческий мозг создает мощный инструмент адаптации и затем, избавляясь от редко используемых связей, освобождает место для более эффектив- ных и нужных связей.
Процесс «прополки» неиспользуемых синапсов — чрезвычайно эф- фективный способ адаптации нейронной цепочки ребенка к непосред- ственным требованиям окружающей среды.
Для повседневной жизни ребенка вышесказанное означает, что ма-
ло научить чемуто ребенка однажды. Если вы хотите, чтобы приобре-
тенный навык остался с малышом, сделайте его частью ежедневных регулярно повторяющихся активностей, приносящих удовольствие.
Этот период бурных изменений продлится недолго. К трем годам жизни ребенка физический рост размеров и плотности головного моз-
га в основном завершается. Основные нейронные цепочки, направляю-
щие дальнейшее развитие ребенка, уже сформированы.
«Изолирование проводов»: миелинизация нейронных связей
На следующем этапе развития в головном мозге ребенка остается меньше нейронных связей, чем было ранее, но оставшиеся начинают работать быстрее и эффективнее. Отростки выживших нейронов по- крываются миелином — электрическим изолятором. Это исключает «короткие замыкания» с другими нейронами и увеличивает скорость проводимости нейрона. Кроме того, без миелинизации некоторые ней- роны неспособны передавать информацию.
Миелинизация — медленный процесс, начинающийся на пятом ме- сяце гестации и продолжающийся, по крайней мере, до подросткового возраста. Миелинизация, так же как и создание нейронных связей и их «прополка», напрямую зависит от внешнего опыта. В лобных до-
Глава 6. Влияние ранних отношений на развитие мозга ребенка
Первые годы жизни малыша...
лях коры больших полушарий мозга в позднем подростковом периоде происходит заключительная стадия созревания мозга. При миелиниза- ции нейронных связей действуют те же правила — только работающие нейроны получают возможность функционировать в дальнейшем. Та- ким образом, продолжается закрепление жизненного опыта в структу- ре головного мозга.