Диагностика семейных отношений
Под диагностикой семейных отношений понимается определение типа семейной дезорганизации, дисгармоничного воспитания, установление причинно-следственных связей между психологическими нарушениями и отклонениями в развитии ребенка.
Клинико-биографический метод позволяет изучить биографию семьи, психологические отношения в настоящий момент при сопоставлении разных оценок членами семьи тех или иных ситуаций («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами терапевта»).
Метод включенного наблюдения близок к естественному эксперименту, дает живое изображение существующих отношений в семье.
Психологические методы позволяют выявить отклонения в воспитании и причины их возникновения.
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» разработан в двух вариантах – детском и подростковом, для изучения проблем семейного воспитания и причин его нарушений. Авторы: Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий (1987, 1990). Этот опросник показывает особенности воспитания, которые наиболее типичны при изучении этиологии непсихотических нарушений поведения и отклонения личностного развития в детском и подростковом возрасте. Одновременно дается описание шкал опросника, которые дают представление о типах негармоничного воспитания.
Уровень протекции в процессе воспитания:
1) гиперпротекция (шкала Г+). Родители уделяют ребенку слишком много внимания, сил, времени. В опроснике по анализу семейных взаимоотношений (АСВ) можно найти типичные высказывания родителей, склонных к гиперпротекции: «Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери)»; «Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни»;
2) гипопротекция (шкала Г-). Ребенок в семье остается без должного родительского внимания, «до него не доходят руки». Ребенок часто оказывается вне поля их зрения. Примерами гипопротекции служат такие высказывания: «У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью), пообщаться, поиграть».
Степень удовлетворения потребности ребенка (У).
Здесь речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (одежда, питание, развлечения), так и духовных (общение с родителями, любовь, внимание). Данное положение характеризует не степень занятости родителей воспитанием ребенка (как при протекции), а степень удовлетворения его потребностей. Так, при «спартанском» воспитании наблюдаются высокий уровень протекции и низкий уровень удовлетворения потребностей ребенка. В этой категории возможны два вида отклонений:
1) потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному (и часто некритическому с их стороны) удовлетворению любых потребностей ребенка, «балуют» его. Родители объясняют свои тенденции в этом плане различными рационализациями типа: «слабый здоровьем ребенок», дать своему ребенку то, что сами родители не имели в детстве, что ребенок растет «без отца» и т. п. Типичны такие мнения:
«Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети»;
2) игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Этот стиль воспитания ребенка характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей своего ребенка. Часто страдают при этом духовные потребности (потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями). Высказывания родителей: «Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами».
Количество и качество требований к ребенку в семье.
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они обозначены как обязанности ребенка, которые он должен выполнять. Это учеба, участие в бытовой жизни семьи, помощь родителям и другим членам семьи. Это также и запреты, которые родители предъявляют ребенку и которые он должен выполнять. Это могут быть и санкции, которые родители накладывают на ребенка в случае невыполнения тех или иных требований. Все эти формы нарушений дают шкалы: Т (требование); З (запрет); С (санкции):
1) чрезмерность требований (Т+). Это требование-обязанность, предъявляемое родителями ребенку, является самым негармоничным воспитанием, так формирует личность с повышенной моральной ответственностью. Требования к ребенку слишком велики и не соответствуют его возможностям, и, вследствие этого, имеется риск не-вротизации или психосоматизации. Высказывания родителей: «Мне часто приходилось давать моему сыну трудные для его возраста поручения»;
2) недостаточность требований-обязанностей к ребенку (Т-). Ребенок почти не имеет обязанностей в семье. Типичны для этого вида дисгармоничных отношений высказывания типа: «Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит».
Требования-запреты характеризуют степень самостоятельности ребенка и способность его ориентироваться самостоятельно в системе социальных и морально-нравственных запретов, самому выбирать способ своего поведения:
1) чрезмерность требований-запретов (3+). Сюда следует отнести, прежде всего, дисгармоничное воспитание по типу: «доминирующая гиперпротекция». Ребенку ничего нельзя делать самостоятельно, он глобально ограничен в свободе своего выбора. У стеничных детей и подростков это воспитание вызывает механизмы сопротивления, реакции оппозиции и эмансипации и, в конечном счете, делинквент-ность. У мало стеничных детей развиваются, вследствие этого, черты тревожной мнительности. В высказываниях родителей звучит страх перед любыми проявлениями самостоятельности и «независимости» ребенка: «Главное, чему родители могут научить своих детей, – это слушаться»;
2) недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3-). Ребенку все разрешается. Запреты ребенок или подросток легко нарушает, так как чувствует, что все сойдет с рук. Он чрезмерно самостоятелен в выборе друзей, времени прогулок, занятий, учебе, курении, употреблении спиртного, наркотиков. Они не отчитываются перед родителями, да и родители мало интересуются жизнью своего ребенка. Воспитывается гипертимность или неустойчивость характера (гипертимная или неустойчивая личность). Высказывания родителей: «Мой сын сам решает, с кем ему играть».
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С+, шкала С-):
1) чрезмерность санкций (С+) по типу «жестокого воспитания». Родители наказывают за малейшие проступки. Родители считают такое воспитание полезным: «Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его(ее) плохого поступка»;
2) минимальность санкций (С-). Родители считают невозможным применение наказаний, сомневаются в их эффективности: «По характеру я – мягкий человек».
Стили воспитания
Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).
Под неустойчивостью стиля воспитания детей и подростков понимается резкая смена приемов воспитания, скажем, от очень строгого к либеральному, от значительного внимания к ребенку до эмоционального отвержения (Эйдемиллер Э. Г., 1996). Такой стиль воспитания содействует проявлению таких черт, как упрямство, склонность противостоять авторитетам, что часто наблюдается у детей с отклонениями характера (Leonhard К.).
Рассмотрим наиболее типичные сочетания отклонений в воспитании, которые позволяют проанализировать причины отклонений в характере ребенка, и также быть поводом для возникновения отклонений в поведении и возникновения непсихических психогенных нарушений (см. табл.).
Потворствующая гиперпротекция (сочетание шкал Г+, У+ при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи с максимальной направленностью на удовлетворение его потребностей. При этом типе воспитания формируются демонстративные (истероидные) и гипертимные черты личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У, Т, 3+, С). Ребенок в центре внимания семьи, ему уделяется много времени и сил, но существует много запретов, и ребенок лишен самостоятельности. У гипертимных подростков, в результате такого воспитания, усиливаются реакции эмансипации, и они склонны к острым эффективным реакциям, направленным вовне. При тревожно-мнительных чертах у подростков закрепляются астенические черты.
Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+, 3, С). Это воспитание, где ребенок также находится в центре родительского внимания, но уровень требований высок. Потребность ребенка удовлетворяется недостаточно. Развивается тревожно-мнительный тип личности.
Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т, 3, С). В основе его лежат невосприятие ребенка и неудовлетворение его потребностей. Может быть связано с бессознательными механизмами внутренней жизни родителей, осуществляющих перенос отрицательных переживаний из своего детства на жизнь своего ребенка или механизмами отождествления. Крайний вариант такого воспитания – «Золушка». Ребенок ощущает себя отверженным, ненужным. Заостряются черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности или эпилептоидной психопатии. У детей и подростков с астенической структурой характера или эмоционально-лабильной могут появиться невротические расстройства.
При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т, 3, С) на первом плане эмоциональное отвержение и неудовлетворение потребностей при наличии системы наказаний и запретов. Могут появиться различные расстройства в поведении.
Гипопротекция (Г-, У-, Т-, 3-, С). Ребенок предоставлен самому себе. Такое воспитание ведет к делинкветности и асоциальности поведения.
Рассмотрим психологические причины отклонений в семейном воспитании. Э. Г. Эйдемиллер в этом смысле рассматривает 2 группы причин.