Движение и развитие моторики

Физический контакт с матерью ускоряет развитие, ведущее к акти­визации в рожденных двигательных программ (начиная с рефлек­сов). Одна из программ - позотонический рефлекс (обеспечивает сохранение определенного положения организма или его части). Если младенца разместить вертикально, позволяя ногам касаться пола, то этот рефлекс заставит его вытянуться.

Аналогично работает рефлекс падения - если младенец падает назад, он вытягивает руки прямо, поднимает голову вверх и т.д. Рефлексы являются простыми программами моторики, некоторые из которых были унаследованы от иных видов, предшествовавших человеческому роду. Рефлексы развиваются в намеренно управ­ляемые модели поведения и, если ребенка стимулируют, позднее некоторые из них подавляются. Например, нормальный ребе­нок, поворачивает голову в сторону звука, однако позже он уже способен подавить этот рефлекс, если сконцентрируется на чем-нибудь другом. В условиях обедненной среды у ребенка снижается мышечный тонус и запаздывает развитие намеренных движений и планирование действий. Сенсорная стимуляция является фун­даментальной предпосылкой для развития моторики.

Среди маленьких детей с НП, в целом, распространены прими­тивные, навязчивые модели поведения по принципу стимул-реак­ция. Ребенок не может игнорировать стимуляцию, и отвлекается на всякий сильный источник беспокойства в окружающей среде, реакция здесь-и-сейчас. У них отсутствуют нормальные при­вычки, являющиеся автоматическими для обычных детей, такие, как умение одеваться, умение чистить зубы, умение есть и следить за собой. Из-за того, что родители не имели регулярных привычек,

в том числе при воспитании детей, и ребенок не знает самых про­стых фактов, о своем теле и его функциях. Что касается мышеч­ного контроля и движений, мы часто наблюдаем двигательные паттерны, характерные для ребенка более младшего возраста.

Пример девочки с серьезной задержкой развития моторики: Джини было 5 лет, когда она попала в наше заведение. Она росла в очень обедненной среде, часто оставалась запертой часами, а иногда и целыми днями. Девочка ходила как Квазимодо из Париж­ского собора Богоматери, так как не могла выпрямить спину. Рот ее был все время открыт, и она не могла управлять своим языком. Шагала она как двухлетний ребенок, расставляя ноги, двигая попе­ременно, то одной, то другой стороной тела. Ее рисунки пред­ставляли собой какие-то каракули карандашом, а карандаш она могла держать только зажав между большим и всеми остальными сжатыми вместе пальцами. Она не могла спокойно держать голову или следить глазами за предметом. Джини знала всего несколько слов, да и их использовала в довольно обобщенной манере. Она была любопытной и часто стояла за дверью - подглядывала и подслу­шивала, а через какое-то время (или если на нее смотрели) исче­зала, чтобы через пару мгновений опять вернуться. Она никогда не играла с игрушками и не проявляла интереса к другим детям. Девчушка вставала по нескольку раз за ночь и шла инспектиро­вать холодильник. Ей не нравилось сидеть на коленях, и она пред­почитала соблюдать дистанцию.

Плавание и массаж стали двумя первыми средствами в ее лечении. Также ей давалось множество упражнений в позе лежа на животе, что способствует развитию рефлексов тела. Джини сильно сопротивлялась стимуляции, начинала ныть и бушевать. Училась она быстро и спустя год уже знала порядка 100 слов, могла самостоятельно плавать по-собачьи и наслаждалась купанием в ванной. Плавание и другие физические упражнения вынудили ее принять вертикальное положение и, как только она смогла дер­жать голову поднятой, она стала видеть и то, кто или что стоит перед ней.

С самого рождения Джини была нежеланным ребенком для своей матери. Мать сама имела легкое отставание в развитии. Она обращалась с Джини, скорее, как со щенком, иногда чрезмерно ее ласкала, иногда совсем забывала о ней, занимаясь лишь собствен­ными делами. Родители часто сильно ссорились на глазах у Джини, стараясь задушить друг друга. У ребенка не было игрушек и, если что-нибудь шло не так, родители наказывали ее физически. В качестве одного из наказаний за плач ее запирали на целый день в шкафу. И это часто случалось с самого ее рождения и после.

Как описывалось выше, дети с НП часто страдают от поврежде­ний нервной системы, возникших во время беременности или по причине родовых травм. Чаще, чем обычные дети, они становятся жертвами насилия со стороны родителей. Vesterdal (1987) и Green (1982) приводят примеры преждевременно родившихся детей, детей переживших сложные роды, детей разлученных с матерью в возрасте 0-6 месяцев, детей с незначительными дисфункциями головного мозга, и детей, которые преднамеренно провоцируют родителей. Их попытки исследовать и выучить движения часто вызывают крайне отрицательные реакции, такие как внезапные серьезные наказания, которые, в свою очередь, препятствуют раз­витию моторики и разрушают естественную тягу к открытиям и любопытство.




ФАЗЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ

Важные фазы в развитии моторики прекрасно описаны Gallahue (1997).

Наши рекомендации