Психологическая характеристика подросткового возраста.
Существуют различные возрастные периодизации психического развития. Л.С.Выготский различал три группы периодизаций, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине ХХ в.:
1. К первой группе им были отнесены попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. К этой группе Л.С.Выготский относил классификацию возрастов американского психолога Г.С.Холла и его ученика Гетчинсона, сторонника теории рекапитуляции В.Штерна. Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. От рождения до 5 лет – стадия «рытья и копания»; на этой стадии дети любят играть в песке и т.д. 5-11 лет – стадия «охоты и захвата», на которой дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность и жестокость. 8-12 лет – «пастушеская» стадия. В этот период дети стремятся иметь собственный уголок, строят шалаши, домики, укрытия. Также этой стадии свойственен интерес ребенка к заведению домашних животных, чтобы было о ком заботиться. 11-15 лет – «земледельческая» стадия, соответствующая развитию у детей наблюдательности и осмотрительности. 14-20 лет - стадия «промышленности и торговли». Дети начинают осознавать роль денег, осваивают точные науки. Гетчинсон считал, что эра цивилизованного человека наступает с 8 лет, т.е., с пастушеской стадии, и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах.
В.Штерн составил следующую периодизацию: первые месяцы жизни ребенка соответствуют стадии млекопитающего; второе полугодие – стадия высшего млекопитающего (обезьяны); затем – стадия начальных ступеней развития первобытных народов; начальная школа – стадия античности; подростковый возраст соответствует стадии фанатизма средневековья, и лишь зрелость соответствует уровню культуры нового времени.
2. Вторую группу, по Л.С.Выготскому, составляют концепции, пытающиеся в качестве условного критерия возрастной периодизации, выделить один из признаков детского развития (не внешнего, а внутреннего). Сюда можно отнести периодизацию П.П.Блонского, разработанную на основе дентиции: 8 мес. – 2-2,5 лет – беззубое детство; до 6,5 лет – детство молочных зубов; детство постоянных зубов, заканчивающееся с появлением «зубов мудрости». Также к этой группе относится периодизация З.Фрейда, созданная на основе закономерностей развития либидо. Соответственно, в психоанализе выделяются оральная (до полутора лет), анальная (до трех лет), фаллическая (до 5-6 лет), латентная (до 12-13 лет), генитальная (начиная с подросткового возраста) стадии.
3. Третья группа периодизаций связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития. Это периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина (Сорокоумова Е.А., 2006).
В основу своей периодизации Л.С.Выготский положил два критерия: динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды, и дал качественную характеристику кризисов. На этих основаниях он выстроил следующую периодизацию: кризис новорождённости; младенчество (2 мес. – 1 год); кризис одного года; раннее детство (1-3 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст (7-13 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (14-17 лет); кризис 17 лет (Выготский Л.С., 1972). В.Л.Васильев, в свою очередь, отмечает, что из всех переживаемых ребёнком кризисных периодов наиболее трудным является кризис подросткового переходного возраста (Васильев В.Л., 2000). В связи с этим необходимо определить границы подросткового периода, который по-разному понимается в отечественной и зарубежной психологии. Существуют различные периодизации подросткового возраста. В отечественной общей, возрастной, педагогической и юридической психологии подростковым считается период с 10-11 до 18 лет. И.С.Кон считает подростками детей в возрасте от 11-12 до 14-15 лет (Кон И.С., 1989). Л.С.Выготский (1972) говорил о критическом периоде 13 лет и литическом периоде пубертата, который, по его мнению, продолжается с 13 до 17 лет и завершается кризисом 17 лет. Д.И.Фельдштейн (1996) относил к подростничеству возрастной период с 10 до 15 лет. Е.А.Сорокоумова (2006) считает, что хронологические границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 6-9 классах современной школы: от 11-12 до 15-16 лет. С.Л.Бродская (2006) определяет подростковый возраст от 9-10 до 14-15 лет. Наиболее распространенной в отечественной психологии является периодизация Д.Б.Эльконина (1971). Он относит к эпохе подростничества возрастной период с 11 до 17 лет и делит его на младшее подростничество (11-14 лет) и юность - старшее подростничество (14-17 лет). Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности. Его называют критическим, переломным, переходным, возрастом полового созревания. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. В рамках биологизаторского направления исследованиями этого возрастного периода занимался С.Холл (1904). Немецкий психолог и философ Э.Шпрангер (1924) относил к подростковой фазе период между 14 и 17 годами и характеризовал его кризисом освобождения от детской зависимости. Главные новообразования этого возраста, по Э.Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. В.Штерн полагал, что подростковый возраст характеризует не только особая направленность мыслей, чувств и стремлений, но и особый образ действий, промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью – «серьезная игра». Э.Эриксон, считавший подростничество самым трудным и важным периодом человеческой жизни, отмечал, что психологическая напряженность, сопутствующая формированию целостной эго-идентичности, зависит не только от физиологического созревания и личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, от внутренней противоречивости общественной идеологии. По Ж.Пиаже в период от 11-12 и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.
В психолого-педагогической науке США и Великобритании существует понятие «juvenile». В Оксфордском словаре «juvenile» - подросток, не достигший совершеннолетия, находящийся между детством и зрелым возрастом в период с 14 до 22 лет (мальчики) и с 12 до 21 года (девочки). Нижняя возрастная граница, по мнению Д.В.Волкова,определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней возрастной границей является достижение трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение, создание семьи). Доподростковый возраст (10-13 лет) — определяется термином «preadolesent». Таким образом, в англоговорящих странах понятие «молодой человек» включает в себя подростковую, юношескую и молодёжную стадию развития (Волков Д.В., 2001).
В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Э.Эриксона о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового периода. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование «идентичности» рассматривается с психоаналитических позиций как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх-Я» и т. п. Самой идентичности, процессу познаний самого себя придается самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается Эриксоном как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков (Эриксон Э., 1996).
По мнению G. Nissen (1971), пубертатный криз, кроме «кризиса идентичности», слагается также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводится как следствие «эдипова комплекса», как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации. Кризис сексуальности объясняется по 3.Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную (А.Е.Личко, 1999).
В отечественных концепциях подросткового возраста, разработанных Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейном, анализ психологического содержания возраста опирается на диалектико-материалистическое понимание развития. Л.С.Выготский полагал, что подростковый возраст – это период разрушения старых интересов и созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы: «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности), «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него субъективно более приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям), «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному). Л.С.Выготский также отмечал два новообразования подросткового возраста – развитие рефлексии и, на ее основе, самосознания.
В своей периодизации психического развития Д.Б.Эльконин использует три критерия:
1. социальная ситуация развития - система отношений в обществе, в которую вступает ребенок, и то, как он в ней ориентируется, взаимодействие ребенка с ближайшим социальным окружением;
2. ведущая деятельность ребенка в этот период. В соответствии с открытым Д.Б.Элькониным законом периодичности, на разных возрастных этапах у ребенка преимущественно развиваются мотивационно-потребностная сфера (когда в ведущей деятельности осваиваются субъект-субъектные отношения) и интеллектуально-познавательная сфера (когда осваивается система отношений субъект-объект);
3. основные новообразования, т.е., те способности и личностные особенности, которые складываются у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности (Эльконин Д.Б., 1971).
В период младшего подросткового возраста (11-14 лет), согласно Д.Б.Эльконину, у ребенка появляется новая деятельность – интимно-личностного общения со сверстниками, возникает «чувство взрослости» - особая форма самосознания, благодаря которой подросток сравнивает себя с другими и находит новые образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем подростковом возрасте (15-17 лет) ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, появляется потребность в самоопределении, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации, формируются мировоззрение и жизненные планы. И все эти процессы проходят на фоне бурно протекающего пубертата, «гормональной бури», по меткому определению Н.Н.Толстых, «эндокринного шторма».
Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в анатомо-физиологическом смысле. Нередко смешивают два понятия: «подростковый возраст» и «пубертат» (обычно так обозначают возраст до 20 лет). Однако это разные понятия. Пубертат – только часть подросткового возраста, отмеченная резким ускорением физического развития и завершающаяся половым созреванием. Что же касается подросткового возраста, то он составляет период от начала пубертата до того момента, когда человек становится взрослым. Пубертат – это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, сложный процесс перехода к взрослому функционированию, идущий в двух направлениях и обозначаемый специалистами в таких образных выражениях, как «скачок роста» и «гормональный шторм» (Толстых Н.Н., 1991).
Скачок роста – процесс индивидуальный. Как правило, быстрое физическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет и достигает пика примерно в 14 лет. У девочек оно начинается в промежутке между 9 и 11,5 годами и достигает максимума примерно в 11 лет 8 месяцев. Девочки перестают расти обычно около 19 лет, мальчики – в 21-22 года. В этот период идет развитие скелета по «мужскому» и «женскому» типу, черты мужественности и женственности начинают просматриваться четче. У мальчиков на первый план выступает увеличение силы движений, у девочек больше развивается быстрота, координация. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук, ступни, затем конечности (удлиняются руки и ноги), и в последнюю очередь туловище. Интенсивно развивается лицевая часть черепа – меняется лицо. Неравномерность роста по разным направлениям создает диспропорции в организме подростка, поэтому он часто ощущает себя неуклюжим, неловким, иногда ведет себя неестественно, вычурно, крайне остро реагирует на любые замечания по поводу его внешности. Отставание роста кровеносных сосудов от роста мускулатуры сердца может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в сердцебиениях, головных болях, повышениях давления, быстрой утомляемости, что влияет на быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения (Сорокоумова Е.А., 2006).
Гормональный шторм – перестройка деятельности эндокринных желез, регулируемая гипофизом. Гормоны гипофиза стимулируют деятельность других желез, которые регулируют рост, в том числе щитовидной железы, надпочечников, яичек и яичников. В 8-9-летнем возрасте эти железы начинают вырабатывать гормоны, различающиеся по типу и количеству у мальчиков и девочек, однако внешние признаки пубертата замечаются, как правило, в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков. В результате организм подростка буквально «наводняется» гормонами. Гормональная перестройка ведет к изменению работы нервной системы, повышая ее возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Наблюдается эмоциональная неуравновешенность, обидчивость, ранимость. Поэтому умственное или физическое напряжение, аффекты, отрицательные эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы, проявляющихся в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, падении продуктивности деятельности (Бродская С.Л., 2006).
В настоящее время пубертат наступает несколько раньше, чем в начале века, и в значительной степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, от особенностей индивидуальной жизни (состояния здоровья, перенесенных заболеваний, питания, окружающей обстановки и т.д.). В условиях средней полосы России начало полового созревания у девочек относят к 11-12 годам, у мальчиков – к 13-14 годам. Окончание пубертата обычно связано с появлением способности к деторождению. У девочек он заканчивается в среднем в 12,5 лет, его признаком служит первая менструация (менархе), у мальчиков – примерно на 1,5 – 2 года позже, и первый признак этого – появление спермы. Зарубежными исследователями отмечено, что у современных американских девочек первые менструации отмечаются в среднем в 12 лет и 5 месяцев, тогда как в 1900 г. – в 14 лет и 2 месяца. Темпы физического и полового созревания оказывают влияние на формирование образа физического «Я» подростка (Сорокоумова Е.А., 2006).
В пубертате особенно актуальными для подростков становятся вопросы пола, взаимоотношений между мужчиной и женщиной, сексуальных отношений. Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Именно с этого периода половая принадлежность начинает определять и жизненные планы, и выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. И в системе самоутверждения среди окружающих качества, связанные с половой принадлежностью, в том числе и внешние физические способности, начинают играть все большую роль. В нормальной полоролевой идентификации подростка огромную роль играют родители, семья: именно семья дает возможность интеграции полоролевой идентичности ребенка.
Л.И.Божович, анализируя кризис подросткового возраста, указывала на его неоднородность: в первой фазе (12-14 лет) он характеризуется ориентацией на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем, т.е., рождением жизненной перспективы: в нее входит представление о желаемом «Я» подростка, и о том, что он хочет совершить в своей жизни. Центральным моментом развития кризиса Л.И.Божович считала развитие самосознания подростка и его важнейшей стороны - самооценки. Это сложный и длительный процесс, сопровождающийся спектром специфических, часто внутренне конфликтных переживаний. Переходный период завершается возникновением особого личностного новообразования – самоопределения, характеризующегося осознанием себя в качестве члена общества (Божович Л.И., 1968).
В основе концепции подросткового возраста Д.И.Фельдштейна лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых. Д.И.Фельдштейн выделял три уровня процесса развития личности подростка:
1. «Локально-капризный» (10-11 лет). Стремление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных (локальных) задач. В нем преобладают ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоционально-окрашенное стремление к самостоятельности проявляется по-разному, что отражается в мотивационных структурах.
2. «Право-значимый». 12-13-летний подросток уже не удовлетворяется своим участием в общих делах, решениях. У него развивается потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но и прав в семье, обществе; формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен».
3. «Утверждающе-действенный». У 14-15-летнего подростка появляется потребность в самоутверждении, самоопределении, самореализации, осознается социальная приобщенность к обществу с реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль (Фельдштейн Д.И., 2005).
С точки зрения А.Е.Личко, суть подросткового кризиса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся описанные А.Е.Личко (1973) детские поведенческие реакции в подростковом возрасте (реакция отказа, реакция оппозиции, реакция имитации, реакции компенсации и гиперкомпенсации), реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. А.Ю.Егоров и С.А.Игумнов дополнительно выделяют реакции, обусловленные формирующимся самосознанием, включающие в себя:
1) реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности, к своему физическому Я;
2) реакции, связанные с усиленным вниманием к своему внутреннему миру (Егоров А.Ю., Игумнов С.А., 2005).
Все перечисленные реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (непсихотические и даже психотические) (Ковалев В.В., 1995).
Реакция отказа проявляется отсутствием или снижением стремления к контактам с окружающими. По наблюдениям А.Е.Личко (1983,1999), подобные реакции нередко появляются у инфантильных и конформных подростков, когда их насильно отрывают от привычной для них обстановки (семья, компания сверстников), круто меняют сложившийся стереотип жизни.
Реакция оппозиции подразделяется исследователями на активную и пассивную. Активная оппозиция может выражаться в нарочитой грубости, непослушании, вызывающем поведении, категорическим отказом выполнять какие-либо требования и просьбы, иногда сопровождается бранью, разрушительными и даже агрессивными действиями. Реакция пассивной оппозиции чаще всего проявляется отказами от еды, уходами из дома, суицидальным поведением. По сравнению с психологическими, патологические реакции этого типа более продолжительны и могут быть направлены не только на «обидчиков», но и на других людей. По мнению А.Е.Личко (1983), реакция оппозиции у подростков чаще всего носит демонстративный характер и должна рассматриваться, как сигнал взрослым о трудной ситуации, переносить которую подростку больше не под силу. Однако, последние наблюдения А.Ю.Егорова и С.А.Игумнова показывают, что истинные реакции оппозиции у подростков, как правило, лишены истерической окраски и нередко проявляются жестокими поступками, агрессией, длительными уходами из дома, хронической алкоголизацией, приемом наркотиков, самоубийством (Егоров А.Ю., Игумнов С.А., 2005).
Реакция имитации характеризуется стремлением во всем подражать определенному лицу или образу: реальному человеку, персонажу фильма или книги, вымышленному герою. Наряду с имитацией положительных качеств и поступков, в подростковом возрасте особенно легко и охотно копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, воровство, разврат), а также вредные привычки (курение, пьянство, употребление наркотиков). Заслуживают внимания данные ряда зарубежных исследователей о статистически достоверном увеличении числа суицидальных действий среди детей и подростков после телепередач о суицидах и кинофильмов с демонстрацией самоубийств (Егоров А.Ю., Игумнов С.А., 2005).
Особенно выражена реакция имитации, подражание асоциальным «героям» у подростков неустойчивого типа. По мнению К.С.Лебединской и соавт. (1978), это связано с тем, что среди них много инфантильных. Отрицательная имитация отмечена у подростков относительно редко. Речь идет вовсе не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца (А.Е.Личко, 1999).
Реакция компенсации — желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой: например, трудности в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения (А.Е.Личко, 1999).
Реакция эмансипации проявляется в потребности подростков в освобождении от контроля и опеки взрослых, в протесте против установленных правил и порядков, в стремлении к независимости, самостоятельности и самоутверждению себя как личности. Реакция явной эмансипации характеризуются непослушанием, грубостью, патологическим упрямством, прямым игнорированием мнения взрослых, существующих порядков и традиций; часто проявляется в хронической алкоголизации, употреблении наркотиков и правонарушениях. Иногда подростки порывают с семьей, бросают учебу. Реакция скрытой эмансипации чаще всего характеризуется бродяжничеством, сексуальной распущенностью, примыканием к асоциальным подростковым группировкам. В.В.Ковалев рассматривает реакцию эмансипации как подростковый вариант реакции оппозиции у детей. Факторами, способствующими ее возникновению, могут стать гиперопека, мелочный контроль, критика и насмешки, высказываемые в адрес подростка (Ковалев В.В., 1995).
Реакция группирования со сверстниками в подростковом возрасте имеет глубокие филогенетические корни и носит, по существу, инстинктивный характер. По мнению А.Е.Личко (1979), подростковая группа сама по себе играет важную роль в формировании личности отдельных ее членов и может стать главным регулятором поведения подростков. По своей социальной направленности неформальные группы делятся на просоциальные, асоциальные и антисоциальные. Просоциальные группы способствуют развитию у своих членов положительных нравственных качеств. По структуре такие группы чаще бывают демократическими. Асоциальные группы формируются на базе совместных развлечений и стоят в стороне от острых социальных проблем. При определенных условиях они перерастают в антисоциальные. Антисоциальные группы по структуре чаще всего автократические. Большую роль играет, какое место занимает в этой структуре подросток: «правая рука» лидера, «шестерка» и т.д. Для многих подростков объединение в подобного рода группы – своеобразное проявление реакции эмансипации. Интересы и деятельность этих групп, как правило, направлены во вред обществу (правонарушения, пьянство и пр.). Однако некоторые их вновь появившихся антисоциальных групп, напротив, требуют от своих членов подчеркнуто здорового образа жизни, например, «скинхеды» («бритоголовые»). Основной объединяющий фактор для них – пристрастие к насилии. Обычно они декларируют свою приверженность идеям неофашизма, согласно которым «истинным арийцем», «сверхчеловеком» не рождаются, а становятся, вытравив из себя всякую жалость к «недочеловекам», поборов трусость, воспитав в себе выносливость, беспощадность и ненависть к врагам. Объект ненависти может быть различный. Чаще всего, это представители других национальностей. Группы «скинхедов» или «неонацистов» обычно жестко регламентированы. Увлечения составляют, как правило, силовые виды спорта и карате. Злоупотребление алкоголем, наркотиками отвергается как недостойное «сверхчеловека» и сурово преследуется (Егоров А.Ю., Игумнов С.А., 2005).
Реакция увлечения (хобби-реакция). Иногда принимают утрированную форму, если подросток стремится укрыться за забором своих увлечений от травмирующей его действительности. Выделяют следующие виды увлечений: интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, наука), телесно-мануальные (спорт, рукоделие, вождение транспорта), лидерские (потребность руководить), накопительские (коллекционирование), эгоцентрические (художественная самодеятельность, мода), информационно-коммуникативные (потребность в легко усваивающейся информации), азартные (карты, пари, компьютерные игры) (Скроцкий Ю.А., 1981).
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением: сексуальные фантазии, сопровождающиеся мастурбацией, рассуждения на тему секса, ранние половые связи, петтинг, промискуитет, гомо- и гетеросексуальные контакты. В ряде случаев, сексуальные переживания и половая активность подростков становятся настолько интенсивными, что поглощают все остальные интересы подростка и служат одной из причин нарушений поведения (Каган В.Е., 1991).
Реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности (дисморфореакции) – беспокойство подростка по поводу «недостатков» своей внешности, доходящее иногда до навязчивого страха (дисморфофобия) или сверхценные идеи физического недостатка (дисморфомания). Но чаще всего (в 80% случаев) дело ограничивается ситуационно-личностными реакциями, носящими ситуационный характер. По наблюдениям А.Ю.Егорова и С.А.Игумнова (2005), дисморфореакции чаще всего характерны для сензитивного, психастенического и истероидного типов акцентуаций характера.
Реакции, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру (рефлексиореакции) – больше характерны для старшего подросткового возраста. Формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, о смысле жизни. Нередко переживания, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру, занимают доминирующее место в жизни подростков и существенно влияют на их поведение. Они могут часами рассуждать о своем предназначении, о строении вселенной, много внимания уделять построению собственных философских систем и планов социального переустройства общества. От синдрома метафизической интоксикации, описываемого в рамках психических расстройств, рефлексиореакции отличаются тем, что это – преходящее явление, не нарушающее социальную адаптацию подростка. С окончанием пубертатного периода они исчезают. В более редких случаях – трансформируются в патохарактерологическое развитие личности. Рефлексиореакции характерны для подростков с шизоидной личностной акцентуацией (Егоров А.Ю., Игумнов С.А., 2005).
Кроме того, метафизическая интоксикация на фоне формирующихся психических расстройств характеризуется «вычурностью», противоречивостью или нелепостью высказываемых идей; непродуктивностью интеллектуальной деятельности; наличием признаков нарушения мышления (Кондрашенко В.Т., 1988).
Определения и классификации отклоняющегося поведения подростков.
Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И.Гилинский ввел в употребление сам термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение» (Краснова М.А., 2005).
Девиантное поведение (ДП) на сегодняшний день - понятие весьма размытое. Так, под ДП понимаются:
1) поступки, действия, не соответствующие «официально установленным» или «фактически сложившимся» в данном обществе нормам и ожиданиям;
2) социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Гилинский Я.И., 2000).
Я.И.Гилинский констатирует, что социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Одни из них - позитивные – служат общественному прогрессу и развитию личности в целом: например, такое девиантное (отклоняющееся) поведение, как высокая социальная активность на благо общества, талант, гений, одаренность – это тоже социальные отклонения от нормы. Другие же - негативные – нарушают существование или развитие общества (Гилинский Я.И., 2000). Можно сказать, что основной причиной социальных отклонений является противоречие между требованиями нормативной системы и интересами действующих субъектов. Как пример социального отклонения можно рассматривать морально-нравственную позицию субъекта с глубокими религиозными убеждениями, но находящегося в обществе воинствующих атеистов (Васкэ Е.В., 2000).
Таким образом, критерии ДП оказываются приложимыми к чрезвычайно широкому кругу поведений и социальных явлений, а критерий позитивности/негативности носит настолько субъективный характер, что одно и то же поведение/явление можно с равными основаниями оценить и как позитивное, и как негативное. Быстро подхваченный педагогикой, психиатрией и медицинской психологией термин ДП стал обретать новые оттенки. Так, появилось понятие патологических вариантов ДП. Причем, для одних это – такие формы девиантности как суицид, преступность, разные формы наркотизации, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию; для других девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих - поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. Не более определенно и мнение о соотношении ДП и делинквентного, асоциального и антисоциального поведения, социальной и психологической дезадаптации (Каган В.Е., 1996).
Есть несколько определений социальной нормы. С точки зрения социальной философии, социальная норма – неотъемлемый элемент общественного управления, одно из средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением (Васкэ Е.В., 2000). Также «норма социальная» определяется как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества, основными свойствами которого являются: объективность отражения действительности; однозначность (непротиворечивость); историчность (преемственность); обязательность воспроизводства; относительная устойчивость (стабильность); динамичность (изменчивость); формальная определённость (внешняя завершённость); степень распространённости, обращённость в будущее; оптимальность; возможность её измерения; организующая, регулирующая способность; превентивность; коррекционно - воспитывающая способность (Клейнберг Ю.А., 1997).
Усвоение индивидом социальных норм, например, моральных, проходит ряд последовательных стадий. Но при этом может и не быть достигнуто полное соответствие между нормативными позициями личности и требованиями социальных норм. Необходимо учитывать, что нормы в целом относительно стабильны, а жизненные ситуации, опыт личности и т.п., значительно изменчивей и разнообразней. Субъект может быть несогласен с рядом социальных норм в силу своей незаурядности, нешаблонности мышления, одаренности, в силу более высоких требований, которые он предъявляет как к самому себе, так и к обществу. Если социальную норму принять за эталон поступка, то отклонения от этого эталона могут происходить в самых разных направлениях. Поступок может не соответствовать социальной норме по объективным или субъективным признакам, по целям и мотивам, по прямым или косвенным результатам. Социальное отклонение представляет собой систему поступков, линию поведения, образ жизни. Под социальным отклонением можно понимать любое отклоняющееся поведение субъекта, при котором взаимодействуют три группы явлений: социальные нормы, свойства личности, особенности конкретной ситуации. В дисгармонии этих элементов и лежат основные причины отклонений. Одна из основных причин социальных отклонений – несоответствие нормы требованиям жизни, вторая – несоответствие требований жизни интереса данной личности (Васкэ Е.В., 2000).
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе нет единого мнения относительно девиантного поведения несовершеннолетних. Существует целый ряд терминологических определений, близких по смыслу и содержанию, но звучащих по-разному. Наряду с девиантным поведением используется синоним отклоняющееся поведение, а нередко его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным, дезадаптивным, аддиктивным, неадекватным, деструктивным, нестандартным, акцентуированным, психопатичным, саморазрушающим, социально неадаптированным, патологией поведения и т.д.; а самих детей называют детьми группы риска, «трудными» подростками, педагогически запущенными, социально «запущенными», трудновоспитуемыми (Ганишина И.С., 2004).
В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают девиантных подростков:
· с педагогической запущенностью;
· с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
· с крайней социальной запущенностью (Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский В.К., 1990).
С.А.Беличева выделяет три группы девиантных подростков:
· глубоко педагогически запущенные подростки;
· подростки с аффективными нарушениями;
· конфликтные (неуживчивые) (Беличева С.А., 1994).
Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы подростков с отклоняющимся поведением:
· Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
· Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие