Дифференциально-аналитический опросник
(краткая форма)
Актуальные способности | Пациент | Партнер | Спонтанные комментарии |
Пунктуальность | |||
Чистоплотность | |||
Аккуратность | |||
Послушание | |||
Вежливость | |||
Искренность/честность | |||
Верность | |||
Справедливость | |||
Трудолюбие/деятельность | |||
Бережливость | |||
Надежность/точность | |||
Любовь | |||
Терпение | |||
Доверие/надежда | |||
Контакты | |||
Секс/сексуальность | |||
Вера/религия |
Отдельные поведенческие сферы отмечаются таким образом:
(+ + +) обозначает наивысшую субъективную оценку какой-либо категории;
(------) обозначает низшую оценку («Вообще не придает этому никакого значения...»);
(+/-) свидетельствует об индифферентности по отношению к определенной поведенческой сфере;
(+ +), (+), (—) и (-) отражают степени субъективного значения.
Вторая графа воспроизводит самооценку пациентом его актуальных способностей. Третья графа отражает оценку пациен-
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
том качеств партнера; помимо этого, могут быть введены и дополнительные графы для значимых других. Последняя графа содержит спонтанные комментарии. Концепции:
• Какие девизы или принципы были популярны в вашем доме?
• Какая концепция преобладает сегодня?
• Каковы концепции вашего партнера?
• Кто ваш любимый писатель?
• Какие из его высказываний приходят вам в голову и что они для вас означают?
• У кого вы лечились до настоящего времени?
• Как вы, ваш партнер, ваши родители, лечившие вас врачи относились к психотерапии?
Разногласия и анализ взаимодействия:
• В каких областях вы и ваш партнер имеете различные взгляды, которые приводят к возникновению конфликта?
• На какой из стадий (привязанность, дифференциация, отделение) вы ощущаете себя, на какой — вашего партнера?
Ступень 3: ситуативное ободрение
Терапевтические акценты: развитие способности выделять малоконфликтные составляющие и позитивные аспекты симптоматики. Какие позитивные аспекты имели эти события для вас и вашего окружения? Как вы преодолевали предшествовавшие события и проблемы?
Делая акцент на тех моментах, которые мы переживаем как позитивные и вдохновляющие, нам становится легче считаться с теми моментами, которые мы воспринимаем как неприятные и негативные. Кратко говоря, это и есть основной принцип ситуативного ободрения в позитивной психотерапии. Если партнер или семья постоянно сталкиваются с конфликтами и проблемами, то ситуация зачастую накаляется до такой степени, что становится неконтролируемой. Если же терапевт заинтересуется тем, что объединяет семью, несмотря ни на что, то он ободрит членов семьи, способствуя восстановлению уже давно ушедших в прошлое позитивных отношений. Тем самым терапевт создает общий базис, на котором семейные конфликты могут конструктивно преодолеваться, даже если ситуация в конце концов решится разводом или расставанием.
ГЛАВА 10
Ступень 4: вербализация
Терапевтические акценты: развитие способности целенаправленно обращаться к не пережитым до конца событиям и конфликтам.
Какие проблемы еще открыты для вас, какие (2-3) должны быть решены в ближайшие 4-6 недель? При помощи техник позитивной психотерапии конкретизируются те конфликты, которые до сих пор оставались невысказанными или неосознанными. Терапевт может рассмотреть ключевой конфликт в семье пациента как.отношения сдержанность—открытость и совместно с членами семьи выработать стратегию поведения. Мы спрашиваем конкретно: по отношению к кому и как часто возникают конфликты в области сдержанности—открытости? Как и когда они проявляются? Каких актуальных способностей они касаются (какое отношение это имеет к справедливости, бережливости и т. д.)?
В то время как на предыдущих ступенях создавались ситуативные предпосылки, делались попытки расшатать застывшие позиции и поощрялась способность к пониманию, теперь начинается непосредственное семейное обсуждение: у каждого расширился собственный базис, и каждый приобрел при помощи техник позитивной психотерапии тот язык, которому он доверяет решать конфликты, вместо того чтобы просто пассивно терпеть их. Тот искаженный язык, который или полностью исключает чувства, или состоит лишь из стереотипов, знаменует нарушение межличностных отношений.
Чтобы построить доверительные отношения, пациент учится усиливать отдельные положительные качества своего партнера и принимать во внимание корреспондирующие с ними свои критически выраженные качества.
Относительность ценностей: каждый человек обладает положительными иотрицательными качествами. Что является позитивным или негативным, не установлено абсолютно, а зависит от концепций, которые для вас определяют масштаб. То, что вы считаете негативным, ваш партнер может не воспринимать как негативное. Спросите себя, какие ваши ожидания и установки соответствуют вашему собственному критическому поведению и таковому вашего партнера. Критические элементы поведения вы можете установить при помощи техник позитивной психотерапии.
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Ситуативное ободрение: не критикуйте вашего партнера. Поощряйте его позитивное поведение в течение 1-2 недель (содержательно, коротко и сразу). Этим вы способствуете развитию базиса доверия в вашем партнерстве. Будет недостаточно сказать общо: «Ты приятный человек» или «У тебя красивые глаза». Скорее подойдет усиление конкретного поведения или актуальной концепции.
Парадоксальное ободрение: поощряйте своего партнера и при его критическом поведении. Поищите позитивные аспекты, которые имеют его «ошибки» для вас и для него. Этим вы измените свою точку зрения. Если вы до сих пор прежде всего замечали неаккуратность вашего ребенка, то теперь вам откроются и позитивные стороны его неаккуратности: его собственный вид порядка и креативный подход к нему.
Преодолевать сопротивление: у вас может возникнуть вопрос — «Почему я должен ободрять партнера, с которым у меня конфликт, который меня злит и которого я охотнее бы наказал (справедливость)?» Постарайтесь найти ответ на этот вопрос. Психосыворотка: займитесь аутогенной тренировкой, прогрессивной релаксацией или другими релаксационными методами. Если вы прекрасно чувствуете себя в расслабленном состоянии, представьте себе образно позитивные аспекты критического поведения.
Пример. «Моя депрессия — это часть моего освобождения' (моей разгрузки). Когда я чувствую себя подавленно, я отказываюсь от всех моих обязанностей, всего напряжения и даже от себя самой. Моя депрессия — это противовес моей потребности быть все время лучшей и достигать все время наибольшего». Притчи как психосыворотка: большая часть концепций и контрконцепций нашла отражение в поговорках ипритчах. Их преимуществом является пластичное, живое слово. Представьте себе ваши концепции и контрконцепции в форме притчи и поговорок.
Начинать беседу: партнер предъявляет свою проблему и пожелания. Слушайте внимательно, будьте вежливы. Спросите себя и вашего партнера, какое значение имеет для него проблема, с какого времени она существует и как он ее преодолевает. Прежде чем давать совет, попробуйте познакомиться с его концепцией и помочь ему познать его собственную концепцию самому. Если он, например, употребляет алкоголь, что это значит для него?
ГЛАВА 10
Быть искренним: конкретизируйте для вашего партнера свою собственную проблему.
• Как вы относитесь к ней?
• Какое значение имеет для вас конфликт?
• Чего вы хотите этим достичь?
• Какая ваша болезненная точка?
Искать возможности решения: для возникающих проблем ведется совместный поиск возможностей их преодоления. Подумайте о том, что как вам самим, так и вашему партнеру понадобится время, чтобы изменить точку зрения. Вы обладаете своей собственной волей. Свою личную волю имеет и ваш партнер. Если вы честно сказали то, что считаете правильным, его делом будет извлечь что-то из этого. То же самое относится и к вам.
Правила беседы: участники обязуются сохранять в тайне содержание разговора. Не забывайте, что неуважение по отношению к вам и вашему партнеру повредит больше, чем открытый разговор в подходящий момент. Неуважение — это несправедливость по отношению к партнеру. Ваша задача — не только упражняться в критике, но и вовремя сказать, как можно сделать лучше.
Семейная группа: все члены семьи регулярно собираются в условленное время. Это может происходить один раз в неделю. Такие собрания могут, однако, созываться и для особых случаев.
Разделение обязанностей и обмен ролями: один из членов группы принимает на себя на некоторое время обязанности и ролевые функции, которые до сих пор выполнял другой член группы. Так, например, отец становится домохозяйкой, мать берет ответственность за планирование семейного бюджета, которая обычно лежит на главе семьи, дети со своей стороны выполняют те обязанности и функции, которые постоянно свойственны родителям, например, ведение хозяйства, планирование, советы.