Распространение близорукости и ее связь с природно-географическими факторами
Неодинаковая частота распространения миопии в разных странах и в разных областях одной страны -- факт давно и хорошо известный. Высказано мнение [Малиновский А.А., 1965] о связи миопии с характером почв и содержанием в почвах и водах тех или иных веществ, в частности калия, фосфора и различных микроэлементов. Их недостатком в пище и объясняют большую распространенность близорукости в данной местности. Полагают, что при дефиците этих веществ в организме уменьшается сопротивляемость соединительной ткани и, следовательно, склеральной оболочки глаза.
Указанная гипотеза уже a priori не выдерживает критики. Хорошо известно, что в наше время продукты питания, приобретаемые населением, перевозят на большие расстояния от тех районов, где их производят. Если следовать логике этой гипотезы, то большая частота близорукости должна отмечаться в сельской местности, где удельный вес местных продуктов питания существенно больше, чем в городе. Между тем большинство авторов подчеркивают обратную закономерность — близоруких в городе больше, чем на селе. Приведенная концепция не подтверждается и результатами специальных исследований.
На протяжении ряда лет сотрудники Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца изучают распространенность близорукости среди школьников различных климатических зон РФ. С этой целью были использованы материалы массовых углубленных обследований органа зрения школьников, проведенных по единой методике, разработанной в отделе охраны зрения детей и подростков этого института. Эта методика предусматривает объективное определение рефракции после обязательного применения циклоплеги-ческих средств.
Проанализированы [Михалева М.Г., 1971] результаты обследований, проведенных в 264 школах (152 городские и 112 сельские) 33 районов РФ. Общее число обследованных учащихся в городских школах составило 127 272, в сельских — 52 357. Частота распространения миопии среди учащихся в городских школах оказалась равной в среднем 8,4 %, в сельских — 7,7 %.
В разных районах РФ число близоруких школьников значительно варьирует. Самый высокий уровень близорукости среди учащихся выявлен в Якутии — 19,1 %, Санкт-Петербурге — 18,8 %, Камчатской области — 16,5 %, Томской области — 12,7 %. Значительно реже (от 3,3 до 5,4 %) — в центральных и южных
районах РФ — Ставропольском крае, Саратовской и Оренбургской областях.
Подтвердилась известная закономерность: число близоруких увеличивается по мере увеличения школьного стажа. В 1-х классах школьники с миопией составили в среднем 2,1 %, к 4-му классу их число увеличилось более чем вдвое (4,7 %), в 8-м классе достигло 12,3 % и в 10-м — 16,2 %.
В основном выявлялась миопия слабой и средней степени: до 3,0 дптр — у 73,9 % учащихся, 3,0—6,0 дптр - - у 18,6 %, 6,0 дптр и более — у 6,5 %. С переходом из класса в класс увеличивалась и степень миопии. Если в 1-х классах число учащихся с миопией средней и высокой степени составляло 0,2 % ко всем обследованным, то к 10-му классу оно увеличилось до 6,8 %.
Зависимость развития миопии от геохимических факторов среды прослежена М.Г.Михалевой (1971) на примере сельских школ. Для сопоставления данных о распространении миопии с характером почв и содержанием в них микроэлементов была использована схема биогеохимических провинций СССР [Ковальский В.В., 1962]. Для того чтобы исключить влияние санитарно-гигиенических условий на частоту миопии, были обследованы учащиеся сельских школ с одинаковым уровнем освещенности в учебных помещениях.
Проанализированы результаты обследования учащихся сельских школ в районах Тюменской, Кировской, Вологодской областей. Все эти области расположены в таежно-лесной нечерноземной зоне, совпадающей с зоной подзолистых кислых почв, характеризующихся недостатком кальция, фосфора, калия, натрия, кобальта, меди и избытком марганца, цинка, стронция.
Несмотря на одинаковые биогеохимические условия, частота миопии в указанных районах колебалась в широких пределах: в Тюменской области — 8,7 %, Вологодской области — 9,6 % и Кировской области — 5,0 %.
Аналогичные данные получены для лесостепной и степной черноземной зоны, почвы которой содержат достаточное или даже избыточное количество кальция, кобальта и меди. На этих почвах расположены Краснодарский край, Саратовская область, Омская область, Алтайский край. Частота миопии среди обследованных учащихся школ, расположенных на этих территориях, составила соответственно 3,4; 3,6; 5,9 и 8,3 %. Как видно из приведенных данных, нет оснований связывать происхождение миопии с биогеохимическими условиями среды.
Можно считать установленными два факта: 1) частота миопии в общем увеличивается по мере продвижения с Юга на Север; 2) среди учащихся городских школ близорукость, как
правило, встречается чаще, чем у сельских школьников. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка у них. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует оздоровлению организма и повышению его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Увеличение частоты близорукости у школьников, живущих на Севере, отмечалось еще в начале столетия [Калита И.Т., 1903]. На это указывается и в ряде современных работ [Михалева М.Г., 1971; Жилов Ю.Д., 1972; Рожкова А.И., 1978; Макаров П.Г. и др., 1979; Базарный В.Ф., 1981].
В отдельных работах, посвященных массовому исследованию рефракции у северных народностей Канады и Аляски [Young F.A. et al., 1970; Young F.A., Leary G.A., 1972; Morgan P.W., Munro M., 1973; Cass E., 1973; Bonik V., 1973; Richler A., Bear J.C., 1980], также сообщается о быстром увеличении частоты близорукости у молодежи этого региона.
Большую частоту близорукости у детей и подростков, живущих на Севере, связывают с особенностями светового режима [Жилов Ю.Д., 1972], со спецификой питания, в частности недостатком витаминов [Cass E., 1973; Woodruff M.E., Samek M.J., 1977], с влиянием урбанизации на образ жизни (гиподинамия, преимущественное пребывание детей в закрытых помещениях) [Базарный В.Ф., 1981; Базарный В.Ф. и др., 1981], более часто наблюдающимся патологическим течением беременности и родов и обусловленной этим «дисгармонией рефракто-генеза» [Горячева Т.В., 1981].
Для углубленного исследования рефракции и выявления причин увеличения частоты близорукости у школьников на Севере в 1978—1982 гг. были организованы четыре научные экспедиции [Розенблюм Ю.З., 1984], в которых, помимо офтальмологов — сотрудников Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца, приняли участие и антропологи.
Обследованию подлежали учащиеся 1—10-х классов четырех территорий: Мурманской области (обжитая территория с относительно мягким климатом), Ямало-Ненецкого автономного округа (осваиваемая территория с очень суровым климатом), Чукотского автономного округа (территория с разным уровнем освоения и очень суровым климатом), Краснодарского края (территория с высокой плотностью населения и мягким климатом). Последний был выбран для сравнения.
По общей программе обследовано 4863 школьника (в том числе в Заполярье — 3158) и по специальной — 1058 школьников. Общая программа включала определение остроты зрения
и объективное исследование рефракции (в случаях понижения зрения) в условиях циклоплегии (1 % раствор циклоборина); специальная программа, помимо того, предусматривала исследование абсолютной и относительной аккомодации, измерение с помощью ультразвука длины переднезадней оси глаза, офтальмометрию и антропометрические изменения.
На Севере близорукость выявлена у 11—39 % школьников, на Юге — у 5—8 %. Она была основной причиной понижения некорригированной остроты зрения. Высокая частота близорукости наблюдалась как в благоустроенных городских школах, особенно в Мурманске (38,6 %), так и в недостаточно приспособленных школах осваиваемых районов (школа-интернат пос. Тазовского Ямало-Ненецкого автономного округа - - 29 %). Отмечено лишь небольшое уменьшение частоты близорукости у школьников в поселках сельского типа по сравнению с учащимися школ в городах или поселках городского типа, находящихся в тех же климатических зонах. У большинства школьников выявлена близорукость слабой и средней степени.
Частота близорукости среди школьников коренного и некоренного населения мало различалась, причем на одних территориях (Мурманская область) она была выше у некоренного населения, на других (Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа) — либо одинакова, либо выше у коренного населения. Однако среди учащихся коренных народностей Севера был выше процент врожденных изменений органа зрения -астигматизма, косоглазия, другой патологии — и соответственно выше процент понижения остроты зрения с коррекцией (у 15—33 % школьников коренных народностей и у 6—10 % школьников европейских национальностей).
Астигматизм более 1,0 дптр выявлен у 2,2—3,2 % школьников европейских национальностей как на Севере, так и на Юге, и у 3,5—7,3 % школьников коренных народностей. Особенно часто он наблюдался у ненцев (7,0—7,3 %).
Результаты обследования школьников, проведенного по специальной программе, подтвердили ранее известный факт: рефракции глаза постепенно усиливаются по мере роста школьников. Средняя рефракция у учащихся 1-х классов на Юге колебалась от +1,12 до +1,22 дптр, на Севере — от +0,81 до +0,90 дптр, 10-х классов — соответственно от +0,18 до +0,23 дптр и от —0,08 до —0,95 дптр. Длина оси глаза у школьников, живущих на Севере, также была больше, однако это отличие было незначительным: в среднем на 0,3 мм в 1-м классе и на 0,2 мм в 10-м.
Показатели общего физического развития были более высокими у школьников, живущих на Юге, несколько ниже — у
живущих в освоенных и еще ниже — в неосвоенных районах Севера. Так, в Краснодаре длина и масса тела юношей-десятиклассников составили 173,1 см и 65,1 кг, в Мурманске — 170,2см и 59,6 кг, в пос. Тазовском — 167,6 см и 56,4 кг соответственно.
Выявлены также различия в показателях динамической рефракции у школьников 8—10-х классов, живущих на Севере и Юге. Средний объем абсолютной аккомодации учащихся школ Мурманска составил 6,95 дптр, Краснодара — 7,23 дптр, положительная часть (запас) относительной аккомодации у школьников, живущих в северных районах, — 3,10 дптр, в южных — 5,04 дптр, привычный тонус аккомодации на Севере — 0,85 дптр, на Юге — 0,46 дптр.
Из приведенных данных видно, что все показатели аккомодации у школьников на Севере были хуже, чем на Юге. Особенно выражено уменьшение запаса относительной аккомодации. Некоторое повышение привычного тонуса аккомодации указывает на тенденцию к псевдомиопии.
Таким образом, можно считать, что более частому сдвигу рефракции в сторону миопии у школьников, живущих на Севере, способствуют, с одной стороны, ослабление аккомодации, обусловленное гиподинамией и неблагоприятным световым режимом, с другой — повышенная зрительная нагрузка, связанная с урбанизацией образа жизни.