Посчитаем слова в предложении»

Быстрова Г.А.

Сизова Э.А.

Шуйская Т.А.

 
  Посчитаем слова в предложении» - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи — аграмматизмы — нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для. последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Практический аспект занятий состоит в предупреж­дении, выявлений и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в. лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть. использованы упражнения, направленные на расширение и утоление словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.

Наряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготов­ленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.

Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова, выс­тупает для ребенка как постоянный конкретный раз­дражитель, связанный с конкретным, обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и оконча­ния являются для ребенка меняющимся окружением

основы, не обладающим конкретным значением представляя тем самым слабый раздражитель, который не: воспринимается детьми.

Характерной особенностью является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.

В случае тяжелого недоразвития речи дети дли-
тельное время не усваивают синтаксического значение
падежа. Нередко ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц. Выбираемая грамматическая форма слова чаще
всего находится в прямой зависимости от общего
уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строй речи.

Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Эффективность коррекционных упражнений; зависит от соблюдения следующих условий:

- Систематическое проведение занятий

- Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности

- Подчинённость заданий выбранной темы

- Вариативность упражнений

- Развитие и воспитание внимания.

Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Лексико-грамматический подход к языку позволяет определённым образом подобрать речевой материал. Обязательным условием является наблюдениеза определённой языковой категорией.

Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путём подбора разнообразного наглядного материала. Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания.

Полезно хоровое проговаривание . Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей:

1) сопоставление слова а предложения как речевых единиц

2) наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги

3)определение первого, последнего слова в предложении

4) определение количества слов в предложении
5) определение главного (кто? что? – И.п./ слова в предложении.

6) дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления

7) наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения; .
8) учить определять границы предложения в небольшом тексте. Называть количество предложений
Повторять первое, второе, третье предложение.

9) учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.

Работа над предложением.

Именительный падеж.

Как слова дружат?»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги

Начинает логопед:

Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно.

— Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два.

— Чтобы вы запомнили эти слова, вместо перво­го слова поставим картинку (девочка), а второе сло­во заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: — «Девочка играет» — Кто играет? — Девочка. — Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет.

— Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте сло­ва в предложении. Сколько слов? Какое первое (вто­рое) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.

Какая полоска нужна?»

Оборудование: длинные и короткие цветные полоски.

1 Логопед: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложе­ние — длинную».

Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял барабан. Рыба. В озере много рыбы. Медведь. Медведь зимой спит.

2 Логопед: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной по­лоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»:

Белка песенки поет.

Какое слово по порядку? »

Оборудование: сюжетные картинки.

Дети рассматривают сюжетные картинки, состав­ляют предложения из трех слов. Например:

Мама стирает белье.

Мальчик рисует дом. И т. д.

Дети считают количество слов. Затем произно­сят каждое слово в предложении по очереди 1-й ребенок: мама; 2-й ребенок: стирает; 3-й ребенок: белье.

Затем все предложение воспроизводят целиком. Са­мостоятельно придумывают предложение из трех слов.

Запиши предложение»

Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки.

1 У детей предметные картинки. Но ним они со­ставляют предложение из двух слов.

«Девочка идет» — Сколько слов в предложении?

— Два. — Назови первое слово. — Девочка.

— Назови второе слово. — Идет.

— Запиши это предложение. Вместо слова «де­вочка» положи картинку, вместо слова «идет» — полоску бумаги.

2 Выкладывают схему предложения из трех слов. Используются две предметные картинки. (Зай­ка — картинка) = (морковку — картинка). Вме­сто слова «грызет» — полоска бумаги. Какое первое (второе, третье) слово?

Чего не хватает»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.

Дети придумывают предложение, используя в качестве подлежащего картинку.

«Маша поливает». Выкладывается схема предложе­ния. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками.

Логопед убирает первую полоску. Предлагает Про­читать предложение.

«___ поливает.»

-Получилось предложение? —Нет. — Что мы не узнали? — Кто поливает?

Полоска ставится на место. Убирается вторая по­лоска. — Что получилось? — Маша. — Это будет предложение? — Нет. — Что мы не узнали? — Что делает Маша. Полоска возвращается. Предло­жение воспроизводится. Затем составляется пред­ложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Раз­бор тот же.

Маша - растеряша»

Оборудование: предметные картинки.

Логопед: Вы уже знаете, как важно не потерять слова. А девочка Маша не знала. Вот послушайте, что она говорит: «Где же, где мои___, обыщу все угол­ки. Их на__ нет, и под____нет. На____нет, под___нет. Да вот же они у____ — кроватке»

Вы поняли, о чем говорит Маша?

Нет, потому что Маша пропускала слова.

- Давайте с помощью картинок поможем Маше правильно сказать. Дети вместе с логопедом рас­сказывают.

Посмотри и скажи»

Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации состав­ляют предложение.

- Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. Что сделал Витя?

— Витя посадил мишку на стул.

— Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т. д.

Игра «Интонация».

При понижении голоса надо хлопнуть в ладо­ши. Сначала читается весь текст (для восприятия целостности предложений в сплошном тексте). За­тем, понижая голос в конце каждого предложения, читающий предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами в лесу их застала гроза лил, сильны дождь дети укрылись в шалаш.

Деформированный текст».

Детям предлагается составите предложения из слов

Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, Зайка, лесу, прыгает.

На, ребята, пошли, прогулку.

Кто как передвигается?

Оборудование: карточки с изображением зверей, птиц, насекомых.

Логопед показывает картинку, дети составляют предложения:

Бабочка летает. Белка прыгает. Рыба пла­вает. Кузнечик скачет. Змея ползает. Лиса крадется.

Можно предложить обобщенное значение: Прыгает кто? Летает кто? Ползает кто? Скачет кто? Крадется кто? Плавает кто?

Угадай, кто? »

Кричит, каркает, летает, машет крыльями кто?

Пopxaeт, кружится, летает, машет крыльями кто?

У кого больше»

Оборудование: предметные картинки — слова в единственном и множественном числе.

— У меня красный шар.

— У Вити красные шары.

Прогулка».

Оборудование: картинка с изображением времени года, например, зимы. У детей мелкие сюжетны картинки.

Читается рассказ. Дети кладут на большую кар­тину свои картинки. Наступила зима. Падает мягкий пушистый снег. Дети взяли санки и пошли на горку.

У кого похожая картинка? »

()6орудование: сюжетные картинки с изображе­нием предметов в ед. и мн. числе.

На моей картинке мальчик моет окно. У кого есть такая же?

На моей картинке мальчики моют окна. Таким образом, обыгрываются все картинки.

Неведомая страна»

Оборудование: мелкие предметы и картинки, «неведомая страна» сделана из бумаги коричневого цвета.

Логопед предлагает расположить в неведомой стране картинки с изображением африканских животных. Дети называют животное, рассказывают по картинке, что оно собой представляет, рассуждая так: Это жираф. У жирафа длинная шея, шкура у него пятнистая, ноги тонкие, длинные. Жираф ла­комится листочками с деревьев.

Что не так? »

корова — лакает бабочка — кусает

свинья — грызет тигр — молчит

собака — хлебает зебра — рычит

волк — поет баран — клюет

Управление

Игра «Кого чем покормим?»

Оборудование: предметные карточки с изобра­жением животных.

Ход игры: Дети по очереди рассказывают, какое у них животное и чем его можно покормить. При­мерный рассказ: «У меня лошадь, я её дамохапку сена, кусок хлеба, налью ведро воды.»

Игра «Чьи это вущи?»

Оборудование: сюжетная картинка с изображением семьи; предметные картинки.

Ход игры: Детям предлогается внимательно рассмотреть сюжетную картинку, после этого из набора предметных картинок дети должны отобрать те, на которых изображены предметы, принадлежащие членам этой семьи: «Это очки бабушки! А это лента девочки! Это часы папы!» и т.д.

Игра «Моё желание»

Оборудование: предметные картинки с изображением стакана, чашки, кружки и т.д.

Ход игры: Дети разбиваются на команды (по числу картинок), получают от логопеда картинку. Логопед просит представить, что на улице жарко, хочется пить, каждый может пожелать чего угодно, но только в той посуде, которая изображена на картинке, доставшейся его команде. Выигрывает та команда, которая высказала больше всего желаний. Примерные желания: «Я бы выпил стакан воды. Я бы хотела чашку чая. Я выпил бы кружку холодного молока» и т.д.

Игра « В ресторане»

Оборудование: предметные картинки или наборы кукольной (детской) посуды.

Ход игры: Выбирается ребёнок на роль официанта, остальные дети рассаживаются за столами. Официант обходит столы и собирает заказы, которые тут же «выполняет». Примерный диалог:

Клиент: Принесите мне тарелку супа, порцию картофеля, два кусочка хлеба и стакан сока.

Официант: Вот ваша тарелка супа, порция кар­тофеля, два кусочка хлеба и стакан сока.

Игра «Эрудит»

Ход игры: логопед задает вопрос, а дети должны быстро на него ответить. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого фишек окажется больше всех.

Примерные вопросы — ответы:

— У кого большой хобот? — Хобот у слона.

— У кого пушистый хвост? — Пушистый хвост у лисы.

— У кого нос пятачком? — Нос пятачком у свиньи.

— У кого длинные уши? — Длинные уши у зайца.

— У кого есть копыта? — Копыта есть у лошади.

Игра «Путаница»

Оборудование: конверты с деталями разных ви­дов одежды.

Ход игры: Дети разбирают конверты с деталя­ми одежды и собирают детали в единое целое: Это полочка от рубашки. Это воротник от рубашки. Это рукав от рубашки. Это манжет от рукава ру­башки. Это спинка от рубашки. Я сложила все дета­ли от рубашки! Это спинка от шубы. Это капюшон от шубы... и т. д.

Игра «Из чего сделано? »

Оборудование: предметы, игрушки, изготовлен­ные из разных материалов.

Ход игры: Логопед демонстрирует детям пред­мет, дает этот предмет им в руки и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет?» Дети отвечают:

«Это мяч. Он сделан из резины» Или Это стакан. Он сделан из стекла» Таким образом обыгрывают­ся все приготовленные для игры предметы.

Игра «Заготовки на зиму»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением овощей и фруктов

Ход игры: Логопед говорю детям о том, что осе­нью хорошие хозяйки делают всевозможные заго­товки из овощей и фруктов на зиму.

Это и соки, и варенье, и джемы, и повидло, и компоты, и салаты, и многое другое. После этого детям раздаются предметные картинки с изобра­жением овощей и фруктов и предлагается поду­мать и сказать, что бы они приготовили из того, что изображено на их карточках. Примерные отве­ты: «Я приготовлю джем из слив, компот из слив и сок из яблок». «Я сделаю повидло из яблок, салат из перца, варенье из абрикосов» и т. и.

Игра «Из чего мы едим»

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды.

Ход игры: Все предметные картинки раскладываются на столе. Детям предлагается ответить на вопрос логопеда и взять со стола соответствующую картинку. Примерные вопросы:

- Из чего наливают суп? – Суп наливают из кастрюли.

- Из чего едят суп? – Суп едят из тарелки.

- Из чего наливают чай? – Чай наливают из чайника

- Из чего пьют чай? – Чай пьют из чашки

- Из чего наливают молоко? – Молоко наливают из бедона

Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной предметной картинки. Выигрывает тот, кто ответит на большее количество вопро­сов и наберет больше картинок.

Игра «Больница для игрушек»

Оборудование: поломанные игрушки.

Ход игры: Дети разбирают поломанные игруш­ки и идут с ними к «доктору»: «У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки», «У меня заяц без хвоста», «У меня машина без колеса», «У меня самолет без крыла» и т. д.

Игра «Посмотри и скажи»

Оборудование: коробка с мелкими предметами, пенал с ручками, карандашами и фломастерами, шкатулка с набором для рукоделия (нитки, пуговицы, булавки и т.п.), набор акварельных красок, набор карандашей и т.п.

Ход игры: Логопед поочерёдно берет и открывает коробки, шкатулки и т.п. и предлагает детям посмотреть и сказать: «Чего много в _______пенале

(коробке, шкатулке и т.п.)?» Игра заканчивается, когда все коробки будут раскрыты.

Игра «Мишка – хвастунишка»

Оборудование: предметные картинки или мел­кие игрушки.

Ход игры: На роль мишки хвастунишки выби­рается ребенок, остальные дети получают предмет­ные картинки или мелкие игрушки. Мишка дол­жен ходить от ребенка к ребёнку и, рассмотрев картинку или игрушку, сказать: «У тебя одна чаш­ка, а у меня в берлоге много чашек!» или «У тебя одна машинка, а у меня в берлоге много машинок!» Дети должны отвечать мишке-хвастунишке: «Здесь нет твоих машинок, а моя — вот она!» или «Сейчас у тебя нет твоих чашек, а у меня она есть!» Таким образом, мишка обходит всех детей, после чего мож­но выбирать нового мишку, детям сменить картин­ки и предметы.

20. Игра «Считай-ка! »

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением голубей, коней, дверей, карасей и т. п.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть кар­тинку, назвать то, что на ней изображено и ответить на вопрос: «Знаешь ли ты, как будет называться 5 таких предметов (птиц, зверей И Т. П )? Попроси их у меня!» За правильный ответ ребенку дают фишку, а выигрывает тот, кто набирёт фишек боль­ше всех.

Игра «Овощной магазин»

Оборудование: предметные картинки, муляжи овощей, фруктов.

Ход игры: Дети выбирают продавца, который объяв­ляет, что в магазин привезли много фруктов и овощей: апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, баклажа­нов и т. д. Дети-покупатели подходят за покупками: «Взвесьте мне пять килограммов апельсинов! Дайте мне шесть ананасов». Продавец отвечает: «Возьмите, пожалуйста, пять килограммов апельсинов, шесть ана­насов! » Таким образом обыгрываются все картинки (муляжи) овощей и фруктов. Логопед работает «кон­тролёром» и следит за правильностью речи детей; если кто-то ошибается, ошибку исправляют, а фразу-«заказ» повторяют хором все «покупатели».

Игра «Магазин игрушек»

Оборудование: стеллаж с игрушками.

Ход игры: Дети выбирают продавца для своего магазина, остальные становятся покупателями. Пе­ред покупателями ставится задача: купить много игрушек (много мишек, много кукол и т. д.) или спросить у продавца игрушку, которой нет на стел­лаже. Примерные диалоги: «Мне нужно много ку­кол для дочек». «Кукла только одна, других ку­кол пока нет». «Нет ли у вас зайцев? - «Зайцев нет, но есть много других зверей» и т.п.

Кому что нужно для работы»

а) Удочка нужна кому? — Рыбаку.

Указка нужна кому? — Учителю.

Кисточка нужна кому? — Художнику.

Лекарство нужно кому? — Врачу, больному.

Ружье нужно кому? — Охотнику.

Ножницы нужны кому? — Портнихе.

б) Кому нужен для работы градусник?

Кому нужна расческа?

Кому нужен огнетушитель?

Кому нужен для работы рубанок?

Кому нужны для работы весы?

Кому нужна поварешка?

Кому нужна швейная машина?

в) Игла (е) — нитка,

забор (у) — калитка,

суп (у) - картошка,

а книжке - обложка

Мышк(е) - норка

Братишк (е) - сестрёнка

Улитке — пруд,

а лентяйке — труд.

Солнышк (у) — лето,

а рифмы — поэту.

И всем, без сомненья,

нужны воскресенья!

День рождения у козы».

У коровы день рождения. В гости придут раз­ные звери. Для каждого коза приготовила угоще­ние. Кошке — молоко, корове — траву, собаке - косточку, свинье — похлебку. Много хлопот у хо­зяйки-козы. Но вот пришли гости. Сели они за стол и с удовольствием съели угощение.

Корова жевала_

Кошка лакала_

Собака грызла_

Свинья хлебала_

Гости ушли сытые и довольные.

Нарисовать, кто что любит.

Что любит заяц? собака? корова? коза?

4. Закончи предложения:

Учитель учит кого?

Машинист ведет кого?

Врач лечит кого?

Художник рисует что?

Почтальон разносит что?

Конюх поит кого?

Повар готовит что?

Доярка доит кого?

Словарь для выбора ученик, поезд, картина, боль­ные, газета, лошадь, обед, корона

Кто что делает (профессии).

Оборудование: картинки с изображением профессий: повар, портниха, врач, продавец, трактористы, пастух, художник.

Логопед показывает картинку и спрашивает «Что делает повар?»

Вариант: Вопрос задает один из друзей.

Добавь слово.

К каждому слову-действию придумать ряд слов которые называют предметы, отвечающие на вопрос винительного падежа:

Читаю что?_

Мою что?_

Слушаю что?_

Жду кого?_

Сажаю что?_

Поливаю что?_

Завязываю что?_

Покупаю что?_

Догоняю кого?_

Люблю кого?

7. Измени форму слов:

Люблю кого? что? (мама, Родина, сад)

Цени что? (труд, забота, дружба)

Береги что? (книга, игрушка, деревья, птицы)

Запомни что? (ека гка, нес пя, загадка, стихотво рение)

Соблюдай что? (порядок, чистота, правило)

Дополни предложение.

Полотер натирает что? (пол)

Пылесос собирает что? (пыль)

Утюг гладит что?___

Швейная машина шьет что?

Хлеборезка режет что?_(хлеб, булка)

Картофелечистка чистит что?_

Мясорубка мелет что?_

Что перепутал Буратино?

Буратино говорят детям: «Я ходил на лес. Там я увидел белка. Белка прыгнула на дупло»

Выполнение действий.

Оборудование: игрушки.

а) Логопед шепотом дает задание ребенку, кото­рый выполняет его.

Дети строят фразу по увиденному: Аня поло­жила куклу на кровать.

Вова убрал карандаш в шкаф.

б) Логопед вызывает ребенка и говорит: Положи кубик стол (на стол, под стол — ребенок не знает).

— Я пропустила очень важное слово. Догадай­тесь, какое.

— Убери карандаш____ящик.

— Положи вилку__тарелку и т. д.

Что спрятано?

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, мешочек.

Употребление нарицательных существительных в винительном надеже.

На ощупь определить, какой предмет. - Я взяла _(свеклу).

Вариант: Развитие зрительного внимания: За­помнить предметы на столе. Закрыть глаза. Один предмет убирается.

Игра «Кто ловкий? »

Оборудование: детская посуда, игрушки.

Дети садятся на стульчики. Напротив ставятся 2 стульчика, на них предметы. 5-6 из разных катего­рий: посуда, мебель.

На расстоянии еще 2 стула. Вызываются 2 чело­века. По сигналу: «1,2,3 — бери посуду!» дети пе­реносят предметы. Выигрывает тот, кто раньше пе­ренес все предметы. Составляют предложение: «Я перенес чайник»

Собираемся на прогулку.

Оборудование: предметы одежды и обуви.

Логопед: На улице весна, тепло, бегут ручьи. Дима открыл_(шкаф) и надел на себя сначала_,затем_, потом_____ и наконец_.

Вариант «Кукла идет на прогулку». Картинка времени года. Дети определяют, какое время года, и соответственно отбирают одежду для куклы.

Сообщают: Я надену на куклу вязаную красную шапку.

Вариант: Оборудование: картинки, па которых нарисованы санки, лыжи, лопатка.

Логопед: На улице выпал снег. Ира пошла па прогулку. Что она взяла с собой?

Кому что» (Дикие животные)

а) Игра в мяч. Логопед называет животное, ребе­нок говорит, что он этому животному приготовит на обед. Можно использовать картинное лото.

б) Усложнение: добавить лишние картинки.

в) Усложнение. Подобрать из картинок живот­ное к данному «меню».

Кто что делает?

Картинки с изображением детей, совершающих какое-либо движение.

Ответ: Оля поет песню (читает книгу, играет в мяч).

Игра «Цирк»

Дети в масках. Придумай. Медвежонок играет в мяч. Слоненок продает шары. Лев прыгает в обруч. Тигр рисует дом.

20. Ответь на вопросы:

Дети любят маму, родителей, конфеты, игрушки, сладости.

Кого любят дети?

— Что любят дети?

Маша запомнила песню, загадку, стихотворение, сказку.

— Что запомнила Маша?

Петя соблюдает порядок, чистоту, правила.

— Что соблюдает Петя?

Подбери картинку.

Утюгом гладят что?

Веником подметают что?

Лейкой поливают что?

Холодильник заморажи­вает что?

Тряпкой вытирают что?

Ножницами режут что?

Птичка.»

Села птичка на окошко.

— Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай!

Улетела птичка, ай!

Куда может сесть птичка? — (на окошко, на пол­ку, на шкаф)

Управление

Игра «Кто чем питается?»

Оборудование: Предметные картинки с изобра­жением животных; предметные картинки с изоб­ражением продуктов питания.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изобра­жением продуктов питания. Логопед показывает картинки с изображением животных, дети должны «покормить» это животное, используя свои картин­ки, при этом сказать фразу: «Дятел питается жуками и гусеницами». «Лошадь питается овсом и се­ном». «Белка питается орехами и грибами». «Кошка питается мясом и молоком» и т. д.

Игра «Кто чем защищается?»

Оборудование: картинки животных, птиц, фишки.

Ход игры: Логопед предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных и подумать: кто чем защищается?

Дети отвечают: «Слон защищается хоботом», «Собака защищается зубами», «Олень защищается рогами», «Еж защищается иголками», «Гусь защи­щается клювом», «Кошка защищается когтями» и т. д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку, а выигрывает тот, у кого в конце игры фи­шек окажется больше.

Игра «Мамины помощники»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением веника, тряпки, тазиков с водой, полотенец, ваз с цветами.

Ход игры: Логопед предлагает детям помочь ей в составлении рассказа о брате и сестре, которые помогали маме. Для этого им нужно будет внима­тельно слушать рассказ и заканчивать фразу, опи­раясь на картинку, которую показывает логопед. Итак: «Мамы нет дома. Мы с (брат или сестра) решили убрать квартиру. Я подмел пол (веник), сестра стерла пыль влажной (тряпка). Брат вымыл посуду в (таз с водой), вытер чашки (полотенце). На стол мы поставили (ваза с цветами). Мама была довольна (помощники)».

Игра «Машенькино угощение»

Оборудование: маски животных.

Ход игры: Одна из девочек выбирается на роль Машеньки, остальным дают маски животных. Ма­шенька зовет зверей к себе к гости и предлагает им угощение. . . Но вот беда: не знает она, кому что предложить! Звери должны себя назвать и под­сказать Машеньке, чем же они питаются.

Игра «Что чем делают?»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением инструментов: пилы, топора, лопаты, иглы, ножа, ножниц и т. д.

Ход игры: предметные картинки раздают детям. Дети должны составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем?» Пилят, копают, шьют, режут и т. д.

Игра«Эрудит»

Ход игры: логопед задает вопрос, а дети должны быстро ответить на него.

— Чем рисует художник?

— Чем режут хлеб?

— Чем гладят белье?

— Чем едят суп?

— Чем моют руки? и т. п.

9. «Измени по образцу!»

Ход игры: детям предлагается изменить по об­разцу следующие словосочетания: вьется как вьюн — вьется вьюном

смотрит, как волчонок -_

скачет, как козел —_

вертится, как юла —_

воет, как волк —_

смотрит, как баран — _и т. п.

Пары»

Оборудование: фишки.

Ход игры: Логопед предлагает детям найти пару: чашка с блюдцем, суп с_, иголка с_, каша с_, чай с_, ваза с_, хлеб с___, лыжи с_, косичка с_, пальто с_, коробка с_,

лошадь с__, корова с_, овца с_, медве­дица с_, курица с_, утка с__ и т. п.

За правильный ответ дается ершика.

Когда это бывает? »

Оборудование: картинки времен года.

Ход игры: Логопед предлагает детям разложить картинки, назвать времена года и сказать, что за чем идет: За зимой приходит весна, за весной приходит лето и т. п.

Игра «Кто за кем?»

Оборудование: фишки.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Водя­щие стоят впереди команды, спиной к детям. Их задача: вспомнить и сказать, кто за кем стоит? Пра­вильный ответ поощряется фишкой.

13. Игра: «Определи место игрушки!»

Оборудование: игрушки.

Ход игры: дети отправляются в игровой уголок и определяют, где стоят игрушки. Рядом с кем? Рядом с чем? Например: Кукла стоит рядом с миш­кой. Машина стоит рядом с кубиками.

Игра «Кто с кем?»

Оборудование: картинки с изображением живот­ных и их детенышей.

Ход игры: Логопед говорит: «Вышли на полян­ку разные животные. Разбрелись, разошлись по всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзы­вать... Помогите мамам, найдите их детенышей и скажите: кто с кем вышел гулять?» Дети выполня­ют инструкцию и отвечают «Лиса вышла с лисята­ми, белка вышла с бельчатами» и т. д.

Игра «С чем корзиночки?»

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением грибов, ягод, орехов.

Ход игры: Логопед говорит: «Пошли дети в лес, а в лесу много грибов; ягод, орехов. Набрали дети полные корзиночки. Скажите, с чем у них корзин­ки?» Дети говорят: «У них корзинки с грибами!» «У них корзинки с малиной!» и т. д.

Игра «Угадай с чем?»

Оборудование: фишки.

Ход игры: логопед рассказывает, что на кухне готовят разные вкусные блюда: пекут пироги, варят супы, делают салаты и многое другое. Детям пред­лагается дополнить рассказ. «На первое варят суп. С чем же может быть суп?» — дети подсказывают: «Суп с мясом, суп с рыбой, суп с фасолью, суп с овощами» и так далее.

Логопед предлагает вспомнить, что можно при­готовить на второе. Дети говорят: «Пюре с карто­фелем, пюре с маслом, пюре с овощами» и т. п.

Таким образом обыгрываются разнообразные блю­да. Дети за верное дополнение получают фишки.

Угадай, что изменилось»

Оборудование: игрушки.

Ребенок определяет изменение в расположении предметов игрушек: мишка сидел на столе, сейчас под столом.

Скажи, куда мы положили»

(предлоги: на, за, под)

Оборудование: игрушки, мелкие предметы.

Один ребенок выходит из комнаты, остальные прячут игрушку или предмет. Ребенок возвращает­ся и ищет. Дети подсказывают: мяч под, мишка за.

Что нужно медвежонку»

Логопед раздает картинки: мыло, шарф, тарелка, зубная щетка, носки, шапочка, книги.

Логопед: «Медвежонок проснулся, встал, надел_, хотел умыться. Он взял_. Чем он чистил зубы? Чем вытирался? Мишка умылся и пошел завтракать. Что ему дала мама? Пора идти в детс­кий сад. Что он надел? »

Птичка и кошка»

(предлоги: в, на, с, из, под)

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птич­ка, кошка, дед, бабка, — кукольный театр.

Логопед расставляет игрушки на столе. Посере­дине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка.

Дети дополняют предложения, сказанные лого­педом, и расставляют предметы.

— Дед вышел откуда? (из избушки)

— И сел куда? (на скамейку)

— Под чем? (под дереном )

— Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула.

— За кем? (за птичкой)

— Куда? (на дерево)

— Но птичка улетела и села.

— Куда? (па крышу избушки)

— Кошка полезла за кем? (за птичкой) Но птичка улетела.

— Бабушка вышла откуда? (из избушки)

— Рассердилась на кого? (на кошку)

— И прогнала ее куда? (на чердак)

Всякой вещи свое место».

Оборудование: картинки — шкаф, мыльница, футляр для зубной щетки, пенал и т. д.

- Где хранят платья, книги, ручки, чашки. Вилки, зубные щетки и т. д.

Как люди передвигаются?»

По суше. По воде. По воздуху Словарь:

а) лошадь, машина, автобус, мотоцикл, трамвай, велосипед, ослик, олени, собаки, верблюд.

б) плот, лодка, катер, пароход.

в) самолет, вертолет, ракета.

Образец фразы: люди едут на лошади по суше (земле).

Где изготовляют?»

Картинки: фабрика, типография, завод, пекарня.

— Где пекут хлеб?

— Где делают машины?

— Где печатают книги?

— Где ткут ткани? И т. д.

Где что покупают?»

Лекарства покупают в_аптеке.

Хлеб покупают в_магазине.

Газеты покупают в_киоске. И т. д.

Ботаническое лото»

группировка картинок по темам: растения леса растения поля растения сада

Образец высказывания: Грибы, орехи, ягоды рас­тут в лесу.

11. «Ответь на вопросы и нарисуй»

Где растут грибы? (в лесу)

Где растут ягоды? (в лесу, саду)

Где плавает рыбка? (аквариум, река, море)

Где живет крокодил? (Африка)

Где пасется корова? (луг, пастбище)

Где стоит машина? (улица, гараж)

Где растет картофель? (поле, огород)

Лес и двор»

У детей картинки с изображением животных. На столе две большие картины с изображением леса и двора у дома. Дети берут свою картинку и определяют, где кто живет: «Это лиса. Она живет в лесу».

Что где растет»

Логопед показывает картинки овощей, ягод, фрук­тов, грибов. Дети кидают мяч друг другу и гово­рят: «Грибы растут в лесу, ягоды растут в саду».

Заботливые дети»

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями.

— О ком заботятся дети?

— О чем заботятся дети?

Дети рассматривают картинки и составляют предложение.

Тараканище»

Рассматривание иллюстраций и ответы на воп­росы.

— На чем ехали медведи, комарики, львы и т. д.?

Кто на чем сидит»

Рассматривание картинок в детских книжках и ответ на вопрос: кто на чем сидит? Бабочка сидит на цветке. Дедушка сидит на скамейке.

17. Где я нахожусь, когда слышу:

Тиканье часов, мяуканье котенка, стук дверей, бульканье воды, воркование голубей, шум машин, тихое пение, шелест страниц.

О МЕХАНИЗМЕ БОКОВОГО СИГМАТИЗМА

Э, Я, СИЗОВА, Э; К, MAKAРОВА

Боковой сигматизм — один из наиболее серьёзных видов неправильного звукопроизношения - следует рассматривать не как изолированное нарушение произношения только свистящих и шипящих звуков, но как частное проявление сложного симитомокомплекса бокового (латерального) произно­шения большого количества, (до 29!) согласных и некоторых гласных звуков. Нейрофонетический анализ позволил убедиться, в том, что множественность боковых артикуляций сама по себе уже свидетельствует о дизартрическом характере латерального произношения [9J.

Однако нормативные логопедические пособия относят
боковой сигматизм к механическим или функциональным
дислалиям. Лишь небольшая часть авторов склонна расценивать боковой сигматизм как расстройство дизартрического
ряда. В этом отношении прежде всего необходимо ответить
незаконченную работу ленинградского логопеда-практика М.
Н. Рудневой [7), установившей под руководством проф. Н.А.
Крышовой, что боковой сигматизм является следствием «асимметрического развития рече-двигательного аппарата на почве, псевдобульбарных явлений». Некоторые наблюдения: А-
М. С

Наши рекомендации