Психотерапевтический сеанс с использованием архетипических тем может представлять собой работу в любой психотерапевтической технике по желанию участников инициаций.
Индивидуальные инициации чаще всего проживаются в режиме направленного воображения с использованием расслабления, когда во время сеанса участник, лежа на кушетке или сидя в кресле с закрытыми глазами, в расслабленном состоянии переживает инициацию на одну из предварительно выбранных им архетипических тем. Такая форма работы предполагает погружение на уровень достаточно глубоких слоев сознания.
В индивидуальном сеансе может использоваться и техника кататимной монодрамы, когда участник инициации в состоянии бодрствования с помощью активного воображения переживает выбранный им архетипический образ, при желании двигаясь и перемещаясь, используя в качестве различных атрибутов образа окружающие предметы, элементы одежды и прочее. Представляя себя, например, королевой, женщина с помощью воображения исследует не только свои королевские наряд, украшения, трон и королевкий интерьер, но и — само королевство, его размеры, состояние границ, его экономику, политику и социальную сферу жизни, необходимость реформ.
Работа в технике кататимной психодрамы предполагает, что участники инициаций (протагонисты) работают с актуальными для них архетипическими темами в группе. В этом смысле можно говорить об архетипической психодраме — групповой работе с архетипическими персонажами и сюжетами. Например, переживающая угрозу развода 40-летняя женщина, исследуя в ходе психодраматической сессии состояние своего Анимуса, представила себя юным принцем, который был отважен и смел, но одет как подросток. Принц был сиротой и хотя его формально считали в королевстве правителем, на деле никто не воспринимал его всерьез, и политическая ситуация угрожала анархией. В ходе групповой работы принц преодолел несколько препятствий на пути к трону и, наконец, повзрослев, стал королем, пережив инициацию коронации. Таким образом, архетипическая психодрама способствовала дальнейшему росту определенных аспектов (принц) мужского начала женщины-протагониста. В ходе сессии символически реализовалась внутренняя потребность ее Анимуса подняться на более высокую ступень зрелости (принц стал королем). Претензии женщины к ее реальному мужу заключались именно в том, что он нес мужскую ответственность только частично: лишь "помогал" ей в обеспечении семьи и ведении хозяйства, как сын-подросток помогает матери, основную же ответственность, прежде всего, финансовую, несла она.
Телесно-ориентированный подход позволяет широко использовать инициирующие темы в групповой работе. Этой цели служат инициации, основанные на телесном опыте. Среди них выделяются такие как "Сотворение мужчины и женщины богами", "Духовное кровообращение", "Телесная карта архетипических функций", "Динамические медитации в сакральных центрах" и др. Телесные инициации создают условия, в которых большое количество телесных запретов и порождаемые ими зажимы и блоки, полученные на протяжении всего периода развития, попадают в зону символического осознания, а затем — трансформируются до оптимальных показателей или полностью исчезают. Практика проживания телесных инициаций показала, что особенно эффективным является их регулярное использование, включение их в повседневный образ жизни.
В Киеве Наталией Луневой используется танцтерапия с привлечением архетипических мужских и женских образов. Так можно создать групповую инициацию "Шабаш ведьм", "Танец амазонок" и т. д. Подбор соответствующей музыки и спонтанное создание коллективного танца на тему мужских и женских архетипических образов или даже сюжетов — прекрасная перспектива для танцевальных и телесных форм проведения инициаций.
Все найденные нами архетипические темы используются как для мужчин, так и для женщин. Несмотря на существование определенной стратегии работы в инициационной терапии, выбор последовательности тем в каждом случае обязательно согласуется с запросами участников инициаций.
Стратегия проведения индивидуальных инициаций
В начале инициационной терапии целесообразно проводить инициации-тесты с использованием архетипической мандалы, позволяющие в простой и доступной для участников форме — в ходе обычной беседы — рассмотреть внутреннюю картину взаимоотношений мужского и женского начал в структуре личности в форме мысленного путешествия по ступеням мандалы. Если во время такой тест-беседы участник терапии сообщает, что какие-либо архетипические персонажи мандалы (Ведьма-Разведчик, Амазонка-Защитник, Гейша-Кормилец, Жена-Мать — Муж-Генерал, Королева-Король, Фея-Целитель, Богиня-Творец) представляются ему недостаточно ярко или он прямо заявляет о проблемах в области каких-либо мужских или женских архетипических функций, специалисту следует учесть это в дальнейшей инициационной работе.
В начале терапии мужчины и женщины с любым уровнем готовности к проживанию инициаций с успехом проходят инициацию "Внутренняя семья", в ходе которой с помощью размещения на полу карточек с соответствующими названиями определяется расположение мужской, женской и детской частей личности относительно друг друга, их самоощущение и взаимоотношения (см. "Три заветных круга" и "Архетипические медитации как способ самоанализа"). Кульминационным этапом инициации "Внутренняя семья" является дарение подарков, где мужское начало первым дарит подарки женскому, а затем — детскому началу личности. Так инициируется здоровый обмен энергиями между этими тремя фундаментальными частями личности.
Среди стартовых прекрасно зарекомендовала себя инициация "Шкала благополучия отношений", представляющая собой восхождение по 15-ти уровням мужско-женских отношений в паре. Участник инициации поочередно оказывается и в мужской, и в женской роли при "восхождении" вверх по шкале. "Шкала благополучия отношений" отражает рост отношений от недостаточно гармоничных (мужчина пьет; бьет женщину; изменяет ей; отвергает ее; не кормит женщину и семью; болеет; мужчина нелюбим женщиной; область зависимого одиночества) до наиболее высоких уровней гармонии в парах (область независимого одиночества; мужчина главный, любим женщиной; учреждает здоровый образ жизни; создает изобилие; уважает внутренний мир женщины; предан; исцеляет душу и тело; ведет за собой в духовном развитии). Восхождение по "Шкале благополучия отношений" стоит повторять неоднократно на различных этапах терапии. Особенно важно, что эта инициация способна не только объемно и наглядно выявить характер нарушений в мужско-женских отношениях, не только открывает перспективы их исцеления, но и — представляет эволюцию счастливых отношений, к которым неизбежно ведет их осознанное развитие.
Необычайно продуктивной зарекомендовала себя инициация восхождения по ступеням архетипической мандалы, в ходе которой участник физически перемещается по семи архетипическим ступеням, обозначенным на полу карточками, соответствующими 14-ти основным мужским и женским архетипическим функциям личности. Причем перемещаться на каждую вышестоящую горизонтальную ступень следует, предварительно поработав с тремя пунктами на каждой предыдущей ступени — 1) мужским, 2) женским архетипическими персонажами, а также — 3) с сакральным центром как точкой, равноудаленной между ними. Работа в сакральном центре позволяет достигать баланса мужских и женских энергий и функций на каждой архетипической ступени.
Например, исследуя первую ступень, участник инициации, стоя на карточке с надписью "Ведьма", сначала отслеживает ощущения своего тела, затем — определяет свое эмоциональное состояние, потом по возможности описывает, какой представляется Ведьма, каков ее возраст и облик. После этого исследуются актуальные потребности архетипической функции с помощью вопросов "Чего хочет Ведьма? Есть ли что-либо, что ей необходимо?" Выявленные потребности по возможности должны быть удовлетворены за счет воображаемых даров участника инициации Ведьме как части его личности.
Затем выясняется, какова заветная мечта Ведьмы. Это символически открывает зону ближайшего развития функции. В последнюю очередь, выясняется, видит ли Ведьма Разведчика, и, если да, то каким, и как к нему относится. Это проясняет, есть ли контакт между мужской и женской функциями исследуемой ступени, и каково качество этого контакта, если он есть.
После исследования функции Ведьмы, используя тот же алгоритм, следует исследовать функцию Разведчика. Затем ведется работа в сакральном центре той же архетипической ступени: участник инициации физически находится в точке, равноудаленной от позиций Ведьмы и Разведчика, и определяет свое физическое, эмоциональное состояния, а также — какой внутренний образ разворачивается перед ним в этот момент.
В ходе таких инициаций открывается символический доступ к наиболее глубоким уровням областей мужского и женского начал личности, а также — к особенностям взаимоотношений между ними. Благодаря установлению все большего баланса мужского и женского начал во внутреннем мире, личность обретает все большую целостность.
Естественный алгоритм восхождения по горизонтальным ступеням архетипической мандалы (рис. 4) - это восхождение снизу вверх, постепенное восхождение от Земли к Небу. Основанная на этом принципе последовательность использования мужских и женских архетипических тем хорошо зарекомендовала себя и в индивидуальной работе в режиме направленного воображения.
Индивидуальная работа в этом случае осуществляется таким образом, что при проживании инициаций каждой архетипической горизонтали (Ведьма-Разведчик, Амазонка-Защитник и т. д.) мужчина или женщина последовательно переживают не только три основных инициации (например, темы "Кормилец", "Гейша", сакральный центр "Точка благополучия"), но также — любое желаемое количество соответствующих данной ступени так называемых дополнительных инициаций. Дополнительными эти темы считаются не потому, что они необязательны. Скорее наоборот, они могут служить ключами доступа к активизации основных архетипических функций.
Так для успешной работы с темой "Гейша" нередко целесообразно на выбор поработать сначала с такими дополнительными темами, как "Освобождение от чар для женского Я", "Дюймовочка", "Русалочка", "Спящая красавица", "Красавица и Чудовище", "В плену у Дракона", "Исцеление матери", "Исцеление женщины", "Жар-Птица", "Праздник Ивана Купала" и т. п. Это освобождает женское от состояний подавленности и "пленения". В результате у участников инициаций появляются умение наслаждаться повседневной жизнью, возникает ощущение радости как естественного привычного внутреннего состояния, происходит принятие эротической стороны жизни в целом и — собственного тела в частности.
Еще раз уточним. При индивидуальной работе в технике направленного воображения по выбору участника инициаций на одной сессии проводится, например, инициирование, мужского, а на другой сессии — женского архетипического персонажа данной ступени. На следующей сессии проводится инициация на тему сакрального центра, соответствующего той же архетипической ступени, то есть работа с точкой, равноудаленной между мужской и женской фигурами прорабатываемой горизонтали.
Например, действуя в рамках первой горизонтальной ступени архетипической мандалы, на одном сеансе проводится инициация на тему "Ведьма", на другом — "Разведчик" (или наоборот, на первой сессии — "Разведчик", на второй "Ведьма") и, наконец, — на следующем сеансе работа с сакральным центром, находящимся между ними — архетипической темой "Точка знания (осведомленности)". Для того, чтобы сознание участника инициации оказалось в области сакрального центра, достаточно предложить ему представить, что он находится в этой точке. Работая в области сакрального центра, мы каждый раз способствуем не только установлению все более полного равновесия мужской и женской функций каждой горизонтали, но и обучаем мужское и женское создавать и поддерживать здоровый баланс между ними самостоятельно и в любой момент.
Что касается установления равновесия, баланса мужского и женского начал во внутреннем мире, то мы предлагаем воспринимать его не как механическое уравнивание их активности, не как пресловутое "равноправие", а как здоровую специализацию их природных функций. Признаком здоровья здесь следует считать достаточную степень осуществления мужской защиты, направленной в адрес женского и детского начал, а со стороны женского — своевременность и полноту восстанавливающей мужские силы женской вынашивающей активности.
Например, женщина 37 лет при переживании сюжета на тему "Точка защиты", соответствующего сакральному центру между Защитником и Амазонкой, представила, как уверенная, опытная, полная сил амазонка учит хрупкого юношу правильно охотиться. К концу инициационного сюжета юноша повзрослел, окреп и стал искусным воином. Став зрелым мужчиной, Защитник был рад теперь заботиться об Амазонке, принявшей к тому моменту оседлый образ жизни. Отныне она предпочитала охоте создание красоты и уюта в собственном жилище (признаки восхождения функции на следующую ступень зрелости — уровень Гейши). В то же время, Защитника вдохновляло, что у него такая надежная подруга, что Амазонка как отличный воин всегда способна в трудную минуту поддержать его за счет своих боевых умений и отваги.
В результате подобных инициаций у реальных женщин и мужчин происходит постепенная смена типа психологической защиты. Они отмечают, что в стрессовых ситуациях они ведут себя все более конструктивно, меньше конкурируют с другими людьми, чувствуют себя уверенными, ощущают все более надежную внутреннюю опору.
Если участники инициаций не достаточно готовы к работе с какой-либо мужской или женской архетипической функцией, следует помнить об инициациях на дополнительные темы, подготавливающие проблемную функцию к зрелой активности. Так, с помощью тем исцеления и тем освобождения от чар (для мужского и для женского Я) преодолевается большинство затруднений, связанных с дефицитом той или иной архетипической области.
Напомним, что основные земные мужские архетипические функции (Разведчик, Защитник и Кормилец) в ходе индивидуальной терапии укрепляются не только за счет работы непосредственно с самими этими темами, но и благодаря таким дополнительным инициациям как "Три богатыря", "Освобождение от чар для мужского Я", "Герой", "Исцеление Героя", "Исцеление мужчины", "Исцеление Разведчика (Защитника, Кормильца)", "Витязь", "Школа рыцарей", "Посвящение в рыцари", "Доблестный рыцарь", "Купец" и др.
После такой инициационной нагрузки земное мужское начало легко проживает инициации следующего, более высокго уровня зрелости — выигрывает "битвы" со злодеями, драконами и кощеями. В результате мужчины и женщины единодушно отмечают, что становятся более последовательными и созидательными в своих действиях. У них появляются спокойствие по поводу будущего, новые планы и ощущение прибывающей энергии для их реализации. Это не удивительно, так как инициированное, зрелое мужское начало, в отличие от излишне перенапряженных агрессивных женских типов защит, всегда конструктивно в осуществлении защищающей функции. Как мы уже не раз отмечали, природным стратегиям мужского начала свойственны рациональный рассчет, экономия сил, точные и компетентные действия, иначе говоря — неуязвимость победителя.
Особенно актуальными и даже неизбежными становятся инициацонные "битвы" при индивидуальной работе с темами, расположенными в области центра архетипической мандалы. Напомним, что архетипические комплексы Муж-Генерал и Жена-Мать не только многофункциональны, но и символизируют создание первого сакрального союза между мужским и женским началами личности. Это центральная точка внутреннего равновесия, которую можно назвать точкой любви (в том числе — любви к себе), где мужское и женское вступают в наиболее глубокий и активный духовный контакт. Инициационную работу в этой области (и на близлежащих ступенях) может сопровождать целый ряд инициаций, дающих опыт преодоления разлучающих сил, мешающих соединиться мужскому и женскому во внутреннем мире. В этой связи также возникает необходимость перед инициированием тем "Генерал", "Счастливый муж", "Счастливая жена" и т. п. уделить достаточно внимания "освободительным" темам — "В плену у Злодея" (Злодейки)", "В плену у Дракона", "Битвы с Драконом", и также — темам освобождения от чар и др.
При "приближении" к центру мандалы темы "битв" и "освобождений" в стратегическом смысле являются переломными и наиболее эффективно служат задачам сепарации от удерживающего влияния как внутренних, так и внешних родительских фигур.
В последующий период работы с архетипическим центром Муж-Жена участникам инициаций на выбор предлагается целый ряд тем, связанных с инициированием гармоничных семейных ролей. Это так называемые счастливые темы: "Счастливая жена", "Счастливый муж", "Счастливая мать", "Счастливый отец", "Счастливый дед", "Счастливая бабушка", "Счастливый брат" и т. д. и т. п. Здесь также весьма уместны и темы исцеления — "Исцеление матери", "Исцеление отца", "Исцеление мужчины", "Исцеление женщины" и др., а также — темы созревания материнских и отцовских функций: "Питающая, взращивающая мать", "Инициирующая мать", "Благословляющая мать", и — аналогичные темы, касающиеся отцовства.
Кроме того, при работе с центром личности важны специальные сепарационные темы, помогающие отделению от матери и отца, а также — облегчающие освобождение от преувеличенной эмоциональной связи с родительской семьей. В этом ключе полезны инициации "Мачеха" и "Падчерица" для женщин, а также — инициации "Уход юноши из родительского дома в поисках счастья", "По щучьему велению" и др. для мужчин. Результаты этих инициаций проявляются в виде обретения большей эмоциональной автономии от других членов семьи, что всегда сопровождается потеплением семейных отношений.
Дальнейшее проживание инициаций, восходящих по ступеням архетипической мандалы, ведет в область Неба. Работа с "небесными" темами (Королем, Целителем, Творцом; Королевой, Феей и Богиней) способствует росту у мужчин и женщин способности управлять своей жизнью, брать ответственность и нести ее по жизни как могучую созидательную духовную силу. В частности — все больше удается понимать и принимать представителей противоположного пола, брать ответственность за строительство все более гармоничных отношений с ними.
Например, работа на уровне Король — Королева, кроме непосредственно королевских фигур, предполагает работу с родовыми уровнями сознания. Поэтому она может включать инициации "Семейный архив", "Семейное счастье рода", а также — традиционное исследование генеалогического древа, анализ родовых мифов и бессознательных родовых и семейных сценариев, девизов, установок и ценностей. В ходе этой работы у участников инициаций происходит не только принятие и примирение между собой сложных родовых и семейных явлений, но и возникают совершенно новые концепты развития своей собственной семьи и своей родовой ветви. У мужчин и женщин появляется желание создавать новые традиции, налаживать давно нарушенные отношения, налаживать контакты между разрозненными частями рода. Например, отцы некоторых участников инициаций, в течение многих лет живущие отдельно от семьи и не проявлявшие все это время инициативы к налаживанию контактов, после инициаций, пройденных их взрослыми детьми, нередко выказывали желание восстановить родственные отношения с детьми и внуками.
В качестве дополнительных возможностей для работы с родовыми и экзистенциальными темами, сопровождающими инициационную практику на шестом (Целитель-Фея) и седьмом (Дух-Душа) уровнях архетипической мандалы, в инициационной терапии существуют так называемые храмовые темы. Они базируются на идеях Р. Стоуна, изложенных в его книге "Небесная 911". Вслед за Р. Стоуном мы предлагаем такие храмовые темы как "Мужской храм", "Женский храм", "Храм отцовства", "Храм материнства", "Детский храм", "Храм прощения", "Храм будущего", "Храм времени", "Храм благословения", "Храм благоденствия" и т. п.
Несмотря на классическую стратегию восхождения по ступеням архетипической мандалы, практика инициационной терапии показала особую важность предоставления участникам терапии ведущей роли в определении темы очередной инициации. Поскольку разрешение вопросов отношений между полами относится к работе, предполагающей возвращение на эдипальную стадию психосексуального развития, когда наиболее актуальны вопросы сепарации (отделения) от родителей, обретение здоровой эмоциональной автономии, — ответственность участника инициаций и его самостоятельность в выборе архетипических тем здесь особенно важны.