Проблемы поведения детей и подростков
Последствия от проблемного поведения могут варьироваться от незначительных девиаций до тяжелых или даже трагических проступков, как для самого подростка, так и для его окружения.
Проблемы поведения можно разделить на поведенческие проблемы, отказ от посещения школы, антисоциальное поведение, алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, недостаточность внимания в сочетании с гиперактивностью.
Поведенческие проблемы
I. Проблемы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, — отказ от еды, нарушения сна и т. д.
II. Расстройства пищевого поведения — анорексия, нервная булимия — описаны в соответствующем разделе.
Извращенный аппетит — это неудовлетворенность эмоциональных потребностей, дефицит микронутриентов, возможно, психическое заболевание. Возникает у детей 1,5—5 лет.
III. Агрессивно-резистентное поведение (вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам).
IV. Проблемы, связанные с необходимостью отрыва ребенка от привычного окружения (разлука или потеря родителей, страхи, застенчивость).
V. Навязчивые страхи (боязнь животных, темноты, смерти, агорафобия — боязнь открытого пространства, клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства). Устойчивая необъяснимая боязнь предметов (оксифобия — боязнь острых предметов), явлений, видов деятельности или ситуаций.
VI. Тревожность — стойкая тревожность, длящаяся не менее 1 месяца и проявляющаяся как минимум 4 симптомами:
- необоснованное беспокойство о будущем;
- постоянные размышления о своем прошлом поведении;
- чрезмерная озабоченность своими достижениями;
- необоснованные соматические жалобы;
- потребность в утешении;
- застенчивость;
- ощущение напряжения, дрожь, беспокойство;
- вегетативные нарушения.
VII. Гиперактивность.
VIII. Вредные привычки: сосание большого пальца, обгрызание ногтей, у подростков — курение.
Отказ от посещения школы
Причины отказа от посещения школы:
- связанные с опасениями (страх покинуть родителей, чувство небезопасности, школьная фобия со специфическими страхами), чаще встречаются у детей с хорошей успеваемостью;
- второстепенные причины: равнодушие к урокам, предпочтение домашнего комфорта — чаще у неуспевающих учеников.
Антисоциальное поведение
Антисоциальное поведение — лживость, драчливость, прогулы школы, воровство и пр. Диагноз ставится при неоднократном повторении эпизодов в течение 6 месяцев.
Алкоголизм, наркомания, токсикомания
Дефект воспитания. Как правило, это дети с низкой самооценкой, чувством неполноценности, высоким уровнем агрессивности.
Стадии употребления алкоголя и наркотиков:
- экспериментальная;
- для развлечения;
- создающая проблемы (возникают изменения личности);
- развитие привыкания.
Недостаточность внимания с гиперактивностью
Симптоматика: невнимательность, гиперактивность и повышенная импульсивность в течение 6 месяцев, причем симптомы должны соответствовать уровню развития ребенка, проявляться в различных ситуациях и приводить к значительным социальным отклонениям и снижению успеваемости в школе.
Формы патологической гиперактивности:
- с преобладанием невнимательности;
- с преобладанием гиперактивно-импульсивных реакций;
- смешанная форма.
Параллельно встречаются оппозиционные расстройства (30—60%), специфические нарушения развития (20—60%) — двигательные, речение и прочие; повышенный уровень тревожности (20—30%); легкая степень слабоумия (3—10%).
Лечение психосоматических расстройств у детей
Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств
Медикаментозная терапия включает:
- седативную или тонизирующую терапию. Используются препараты растительного происхождения (валерианы, пустырника, мелиссы, пассифлоры — с седативной целью; лимонника, элеутерококка — в качестве тонизирующих средств). С седативной целью также используются транквилизаторы (диазепам, элениум) в небольших дозировках;
- для улучшения обменных процессов в нервной системе, особенно в головном мозге, применяют ноотропы (фенибут, глицин);
- поскольку частым проявлением психосоматических расстройств являются дискинезии, используются нормокинетики (перистил, мотилиум);
- анальгетики, противовоспалительные препараты.
Психотерапия
Психотерапия — целенаправленный метод воздействия на больного, на его патологическое соматическое и психическое состояние.
Для лечения психосоматических расстройств используют следующие виды психотерапии:
- психотерапевтическая беседа;
- поддерживающая психотерапия;
- динамическая психотерапия;
- психотерапия, основанная на глубинной психологии;
- психоанализ;
- аналитическая групповая психотерапия;
- семейная психотерапия;
- поведенческая психотерапия;
- гипноз;
- телесно-центрированные методики;
- суггестивные и упражняющие методики;
- стационарная психотерапия;
- группы самопомощи.
Психотерапевтическая беседа
Для налаживания контакта между врачом и больным ребенком можно использовать ряд правил.
Однократной беседы иногда бывает достаточно. Первый разговор является решающим, т. к. от него зависит, сможет ли в дальнейшем врач наладить контакт с ребенком и объяснить ему в доступной форме сущность болезни. Необходимо добиться от ребенка сведений о жалобах и своем эмоциональном состоянии. Разговор ведется не только о жалобах и настроении, но и о понимании ребенком жизненной ситуации, в которой он оказался.
Важным этапом является уточнение: остался ли конфликт и участие в нем пациента «снаружи» или он может представить его сценически.
Пациент должен самостоятельно участвовать в обсуждении, то есть быть объектом обучения. Необходимо обсуждать образ жизни пациента (особенно в случаях расстройства аппетита, болевого синдрома), т. к. трудности и душевные конфликты часто связаны с неправильным образом жизни, нарушением режима. Беседе должно уделяться достаточное количество времени. Психотерапевтическая беседа подкрепляется назначением медикаментозной терапии.
Психотерапевтические беседы показаны при острых заболеваниях, имеющих аналитически достоверные основания и психосоматическую основу. Продолжительность — от 25 до 60 мин. Целью беседы является достижение понимания пациентом того, что он сам сможет преодолеть болезнь.
Поддерживающая психотерапия
Поддерживающая психотерапия — психотерапевтическое управление. Этот метод заключается в проработке своего поведения, трудностей в реальной жизни, желательно совместно со своими родителями, родственниками, и показан пациентам со слабостью «Я», а также при наркоманиях и пограничных психозах.
Динамическая психотерапия
Заключается в связывании конфликтов с условиями жизни в прошлом и понимании собственных ошибок, позволяет поддержать свое «Я». Показана при соматизированной депрессии.