Профилактические меры общемедицинского и гигиенического характера

Основу общей профилактики миопии составляют укрепление здоровья и физическое развитие ребенка и подростка. Повыше­ние уровня физической активности, систематические занятия физической культурой и спортом имеют особое значение для учащихся городских школ, прежде всего специализированных (с преподаванием части предметов на иностранных языках, физико-математические, музыкальные и др.). Важное звено

профилактики — предупреждение и лечение общих хронических заболеваний (рахит, хронический тонзиллит, кариес зубов и др.).

Один из путей профилактики миопии -- создание опти­мальных гигиенических условий зрительной работы и ограни­чение чрезмерной зрительной нагрузки. Предлагается диффе­ренцированное обучение школьников с повышенным риском возникновения миопии [Ковалевский Е.И., 1984], смысл которого состоит в уменьшении объема информации, поступа­ющей через зрительный анализатор, более широком примене­нии методов устного обучения, более активном физическом воспитании детей. Имеется первый положительный опыт тако­го раздельного обучения школьников. Следует, однако, учи­тывать, что влияние указанных факторов на развитие миопии опосредуется через аккомодацию. У лиц с хорошей аккомода­ционной способностью близорукость может не возникнуть даже при неблагоприятных условиях зрительного труда и, наоборот, она может появиться при удовлетворительных условиях зри­тельной работы, если имеется существенное снижение работос­пособности цилиарной мышцы.

Щадящий режим для цилиарной мышцы может привести к ослаблению аккомодации или ухудшить это состояние. В связи с этим такую пассивную профилактику миопии, связанной со зрительной работой на близком расстоянии, необходимо соче­тать с активной: выявлять лиц с ослабленной аккомодацией и проводить с ними тренировочные упражнения по ее усилению.

Гигиена зрения предусматривает рациональное в количествен­ном и качественном отношении освещение детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, правильную посадку детей во время занятий и игр, соблюдение режима дня и учеб­ных занятий*.

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

И БЛИЗОРУКОСТИ

Для уменьшения зрительного утомления у школьников це­лесообразно в середине каждого урока проводить специальные упражнения (физкультпауза) длительностью 3—5 мин. Пример­ные комплексы таких упражнений приведены ниже.

* Подробнее о гигиене зрения см.: Аветисов Э.С. Охрана зре­ния детей.-М.: Медицина, 1975.-С.60-89.

_

1. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох.
Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5—
6 раз.

2. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки,
крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5—6 раз.

3. И.п. -- сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо,
посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево,
посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное поло­
жение. Повторить 5—6 раз.

4. И.п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые
движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые дви­
жения против часовой стрелки. Повторить 5—6 раз.

5. И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев,
поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не под­
нимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.

6. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску
2—3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить
6—8 раз.

7. И.п. — сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их
кончиками указательных пальцев.

Физкультпаузу проводят преподаватели или учащиеся-физорги. Предложен близкий к приведенному комплекс упражнений для учащихся со специальной технической системой его обеспече­ния — офтальмотренажером [Базарный В.Ф., 1982].

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЦИЛИАРНОЙ МЫШЦЫ,

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЛИЦАМ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Более предрасположенными к возникновению близорукости можно считать детей близоруких родителей, с ослабленной аккомодацией, с жалобами на астенопические явления, псев­домиопией, интенсивным процессом усиления рефракции — 1,0дптр и более в год. Эти состояния выявляют на поликли­ническом приеме или во время профилактических обследований органа зрения у детей.

В отношении таких детей особенно целесообразно осуществлять все меры, способствующие профилактике миопии: соблюдение гигиенических условий зрительной работы, ограничение чрезмер­ной зрительной нагрузки, общее укрепление организма (правиль­ный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), предуп­реждение и активное лечение общих заболеваний.

Новые возможности предупреждения близорукости открыва­ет метод тренировки цилиарной мышцы у школьников с

ослабленной аккомодационной способностью, которых можно рассматривать как лиц с повышенным риском возникновения миопии. Первый опыт профилактики миопии путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза был обобщен Г.А.Медвец-кой (1981). В работе приняли участие 30 врачей — офтальмоло­гов Калининской области. Для выявления школьников с ослаб­ленной аккомодацией был использован простой и доступный метод — определение запаса относительной аккомодации. За норму принимали следующие величины положительной части относи­тельной аккомодации: для детей 7—10 лет — 3,0 дптр, 11—12 лет— 4,0 дптр, 13—14 лет — 5 дптр [Мац К.А., 1973].

Всего выявлено 1956 школьников с ослабленной аккомода­цией (примерно '/3 обследованных). У них установлена эммет-ропическая и гиперметропическая рефракция (до 1,5 дптр вклю­чительно). Эти школьники были разделены на две группы: 956 школьникам назначали тренировочные упражнения для цилиар­ной мышцы и инсталлировали 1 % раствор мезатона, 1000 остальных школьников эти мероприятия не проводили (конт­рольная группа).

В течение года проведено три курса тренировочных занятий (упражнения с линзами). Каждый курс включал 30 ежедневных занятий (исключая воскресные дни). Мезатон инсталлировали по 1 капле в оба глаза через 2 дня на ночь на протяжении всего курса. Интервалы между курсами составляли 2 '/2~3 мес.

Упражнения с линзами проводили по методике, разработан­ной Э.С.Аветисовым и К.А.Мац (1971). Объем относительной аккомодации для уточнения субмаксимальных нагрузок опреде­ляли через каждые 3 дня.

Для проведения упражнений было организовано три кабинета в школах и один — при областном кабинете охраны зрения детей. Упражнения со школьниками проводили медицинские сестры, предварительно обученные этой методике. Существенную помощь медицинским сестрам оказывали преподаватели школ, в которых обучались школьники, взятые под наблюдение.

У 273 школьников с ослабленной аккомодационной способ­ностью, выполнявших тренировочные упражнения для цилиар­ной мышцы, запас относительной аккомодации увеличился с 1,84 до 5,26 дптр. У школьников, которым не назначали такие упражнения, запас относительной аккомодации за 2 '/2 года на­блюдения остался примерно на том же уровне.

Принципиально важным является вопрос о том, предупреж­дает ли такая нормализация аккомодационной способности возникновение близорукости у школьников.

Динамические наблюдения показали, что из 1000 школьни­ков с ослабленной аккомодацией, которые не выполняли тре­нировочные упражнения для цилиарной мышцы, у 313 (31,3 %)

спустя 2 72 г°Да возникла близорукость, в то время как из 956 школьников, которым назначали такие упражнения, она раз­вилась только у 24 (2,6 %).

Аналогичные результаты были получены Л.В.Югай (1984). Ею были выявлены 345 школьников с ослабленной аккомодацион­ной способностью, т.е. с повышенным риском возникновения миопии. Из них 133 школьника проводили регулярные трени­ровки аккомодации со сменными линзами по методу Аветисо-ва—Мац, 212 школьникам контрольной группы они не прово­дились. За 2 года наблюдения средняя величина усиления реф­ракции в первой группе составила 0,06±0,03 дптр, близорукость развилась у 3 человек (2,3 %). В контрольной группе средняя величина усиления рефракции составила 0,45+0,03 дптр, мио­пия возникла у 83 школьников (39,2 %). Среднее увеличение длины переднезадней оси глаза составило в первой группе 0,08 мм, в контрольной -- 0,21 мм.

Таким образом, активное выявление школьников «предми-опического» возраста с ослабленной аккомодацией и выполне­ние ими регулярных тренировочных упражнений для цилиарной мышцы можно считать эффективным методом индивидуальной профилактики близорукости. С его помощью в большинстве случаев удается предупредить возникновение миопии либо от­далить начало ее развития.

Наши рекомендации