Такой подход может привести духовные отношения расставшихся мужчины и женщины к большей гармонии, несмотря на разрушенный социальный пласт этого союза.
Главной целительной силой здесь способна выступить именно зрелость внутреннего аспекта Жены как земного аспекта Богини Мудрости.
В древней славянской культуре божественная Жена предстает в образе Василисы Прекрасной и Премудрой, в образах Берегинь и других божественных женских персонажей.
Василисы и Берегини — символические образы божественного женского служения.
Это служение герою-мужчине, а также — служение добру, любви, красоте.
Это бесконечное созидание и сотворчество с мужским началом, осуществляемое во всех сферах жизни.
Что касается зрелой внутренней Матери, то она постоянно взаимодействует с волшебным женским потенциалом архетипической функции Жены, обращаясь к ней как к источнику живительных сил и равновесия.
Энергии Жены ведут женское и материнское за мужским как за главным природным началом, которому ведом истинный духовный путь.
Соединяясь с функцией Матери, энергии Жены возводят материнское к его божественному осознанию.
Высшие духовные цели, к которым ведет мужское, освещают родовую ветвь и питают процессы ее развития.
Осознание родовых целей, ради которых растут дети, способно придать взращиванию детей радостный, праздничный и одновременно — подлинный духовный смысл.
Поэтому принципиально важным при излишней загрузке архетипической области Матери становится инициирование области Жены.
В практике инициационной терапии с этой целью используются архетипические темы "Берегиня", "Василиса Прекрасная", "Василиса Премудрая", "Счастливая жена", "Счастливая мать" и др. Перегруженный материнский аспект, наряду с темами "Битв с Драконом", может быть освобожден от излишнего напряжения за счет инициации на тему "Мачеха".
Используются также исцеляющие темы — "Освобождение от чар для женского Я", "Исцеление женщины", "Исцеление матери", "Исцеление жены" и др.
Пример.
Разведенная женщина 48-ти лет в инициации на тему "Счастливая жена" представила, что она — жена, которую муж пригласил на морскую прогулку на теплоходе. Однако героиня не могла расслабиться и наслаждаться отдыхом. Она бесконечно названивала детям — мальчику и девочке 5-ти и 8-ми лет, которые остались с няней (реально у женщины две дочери старше 20 лет). Воображаемую ситуацию помог разрешить муж (он был не похож на ее реального бывшего мужа), сказав, что теперь они будут отдыхать два раза в год — один раз только вдвоем, другой раз — с детьми. После такого мужского решения женщина почувствовала, что ее, наконец, заинтересовало, какое платье и какие украшения она наденет вечером в ресторан, куда муж еще до морской прогулки пригласил ее.
Следовательно, только когда мужское начало личности в состоянии взять на себя ответственность за женское и детское начала, а главное — когда мужское достаточно защищает материнское, избавляя его от привычного перенапряжения (муж в сюжете инициации пообещал, что раз в год они будут отдыхать с детьми), — только в этом случае архетипическая функция Жены получает благоприятные условия для развития и расцвета (женщина заинтересовалась, в каком платье и каких украшениях пойдет в ресторан).
Для увеличения мужского потенциала, защищающего внутреннюю материнскую инстанцию, в инициационной терапии проводится работа не только с архетипическими темами "Генерал", "Счастливый Муж", "Счастливый Отец", "Счастливый Дед", "Счастливый Брат" и т. п., но и со многими другими мужскими темами, так как осуществление мужской защитной функции происходит на всех архетипических уровнях.
Итак, усиление защищающего потенциала мужского начала — необходимое условие не только для освобождения материнской области от вынужденной гиперфункции, но и важнейшее условие развития энергий внутренней Жены.
Пример.
Разведенная женщина 38 лет в инициации на тему "Счастливая жена" представила себя юной невестой, которая в самый момент бракосочетания превращается в грудного младенца. Прямо со свадебной церемонии ее тут же похищает неизвестно откуда появившийся отец (непохожий на реального отца этой женщины). Он кладет малышку в корзину, приносит домой и растит, постоянно горюя о своей "умершей" жене. В конце образа, когда девочка подрастает, выясняется, что известие о смерти жены было ложным, и все трое, наконец, встречаются и живут счастливо.
В описанном примере невеста превратилась в младенца, так как бессознательное женщины, откликаясь на задание работать с аспектом Жены, как бы "спохватилось" и "запустило" процесс формирования функции Жены с того момента, на котором травмированная женственность когда-то остановилась в своем развитии. Затем в этот процесс "ворвалась" сформированная в ходе инициаций внутренняя отцовская фигура, которой принадлежит важнейшая роль в формировании аспекта Жены в личности дочери. Возникший в инициации образ "умершей жены" отражает картину крайнего подавления истинных женских энергий во внутреннем мире. Заметим, что именно мужское защищающее действие привело к восстановлению нарушенной "Внутренней Семьи". Реальный же отец участницы инициации не только не проявлял тепла в адрес дочери, но даже никогда не называл ее по имени, в то время как к сыну он относился более человечно.
Внутренняя семья — это здоровая внутриличностная архетипическая триада: Муж, Жена и Ребенок. Возможно, как основа будущей личности она начинает зарождаться еще во внутриутробный период на основе отношений мужа и жены друг к другу и — к будущему ребенку. Здоровье личности будущего ребенка во многом зависит не только от отношений между его отцом и матерью, но и от того, как и кого именно ждут родители — мальчика, девочку или готовы принять ребенка любого пола.
Таким образом, можно предположить, что первый этап созревания женственности, а также — внутриличностной архетипической области Жены, начинается еще до рождения.