Основные потребности личности
Таблица 10
№п/п | Категории потребностей | Содержание потребности |
Статус признания | Потребность чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности (учеба, семья, общественная деятельность, работа, спорт). | |
Защита-зависимость | Потребность в защите от неприятностей и помощь в достижении значимых целей (возможность обратиться за помощью и поддержкой). | |
Доминирование | Потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основе контроля | |
Независимость | Потребности принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других, возможность полагаться на собственные силы. | |
Любовь и привязанность | Потребность в любви и принятии со стороны других людей | |
Физический комфорт | Потребность в физической безопасности, хорошем здоровье и свободе от боли. Данная потребность является фундаментом для остальных потребностей, так или иначе ассоциированных с ней. |
По мнению Дж. Роттера, каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов: потенциал потребности, ценность потребности и свобода деятельности (включая минимальную цель) [15]. В сочетании они создают основу роттеровской формулы общего прогноза.
Потенциал потребности подразумевает к вероятность того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей.
Понятие ценности потребности определяется как средняя ценность набора подкреплений (поощрений). Ценность потребности включает относительное предпочтение различных подкрепляющих стимулов, связанных с каким-то типом потребности. С точки хзрения автора, большинство людей демонстрируют определенный уровень постоянства в своем предпочтении подкреплений, относящихся к какой-то из шести категорий потребностей. Таким образом, для одного человека наиболее предпочтительной категорией является потребностьв доминировании; для второго – потребность в независимости; для третьего – потребностьв любви.
Концепция свободы деятельности относится к ожиданию человека, что определенное поведение приведет к подкреплениям, связанным с одной из шести категорий потребностей. Это субъективная вероятность того, что удовлетворяющие подкрепления появятся в результате поведения. Если низкая свобода деятельности сочетается с высокой ценностью потребности, это приводит к сильной фрустрации индивида, который чувствует себя неэффективным в достижении важных целей.
Уровень минимальной цели относится к низшей точке, в которой подкрепление продолжает восприниматься человеком позитивно. Друними словами, минимальная цель разделяет те поощрения, которые являются позитивными подкрепляющими стимулами, и те, которые в являются наказанием (например, минимальная цель в контексте удовлетворения потребности в компетентности для одних будет выражаться в цели получения среднего образования, для других – в получении диплома о высшем образовании, для третьих – в получении ученой степени). При отсутствии компетентности или навыков чрезвычайно высокий уровень минимальной цели увеличивает возможность неудачи. Также низкий уровень минимальной цели уменьшает вероятность выстраивания поведения, которое повысит компетентность или укрепит навык.
Исходя из вышесказанного, общая формула прогноза поведения будет иметь вид:
Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности
Такая формула прогноза означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. По мнению автора, при условии, что эти факты известны, возможен точный прогноз в отношении того, как будет вести себя человек.
Общая формула прогноза также подчеркивает влияние генерализованного ожидания, что подкрепление будет иметь место в результате определенного поведения в разных ситуациях. Существуют два таких генерализованных ожидания: локус контроля и межличностное доверие. Локус контроля - это основа интернально-экстернальной шкалы Дж. Роттера, один из наиболее широко используемых параметров самоотчета в исследовании личности.
Локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, они движимы впечатлением, что их жизнь находится в руках судьбы. Люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями. Они полагают, что в большей степени сами влияют на подкрепления.
С позиции теории Дж. Роттера, экстерналы и интерналы не являются определенными типами личности, поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную "экстернальность", а на другом – "интернальность", убеждения же большинства людей расположены на всех точках между ними. Приверженность к определенному локусу контроля предполагает наличие сопутствующих психосоциальных характеристик, связанных с индивидуальными различиями поэтому параметру.
Шкала измерения локуса контроля, созданная Дж. Роттером, состоит из 23 пар утверждений вынужденного выбора, с шестью дополнительными вопросами с целью маскировки теста. Исследования, основанные на роттеровской шкале, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения, а еще по ряду характеристик [27]. Так, например, интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья. Также интерналы е в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье. У людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интервальным локусом контроля. Тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. У них больше вероятность появления психических заболеваний. Это объясняется тем, что если люди верят, что их судьба находится в их собственных руках, они способны большего добиться в жизни и чувствовать себя увереннее. Все это ведет к лучшей адаптации у интерналов. Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также стараются контролировать поведение других. Вероятно, интерналя более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других.
Норма и патология.Дж.Роттер рассуждает в своей теории о норме и патологии в терминах адаптации и дезадаптации. Автор утверждает, что плохая адаптация имеет место, когда человек присваивает высокую ценность удовлетворению отдельной потребности, но имеет очень низкую свободу деятельности, то есть невысокое ожидание успеха поведения, которое могло бы привести к удовлетворению этой потребности. Кроме того, сочетание высокой ценности потребности и низкой свободы деятельности также может стать дезадаптационным механизмом. Тенденция устанавливать явно завышенные цели способствует высокой ценности потребности и ведет к неизбежной фрустрации и неудаче. У людей с плохой адаптацией также низка свобода деятельности, потому что они ошибочно полагают, что у них нет навыков или информации, необходимой для достижения их целей. Согласно Дж. Роттеру, люди с плохой адаптацией часто ищут достижения целей в фантазиях или стараются защититься от риска потерпеть неудачу или избежать его.
Изменения. В контексте повышение уровня адаптации, учитывая описанные автором факторы, влияющие на поведение, необходимо корректировать не само поведение, а те когнитивные механизмы, которые его обусловливают. В этом смысле эффективной будет работа по коррекции ожиданий, как специфических (например, ожидание конкретного подкрепления на основе опыта) путем ревизии жизненного опыта; так и генерализованных (например, локуса контроля) путем изменения впечатления о мере своего влияния на собственную жизнь и способности определять что-то в своей жизни. Кроме того, целесообразной будет коррекционная работа, направленная на изменение ценностей потребностей: в жизни личности ситуативно важны все категории потребностей, ни одна из них не может быть единственно важной. Важно помогать человеку корректировать минимальный уровень поставленной цели в контексте удовлетворения потребностей в соответствии со степенью влияния на собственную жизнь и адекватной оценкой всвоих способностей.