Личностно-психологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка
В этом случае речь идет о чаще всего неосознаваемой проблеме или потребности одного из родителей, который оказывает на ребенка решающее влияние. Перед психотерапевтом (психологом) стоит задача выявить эту психологическую проблему, помочь ее преодолеть в психотерапевтическом процессе. Эти неосознаваемые проблемы родители часто решают за счет ребенка:
1) расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ опросника АСВ). Нарушения воспитания проявляются гиперпротекцией (потворствующей или доминирующей). Проблемы родителей: нет одного из супругов или неудовлетворительные отношения с ним (эмоциональная холодность между супругами, «разность характеров», разные взгляды на жизнь, семью, на проблему воспитания детей, алкоголизм одного из родителей и т. д.). Чаще всего один из родителей ищет в своем ребенке эту недостающую часть в его жизни: потребность в эмоциональной близости, заботе и частично эротические чувства. Они чаще направляются к ребенку противоположного пола, отдать ему «все чувства», «всю любовь». Например, мать «ради ребенка» отказывается от замужества. В такой семье формируются мощные симбиотические связи, формируются эротические отношения к родителю – ревность, влюбчивость, инфантилизм. Когда ребенок переходит в подростковый возраст, у родителей возникает страх перед созревающей независимостью подростка. Эти потребности (чаще у матери) ею не осознаются. Высказывания: «Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом». Здесь происходит идеализация своих отношений с ребенком в противоположность супружеским. Часто матери ревностно относятся к подругам сына, что может простираться и на взрослую жизнь детей;
2) предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Такая бессознательная установка родителей ведет к потворствующей гиперпротекции. Родители стремятся сохранить у детей детские качества, несмотря на их взросление (наивности, непосредственности, игривости). Подросток для них все еще «маленький». Такая установка может проявляться у родителей, у которых долго не было желанного ребенка, или может быть связана с биографией родителя (недополучил ласку и тепло от своих родителей – несчастливое детство). Последнее связано с желанием дать своему ребенку то, что не получил сам(а). Такая позиция ведет к тому, что к ребенку значительно снижен уровень требований, что ведет к психическому инфантилизму. Высказывания типа: «Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он (она) слишком быстро взрослел(а)»;
3) воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Также формирует потворствующую гиперпротекцию, понижение уровня требований. В семье происходит перераспределение власти между родителями и ребенком. Родитель идет на поводу у ребенка, уступает ему даже в тех вопросах, в которых, по его же мнению, уступать никак нельзя. Ребенок добивается для себя максимума прав, выполняя минимум требований. В такой семье вырастает бойкий, уверенный в себе подросток и нерешительный родитель. Очень часто такая ситуация появляется, если родитель имеет психастенические черты. В определенных условиях дети, воспитанные строгими родителями (эгоцентричными), став взрослыми, видят в своих детях эту же требовательность и эгоцентрич-ность, испытывают к ним постоянное чувство долга и вины, как и к своим родителям. Отсюда и возникает неуверенность в воспитании своих детей. Высказывания таких родителей наполнены признаниями своих ошибок в воспитании детей: «В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать»;
4) фобия утраты ребенка (ФУ). Формирует потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. У родителей проявляется неуверенность в своих действиях по отношению к ребенку, повышенное внимание к его здоровью, преувеличенные страхи за жизнь ребенка. Источником таких переживаний является тот факт, что долгожданный ребенок родился болезненным и слабым, его с трудом выходили. Чаще всего это один ребенок в семье. Страх потерять ребенка заставлял родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и стремиться тут же их удовлетворять (потворствующая гиперпротекция) или же опекать его в любых случаях (доминирующая гиперпротекция). Высказывания родителей позволяют точно выявить этот тип их поведения: «Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери)»;
5) неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Продуцируемое нарушение воспитания проявляется в виде гипопро-текции, эмоциональном отвержении, жестком обращении. Развитость родительских чувств, которые обусловливают правильное воспитание детей, связана с мотивациями такого рода, как любовь к ребенку, чувство долга, потребность реализовать себя в детях, уважение и привязанность к личности ребенка и др. Неразвитость родительских чувств встречается у родителей подростков с отклонениями характера и личностного развития. Такие родители не хотят общаться с ребенком, он их «раздражает», их не интересуют жизнь ребенка и его мир переживаний. Родительские чувства хуже развиты в более молодом возрасте родителей (очень сильно они развиты у бабушек и дедушек). Причиной неразвитости родительских чувств являются отвержение самого родителя в детстве его родителями или неполная семья, где одному из родителей, оставшемуся с ребенком, «было не до него (нее)», воспитание в детском доме (нет опыта отношений родитель – ребенок). При дисгармоничных отношениях между родителями на ребенка перекладываются родительские обязанности. Этот тип воспитания характеризуется повышенной «моральной ответственностью», либо отношения к ребенку характеризуются раздражительной враждебностью. Высказывания родителей наполнены жалобами на утомительность родительских обязанностей, которые отрывают от карьеры, интересов. Женщины этой категории характеризуются эмансипированностью, независимостью, слабыми материнскими чувствами, нежеланием быть «домохозяйкой», иметь мужа, ухаживать за ребенком. Высказывания типа: «Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего»;
6) проекция на ребенка (подростка) своих нежелаемых качеств (шкала ПНК). Нарушения воспитания сказываются в эмоциональном отвержении и жестоком обращении. Причиной такого воспитания является то, что родитель видит в своем ребенке те отвергаемые им черты, которые принадлежат ему самому, но он их не осознает или не может признать. Это агрессивность, леность, упрямство, негативизм к другим, несдержанность, эгоизм. Не признавая этих качеств в ребенке, родитель как бы извлекает выгоду для себя, утверждая таким образом, что он сам не является носителем этих качеств. Этот механизм проекции широко распространен как один из механизмов психологической защиты. В высказываниях родителей проскальзывает неверие в ребенка, звучат менторские интонации, попытка найти «негатив» в любом поступке ребенка: «Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует это во вред себе и окружающим»;
7) вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания детей (шкала ВК). Этот тип воспитания носит характер противоречивого, когда соединяется потворствующий тип воспитания с гиперпротекцией одного родителя и отвержением, или доминирующей гиперпротекцией другого родителя. Часто воспитание становится ареной борьбы между родителями и источником постоянных конфликтов. Родители борются таким образом за приоритет в воспитании детей, за самоуважение в семье в качестве главного законодателя. При этом один родитель стоит на позициях строгого воспитания, другой склонен идти на поводу у ребенка. Источником разности подходов являются родительские семьи самих родителей, они бессознательно переносят опыт из своего детства на своих детей (патриархальные семьи, демократические семьи). Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны, потому что она чаще всего является инициатором обращения к психотерапевту; 8) сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Шкала предпочтения мужских качеств – ПМК. Шкала предпочтения женских качеств – ПЖК. Так, при наличии предпочтений женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таких случаях бытуют высказывания о мужчинах вообще: «Мужчины грубы и неотесаны. Они агрессивны и сексуальны. Они склонны к пьянству. Человек должен стремиться к лучшим человеческим качествам, свойственным только женщинам – нежности, деликатности, чувственности». Такие качества предпочитает видеть в детях родитель с ПЖК. Скажем, отец с установкой ПЖК не воспринимает сына, видя в нем много недостатков, и, наоборот, «в восторге» от дочери и находит в ней одни достоинства. У родителей с установкой ПМК могут быть противоположные тенденции. Следовательно, к одному ребенку воспитание будет в виде потворствующей гиперпротекции, к другому – по типу эмоционального отвержения.
Проективный тест «Семейная социограмма» Этот проективный тест относится к рисуночным проективным тестам. Семейная социограмма позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных семейных отношений, а также характер коммуникаций в семье – прямых или опосредованных.
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Дается инструкция: «Перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Выполнять это задание следует членам семьи, не советуясь друг с другом. Критерии для оценки результатов обследования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.
По первому критерию сопоставляется реальное число членов семьи с изображаемым на рисунке. Здесь возможны разные варианты: исчезновение в рисунке одного из членов семьи (конфликтные отношения – он «забыт»), попадание в круг животных, любимых предметов, которые изображаются в качестве членов семьи.
Величина кружков. Больший кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший – о пониженной самооценке. Величина кружков, обозначающих других членов семьи, говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Расположение испытуемого в центре круга может служить показателем эгоцентрической направленности личности. Помещение себя на периферию поля (внизу или в стороне от кружков) может говорить о переживаниях, связанных с эмоциональной отверженностью. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружков, в центре или в верхней части тестового поля.
Большую информацию дает анализ расстояний между кружками. Удаленность может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении. «Слипание» кружков предполагает тесные симбиотические связи тех или иных членов семьи, наслаивание кружка «Я» на другой – недифференцированность системы «Я» тестируемого члена семьи.
Семейная генограмма
Она позволяет изобразить родственные связи в семье графически. Авторы ее Рарр Р., 1983; Nickols V, 1984; Richardson, 1994. Психотерапевт предлагает каждому члену семьи изобразить графически свое представление о семье с помощью определенных символов. Генограмма включает имена, возраст всех членов семьи. Даются даты рождений, смертей, браков, разводов, разрывов отношений. С другой стороны, и психотерапевт путем расспроса и сопоставлений составляет также генограм-му семьи в двух-трех поколениях.
РАЗДЕЛ 6
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Групповая психотерапия – это метод, который применяется как в лечебных целях, так и для оказания психологической помощи. Ведущим механизмом развития группового процесса в коллективной психотерапии являлось объединение членов группы в коллектив с общими целями и задачами, направленными на взаимное влияние, поддержку, обмен информацией для улучшения процессов осознания механизмов развития болезни и изменения стереотипов восприятия мира и поведения. В значительной степени коллективная психотерапия была также дидактической. Перед больными ставились вполне ясные задачи, и роль врача была центральной. Врач играл активную роль в выбираемом процессе обсуждения, запускал процесс, ставил вопросы, побуждал к обсуждению, корректировал тему, разъяснял, исправлял ошибки суждений путем специальных технических приемов (техника «психотерапевтического зеркала», техника «анонимного обсуждения»).
Групповая психотерапия же использует в лечебных целях механизм групповой динамики, т. е. процесс, который развивается во времени и является результатом взаимоотношений и взаимодействий в группе, иногда без четкой программы обсуждений, предмета обсуждений, особенно на первых этапах развития группового процесса, и целиком является актом творческого развития группы и каждого ее члена в отдельности. В процессе такого взаимодействия каждый член группы является источником своих собственных изменений. Роль врача в групповой психотерапии состоит в том, чтобы обеспечивать в техническом плане взаимодействие в группе.
История вопроса
История вопроса уходит в первоначальный опыт группового воздействия, связанный с именем Франца Антона Месмера (1734–1815). Как известно, тогда международная комиссия во главе с Бенджамином Франклином обвинила его в том, что пациенты излечивались не в результате «животного магнетизма», а силой внушения и взаимной индукции.
Все-таки настоящая история возникновения психокоррек-ционных групп относится к Америке в начале XX столетия. Джозеф Претт впервые ввел термин «репрессивно-вдохновляющей» групповой терапии. Это был бостонский врач, лечивший больных туберкулезом, которые проходили амбулаторный курс. Он первоначально исходил из экономических соображений и затрат времени, собирая больных в группы. Постепенно он убедился в эффективности процесса группового сплочения и взаимной поддержки, в эффективности влияния одного человека на другого в группе и группы в целом. На Претта оказали влияние работы французского врача Жозефа Жюля Дежерина, который использовал метод убеждения и переучивания при лечении больных неврозом.
Следующий этап в развитии групповой психотерапии связан с именем Зигмунда Фрейда. З. Фрейд интересовался группами, но с позиций изучения психологии масс и тенденциями участников группы следовать за сильными лидерами. «Психологией масс движет деструктивная направленность к саморазрушению» – такой вывод сделал З. Фрейд.
Во время Второй мировой войны в Америке обнаружился недостаток в опытных психотерапевтах, так как возникла острая необходимость в социально-психологической помощи большому числу инвалидов, что явилось толчком к развитию групповой психотерапии. Среди тех, кто в это время развивал психоаналитически ориентированную групповую психотерапию, есть еще несколько известных имен: Самьюэль Славсон, Александр Вольф. Первый ввел в групповой процесс проигрывание конфликтов, второй – интерпретацию сновидений, метод свободных ассоциаций.
Психокоррекционные группы – наиболее адекватное обозначение групп, участвующих в групповой психотерапии. Их много в зависимости от целей и задач, ими реализуемых: Т-группы (группы тренинга); группы встреч, гештальт-группы, психодрама; группы телесной терапии; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством (арттерапии). Т-группы созданы только для здорового населения, остальные могут быть ориентированы по-разному в зависимости от клиентуры.
Сторонники групповой динамики признают еще один главный приоритет в развитии теории психокоррекционных групп – Курт Левин. Его «теория поля» – сердцевина социальной психологии группы. Он говорил (50-е годы): «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». В связи с этим целесообразно изложить теорию межличностного общения или «Теорию поля», так называемое «Окно Джогарри». Авторы последнего – исследователи Джозеф Лафт и Гарри Инграм. Люди взаимодействуют между собой различными полями.
1. Арена – область, где один человек не защищается от другого. Это область взаимного согласия.
2. Фасад – каждый взаимодействующий имеет подспудные зоны, где один человек скрыт от другого.
3. «Слепое пятно» – область, где человек неадекватно видит себя или вообще не видит. В эту область попадают глубинные мотивы, неосознаваемые потребности и мотивации, установки, ценности, ориентации, конфликты. Это область, где действуют защитные психологические механизмы – вытеснение, рационализация и т. п. Для преодоления этой зоны человек должен получить «обратную связь».
4. Область скрытых потенций – это область, где следует раскрыть творческий потенциал личности.
Уменьшению области фасада препятствуют тревога, страх, социальные оценки. Для того, чтобы ее уменьшить, инициатива должна исходить от самого человека, следует его побудить идти по пути эксперимента с действительностью, на преодоление реакции избегания. Для этого нужны определенные условия, которые не подкрепляли бы прежние реакции. Следует создать встречный процесс «эмоциональной поддержки». Человек имеет право не быть осужденным.
Работа со «слепым пятном». Это попадание в неловкие ситуации, где включаются защитные психологические механизмы, касающиеся, прежде всего, функции самооценки. Это механизм фрустрации, где человек может увидеть себя через отражение в другом.
Что испытывает человек, который получает «обратную связь» от другого? Прежде всего, срабатывает механизм неприятия. Поскольку часто обратная связь дается не к месту и не с теми эмоциями, возникает конфликт, напряжение, перепалка, где рациональное исчезает. Использование этого фактора в групповой психотерапии очень эффективно.
Групповая психотерапия – это система зеркал, дающая объемное представление о себе, которая расширяет диапазон выбора и те проблемы, которые ранее не решались, сейчас могут быть решенными.
Для того, чтобы обратная связь осуществлялась должным образом и не вызывала сопротивление пациентов, в групповом процессе их следует обучить тому, чтобы высказывания носили описательный характер.
Не давать оценок, а давать описание чувств, ощущений, переживаний, мыслей.
1. Давать обратную связь с раскрытием собственного эмоционального состояния (путем присоединения или отмежевания).
2. Описывать не только свое эмоциональное состояние, но и второго участника взаимодействия.
4. Описать предположительные мотивы поведения второго человека, который находится в центре внимания («Я беру на себя ответственность знать мир другого человека больше, чем он»).
5. Обратная связь должна больше исходить из потребности того человека, кому она предоставляется.
6. Обратная связь исходит из фактов «сейчас».
7. Применение приема «стоп-кадр» снижает сопротивление (это функция руководителя группы).
Преимущества групповой формы.
1. Удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В нашем обществе все в большей мере продуцируется принцип одиночества.
2. Опыт, приобретаемый в группе, оказывает противодействие отчуждению, помогает решению проблем при межличностном взаимодействии.
3. Возможность получения обратной связи.
4. Возможность идентификации себя с другими участниками группы и использование эмоциональной связи при оценке собственных чувств, поведения, установок и формирования Я-концепции личности, более адекватной реальности.
5. Группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции.
6. Гибкость групповой психотерапии делает ее пригодной для большого контингента.
7. Экономические выгоды. Обходится менее дорого и терапевту, и участнику, чем контакты один на один.
Психокоррекционная группа(ПГ)
ПГ-группами называют небольшие временные объединения людей, имеющих руководителя, общую цель межличностного исследования, учебы, роста и самораскрытия. Одни группы проецируют взаимодействие «здесь и теперь», другие сочетают «здесь и теперь» с прошлым опытом (психодрама).
Среди психокоррекционных групп выделяются группы:
1) организационного развития или решения проблем;
2) группы личностного роста;
3) терапевтические группы. На практике задачи и цели различных групп перекрещиваются. Многие учебные группы становятся терапевтическими.
Диапазон каждого из трех типов широк:
1) от ориентированных на информацию или задачу до ориентированных на личность и понимание;
2) от центрированных на руководителе до центрированных на клиенте;
3) от рациональных до аффективно спонтанных;
4) от жестко структурированных до неструктурированных;
5) от кратковременных до существующих длительное время;
6) от объединяющих здоровых людей до больных.
Цели групповой психотерапии
Цели групповой психотерапии могут быть различными в зависимости от разных подходов и теоретических построений, однако можно выделить наиболее общие из них, обусловленные спецификой этого метода.
1. Разобраться в проблеме каждого члена психокоррек-ционной группы, которая является источником декомпенсации личности и развития симптомов болезни.
2. Способствовать осознанию каждым членом группы, за счет чего возникает неадекватная адаптация в среде. Повысить социальную компетентность личности в области межличностных, групповых отношений, расширить знание и представление о себе и других.
3. Групповая психотерапия должна ускорять процесс созревания личности, принятия ею большей степени ответственности.
4. Содействовать личностному росту и развитию на основе творческого подхода к своим собственным изменениям и приобретению более продуктивных навыков взаимодействия.
5. Формировать здоровые отношения личности для эффективного достижения своих целей и реализации творческого потенциала.
Состав группы
Диапазон подбора членов групп широк как относительно хорошо приспособленных к жизни, эмоционально стабильных участников, так и нуждающихся в психокоррекции. Можно производить подбор участников, но это мало помогает в определении, кто будет более успешным. Результативность групповой психотерапии зависит как от типа группы, так и от личности руководителя. Так, например, группы с эмоциональной поддержкой должны быть более гомогенными по возрасту, полу, образованию, симптомам, по стилю личностного поведения. Эти же принципы должны быть соблюдены и для групп с коротким циклом работы. Группам с более длительным курсом занятий, цель которых выработать межличностное понимание, полезна большая гетерогенность. Принцип отбора следующий: сходство предполагает высокую степень взаимной привлекательности и поддержки; различия открывают большие возможности для конфронтации и изменений.