Профессиональное самоопределение
Королев
§ 1 Основы профессионального самоопределения
Пути освоения профессии
Когда речь заходит о выборе профессии учащимися, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а, скорее, начало, профессиональный старт.
В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые возможности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека.
*Но в начале всех начал — обучение. Это первая ступень.
*Первый шаг к выбору профессии — это выбор профессионального учебного заведения. И очень важно, чтобы притязания на высоту первой ступени профессионального образования были реальными.
В системе профессиональной подготовки кадров в России можно
выделить три уровня (табл. 17).
Таблица 17. Система профессиональной подготовки кадров
Уровень подготовки | Учебное заведение |
Начальный | Профессиональные училища, межшкольные учебные комбинаты, учебно-курсовые комбинаты |
Средний | Техникумы, колледжи, специальные средние школы и училища |
Высший | Государственные и частные вузы |
Уже в старших классах школы следует выбрать для себя какой-либо профиль обучения:
· гуманитарный,
· естественно-научный,
· физико-математический,
· индустриально-технологический и т. д.
· в межшкольном учебном комбинате можно освоить конкретную профессию.
Начальный | Подготовка рабочих непосредственно на производстве осуществляется, как правило, от б месяцев до 1 года. Она идет под непосредственным руководством рабочего-инструктора или наставника. (Ученичество бывает и бригадным). Обучающемуся выделяется оснащенное рабочее место, на котором он готовит все учебно-производственные задания. Теоретическая подготовка осуществляется в учебных группах, созданных для всех обучающихся по однородным и родственным специальностям. |
· При индивидуальном производственном обучении инструктор сам передает ученику свои знания, производственный опыт и помогает овладеть наиболее рациональными трудовыми приемами и навыками..
· При бригадной форме производственного обучения учащихся объединяют в специальные бригады под руководством бригадира (инструктора) или включают в состав бригады квалифицированных рабочих. Теоретическое обучение ведут инженерно-технические работники.
Наиболее благоприятные условия для подготовки рабочих кадров создают учебно-курсовые комбинаты промышленных объединений, строительных комбинатов, различных государственных или частных организаций.
Начальный | В процессе обучения учащимся дается необходимый минимум знаний и практических умений для самостоятельной работы. Теоретические занятия на курсах с отрывом и без отрыва от производства проводятся по группам для рабочих однородных специальностей с одинаковой общеобразовательной подготовкой. Производственное обучение на курсах проводится освобожденным инструктором непосредственно в учебных мастерских или в цехах предприятий. |
Курсовая форма обучения особенно удобна в тех случаях, когда для овладения профессией нужны специальные теоретические знания, а проводить занятия непосредственно на рабочем месте невозможно.
Таковы профессии водителя автомашин, трамваев, троллейбусов, машинистов бульдозеров, аппаратчиков, наладчиков, операторов ПЭВМ, машинистов дизельных машин, крановщиков, токарей, слесарей, каменщиков, маляров, плотников и др.
Однако получение рабочей квалификации на производстве имеет недостатки:
· обучение сводится главным образом к выработке профессиональных навыков
· Систематическому изучению основ специальных наук по избранной профессии уделяется недостаточное внимание.
· Подготовка на предприятиях рабочих, которые могут выполнять ограниченный круг операций или специализируются на изготовлении одного вида изделий, резко сдерживает маневренность производства, увеличивает сроки освоения новой техники.
Средний | Поэтому основной формой подготовки и переподготовки рабочих кадров являются профессиональные училища. Срок обучения в ПУ на базе основного среднего образования — 3 года, на базе полного среднего образования — до 1 года. Учащиеся получают общеобразовательную, общетехническую и специальную подготовку. Теоретическое обучение ведется в специализированных кабинетах, производственное обучение — в мастерских или непосредственно на производстве. |
Время обучения в профессиональных училищах засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Выпускникам ПУ, обучавшимся на базе девяти классов, выдается диплом о присвоении профессии и получении полного среднего образования.
Специалистов средней квалификации для различных отраслей народного хозяйства и культуры готовят средние специальные учебные заведения:
· техникумы, колледжи (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, экономические, кооперативные и др.),
· училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные, мореходные, речные, военные и др.) и
· специальные школы (спортивные, милиции и др.).
В средние специальные учебные заведения принимаются выпускники 9 и 11 классов, успешно сдавшие вступительные экзамены.
Обучение может быть платным (на коммерческой основе) и бесплатным.
Кабинеты и лаборатории средних специальных учебных заведений оснащены современными механизмами, машинами, лабораторными установками, приборами.
Срок обучения — 2,5-5 лет. Средние специальные учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Выпускники получают дипломы специалиста средней квалификации.
Специалистов с высшим образованием для различных сфер производства готовят высшие учебные заведения. Срок обучения в вузах — от 4 до 7 лет, в зависимости от избираемой профессии. Наряду с дневной существует вечерняя и заочная формы обучения. По окончании высшего учебного заведения выпускники получают диплом о присвоении высшей квалификации.
В настоящее время осуществляется укрупнение вузов и превращение их в университеты.
Существуют
· государственные университеты,
· академии и институты,
· наряду с ними формируется сеть частных коммерческих институтов.
Внимание!
При поступлении в профессиональные учебные заведения (техникумы, институты и др.) следует обязательно убедиться в наличии лицензии, выданной учебному заведению органами лицензирования на определенную профессиональную деятельность.
Получение профессионального образования сегодня затруднено тем, что обучение профессии, на которую есть социальный заказ, как правило, становится платным. Некоторых, кроме того, ограничивает в возможностях и состояние здоровья. В настоящее время ко времени окончания школы более 40 % выпускников не могут посвятить себя любимому делу из-за недостаточного уровня здоровья.
Ситуация выбора профессии
Выбирая профессию, о чем мы думаем прежде всего?
1. Мы думаем о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа, интересна ли она нам, т. е. определяем наши желания, интересы и склонности — ХОЧУ.
2. Потом — достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли нам здоровье посвятить себя тому, что нас привлекает, т. е. определяем свои возможности — МОГУ.
3. Затем мы обдумаем, как обстоят дела на рынке труда. Может быть, профессия, привлекающая нас, не требуется в обществе, и мы просто не сможем найти работу, т. е. мы анализируем, что надо рынку — НАДО.
При этом на нас, на наше решение могут оказать влияние родители, друзья или средства массовой информации.
Сделать хороший выбор — это значит, выбрать такую профессию, которая нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда. Это — во-первых.
Во-вторых, она должна быть доступной и посильной для вас
и, наконец, способной приносить радость, удовлетворение.
Коротко формулу хорошего выбора можно выразить тремя словами:
· «надо», «могу», «хочу».
· А сверхзадача выбора профессии — максимально реализовать себя, свои способности, силы и интересы в избранном деле.
Правила выбора профессии
Выбирая профессию, необходимо:
1. Рассмотреть как можно больше профессий.
При этом можно использовать ресурсы Интернета и справочники, в которых дается описание профессий с их краткой характеристикой. Выявить, какие специальности востребованы в регионе, где вы проживаете.
Ниже приводятся адреса интернет-сайтов, которые помогут вам как можно больше узнать о современных профессиях, требующих как высшего, так и среднего образования. На сайтах размещена информация о наиболее востребованных на сегодняшний день специальностях, о таких областях профессиональной деятельности, как право, информационные технологии производства, финансы и реклама, клиентские отношения, администрирование, работа с персоналом, маркетинг и продажи. Даются краткие толковые словари иноязычных названий профессий и специальностей.
· http://www.e-xecutive.ru/professions
· http://www.moldovajob.ournet.md/dictionary_profession/dictio-
nary_profession_a.htm
· http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html
· http://naviobraz.tsu. ru/slov_prd. htm
· http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov
· http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm
· http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm
· http://www.vak.ansn.com.ua/showArticleNames.html?id=24
2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя:
(интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, память, внимание, мышление, здоровье, самооценку).
3. Найти как можно больше информации о том, какие профессии востребованы на рынке труда сегодня и какие будут нужны через 3-5 лет.
4. Выбрать наиболее привлекательную профессию, которая обязательно должна соответствовать вашим интересам, склонностям и личностным
качествам.
5. Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим
представлением о ней.
6. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. Если есть возможность, получить квалифицированную консультацию у кого-то из специалистов.
Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.
Опорные понятия
• Профессиональное самоопределение • Правила выбора профессии.
Практическая работа
1. Попытайтесь определить смысл и цель своей жизни.
2. В колонках ниже отметьте:
· Какой из факторов оказывает наибольшее влияние на вас при выборе
профессии (в баллах — от 1 до 9)?
· Кто является для вас профессиональным идеалом (в баллах — от 1 до 9)?
Фактор воздействия | Влияние на выбор профессии | Профессиональный идеал |
Родители | ||
Родственники | ||
Учителя | ||
Друзья | ||
Литературные персонажи, герои кинофильмов, теле- и радиопередач. | ||
Кто-то еще |
Домашнее задание
Найти в тексте ответы на вопросы, выделите текст с ответами.
1. Какую роль играет выбор профессии в жизни человека?
2. Кто может оказывать влияние на выбор профессии?
3. Перечислите возможные ошибки при выборе профессии.
4. Назовите правила выбора профессии.
5. Если у вас возникли затруднения с выбором профессии, к кому вы обратитесь в первую очередь? Почему?
6. Какие новые профессии появились за последние годы?
7. Дайте краткую характеристику двум привлекательным, на ваш взгляд, профессиям и опишите необходимые для них профессиональные качества.
Классификация профессий
Формула профессии
В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасностей. Постепенно происходило разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появились профессии и специальности.
Прежде всего, нам необходимо научиться различать понятия «профессия» и «специальность».
Профессия — род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.
Специальность — более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учителя включает специальности: учитель истории, учитель математики, учитель химии и т. д. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, или, другими словами, классификация. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики — по принадлежности к какой-либо отрасли: промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искусство и др. (схема 21).
Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малопригодна для человека, выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия ―личность».
В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать — это цель труда. В любом труде есть специфические орудия. И наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа.
Ø Предмет туда, цель труда, орудия труда и условия труда — вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор.
Схема 21. Отрасли экономики
Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А. Климов. Основными признаками этой классификации являются
Ø предмет, цель, орудия и условия труда.
1. Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производства, являются гностическими (познавательными).
Цель специалистов этих профессий: распознать, выявить, найти, определить и т. д. Профессии этого класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных ниже типов профессий:
Ø Человек — природа: физиолог, агроном, зоотехник, ветеринарный
врач, эколог, ихтиолог, приемщик сельскохозяйственной
продукции, лаборант государственной семенной инспекции,
лаборант химико-бактериологической лаборатории,
сортировщик овощей и плодов, сортировщик яиц, приемщик
молока и т. д.
Ø Человек — техника: инженер-механик, инженер-электрик,
инженер-строитель, контролер-приемщик станочных и слесарных работ, контролер сварочных работ, контролер минералов и пород, осмотрщик вагонов, обходчик железнодорожных путей и т. д.
Ø Человек — человек: учитель, врач, вахтер, сторож, ревизор на
транспорте, санитарный врач, следователь, журналист, инспектор
рыбоохраны и т. д.
Ø Человек — знаковая система: чертежник, сортировщик почтовых
отправлений и произведений печати, корректор и др.
Ø Человек — художественный образ: писатель, актер, художник,
музыкант, антиквар и т. д.
2. Не все профессии можно отнести к гностическим. Отдельные профессии связаны с созданием материальных ценностей, произведений искусства: строители, станочники, водители, операторы, скульпторы, художники-оформители и т д.
3. К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, конструктор, модельер, программист, писатель, ученый, художник и т. д.). Их цель — изобрести, спроектировать, создать что-то новое.
4. Значительная часть профессий относится к преобразовательным:
обработать, переместить, собрать и т. д. (токарь, сборщик часов, фрезеровщик, резчик и др.)
Можно классифицировать профессии на основании использования различных орудий труда. Это профессии:
— ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр и т. д.);
— машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза и т. д.);
— с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов
(печатник, сталевар, оператор прокатных линий и т. д.);
— с преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актер).
Специалисты разных профессий работают в различных условиях. Так, шахтер работает под землей, летчик — в небе, хлебороб — на земле, ткачиха — в цехе и т. д. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы:
Ø труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь-машинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры и т. д.);
Ø труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами
температуры и влажности (агроном, лесник, геолог, пастух, чабан,
виноградарь и т. д.);
Ø труд в необычных условиях (актер, водолаз, электромонтажник, каскадер, космонавт, артист цирка и т. д.);
Ø труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценности (учитель, преподаватель, директор, актер, врач, писатель, юрист и т. д.).
Для более четкого и наглядного представления классификацию профессий можно изобразить схематически, в виде четырех ярусов в восходящем порядке (схема 22).
Практическая работа
1. Заполните таблицу:
Профессия | Формула профессии |
Токарь | |
Пианист | |
Инженер | |
Врач | |
Программист ПЭВМ | |
Агроном |
2. Определите формулу своей будущей профессии.
3. Заполните клетки кроссворда, обозначив глаголом в инфинитиве цели
различных классов профессий: 1) изыскательских; 2) гностических;
3) преобразующих.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Ответьте на вопросы кроссворда.
1. Промышленная профессия, связанная с использованием ручного труда.
2. Профессия, связанная с использованием машин с ручным управлением.
3. Профессия, связанная с использованием функциональных средств труда, требующая высокой квалификации.
4. Профессия, связанная с использованием автоматов, полуавтоматов, робототехнических комплексов, распространенная в промышленности.
5. Профессия типа «человек — художественный образ», связанная с использованием особо точного ручного труда.
5. Найдите ошибки в таблице:
Профессия | Специальность |
Токарь Тракторист Столяр Пианист Монтажник Инженер Ветеринарный врач Продавец Сборщик полупроводниковых приборов Парикмахер | Хирург Преподаватель, литературный критик Водитель автомобиля Летчик-испытатель Судья Швея Учитель математики Врач Проводник вагонов международного сообщения |
6. Напишите формулы следующих современных профессий: экономист,
программист, эколог, дизайнер, журналист.
Опорные понятия: Предмет труда • Цель труда • Орудие труда • Формула профессии.
Вопросы.
1. Дайте определение профессии и специальности. В чем их отличие?
Приведите примеры.
2. Как правильно составить формулу профессии?
3. Какие профессионально важные качества нужны человеку для работы по профессии типа «человек — человек»?
4. В чем недостатки классификации профессий по отраслям экономики?
5. Что представляет собой классификация профессий по Е.А. Климову?
Чем она удобна?
Профессия — оператор ПЭВМ.
Содержание труда
В общих чертах профессиональная деятельность оператора ПЭВМ состоит в выполнении операций на командном пульте ПЭВМ, т. е. обеспечении управления электронной системой.
Условия труда
Операторы ПЭВМ работают в нормальных бытовых условиях, хорошо освещенных и вентилируемых помещениях. Рабочее положение — сидя за пультом управления ПЭВМ.
Требования профессии к человеку
☺ Управление ПЭВМ осуществляется в условиях считывания зрительных сигналов на шкалах, размещенных над определенными элементами и устройствами машины. Поэтому предъявляются высокие требования к точности зрительного восприятия и его объему. Оператор должен также хорошо различать световые сигналы различного цвета и интенсивности.
☺ Самая большая нагрузка приходится на внимание и память оператора: он должен постоянно следить за различными сигналами, помнить множество правил и инструкций по обслуживанию машины, знать способы использования различных методов управления ПЭВМ.
☺ Высокий темп работы оператора требует от него точных и безошибочных действий, а также постоянного внимания на протяжении всего рабочего дня. Поэтому необходим высокий уровень развития эмоционально-волевой устойчивости. Недостаточно развитое самообладания создает предпосылки для возникновения у оператора состояния повышенной усталости, нервного напряжения.
☺ Профессия оператора ПЭВМ требует от человека высокой ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, точности при выполнении задания, самоконтроля, большой работоспособности, настойчивости, стремления к повышению знаний.
☺ Основными противопоказаниями для выбора этой профессии являются: отклонения в эмоционально-волевой и сенсомоторной сферах; низкий уровень развития профессионально значимых свойств (зрения, внимания, памяти); сердечно-сосудистые заболевания.
Необходимые знания
Оператор ПЭВМ должен знать математику, физику, языки (русский, иностранный), устройство ПЭВМ, правила пользования вычислительной техникой, языки программирования, условия безопасной работы.
Практическая работа
1. Составьте профессиограмму интересующей вас профессии;
2. Напишите наиболее важные требования, предъявляемые к выбранной вами
профессии. Обоснуйте свой выбор.
ОПОРНЫЕ СЛОВА Профессиограмма • Психограмма • Содержание труда • Условия труда • Требования профессии к человеку.
ВОПРОСЫ
1. Каково назначение профессиограммы?
2. Какие сведения о профессии содержит профессиограмма?
3. Что такое психограмма и какую информацию она несет?
4. Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной
специальности?
Внутренний мир человека
Практическая работа
Задание 1. Определите уровень своей самооценки.
Ø На листе бумаги выпишите в два столбца определения черт характера,
которые предложены вам ниже, распределив их под рубриками:
«Мой идеал» и «Мой антиидеал».
■
Аккуратность Беспечность Вдумчивость
Вспыльчивость Восприимчивость Гордость
Грубость Жизнерадостность Застенчивость
Заботливость Завистливость Изысканность
Злопамятство Искренность Медлительность
Капризность Легковерие Мстительность
Мечтательность Мнительность Непринужденность
Настойчивость Нежность Несдержанность
Нервозность Нерешительность Осторожность
Обаяние Обидчивость Подвижность
Отзывчивость Педантичность Поэтичность
Подозрительность Принципиальность Развязность
Презрительность Радушие Самозабвение
Рассудительность Решительность Стыдливость
Сдержанность Сострадание Увлеченность
Терпеливость Трусость Холодность
Упорство Уступчивость Энтузиазм
Ø Отметьте знаком «+» те черты характера, которые присущи, на ваш взгляд, вам. После этого количество знаков «+» разделите на количество записанных слов в каждом столбце (17) и вычислите коэффициент самооценки.
Ø По таблице 18 определите характер своей самооценки.
Таблица 18. Характер самооценки
Мой идеал | Мой антиидеал | ||
Коэффициент | Самооценка | Коэффициент | Самооценка |
0,0—0,3 0,4—0,6 0,7—1,0 | Заниженная Нормальная Завышенная | 0,0—0,3 0,4—0,6 0,7—1,0 | Завышенная Нормальная Заниженная |
Задание 2. Сравнив результаты определения самооценки с оценкой других знающих
вас людей, определите особенности своего характера.
Задание 3. Нарисуйте в тетради лестницу (количество ступенек в ней не должно
быть меньше 10). На самой верхней ступеньке нарисуйте знак «+», а на
нижней — знак «—». Это будет ваша шкала, на которой вы должны
схематически нарисовать себя. Обоснуйте ваше решение, перечислите
ваши самые главные достоинства и недостатки.
ОПОРНЫЕ СЛОВА
Самооценка • Самосознание • Образ «Я» • Я-реальное • Я-идеальное • Я-концепция.
ВОПРОСЫ
1. Что представляет собой самосознание человека и каким образом оно
формируется?
2. Что такое самооценка? Какие черты наблюдаются в поведении человека с заниженной самооценкой? С завышенной?
3. Какова роль самооценки в выборе профессии?
4. Какую роль играет «Я-концепция» в жизни человека? Почему человеку так важно формировать позитивную «Я-концепцию»?
Схема 24
Рис. 1. Различие в проявлении интересов и склонностей
Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, подлинность своих склонностей можно только в деятельности, на практике.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные ее виды, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности.
Ø От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков.
Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например,
Ø если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это — способность чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора.
Ø Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др.
Ø Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.
Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения.
Задатки выступают как исходный момент, предпосылки формирования и развития способностей. Они проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность (схема 25).
Схема 25. Виды способностей
В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности.
Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.
Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности (табл. 19).
Таблица 19. Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А. Климову)
Литературные | Творческое воображение и мышление; хорошо развитая речь; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; языковое чутье |
Технические | Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п. |
Организаторские | Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психологии человека; умение распределить работу между людьми; умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца. |
Математические | Умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей; логическое мышление. |
Педагогические | Педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний. |
Художественные | Особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность. |
Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность. Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности. Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.
Интернет-ресурсы по данной теме:
• http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=0 - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопроса): 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на во просы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответствующую сферу деятельности.
Практическая работа
Задание 1. Определите свои склонности, выполнив задания теста «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).
II МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ
ТИПЫ ПРОФЕССИЙ
Типы профессий по номеру столбцов:
Человек − природа | Человек − техника | Человек − человек | Человек − знаковая система | Человек − художественный образ | |||||
«+» | «+» | «+» | «+» | «+» | |||||
1а | 1б | 2а | 2б | 3а | |||||
3б | 4а | 4б | 5а | 5б | |||||
6а | -― | 6б | -― | 7а | |||||
-― | 7б | 8а | -― | 8б | |||||
-― | 9а | -― | 9б | -― | |||||
10а | -― | -― | 10б | -― | |||||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а | |||||
13б | 14а | 14б | 15а | 15б | |||||
18а | -― | 16б | -― | 17а | |||||
-― | 17б | 18а | -― | 18б | |||||
-― | 19а | -― | 19б | -― | |||||
20а | -― | -― | 20б | -― | |||||
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий:
1. «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА» - все профессии, связанные с растениеводством,
животноводством и лесным хозяйством, с охраной
окружающей среды
2. «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА» - все технические профессии, связанные с техникой.
3. «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» - все профессии, связанные с обслуживанием людей,
с общением.
4. «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» - все профессии, связанные с
расчетами, цифровыми
и буквенными знаками,
в том числе и музыкальные
специальности.
5. «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - все творческие специальности.
Если вы набрали максимальное число знаков «+», например, в 1 столбце, то у вас проявляется интерес к отрасли типа «человек — природа». Базой для освоение такого типа профессии является естественно-научный профиль.
А если максимальное число знаков «+» в 3 и 5 столбцах, то ваши интересы относятся к гуманитарному профилю.
Задание 2. Выполните тест «Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС).
Инструкция. Вам нужно ответить на все вопросы этого теста.
Если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте знак «+» перед номером вопроса и в соответствующей клетке листа ответов, если же отрицательный — знак «—».
Никаких дополнительных знаков делать не следует.
Вам надо очень внимательно проследить за тем, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда запишете свой ответ, совпадали.
Заполняя лист ответов, имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержа