Типы семей (по качеству взаимоотношений)
Для планирования лечения психотерапевт должен войти в контакт с семьей с целью:
1) исследования ее интеракций;
2) восприятия ее руководящей структуры;
3) имеет значение и качество взаимоотношений, определяемых формой семейных структур.
Наиболее непосредственным для изучения является состав семьи.
Структура семейных отношений и организация семьи (Сальвадор Минухин).
1. Семьи Па-Де-Де. Это семьи из двух человек. Можно пред-
полагать, что здесь могут быть следующие взаимоотношения:
1) эти двое очень полагаются друг на друга (мать и ребенок чаще всего);
2) это взаимная зависимость и взаимные обиды; очень мощная симбиотическая связь;
3) «пустое гнездо» – пожилая чета, дети разъехались; или один взрослый родитель и один взрослый ребенок, живут вместе. В семьях Па-Де-Де часто возникает сильная зависимость друг от друга, что ограничивает функционирование каждого.
Терапевтическая цель – подвергнуть сомнению представление такой семьи – «мы – это остров».
2. Семья из трех поколений – полигенерационная семья.
Здесь должна учитываться возможная тенденция к разобщению. Первый вопрос может быть: «Кто воспитывает ребенка?» Цель психотерапии состоит в том, чтобы фактическая мать взяла на себя главную ответственность за воспитание ребенка. Возможно, слабым звеном в полигенерационной семье является ее иерархическая организация. Здесь возникают коалиции и вследствие этого – дисфункции.
3. Семьи типа «Башмак». Это большая семья, где один из детей наделяется функцией взрослого по отношению к младшим, его «подпинывают» во взрослую подсистему и лишают таким образом детства – это с одной стороны. С другой, не принимают в клан взрослых, урезая его права и дискредитируя в глазах младших. Он насильственно подброшен в родительскую подсистему, часто бывает «козлом отпущения» и компенсирует это на младших.
4. Семьи типа «Аккордеон». Когда один из родителей периодически отсутствует в семье (моряки). Когда часто перемещаются из одной среды в другую или в семье один из родителей пьяница. Это тогда также, когда один из родителей отсутствует, а тот, кто остается, берет на себя его функции. Часто остающийся родитель не хочет отдавать вновь приобретенные функции или их принимать.
5. Флюктуирующие семьи (неустойчивые). Они характеризуются изменяющимся составом семьи. Скажем, одинокий родитель приводит в дом все новых женщин (кандидаток на роль жены и матери).
6. Семьи с приемными детьми. Здесь существует часто проблема борьбы с чувством привязанности к ребенку, с одной стороны, с другой – потребность в удовлетворении своих родительских чувств.
7. Семьи с приемными родителями. Когда в семью приходит приемный родитель, он должен пройти процесс интеграции. Он может принять полностью свои обязательства по отношению к новой семье или же его первоначальная семья будет стремиться держать его на расстоянии. В свою очередь, свои собственные дети могут здесь увеличить требовательность к своему родному родителю, обостряя его проблему в новой семье. На первых порах в таких семьях образуются микрогруппы. Нужно психотерапевтически создать процесс новой эволюции.
8. Семьи с призраками – если смерть унесла кого-то очень значимого: мать или отца. Иногда такая семья говорит: «Если бы мать была жива, она бы знала, что надо делать». Признание со стороны детей «новой» матери часто становится актом неверности (предательства) по отношению к умершей. Прежние коалиции могут сохраняться, как если бы умершая мать была жива.
9. Неконтролируемые (неуправляемые) семьи.
В этих семьях могут возникнуть проблемы, связанные с одним членом семьи, в следующих областях:
1) иерархической организации семьи;
2) в исполнительной функции родительской подсистемы;
3) о взаимной близости членов семьи.
Варианты семей с детьми
1. В семьях с малолетними детьми – появление «чудовища», которое не подчиняется никаким правилам. Следует предположить, что у него есть сообщник – для него, чтобы быть тираном в семье, необходимо стоять на плечах одного из взрослых. Можно предполагать, что в этом случае супруги компрометируют друг друга, что ставит тирана в позицию силы в этом треугольнике.
Цель терапии в этом случае – реорганизация семьи, чтобы родители сотрудничали и ребенок был бы поставлен на место. Должна быть составлена четкая иерархия семьи, в которой родители осуществляют контроль над исполнительной подсистемой. В таком случае психотерапевтические мероприятия следует направлять на родительскую подсистему.
2. В семьях с подростками проблемы могут быть связаны с неспособностью родителей перейти от позиции заботливых по отношению к малолетним детям к позиции внимательных (понимающих) родителей молодого поколения. Подросток может оказаться под бдительным контролем родителей, что вызывает у него бурное сопротивление, известное как реакция эмансипации подростков.
Цель терапии – произвести подробное объяснение родителей с детьми, чтобы исследовать возможные варианты жизни семьи.
Лучшим методом воздействия врача при разрешении конфликта в семьях с подростками следует считать нейтральную позицию врача. Врачу следует поддерживать право родителей ставить ограничения и требовать уважения детей к их позиции. Ему, с другой стороны, следует поддерживать стремление подростков к переменам.
1. В семьях с делинквентными детьми авторитет родителей зависит от их настойчивости. Ребенок приучается к правилам поведения. Часто один из родителей в таких семьях алкоголик. При исследовании таких семей формы коммуникации имеют хаотический характер: никто не ожидает, что их услышат. Коммуникация сама по себе более важна, чем ее содержание. Впечатления формируются вокруг мелких, несвязанных, вызывающих разногласия трансакций взглядов.
2. В семьях с плохим обращением с детьми проецируется раздражительное отношение к детям, родительская подсистема не может контролировать эти чувства к детям. Любой поступок ребенка расценивается как вызывающее поведение или реакция. Родители в этой ситуации не имеют своего собственного родительского взрослого контекста поведения, где бы они были достаточно компетентными. Единственная компетентность их состоит в проявлении власти по отношению к своим детям, что выражается в агрессии. Эта схватка ожесточает обе стороны. Они подмечают просчеты и мстят друг другу.
Иногда дурное обращение с ребенком связано с образованием чрезмерно связанной диады – одного из родителей и ребенка. Обычно это мать и дитя. В этом случае отец может нападать на одного из них попеременно.
Существует два типа семей, где дети не хотят посещать школу: нежелание ходить в школу может быть проявлением делинквентности и дети, страдающие психосоматическим заболеванием, где наблюдается чрезмерная близость (симбиоз) между ребенком и одним из членов семьи, что заставляет ребенка оставаться дома в качестве компаньона и защитника.
Психосоматозы в семье
Следует знать, что если у одного из членов семьи появляются психосоматические симптомы, то структурная организация семьи тяготеет к чрезмерной концентрации на воспитательных ролях. Иногда создается впечатление, что семья лучше функционирует, если кто-либо из членов семьи болен. Характеристики такой семьи включают в себя: чрезмерную заботливость, зависимость, занятость членов семьи друг другом, неспособность разрешить конфликты продуктивным способом, чрезвычайную озабоченность сохранения мира в семье, ригидными отношениями. «Это не ригидность вызова, а ригидность воды, которая позволяет зачерпнуть (схватить) себя только для того, чтобы принять прежнюю форму» (Минухин С).
Как выглядит эта семья? Она имеет вид нормальной: члены семьи добры друг к другу, не ссорятся, заботливы, чрезмерно услужливы. В работе с ними врач попадает в затруднительное положение из-за их услужливости. Они готовы на все отвечать, создавая атмосферу сотрудничества. Но попытки что-либо изменить все время как бы проваливаются в трясину – семья стремится сохранить мир любой ценой, избегая конфронтации.
Таким образом, семейные функции исполняются благодаря трем механизмам: структуры семейных ролей; структуры семейных подсистем; границ между ними.
1. Благодаря структуре семейных ролей членам семьи проще определить кто, что, когда и в какой последовательности они должны делать. Эти повторяющиеся взаимодействия вырабатывают «стандарт взаимодействия» в этой семье.
В нормальных семьях стандарты взаимодействия не застывают, а с ростом семьи предполагают альтернативное взаимодействие. При неудовлетворении ролевых потребностей у членов семьи в рамках структуры предпринимаются усилия к поиску новых альтернативных семейных ролей. Э. Эйдемиллер отмечает, что в семьях, где подростки имеют нервно-психические отклонения, отмечается жесткая структура семейных ролей (в 66 % семей). Семейная структура (авторитарная, демократическая) всегда состоит из подсистем, которые психотерапевту надлежит исследовать.
2. Семейные подсистемы есть совокупность семейных ролей (например, совокупность ролей родителей, детей, братьев и т. д.).
3. Границы подразумевают под собой именно те правила, которые четко устанавливают, кто и каким образом выполняет семейные функции. В норме границы резко очерчены и проницаемы. Если в семье установлены жесткие границы – коммуникация между подсистемами резко ограничена, не происходит обмена информацией и адекватного взаимодействия. Если границы размыты, то стрессы в одной подсистеме легко иррадируют в другие подсистемы.
Исходя из этого, задачами семейной психотерапии являются следующие.
1. Объединение психотерапевта с семьей.
2. Усвоение, поддержание на первом этапе семейной психотерапии процессов, которые обеспечивают привычное функционирование подсистем, распределение ролей.
3. На втором этапе, путем присоединения к разным подсистемам, психотерапевт создает фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень взаимодействия.
Показания к семейной психотерапии.
1. По нозеологии:
1) неврозы и другие нервно-психические пограничные расстройства;
2) психосоматические заболевания;
3) алкоголизм;
4) малопрогредиентная шизофрения.
2. По психологическим проблемам:
1) желание члена семьи разрешить острые и хронические конфликты;
2) сделать более оптимальными свои взаимоотношения. Противопоказаниями к семейной психотерапии являются:
1) истероидная, эпилептоидная, паранойяльная психопатия;
2) психотические состояния в фазе обострения;
3) преклонный возраст, когда имеем ригидного «носителя симптома»;
4) когда в контексте семейной психотерапии один (чаще ребенок) болен психосоматическим заболеванием.