Профилактические меры общемедицинского и гигиенического характера
Основу общей профилактики миопии составляют укрепление здоровья и физическое развитие ребенка и подростка. Повышение уровня физической активности, систематические занятия физической культурой и спортом имеют особое значение для учащихся городских школ, прежде всего специализированных (с преподаванием части предметов на иностранных языках, физико-математические, музыкальные и др.). Важное звено
профилактики — предупреждение и лечение общих хронических заболеваний (рахит, хронический тонзиллит, кариес зубов и др.).
Один из путей профилактики миопии -- создание оптимальных гигиенических условий зрительной работы и ограничение чрезмерной зрительной нагрузки. Предлагается дифференцированное обучение школьников с повышенным риском возникновения миопии [Ковалевский Е.И., 1984], смысл которого состоит в уменьшении объема информации, поступающей через зрительный анализатор, более широком применении методов устного обучения, более активном физическом воспитании детей. Имеется первый положительный опыт такого раздельного обучения школьников. Следует, однако, учитывать, что влияние указанных факторов на развитие миопии опосредуется через аккомодацию. У лиц с хорошей аккомодационной способностью близорукость может не возникнуть даже при неблагоприятных условиях зрительного труда и, наоборот, она может появиться при удовлетворительных условиях зрительной работы, если имеется существенное снижение работоспособности цилиарной мышцы.
Щадящий режим для цилиарной мышцы может привести к ослаблению аккомодации или ухудшить это состояние. В связи с этим такую пассивную профилактику миопии, связанной со зрительной работой на близком расстоянии, необходимо сочетать с активной: выявлять лиц с ослабленной аккомодацией и проводить с ними тренировочные упражнения по ее усилению.
Гигиена зрения предусматривает рациональное в количественном и качественном отношении освещение детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, правильную посадку детей во время занятий и игр, соблюдение режима дня и учебных занятий*.
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ
И БЛИЗОРУКОСТИ
Для уменьшения зрительного утомления у школьников целесообразно в середине каждого урока проводить специальные упражнения (физкультпауза) длительностью 3—5 мин. Примерные комплексы таких упражнений приведены ниже.
* Подробнее о гигиене зрения см.: Аветисов Э.С. Охрана зрения детей.-М.: Медицина, 1975.-С.60-89.
_
1. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох.
Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5—
6 раз.
2. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки,
крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5—6 раз.
3. И.п. -- сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо,
посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево,
посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное поло
жение. Повторить 5—6 раз.
4. И.п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые
движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые дви
жения против часовой стрелки. Повторить 5—6 раз.
5. И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев,
поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не под
нимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.
6. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску
2—3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить
6—8 раз.
7. И.п. — сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их
кончиками указательных пальцев.
Физкультпаузу проводят преподаватели или учащиеся-физорги. Предложен близкий к приведенному комплекс упражнений для учащихся со специальной технической системой его обеспечения — офтальмотренажером [Базарный В.Ф., 1982].
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЦИЛИАРНОЙ МЫШЦЫ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЛИЦАМ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ
Более предрасположенными к возникновению близорукости можно считать детей близоруких родителей, с ослабленной аккомодацией, с жалобами на астенопические явления, псевдомиопией, интенсивным процессом усиления рефракции — 1,0дптр и более в год. Эти состояния выявляют на поликлиническом приеме или во время профилактических обследований органа зрения у детей.
В отношении таких детей особенно целесообразно осуществлять все меры, способствующие профилактике миопии: соблюдение гигиенических условий зрительной работы, ограничение чрезмерной зрительной нагрузки, общее укрепление организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), предупреждение и активное лечение общих заболеваний.
Новые возможности предупреждения близорукости открывает метод тренировки цилиарной мышцы у школьников с
•
ослабленной аккомодационной способностью, которых можно рассматривать как лиц с повышенным риском возникновения миопии. Первый опыт профилактики миопии путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза был обобщен Г.А.Медвец-кой (1981). В работе приняли участие 30 врачей — офтальмологов Калининской области. Для выявления школьников с ослабленной аккомодацией был использован простой и доступный метод — определение запаса относительной аккомодации. За норму принимали следующие величины положительной части относительной аккомодации: для детей 7—10 лет — 3,0 дптр, 11—12 лет— 4,0 дптр, 13—14 лет — 5 дптр [Мац К.А., 1973].
Всего выявлено 1956 школьников с ослабленной аккомодацией (примерно '/3 обследованных). У них установлена эммет-ропическая и гиперметропическая рефракция (до 1,5 дптр включительно). Эти школьники были разделены на две группы: 956 школьникам назначали тренировочные упражнения для цилиарной мышцы и инсталлировали 1 % раствор мезатона, 1000 остальных школьников эти мероприятия не проводили (контрольная группа).
В течение года проведено три курса тренировочных занятий (упражнения с линзами). Каждый курс включал 30 ежедневных занятий (исключая воскресные дни). Мезатон инсталлировали по 1 капле в оба глаза через 2 дня на ночь на протяжении всего курса. Интервалы между курсами составляли 2 '/2~3 мес.
Упражнения с линзами проводили по методике, разработанной Э.С.Аветисовым и К.А.Мац (1971). Объем относительной аккомодации для уточнения субмаксимальных нагрузок определяли через каждые 3 дня.
Для проведения упражнений было организовано три кабинета в школах и один — при областном кабинете охраны зрения детей. Упражнения со школьниками проводили медицинские сестры, предварительно обученные этой методике. Существенную помощь медицинским сестрам оказывали преподаватели школ, в которых обучались школьники, взятые под наблюдение.
У 273 школьников с ослабленной аккомодационной способностью, выполнявших тренировочные упражнения для цилиарной мышцы, запас относительной аккомодации увеличился с 1,84 до 5,26 дптр. У школьников, которым не назначали такие упражнения, запас относительной аккомодации за 2 '/2 года наблюдения остался примерно на том же уровне.
Принципиально важным является вопрос о том, предупреждает ли такая нормализация аккомодационной способности возникновение близорукости у школьников.
Динамические наблюдения показали, что из 1000 школьников с ослабленной аккомодацией, которые не выполняли тренировочные упражнения для цилиарной мышцы, у 313 (31,3 %)
спустя 2 72 г°Да возникла близорукость, в то время как из 956 школьников, которым назначали такие упражнения, она развилась только у 24 (2,6 %).
Аналогичные результаты были получены Л.В.Югай (1984). Ею были выявлены 345 школьников с ослабленной аккомодационной способностью, т.е. с повышенным риском возникновения миопии. Из них 133 школьника проводили регулярные тренировки аккомодации со сменными линзами по методу Аветисо-ва—Мац, 212 школьникам контрольной группы они не проводились. За 2 года наблюдения средняя величина усиления рефракции в первой группе составила 0,06±0,03 дптр, близорукость развилась у 3 человек (2,3 %). В контрольной группе средняя величина усиления рефракции составила 0,45+0,03 дптр, миопия возникла у 83 школьников (39,2 %). Среднее увеличение длины переднезадней оси глаза составило в первой группе 0,08 мм, в контрольной -- 0,21 мм.
Таким образом, активное выявление школьников «предми-опического» возраста с ослабленной аккомодацией и выполнение ими регулярных тренировочных упражнений для цилиарной мышцы можно считать эффективным методом индивидуальной профилактики близорукости. С его помощью в большинстве случаев удается предупредить возникновение миопии либо отдалить начало ее развития.