VII. Технические способности

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Способности к спорту

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

5. Лучше других физически координирован в движениях, движется легко и грациозно.

6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (игра в хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

В дополнение к этому заданию вы можете оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведен перечень характеристик одаренных и талантливых детей. По наблюдениям психологов и учителей он содержит критерии потенциальной одаренности. Анкета поможет вам определить уровень проявления способностей ребенка. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

2. Он с готовностью откликается на все новое.

3. Любит все загадочное и непонятное.

4. Часто нуждается в поддержке старших.

5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело,

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.

Одаренный

1. Его интересы достаточно стабильны.

2. Его .любознательность устойчива.

3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

6. Начатое дело всегда доводит до конца.

7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

8. Настойчив в достижении поставленной цели.

9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) ' по интересующим его предметам.

11. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одаренность

1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.

2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.

3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

4. Всегда ищет самостоятельные решения.

5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений,

6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.

Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие у вашего ребенка высокий творческий потенциал.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.

2. Стремление освоить незнакомое дело.

3. Проявление упорства в достижении цели, несмотря на неудачи.

4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.

5. Выражена потребность помечтать в одиночестве. 6 Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

6. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдельные ассоциации между различными предметами и явлениями.

7. Способность к творческому воображению, созданию нового.

Тест

«КАКАЯ ВЫ МАТЬ?»

Этот тест поможет вам разобраться в том, какая вы мать. Когда будете отвечать, то вам могут встретиться подобные обозначения (18 лет) или (15 лет). Это не должно вас смущать. Просто попытайтесь представить, как повел бы себя ваш ребенок, когда бы ему было 18 или 15 лет. После того как вы ответите на все вопросы, подсчитайте, под какими буквами у вас больше всего ответов, и найдите свой тип. Если, например, у вас больше всего ответов под буквой «г», значит, вашим типом является тип «г», а вы мать-интеллектуалка. И помните – главная цель этого теста – не показать вам ваши недостатки, а помочь лучше понять своего ребенка.

1. Чего труднее всего добиться от вашего ребенка?

а) Подумать о других;

б) Вовремя вернуться;

в) Оставаться чистым;

г) Быть вежливым;

д) Привести пример чего-нибудь;

е) Не обманывать.

2. Какую обстановку вы выберете для комнаты малыша?

а) Розовые обои с тучками на лазурном небе;

б) Фиолетовые занавески с бахромой;

в) Всю комнату выдержите в морском стиле;

г) Желтые обои с белыми бабочками;

д) Используете яркие краски;

е) Мягкое плюшевое покрытие красного цвета.

3. У вас появилось чувство, что ваш ребенок (8 лет) не слушает вас. Ваши последующие действия для того, чтобы он изменил отношение к тому, что вы рассказываете?

а) Читаете ему нотацию;

б) Спрашиваете, почему он так поступил;

в) Отправляете немного погулять и развеяться;

г) Объясняете разницу в ваших характерах;

д) Оставляете его подумать над происшедшим в углу;

е) Дарите подарок.

4. Ваш ребенок потерялся в большом магазине. Где вы будете его искать?

а) В отделе, где продаются всякие сладости;

б) Возле эскалаторов;

в) В отделе запчастей к автомобилям и мотоциклам;

г) В отделе игрушек;

д) Возле ларька с мороженым;

е) Около касс.

5. Телевизор – это палка о двух концах, потому что он:

а) Заменяет родителей;

б) Отвлекает от занятий;

в) Портит ребенка;

г) Помогает в чем-то лучше разобраться;

д) Образовывает;

е) Овладевает тем, кто его смотрит?

6. Вы понимаете, что ваш ребенок (15 лет) от вас что-то скрывает, когда он:

а) Молчалив и задумчив;

б) Нервничает и упрямится;

в) Слишком горд и подвержен частым сменам, настроения;

г) Рассеян;

д) Неаккуратен и раздражителен;

е) Нервничает и несет чепуху.

7. Во время беседы с сыном (10 лет) вы слышите неприличное слово. Вы:

а) Ругаете его;

б) Бьете;

в) Обижаетесь и хлопаете дверью;

г) Объясняете, что так нельзя;

д) Расстроенные, отвечаете тем же;

е) Узнаете от него, где он это слышал.

8. Сын (18 лет) без конца просит у вас деньги. Поскольку это происходит довольно часто, то вы:

а) Подсчитываете, сколько он у вас уже взял;

б) Спрашиваете, для чего они нужны ему в этот раз;

в) Даете, но с неохотой;

г) Резко отказываете;

д) Делаете вид, что не слышите его просьбы;

е) Отдаете свой кошелек.

9. Для вас будущее вашего ребенка – это, чтобы он:

а) Был счастливым и здоровым;

б) Достиг целей, которые вы ему поставили;

в) Был во всем первым;

г) Умел из всего извлекать пользу;

д) Претворил свои идеи в жизнь;

е) Всегда умел найти выход из создавшегося положения?

10. Вашему ребенку (ему или ей) 13 лет. Случайно оказываясь в ванной комнате и видя ребенка раздетым, вы предпочитаете:

а) Сделать вид, что ничего не заметили;

б) Попросить его чем-нибудь прикрыться;

в) Поздравить его с наступившими переменами во внешнем виде;

г) Резко выйти;

д) Дотронуться до него рукой;

е) Сконфузившись, извиниться за внезапное вторжение?

11. Сын, которому 16 лет, неожиданно заявляет вам, что одна из его подружек будет ночевать сегодня у вас дома. Вы:

а) Стелете ей мягкую постель;

б) Мгновенно отказываетесь от этого;

в) Просите ее сначала вам представить;

г) Готовите ей отдельную комнату;

д) Больше не говорите на эту тему;

е) Находите это нормальным.

12. Каково, по-вашему, золотое правило между братом и сестрой?

а) Поддерживать друг друга;

б) Все рассказывать друг другу;

в) Очень часто драться;

г) Рассказывать что-то один другому, но только самую малость;

д) Не делиться никакими проблемами;

е) Не осуждать действия сестры (брата).

13. Что ему (ей) надо, чтобы сделать его (ее) образование наиболее полным?

а) Овладеть чувством юмора;

б) Иметь немного твердости;

в) Иметь немного элегантности;

г) Обладать усердием;

д) Быть немного сумасшедшим;

е) Изменить свой образ жизни.

14. Самым ужасным будет узнать для вас, что ваш ребенок:

а) Курит марихуану;

б) Водит машину без прав;

в) Провалил вступительные экзамены;

г) Заразился СПИДом;

д) Гоняет на мотоцикле без шлема;

е) Ворует бумажники?

15. Услышав, что ребенок в разговоре произносит «мои старики», вы:

а) Напоминаете ему о вашей молодости;

б) Сделав вид, что не поняли, переспрашиваете;

в) Идете взглянуть на себя в зеркало;

г) Устраиваете ему скандал;

д) Не разговариваете с ним;

е) Рассказываете ему о своих родителях.

Типологию матери смотрите на с. 552.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:

Наши рекомендации