Горизонталь Божественное мужское — Божественное женское
Эта горизонталь поднимает личность на пик ее духовного развития — к высшему духовному Я. В центре, находящемся на горизонтальной линии между архетипическими функциями Божественное мужское и Божественное женское, находится высший сакральный центр — Точка самости. Это точка установления баланса между высшими мужским и женским началами. Здесь находится второй уровень сакрального брака — универсальный архетипическаий центр личности. Далее — развивающееся сознание выходит на еще более высокий уровень, где личность больше не проявлена, а сознание переходит к своей космичности.
У Р. Джонсона в книге "Он. Глубинные аспекты мужской психологии", посвященной анализу мифа "О Священном Граале" представлен анализ мифа о постижении растущим мужским началом Божественного женского, запечатленного в образе Священной Чаши, исполняющей желания. В книге говорится: "Король Грааля с незапамятных времен жил в центральных покоях замка. Весь смысл его жизни заключался в поклонении Священной Чаше, других забот у него не было. Он поклонялся Чаше Грааля и берег ее. Он берег Чашу и находился в вечном единении с ней, они служили друг другу.
Здесь можно найти ответ на вопрос, который до сих пор оставался без ответа: "Кому служит Чаша Грааля?" — "Чаша Грааля служит Королю Грааля"…
…Я думал об этом ответе несколько месяцев, постепенно углубляясь в его смысл. Почти каждый человек, живущий в нашей культуре, думает, что Чаша Грааля должна служить именно нам, но в этом ответе мы должны услышать нечто более поучительное. Большинство американцев заняты поисками счастья — это все равно, что попросить служить нам священную Чашу, то есть мы желаем, чтобы нам служило все великое изобилие природы, величайший поток женственности, богатство окружающего нас мира: воздух, моря, животные, нефть, леса и все продукты, которые можно получить из этого мира. Но следует понять, что природа не может служить нам. Она служит Богу… Король Грааля — это образ Бога, земное воплощение божественного. Миф говорит нам, и мы должны это усвоить, что Чаша Грааля служит вовсе не нам, а Королю Грааля".
Итак, Божественное мужское начало служит Божественному женскому, и наоборот. Речь идет об их вечном взаимном служении как плодоносном союзе — сакральном браке, отражением которого призван стать земной брак между мужчиной и женщиной. Плодами сакрального союза являются все формы жизни — материальной и духовной, все виды энергий, все явления живой и неживой природы.
Счастье предстает как вечное плодоношение сакрального сада во внутреннем мире человека — это плодоношение Божественного Союза мужского и женского начал. В мире людей принято стремится к этому союзу как к человеческому счастью, принято желать его и искать повсюду. Однако в западной культуре поиски счастья похожи на поиски сказочных молодильных яблок — на стремление обладать ими, а не постичь тайну их произрастания. Люди увлеченно и страстно охотятся за яблоками счастья вместо того, чтобы освоить способы выращивания волшебных яблонь, и, познав тонкости ухода за ними, круглый год иметь не одно-два яблока, а целый урожай волшебных плодов. Проще говоря, если выращивать яблони вместо того, чтобы гоняться за яблоками, — плоды не заставят себя долго ждать. Западному человеку следует стать садовником, а не безответственным потребителем плодов. Таков путь к подлинному, высшему счастью, которое по сравнению с преходящим человеческим — универсально и необратимо.
Таким образом, на уровне высшего духовного Я завершается Великая Работа по достижению гармонии между мужской и женской частями внутреннего мира.
Высший уровень "Божественное мужское — Божественное женское" дает человеку автономию такого рода, когда характер социальных условий жизни уже не влияет на его внутренний мир и поэтому больше не входит в систему его основных ценностей, хотя такой человек может иметь любой социальный статус - от самого скромного до наиболее высокого. На этой ступени человек обретает духовную свободу, и осознанно исполняет какую-либо миссию — служение другим людям.
Восхождение к наивысшему — седьмому архетипическому уровню предстает как путь, который неизбежен в процессе развития для освоения высоких областей сознания, где и живет истинное счастье — соединение божественных частей.
Бхагван Шри Раджнеш (Ошо) в своей книге "В поисках чудесного" описывает духовную эволюцию развития отношений мужского и женского начал как последовательное соединение, проходящее в два этапа. Описывая эти этапы, Ошо отмечает, что из семи тонких тел у мужчины первое, физическое тело — мужское, а второе, эфирное — женское; третье, астральное тело у мужчины — мужское, а четвертое, ментальное тело — женское. У женщины же — наоборот: из семи тонких тел первое, физическое тело — женское; второе, эфирное — мужское; третье, астральное тело — женское; четвертое, ментальное тело — мужское.
По Ошо, в ходе эволюции каждого человека происходят два духовных соединения - сначала в осознанный союз вступают физическое и эфирное тела. Это первый союз мужского и женского начал. Затем происходит соединение астрального и ментального тел — это второй союз мужского и женского. "Второе слияние" или "второй сакральный брак" обуславливают переход сознания на такой высокий уровень, что человек больше не воплощается на Земле.
В свете вышесказанного очевидно, что инициационная терапия является не только методом психотерапии, но и — уникальной духовной практикой, что следует учитывать в ходе непосредственной работы с инициациями. Выход на все более высокие уровни сознания связан не только с глобальными изменениями на всех уровнях личности, но и — с физическими изменениями в теле. Поэтому инициационная работа, особенно — на стадиях освоения мужских и женских функций архетипической области неба — неизбежно требует одновременной физической и духовной работы с телом. Стоит учитывать, что телесные изменения происходят медленнее, чем личностные, и телу, в связи с этим, следует помогать, осваивая подходящие телесные формы духовной работы. Тело, таким образом, может быть как источником сопротивления в эволюционном восхождении Души, так и, если мы вовремя уделяем ему внимание, — верным нашим соратником на пути духовного развития.
Х х х
Архетипическая мандала показала себя как базовая система, достаточно полно представляющая основу личностной геометрии мужского и женского пространств с точки зрения их архетипического строения.