Дифференциально-диагностический опросник.
Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей;
посмотрите, насколько результаты практической работы совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях.
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы можете выполнять любую работу. Но, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей — «а» или «б», что бы Вы предпочли?
В каждой из 20 пар выберите только одну возможность и отметьте значком
«+», если указанная деятельность вам нравится;
«+ +» или
«+ + +», если очень нравится;
«—» , если данная деятельность вам не нравится;
Например: За + +; 35 — ... и т. д.
№ | «+» | Вопрос | или | № | «+» | Вопрос |
1а | Ухаживать за животными | или | 1б | Обслуживать машины, приборы | ||
2 а | Помогать больным людям | или | 2 б | Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин | ||
3 а | Следить за качеством иллю- страций, плакатов, открыток | или | 3 б | Следить за состоянием, развитием растений | ||
4 а | Обрабатывать материалы (дерево, ткань и т. п.) | или | 4 б | Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) | ||
5 а | Обсуждать научно-популяр- ные книги, статьи | или | 5 б | Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты | ||
6 а | Ухаживать за животными | или | 6 б | Тренировать товарищей в выполнении каких-либо действий | ||
7 а | Копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты | или | 7 б | Управлять каким-либо транспортом | ||
8 а | Сообщать, разъяснять, людям нужные им сведения | или | 8 б | Художественно оформлять выставки, витрины, участво- вать в подготовке концерта | ||
9 а | Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) | или | 9 б | Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах | ||
10 а | Лечить животных или | или | 10 б | Выполнять вычисления, расчеты | ||
11 а | Выводить новые сорта растений | или | 11 б | Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, дома, одежду, продукты питания) | ||
12 а | Разбирать споры между людьми | или | 12 б | Разбираться в чертежах, схемах, таблицах | ||
13 а | Участвовать в работе круж -ков художественной самодеятельности | или | 13 б | Изучать простейшие организ- мы под микроскопом | ||
14 а | Налаживать медицинское оборудование | или | 14 б | Оказывать людям медицин-скую помощь | ||
15 а | Составлять точные описа -ния наблюдаемых явлений, событий | или | 15 б | Художественно описывать события (наблюдаемые или воображаемые) | ||
16 а | Делать лабораторные ана -лизы в больнице | или | 16 б | Принимать, осматривать больных, беседовать с ними | ||
17 а | Красить и расписывать стены помещения, изделия | или | 17 б | Строить здания, собирать машины, приборы | ||
18 а | Организовывать походы в театр, экскурсии в музеи | или | 18 б | Играть на сцене, принимать участие в концертах | ||
19 а | Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду) | или | 19 б | Делать чертежи, карты | ||
20 а | Вести борьбу с болезнями растений | или | 20 б | Работать на компьютере, пишущей машинке и т. п. | ||
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Занесите плюсы в таблицу 1.
2. Подсчитайте результат по колонкам.
3. Проверяете по листу ответов, в каком столбце находятся отмеченные вами номера. Каждый столбец соответствует конкретному типу профессий. Подсчитанное вами максимальное количество знаков «+» в одном из столбцов указывает на тот тип профессий, который подходит вам. Напротив, максимальное количество знаков «—» подскажет, какие профессии вам не стоит выбирать.
Таблица 1
ТИПЫ ПРОФЕССИЙ
Типы профессий по номеру столбцов:
Человек − природа | Человек − техника | Человек − человек | Человек − знаковая система | Человек − художественный образ | |||||
«+» | «+» | «+» | «+» | «+» | |||||
1а | 1б | 2а | 2б | 3а | |||||
3б | 4а | 4б | 5а | 5б | |||||
6а | -― | 6б | -― | 7а | |||||
-― | 7б | 8а | -― | 8б | |||||
-― | 9а | -― | 9б | -― | |||||
10а | -― | -― | 10б | -― | |||||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а | |||||
13б | 14а | 14б | 15а | 15б | |||||
18а | -― | 16б | -― | 17а | |||||
-― | 17б | 18а | -― | 18б | |||||
-― | 19а | -― | 19б | -― | |||||
20а | -― | -― | 20б | -― | |||||
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий:
1. «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА» - все профессии, связанные с растениеводством,
животноводством и лесным хозяйством, с охраной
окружающей среды
2. «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА» - все технические профессии, связанные с техникой.
3. «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» - все профессии, связанные с обслуживанием людей,
с общением.
4. «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» - все профессии, связанные с
расчетами, цифровыми
и буквенными знаками,
в том числе и музыкальные
специальности.
5. «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - все творческие специальности.
Если вы набрали максимальное число знаков «+», например, в 1 столбце, то у вас проявляется интерес к отрасли типа «человек — природа». Базой для освоение такого типа профессии является естественно-научный профиль.
А если максимальное число знаков «+» в 3 и 5 столбцах, то ваши интересы относятся к гуманитарному профилю.
Задание 2. Выполните тест «Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС).
Инструкция. Вам нужно ответить на все вопросы этого теста.
Если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте знак «+» перед номером вопроса и в соответствующей клетке листа ответов, если же отрицательный — знак «—».
Никаких дополнительных знаков делать не следует.
Вам надо очень внимательно проследить за тем, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда запишете свой ответ, совпадали.
Заполняя лист ответов, имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь нет. Необходимо ответить на все вопросы.
Вопросы:
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за
каким-либо занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли отступаете от своих планов?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении новых дел принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение,
если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас
компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39. Часто ли смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Таблица 22. Лист ответов
№ ответов | |||
1 | 11 | 21 | 31 |
2 | 12 | 22 | 32 |
3 | 13 | 23 | 33 |
4 | 14 | 24 | 34 |
5 | 15 | 25 | 35 |
6 | 16 | 26 | 36 |
7 | 17 | 27 | 37 |
8 | 18 | 28 | 38 |
9 | 19 | 29 | 39 |
10 | 20 | 30 | 40 |
Воспользуйтесь таблицами 23 и 24 при определении КОС.
Подсчитайте число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 23 (коммуникативные склонности) и
число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 24 (организаторские склонности),
а затем по таблицам 25 и 26 определите уровень ваших коммуникативных и организаторских склонностей.
Таблица 23. Дешифратор «Коммуникативные склонности»
№ ответов | |||
1+ | 11 - | 21+ | 31 - |
3 - | 13 + | 23 - | 33 + |
5 + | 15 - | 25 + | 35 - |
7 - | 17 + | 27 - | 37 + |
9 + | 19 - | 29 + | 39 - |
Таблица 24. Дешифратор «Организаторские склонности»
№ ответов | |||
2 + | 12 - | 22 + | 32 - |
4 - | 14 + | 24 - | 34 + |
6 + | 16 - | 26 + | 36 - |
8 - | 18 + | 28 - | 38 + |
10 + | 20 - | 30 + | 40 - |
Таблица 25. Шкала оценок коммуникативных склонностей
К | Уровень проявления коммуникативных склонностей | |
2—9 | Низкий | |
10—11 | Ниже среднего | |
12-13 | Средний | |
14—15 | Высокий | |
16—20 | Очень высокий |
К— число совпавших ответов «+» и «—».
Таблица 26. Шкала оценок организаторских склонностей
К | Уровень организаторских склонностей | |
4—11 | Низкий | |
12—13 | Ниже среднего | |
Средний | ||
15—16 | Высокий | |
17—20 | Очень высокий |
Тест КОС выявляет потенциальные возможности личности в развитии ее коммуникативных и организаторских способностей.
Коммуникативные способности определяются умением человека быстро и легко устанавливать деловые и товарищеские контакты, стремлением к расширению круга общения, к участию в общественных мероприятиях.
Организаторские способности выражаются в умении влиять на людей, стремлении проявлять инициативу, выполнять общественную работу и т. д.
ОПОРНЫЕ СЛОВА
• Профессиональный интерес • Профессиональные склонности • Эмоции • Задатки • Способности • Коммуникативные и организаторские способности • Талант • Гениальность.
ВОПРОСЫ
1. Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес? В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?
2. Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?
3. Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов? 4. Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?
5. Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?
6. Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?