Виды подкрепления и наказания
Таблица 8
Стимулы | Позитивное | Негативное |
Подкрепление | Предъявление положительного стимула | Удаление аверсивного стимула |
Наказание | Предъявление аверсивного стимула | Удаление положительного стимула |
Процесс и развитие.В контексте мотивации личности Б.Ф. Скиннер придерживался уже озвученной позиции: мотивирующими для личности являются факторы внешней среды, как предшествующие реакции (стимул), так и следующие за ней (те или иные последствия). Развитие личности заключается в научении различным формам реагирования на среду. Накопление, систематизация и расширение поведенческого репертуара отражает процесс личностного роста. Логично предположить, что поведение, усиленное в одной ситуации, вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее. В теории Б.Ф. Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных ситуаций получила название генерализации стимула.
Вместе с тем, при адаптивном поведении быть способным находить различия в похожих ситуациях. Различение стимула – это процесс научения реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения. Практически все разумное поведение человека зависит от способности делать различение. Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в присутствии одних стимулов и неподкрепление их в присутствии других стимулов. Различительные стимулы таким образом дают возможность прогнозировать результаты, связанные с предъявлением конкретной оперантной реакции в различных социальных ситуациях. Соответственно, индивидуальные вариации различительной способности зависят от уникального прошлого опыта различных подкреплений [27].
Норма и патология. Теория научения не оперирует понятием личностной патологии. Если человек испытывает затруднения в жизни, это означает неверную его реакцию на стимулы: либо он усвоил неадаптивный паттерн реагирования, либо не усвоил нужную реакцию. Все это означает не патологический процесс внутри личности, а некую «патологию» во взаимодействии индивида со средой (отсутствие должного подкрепления, нарушение баланса подкрепления и наказания в пользу последнего и проч.). Таким образом формируется либо поведенческий дефицит, либо репертуар неадекватных реакций на социальные ситуации.
Согласно мнению Б.Ф. Скиннера, увеличение и разнообразие как стимулов, так и подкрепляющих последствий, предлагаемое средой, способствует формированию необходимого для существования в мире поведенческого репертуара. Кроме того, здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых человек регулирует свое поведение так, чтобы усилить позитивное подкрепление и уменьшить наказание. Эта способность приводит к увеличению спектра поведенческих реакций, гибкости в реагировании и, в итоге, большей адаптивности и выживаемости в среде.
Изменения. В своей научной и клинической практике Б.Ф. Скиннер наблюдал преобладание наказания над подкреплением в контексте формирования нужных реакций у людей. Он считал наказание неэффективным средством контроля поведения, поскольку из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты - тревогу, страх, противоправные действия, потерю самоуважения и уверенности. Согласно автору, угроза, внушаемая аверсивным контролем, может инициировать такие модели поведения, которые гораздо деструктивнее тех, за которые человек получил наказание. Вместо аверсивного контроля поведения Б.Ф. Скиннер настаивал на позитивном подкреплении, как наиболее эффективном способе изменения поведения. С его точки зрения, имеет смысл поощрять желательное поведение, а не наказывать нежелательное. Основанная на теории научения поведенческая терапия использует методы оперантного обусловливания с целью устранения дефицита в поведенческом репертуаре; усиления адаптивного поведения; ослабления или устранение неадекватного поведения; развития эффективных социальных навыков. Отметим некоторые процедуры оперантного обусловливания.
1. Идентификация подкрепляющих стимуловИспользование методов подкрепления предполагает систематическое применение подкрепления с целью введения и усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных видов поведения. Для того чтобы использовать подкрепление систематически, необходимо выяснить, что именно является подкрепляющим для отдельных клиентов. Программа консультирования, включающая в себя оперантные процедуры подкрепления, должна состоять из четырех основных элементов: первое – подкрепление должно быть достаточно мощным, чтобы побуждать клиентов продолжать осуществление желательного поведения; второе – подкрепление должно применяться систематически; третье – связь между демонстрацией желательного поведения и применением подкрепления должна быть четкой; четвертое – консультант должен быть способен выявить то поведение, которое он планирует поддерживать.
2. Аппроксимация – подкрепление успешных приближений к конечному сложному поведению.
3. Погашение – устранение подкреплений, сохраняющих нежелательное поведение (например, со стороны членов семьи клиента).
4. Наказание – как лишение положительных стимулов и предъявление аверсивных стимулов может быть реализовано в виде:
а) изоляции – прерывание нежелаемого поведения на 5–10 минут с удерживанием покоя или просто статического состояния тела;
б) наблюдения – помимо временной изоляции клиент наблюдает альтернативное поведение;
в) штрафов – лишение клиента положительных подкреплений при появлении нежелаемого поведения (привилегий, денег, ценимого занятия и проч.);
г) порицания – проявление недовольства со стороны консультанта при проявлении неадаптивного поведения клиента;
д) исправления – набор процедур, обязывающих клиента лично исправить ситуацию, которая сложилась вследствие его неприемлемого поведения.
5. Использование символов (жетонная система). Жетоны – это вещественные условные подкрепляющие стимулы, которые могут быть обменены на такие резервные подкрепляющие стимулы, как право участия в каких-либо специфических видах деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения резервных подкрепляющих стимулов.