Это в генах или только в вашей голове?

Есть два определения альтруизма. Первое — биологический альтруизм: действие для блага другого, которое увеличивает его шансы на выживание, уменьшая при этом ваши собственные. Пловец, который прыгает в воду, пытаясь спасти тонущего человека, или человек, отдающий почку чужому, — примеры биологического альтруизма.

Второй тип — психологический альтруизм. Его можно определить как действие, которое вознаграждает другого человека, но не вознаграждает вас и может даже причинять вред вашим интересам. Например, когда вы сталкиваетесь с замешательством, заступаясь за другого человека, вы проявляете психологический альтруизм. То же самое происходит,-когда вы готовы принять оскорбление или отказаться от социальных удобств ради кого-то другого.

Некоторые циники утверждают, что многие люди, которые «жертвуют» собой ради других, по-видимому, получают от этого удовольствие, так что, в конце концов, они получают награду за свое поведение. Согласно этому особому мнению, такие люди не ведут себя альтруистически.

Психотреп

Мать Терезу часто называют королевой Альтруизма. Но есть и другие. Отец Дамьен, священник из Нидерландов, провел свою жизнь среди прокаженных на Гавайях. Своей работой он превратил адский котел, в котором человек был человеку волком, в место, где есть чувство собственного достоинства и самоуважение. И он делал это, зная, что в конце концов заразится проказой и умрет.

Вероятно, самое лучшее общее определение альтруизма — это любое действие, которое внутренне вознаграждается, и помогает, и вознаграждает другого человека без ожидания ответных наград. Что заставляет человека отдать свою жизнь за другого — альтруизм, героизм или высшая форма любви? Что бы это ни было, это случается ободряюще часто. Вспомните, как студенты высшей школы в Колорадо заботились друг о друге во время и после трагедии в Литтлтоне. Социальные психологи не могут предсказать или объяснить, почему существует альтруизм, но они постоянно находят проявления этого явления.

I

Глава 25> Вы не можете жить без них

Бесконечная история

Прочитав эту книгу, вы, возможно, подумали, что узнали о человеческой психологии больше, чем хотели, — или, возможно, вы узнали как раз столько, чтобы принять решение изучать психологию всю оставшуюся жизнь. Я надеюсь, что вы теперь лучше понимаете себя и других и можете узнать то, что вам нужно, чтобы улучшить свою жизнь в любой ситуации.

Мы узнали хорошие, плохие и уродливые стороны человеческой природы. Вы уз^ли о нейронах и нейромедиаторах, о том, как растут дети и как выживают взрослые. Вы увидели, как люди могут приходить в состояние боеготовности при стрессе и подниматься над самыми трудными проблемами.

Может быть, после того как вы поближе взглянули на то, что заставляет людей жить, вы хотите переселиться на Марс. Или, возможно, вы убеждены теперь, что быть человеком, в конце концов, не так уж плохо. Поскольку психология учит нас, что, если мы ожидаем от людей добра, они обычно оправдывают наши ожидания. Если люди понимают, что не безразличны нам, они обычно отвечают тем же. И если мы просим их о помощи, они почти всегда помогут. Мы продолжаем эволюционировать, но давайте надеяться, что мы никогда не потеряем той особенной и загадочной сложности, которая делает нас всех такими человечными.

Минимум, который вам необходимо знать

> Другие люди склонны вести себя соответственно нашим ожиданиям. >• Предрассудок — это негативная выученная установка.

>- Мы все в некотором роде занимаемся самообслуживанием — мы склонны считать себя причиной успеха и винить других за неудачи.

> У нас есть внутренний «спин-доктор», который отвечает за то, какое впечатление мы производим на других.

> Сильные самомониторы подстраивают свою личность к окружающим людям; слабые самомониторы склонны быть собой, независимо от того кто находится рядом.

>• Мы все еще изучаем, что превращает простое влечение в вечную любовь, но мы знаем, что способность общаться и разрешать конфликты очень важна для этой «химической реакции».

>- Альтруизм по-прежнему является загадкой для социальных психологов, но он встречается чаще, чем вы могли думать.

Приложение А

Словарь

Амнезия— частичная или полная потеря памяти; психологическая амнезия может появиться в результате травматического события; в таких случаях память почти всегда возвращается через несколько дней.

Архетип— в юнгианскои теории универсальный символ человеческого опыта, хранящийся в коллективном бессознательном, хранилище представлений и сил, имеющихся у любого когда-либо жившего человеческого существа.

Аффективное расстройство— группа заболеваний, основной симптом которых — нарушение настроения; также называется «расстройство настроения».

Бипедализм — способность к хождению выпрямившись и на двух ногах.

Биполярное расстройство(часто называют маниакально-депрессивным) — психологическое расстройство, характеризующееся резкими перепадами настроения от «приподнятого» к «пониженному».

Быстрый сон— фаза сна, характеризующаяся быстрыми движениями глаз, мозговой активностью, близкой к состоянию бодрствования, и полным отсутствием мышечного тонуса. Большая часть сновидений снится во время фазы быстрого сна.

Вероятностное управление— техника изменения поведения с помощью модификации последствий.

Внимание— состояние сосредоточенного сознания в сочетании с готовностью реагировать.

Словарь

Вытесненное воспоминание— воспоминание о травмирующем событии, хранящееся в бессознательном и, предположительно, влияющее на сознательные мысли, чувства и поведение. Даже если человек ничего сознательно не помнит о якобы произошедшей травме.

Тендерная дисфория— клиническое заболевание, выражающееся в желании смеь.ггь пол (или в приписывании себе противоположного пола); у мужчин это расстройство встречается в два-три раза чаще, чем у женщин.

Генерализация стимула— распространение одинаковой, выученной реакции на все стимулы, схожие со стимулом, на который, в результате обусловливания, индивид научился реагировать определенным образом.

Гипнабельность— мера внушаемости при вхождении в состояние гипноза.

Гипотеза— это ответ на вопрос, основанный на теоретических предпосылках; она может быть опровергнута или доказана в результате исследования.

Декларативная память— часть памяти, в которой хранится информация и факты.

Диссоциативное расстройство— это психологическое расстройство, которое характеризуется нарушением целостности идентичности, памяти или сознания.

Диссоциативное расстройство идентичности(более известное как расщепление личности) — психологическое расстройство, при котором две или более отдельных личностей сосуществуют в одном человеке в разное время.

Дистимия— психологическое расстройство, при котором чувства депрессии менее тяжелы, чем при глубокой депрессии, но длятся по меньшей мере два года.

% Диффузия ответственности— ослабление чувства личной ответственности и обязанности помогать в группе. Это происходит, когда человек ощущает, что он разделяет ответственность с другими членами группы.

Естественный отбор— дарвинистский принцип, который гласит, что черты наилучшей адаптации будут передаваться от одного поколения данного вида другому. Существа с менее адаптивными чертами умрут, прежде чем смогут воспроизвести себя, так что их неадаптивные черты в конце концов исчезнут из популяции.

Приложение А

Задержка психического развития— состояние, при котором человек имеет значительное повреждение интеллекта в сочетании с проблемами в жизни (забота о себе, существование рядом с другими людьми и выполнение других соответствующих возрасту задач).

Запаздывающая дискинезия— необычное нарушение моторного контроля (особенно лицевых мышц), которое может быть вызвано длительным использованием антипсихотических лекарств.

Защитные механизмы— психические процессы самообмана, которые уменьшают осознание индивидом угрожающих или порождающих тревогу мыслей, желаний или воспоминаний.

Ид — термин, введенный Фрейдом, обозначает силы, стремящиеся к удовольствиям, живущие в психике каждого человека.

Импрессионное управление— все способы, которыми люди пытаются контролировать то, каким образом их воспринимают другие люди.

Классическое обусловливание— когда два стимула становятся настолько близко связанными, что один из них может вызвать такое же ответное поведение, что и другой.

Когнитивная модель— гипотетическое представление о работе когнитивных процессов.

Когнитивные процессы— умственные способности, которые позволяют человеку знать и понимать происходящее вокруг него; они состоят из внимания, мышления, запоминания и рассуждения.

Когнитивный диссонанс— внутренний конфликт, который мы переживаем, когда делаем что-то противоречащее нашим первоочередным ценностям, убеждениям и чувствам.

Коллективное бессознательное— хранилище представлений и сил, общих для каждого когда-либо жившего человеческого существа.

Контробусловливание (или контркондиционирование)— бихевиоральная техника модификации поведения, при которой нежелательную или неэффективную реакцию замещают новой.

Словарь

Латентное содержание (сновидения)— значение, которое спрятано в сновидении, за его символами, образами и действиями.

Личностное расстройство— длительный, неизменный и дезадаптивный паттерн мышления, восприятия или поведения, который обычно вызывает серьезные проблемы во взаимодействии индивида с социальным или рабочим окружением.

Личность— уникальный набор психологических качеств, которые определяют относительное постоянство поведения индивида в разных ситуациях и в разное время.

Локус контроля— определяет особенность восприятия человеком источника контроля над результатом. Внутренний локус контроля говорит об убежденности человека в том, что наше поведение определяет нашу судьбу; внешний локус контроля говорит об убежденности в том, что нашу судьбу контролируют внешние силы (рок, удача или бог).

Мнемоники— короткие стратегии организации слов, которые улучшают и увеличивают нашу способность запоминать новую информацию, храня ее рядом со знакомой и ранее закодированной информацией.

Модификация поведения— применение принципов оперантного и классического обусловливания для изменения поведения человека в более адаптивном направлении.

Мораль — система убеждений, ценностей и базовых суждений о правильности человеческих действий.

Мотивация— физический и психологический процесс, который движет нас к определенной цели.

Научение — любой процесс, с помощью которого опыт, полученный в одно время, может изменить наше поведение в другое время.

Научный метод— способ отвечать на вопросы, который помогает устранить из исследования пристрастное отношение. Во-первых, пользуясь научным методом, вы превращаете свой вопрос в утверждение, ложность которого можно доказать, затем вы сопоставляете его с наблюдаемыми фактами. Другие исследователи, которые сомневаются в полученных вами данных, могут повторить ваше исследование и посмотреть, получат ли они те же результаты.

Приложение А

Нейрон— нервная клетка, специализирующаяся на получении, обработке и посылке сигналов другим клеткам тела.

Нейромедиатор (нейротрансмиттер)— биохимическое вещество, стимулирующее другие нейроны. Более 60 веществ были признаны нейромедиаторами. Среди них: дофамин, норэпинефрин и серотонин.

Непроизвольная память— способность запоминать информацию, которую вы не пытались специально запомнить.

Нерв— пучок сенсорных или моторных нейронов за пределами центральной нервной системы. У вас их 43 пары — 12 пар отходят от головного мозга и 31пара — от спинного.

Нервная анорексия— добровольный отказ от приема пищи, случается преимущественно у девочек-подростков из среднего или высшего социальных классов западной культуры.

Нервная булимия— расстройство, при котором человек наедается (переедает) и очищает организм (пытается избавиться от еды).

Образ тела— сложная совокупность мыслей, чувств и поведения, которая отражает субъективное представление человека о его физической внешности.

Общий адаптационный синдром (ОАС)— паттерн общих физических реакций, который запускается стрессорами любого типа.

Оговорка по Фрейду— ошибка или замещение в произносимых или написанных словах. Фрейд считал, что такие «оговорки» происходят из-за подсознательных желаний, которые неожиданно проявляются в ненамеренно произнесенных словах. Анализируя эти «оговорки», человек может найти ключ к своим внутренним мыслям или «действительным» намерениям или желаниям.

Оперантное обусловливание— поддерживает такое поведение, которое оказывает полезное влияние на окружающую среду и позволяет контролировать ситуацию. Когда крыса улавливает связь между нажатием педали и получением большего количества еды, срабатывает механизм оперантного научения, который заставляет ее нажимать педаль впоследствии.

Особые способности (Savant ability)— исключительные умения в узкой области, такие как произведение подсчетов или сочинение музыки, которые значительно превышают общий уровень функционирования человека.

Словарь

Паническое расстройство— тревожное расстройство, при котором человек испытывает повторяющиеся эпизоды интенсивной тревоги и физического возбуждения, длящиеся до 10 минут.

Парез— болезнь мозга, вызванная сифилитической инфекцией центральной нервной системы и характеризующаяся деменцией и параличом.

Подкрепление — последствия, которые увеличивают шансы появление определенного поведения со временем. Подкрепление может быть как позитивным (объятия, увеличение оплаты), так и негативным (наказание).

Потенциал, связанный с событием (ПСС),— измеряемое изменение мозговых волн в ответ на определенный стимул.

Предрассудок— выученная негативная установка по отношению к человеку, основанная на его принадлежности к определенной группе.

Привыкание— процесс, при котором человек настолько привыкает к стимулу, что игнорирует его и реагирует на менее знакомый стимул.

Провал памяти— вид амнезии, при котором человек может успешно функционировать (вести машину или готовить обед), но позже не может вспомнить, что с ним происходило.

Произвольная память— способность хранить в памяти информацию, для запоминания которой вы приложили усилия.

Процедурная память— долгосрочная память, специализирующаяся на хранении способов разнообразных действий.

Психиатр— специалист, который лечил психические и нервные расстройства до того, как появилась наука психология.

Психоанализ— область психологии, специализирующаяся на применении принципов Фрейда к лечению психологических расстройств.

Психоаналитик— специалист фрейдистской школы психологического лечения; должен пройти интенсивную обучающую программу помимо получения высшего образования, специализированную на психоаналитической теории и практике (включая прохождение собственного анализа).

Приложение А

Психодинамическая теория личности— модель личности, в которой внутренние силы (потребности, влечения, мотивы) формируют личность и влияют на поведение.

Психоз (также называемый «психотическим расстройством»)— общий термин для тяжелых психических расстройств, мешающих точному пониманию и взаимодействию с реальностью из-за нарушенных мыслей, неадекватных эмоций и нарушенного восприятия.

Психопатология— клинический термин, обозначающий аномалии или расстройства мышления, эмоций или поведения.

Психофизика— изучение психических реакций на физические стимулы.

Расстройство переедания— официальный диагноз человека, который съедает большой объем пищи не реже чем раз в два часа, по крайней мере два раза в неделю в течение шести месяцев без очищения организма каким-либо способом для потери или поддержания веса. Это расстройство часто называют ком-пульсивным перееданием.

Расстройство телесной дисморфии— тяжелая обеспокоенность легкими или воображаемыми дефектами тела, поглощенность образом тела.

Рассуждение— процесс реалистического целенаправленного мышления, при котором выводы делаются на основании набора фактов.

Референтная группа— любая группа, которую использует человек для сравнения и оценки себя, от сверстников до супермоделей на обложках модных журналов.

Самоактуализация— стремление реализовать свой потенциал.

Самомониторинг— способность к самопрезентации, с целью удовлетворения окружающих людей.

Самообслуживающее предубеждение— тенденция приписывать лавры себе, когда что-то получается хорошо, и винить ситуацию или других людей, когда дела идут плохо.

Самореализующееся пророчество— это предсказание поведения или событий, которое влияет на дальнейшее поведение человека, тем самым вызывая то, что было предсказано.

Словарь

Сгоракче — уникальный паттерн эмоциональных симптомов, часто обнаруживаемый у профессионалов, имеющих постоянный интенсивный контакт с другими людьми, оно характеризуется истощением, чувством неуспеха и тенденцией относиться к другим людям деперсонализированно и отчужденно.

Сигналы поиска— психические или средовые посредники, которые помогают нам извлечь информацию из долгосрочной памяти.

Синдром ложного воспоминания— паттерн мыслей, чувств и действий, основанный на ошибочных или неточных воспоминаниях о,травматическом опыте. Человек может утверждать, что ранее подавлял эти воспоминания.

Система поддержки овладения языком (СПОЯ)— обстоятельства, которые способствуют эффективному овладению языком.

Ситуационизм — допущение, что ситуационные факторы могут иметь значительное и могущественное влияние на наши мысли, чувства и действия.

Сознание— это способность познавать себя и все, что мы думаем, чувствуем и делаем.

Созревание— процесс роста, типичный для всех пердставителей вида, выросших в обычной для данного вида среде.

Соматизация— тенденция канализировать эмоции в физические жалобы; например, вместо того чтобы чувствовать злость, у вас может заболеть голова. Ипохондрия— .крайний пример соматизации.

Соматоформное расстройство— психическое расстройство, при котором человек испытывает симптомы физического заболевания, но медицинского заболевания, которое могло бы их вызвать, у него нет.

Состояние— временное эмоциональное состояние.

Социальная психология— изучает, как на людей влияют их взаимодействия и отношения с другими людьми.

Социальное сравнение— процесс сравнения себя с окружающими для определения собственных уникальных способностей.

Приложение А

Стресс — общий термин, включающий в себя все физические, поведенческие, эмоциональные и когнитивные реакции человека на разрушительное внутреннее или внешнее событие.

Стрессоры — события, которые запускают стрессовую реакцию.

Суждение — процесс использования доступной информации, чтобы формировать мнения, делать выводы и оценивать людей и ситуации.

Супер-эго — термин, введенный Фрейдом, обозначает социальную совесть индивида.

Суточный ритм— «часы», регулирующие цикл сна и бодрствования.

Схема овладения языком (СПЯ)— запрограммированные инструкции для изучения языка, с которыми, по мнению некоторых лингвистов, рождаются дети.

Теория— набор допущений по какому-либо вопросу.

Теория атрибуции— система объяснений причин индивидуального и социального поведения.

Теория обнаружения сигналов— предполагает, что на способность воспринимать стимулы окружающей среды влияют как физические, так и психологические факторы.

Формирование поведения— процесс вознаграждения небольших шагов, совершаемых в направлении желаемого поведения.

Циклотимия— расстройство, при котором человек испытывает симптомы биполярного расстройства, но в умеренной форме. Симптомы недостаточно тяжелы, чтобы мешать нормальному функционированию и не включают галлюцинаций и бреда.

Цингулотомия — форма психохирургии, которая использует радиочастотный ток для разрушения цингулюма, маленькой структуры в мозге, задействованной в регуляции эмоциональной жизни человека.

Черта — устойчивая характеристика, влияющая на мысли, чувства и поведение индивида.

Словарь

Шизофрения— тяжелое психическое расстройство, характеризующееся нарушением процессов восприятия и мышления, часто сопровождается галлюцинациями и бредом.

Эго— термин Фрейда, обозначающий часть личности, сосредоточенную на самосохранении и правильном канализировании базовых инстинктов.

Эмоциональный интеллект— способность успешно понимать и использовать эмоции. Включает в себя группу навыков, таких как способность мотивировать себя, регулировать свое настроение, контролировать свои импульсы и сопереживать другим людям.

Энцефализация— увеличение мозга в ходе эволюции.

Эффект возбуждения аппетита— голод, пробуждаемый внешним стимулом, таким как запах или вид пищи или реклама пищевых продуктов.

Явное содержание (сновидения)— буквальная история, содержащаяся в сновидении.

Я-концепция— это относительно устойчивые представления о себе.

Научно-популярное издание

Джони Джонстон ПСИХОЛОГИЯ

Ответственный редактор Э.Иванов Технический редактор Т.Тимошина

Корректор И.Мокина Компьютерная верстка Т. Федоровой

ООО «Издательство Астрель»

143900, Московская область, г. Балашиха, проспект Ленина, д.81

ООО «Издательство ACT»

667000, Республика Тыва^

г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 28

Наши электронные адреса:

www.ast.ru

E-mail: [email protected]

Отпечатано с готовых диапозитивов

во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Наши рекомендации