Специальные формирования здравоохранения
Специальные формирования здравоохранения создаются (в период мобилизации и в военное время) в тылу страны для использования в интересах Вооруженных Сил РФ. Они предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое- и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию.
Специальные формирования здравоохранения являются структурными подразделениями отраслевых органов управления (Министерства здравоохранения и социального развития РФ, органов управления здравоохранением субъектов РФ) и подведомственными им (или находящимися в сфере их деятельности) учреждениями здравоохранения.
|
К специальным формированиям здравоохранения относятся (схема 2.5):
1. Органы управления специальными формированиями.
2. Тыловые госпитали здравоохранения.
3. Обсервационные пункты.
Схема 2.5.Классификация специальных формирований здравоохранения.
2.5.1. Органы управления специальными формированиями здравоохранения
Органы управления специальными формированиями здравоохранения (Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, отделы и секторы по руководству тыловыми госпиталями) являются структурными подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ. Они формируются при объявлении мобилизации для руководства тыловыми госпиталями здравоохранения и обсервационными пунктами.
Органами управления специальными формированиями являются:
1. Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.
2. Отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ.
Их указания и распоряжения по вопросам специальных формирований являются обязательными для исполнения всеми нижестоящими органами управления здравоохранением и подведомственными учреждениями.
Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения формируется в составе: руководитель, его заместители, главные медицинские специалисты (хирург и терапевт), три управления (организационно-плановое, лечебно-профилактическое, медицинского снабжения) и два отдела (финансово-экономический и защиты государственной тайны). Управления и отделы, в свою очередь, состоят из отделов и отделений, обеспечивающих выполнение задач возложенных на Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения.
Отдел по руководству тыловыми госпиталями формируется в составе: начальника отдела, его заместителя, главных медицинских специалистов (хирург, терапевт), инспекторов - врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.
Сектор по руководству тыловыми госпиталями формируется в составе: начальника сектора, инспектора - врача, инспектора-провизора, делопроизводителя, и водителя.
Комплектование органов управления специальными формированиями здравоохранением личным составом производится в мирное время с учетом их опыта работы, деловых качеств и способностей, которые должны обеспечить преемственность в работе между соответствующими подразделениями мирного и военного времени.
Лица, утвержденные на должности начальников органов управления специальными формированиями здравоохранения, изучают в мирное время мобилизационные документы по специальным формированиям в полном объеме и могут привлекаться к выполнению отдельных мероприятий по их мобилизационной подготовке.
Начальники органов управления специальными формированиями подчинены руководителям отраслевых органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных и подведомственных специальных формирований и находящихся в них на излечении раненых и больных.
Расформировываются органы управления специальными формированиями после завершения работы подведомственных тыловых госпиталей и обсервационных пунктов.
На органы управления специальными формированиями здравоохранения возлагаются следующие задачи:
ü Руководство работой специальных формирований в период мобилизации и в военное время.
ü Оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания специальных формирований, их материально-технического и финансового обеспечения, организации медицинского обеспечения и подготовки к работе в период мобилизации и в военное время.
ü Организация взаимодействия с Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны РФ (медицинской службой военного округа военного времени, управлением местного эвакуационного пункта) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных.
ü Организация и осуществление контроля за качеством лечения раненых и больных, их реабилитацией и своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы.
ü Руководство проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
ü Руководство организацией справочной работы о поступивших в тыловые госпитали раненых и больных и исходах их лечения.
ü Организация медицинского снабжения специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
ü Руководство медицинским и бухгалтерским учетом и отчетностью подведомственных специальных формирований, представление установленных отчетов, докладов и донесений и др.
2.5.2. Тыловые госпитали здравоохранения
Тыловые госпитали здравоохранения (тыловые госпитали, ТГЗ) предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
Тыловые госпитали здравоохранения РФ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из Вооруженных Сил РФ и направлены по месту жительства.
В соответствии с принятой организационно-штатной структурой ТГЗ подразделяются на шесть типов: 4 многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический) и 2 узкоспециализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный) (схема 2.6).
Схема 2.6. Структура тыловых госпиталей здравоохранения.
Коечная емкость тыловых госпиталей установлена в 400, 500, 600 коек. Структура коечного фонда в каждом госпитале приведена к вероятному входящему потоку раненых и больных.
По современным представлениям эвакуации из госпитальных баз фронтов в ТГЗ подлежат раненые и больные, которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй (независимо от продолжительности лечения), а также раненые и больные, нуждающиеся в длительном лечении, превышающем установленные для ГБФ сроки.
Территориальным органом управления эвакуацией раненых и больных эвакуируемых из госпитальных баз фронтов, флотов, войск военного округа военного времени (ВО ВВ), соединений и частей родов войск и видов Вооруженных Сил, дислоцированных на территории ВО ВВ, и войск, проходящих по его территории, организующим прием раненых и больных, их доставку в тыловые госпитали здравоохранения и оперативного руководства деятельностью тыловых госпиталей, является местный эвакуационный пункт (МЭП). МЭП непосредственно подчинён начальнику медицинской службы ВО ВВ, на территории которого расположены приписанные к нему ТГЗ.
2.5.3. Обсервационные пункты
Обсервационные пункты(ОП) являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний и войсках и среди населения. Обсервационные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства РФ. Они приписываются к местным эвакуационным пунктам, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой. Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству тыловыми госпиталями органов управления здравоохранением субъектов РФ.
На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:
ü Прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, поступающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и других вещей обсервируемых.
ü Медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных (подозрительных на инфекционное заболевание), их изоляция и госпитализация в ближайшие инфекционные больницы (отделения).
ü Лабораторные обследования (по показаниям) с целью выявления бакрионосителей.
ü Проведение (по эпидемическим показаниям) профилактических прививок.
ü Организация по окончанию обсервации заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки обсервируемых и др.
В соответствии с существующими штатами обсервационный пункт состоит из:
1. Управления;
2. Основных подразделений (приемно-диагностического отделения с изолятором на 50 коек, бактериологической лаборатории и дезинфекционного отделения).
3. Подразделений обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственного отделения).
Штатная численность обсерватора по личному составу: всего 77 человек, из них военнослужащих - 3 и гражданского персонала - 74 чел.
Порядок обсервации.
Обсервации подвергаются воинские контингенты, следующие по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения, при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении среди них хотя бы одного случая чумы, оспы и других, опасных высококонтагиозных заболеваний.
Воинские контингенты подлежат обсервации распоряжением командующего войсками военного округа, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению начальника медицинской службы военного округа на основании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, аэропорта, порта. Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и начальнику гарнизона. Одновременно ставится в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и эвакуационный пункт (местный или распределительный), к которому приписан обсервационный пункт.
После приема воинского эшелона на обсервацию производится медицинский осмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением медицинского состава эшелона.
Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направляются в стационарные лечебные учреждения, выделяемые для этой цели органом управления здравоохранением субъекта РФ. Больные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.
Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно.
Силами и средствами обсервационного пункта проводится санитарная обработка обсервируемого личного состава.
Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому осмотру и термометрии, при необходимости проводятся лабораторные обследования.
Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).
Оперативные койки
Помимо отмобилизования тыловых госпиталей, в действующих лечебных учреждениях МЗиСР РФ выделяются оперативные койки для нужд Министерства обороны РФ и других войск и воинских формирований.
Главные врачи лечебных учреждений, на которых возложено выделение оперативных коек, знакомятся (под расписку) в мирное время в органах управления здравоохранением с мобилизационным заданием и с инструкцией о порядке использования оперативных коек, получают указания о порядке представления донесений при объявлении мобилизации.
2.7. Организация подготовки медицинских кадров по мобилизационным вопросам
Основой обучения по мобилизационным вопросам является оперативная, специальная и методическая подготовка, под которой понимается комплекс мероприятий по подготовке руководящего состава, органов управления, личного состава учреждений, предприятий и создаваемых формирований к выполнению мобилизационных заданий и заданий по МС ГО.
Целью подготовки является приобретение знаний и навыков в проведении мероприятий МП, слаживание подразделений и органов управления, привитие руководящему составу практических навыков по управлению медицинскими силами и средствами в сложных условиях военного времени, организации взаимодействия с другими отраслями и ведомствами, участвующими в ликвидации последствий катастроф, организация материально-технического, автотранспортного и коммунально-хозяйственного обеспечения отрасли в военное время.
Подготовка личного состава учреждений, предприятий и создаваемых на военное время формирований направлена на их обучение и подготовку к выполнению мероприятий МП и ГО в соответствии с имеющимся заданием.
Основная цель этого вида подготовки заключается в обучении личного состава согласованным действиям в составе своего учреждения, предприятия, формирования в условиях военного времени согласно предназначению и должностным обязанностям. Цель подготовки - приобретение знаний и навыков в проведении мероприятий мобилизационной подготовки, управлении силами и средствами здравоохранения в сложных условиях обстановки.
В системе здравоохранения проводятся учения по мобилизационной подготовке: командно-штабные и тактико-специальные.
Командно-штабные учения проводятся с аппаратом центрального и территориальных органов управления здравоохранением с привлечением подведомственных учреждений и предприятий, участие которых необходимо для достижения целей учения.
Тактико-специальные учения проводятся с учреждениями и предприятиями здравоохранения с практической отработкой задач в соответствии с заданиями плана на расчетный год, плана ГО на военное время.
Тренировка — одна из форм подготовки органов управления в целом, их подразделений, а также руководящего состава и персонала учреждений и предприятия в целях обеспечения устойчивого управления в ходе мобилизационного развертывания и перевода на работу в условиях военного времени, перевода на штаты и организацию военного времени, выполнения формированиями возложенных на них задач.
В ходе тренировки совершенствуется подготовка личного состава органов управления, вырабатываются умения и прививаются навыки личному составу в использовании современных технических средств управления, компьютерной техники при производстве расчетов, анализе обстановки и планировании использования медицинских сил и средств.
Учения (тренировки) могут быть совместными и раздельными. Совместные учения проводятся одновременно с рядом отраслей в масштабах РФ или субъекта (города) под единым руководством в целях комплексной отработки вопросов мобилизационной подготовки. Совместные тренировки проводятся на пунктах управления или на своих рабочих местах.
По своему назначению учения (тренировки) подразделяются на плановые, проверочные и опытные.
Руководителем учения (тренировки), как правило, является министр МЗиСР РФ, руководитель органа управления здравоохранением субъекта РФ, города, учреждения, предприятия.
Кроме учений и тренировок формами обучения в системе МП являются лекции, семинарские занятия, групповые упражнения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие задачи и цели стоят перед мобилизационной подготовкой?
2. Что понимается под мобилизационной подготовкой в РФ?
3. Кто организует и осуществляет руководство мобилизационной подготовкой в РФ?
4. Что понимается под мобилизацией в РФ?
5. Какие существуют варианты проведения мобилизационных мероприятий?
6. Назовите периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий, раскройте их предназначение.
7. Дайте определение понятиям: «мобилизационный план», «мобилизационное задание», «мобилизационные мощности» и «расчетный год».
8. Какими документами осуществляется законодательное нормативно-правовое обеспечение мобилизационной подготовки здравоохранения?
9. Что такое «военное и чрезвычайное положение», и какими руководящими документами они регламентированы?
10. В каком руководящем документе дано определение «обороне РФ», раскрыто ее содержание?
11. Что устанавливается в целях обороны РФ\?
12. Раскройте содержание понятий «государственный материальный и мобилизационный резерв».
13. Каким руководящим документом установлено предназначение государственного материального и мобилизационного резервов?
14. В каком руководящем документе дано определение «территориальной» и «гражданской обороне», а также установлено их предназначение?
15. Каким руководящим документом установлен перечень граждан, подлежащих воинскому учету?
16. Что такое «мобилизационная подготовка системы здравоохранения»?
17. Кто осуществляет руководство мобилизационной подготовкой системы здравоохранения?
18. Какие задачи решают органы управления здравоохранением по мобилизационной подготовке?
19. В соответствии с какими основными принципами планируются и проводятся мероприятия мобилизационной подготовки органов здравоохранения?
20. Когда и для каких целей предусматривается создание специальных формирований здравоохранения?
21. Перечислите и раскройте предназначение специальных формирований здравоохранения.
22. Раскройте структуру органов управления специальными формированиями здравоохранения.
23. Раскройте предназначение тыловых госпиталей здравоохранения и обсервационных пунктов, их структуру и порядок подчиненности.
24. Каково предназначение оперативных коек?
25. Что является основой обучения и подготовки по мобилизационным вопросам в системе здравоохранения?
ГЛАВА 3