Связь между основными факторами риска и возможными нарушениями здоровья

Факторы риска Нарушения зрения зрения Кожные заболевания Стресс Патология беременности
Статическое электричество + + ? ?
ЭМП ? - ? +
Рентгеновские излучения (только для мониторов с электронно-лучевыми трубками) ? - - +
Ультрафиолето­вое излучение + ? ? ?
Мерцание изображения + - + ?
Яркий видимый свет + - + -
Блики и отра­женный свет + - + -

Условные обозначения: + есть связь; - связи нет; ? — связь возможна.

Нормирование и защита.Согласно СанПиН 2.2.2.542-96 в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц напряженность электрического поля Е не должна превышать 25 В/м, а магнитная индукция В — 250 нТл, что равнозначно напряженности магнитного поля Н = 0,2 А/м.

В диапазоне частот 2-400 кГц — Е Связь между основными факторами риска и возможными нарушениями здоровья - student2.ru 2,5 В/м, а Н Связь между основными факторами риска и возможными нарушениями здоровья - student2.ru 0,02 А/м. Эти значения должны характеризовать ЭМП на расстоянии 50 см от видеодисплейных терминалов (ВДТ) вокруг них, так как ЭМИ от компьютера распро­страняются в пространстве во всех направлениях, а не только от экрана. В связи с этим согласно СанПиН расстояние между тыльной поверхностью одного ви­деомонитора и экраном другого должно быть не менее 2 м, а между боковыми поверхностями — не менее 1,2 м.

Компьютеры с жид­кокристаллическим экраном не наводят статического электричества и не имеют источников относительно мощ­ного электромагнитного излучения.

Применительно к мониторам персональных компьютеров используется такой показатель напряженности труда как наблюдение за экранами видеотерминалов. Оптимальным устанавливается наблюдение до 2 ч в смену, допустимым до 3 ч. Свыше З ч — это напряженность (вредность) первой степени, а свыше 4 ч — напряженность второй степени. Зрительная нагрузка больше этого времени про­сто не допускается. Через каждый час работы – перерыв на 5-10 мин, а через 2 ч – на 15 мин. Большое значение в возникновении зрительного перенапряжения имеет качество визуаль­ных параметров изображения на дисплее, которых на­считывается более двадцати. Требования к ним, а также к эмиссионным параметрам компьютеров установлены в новых государственных стандартах (ГОСТ Р 50923-96, ГОСТ 50948-96, ГОСТ Р 50949-96).

Основные требования к видеотерминалу. Яркость экрана не менее 100 кд/м2. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк. Размер светящейся точки – не более 0,4 мм для монохромного дисплея и не более 0,56 — для цветного. Контраст изображения знака — не менее 0,8.

Уровень глаз при вертикально расположенном экра­не ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна цен­тру экрана.

Для обеспечения метеоусловий площадь на одно рабо­чее место с ВДТ и ПЭВМ должна быть не менее 6,0 кв. м. Освещенность на поверхности стола должна быть 300-500 лк, а уровень шума на рабочих местах не должен превышать 50 дБА.

Даже если все параметры компьютера, среды и рабо­чего места соответствуют нормативным требованиям и рекомендациям, при частой и продолжительной работе за ВДТ велика вероятность, что у пользователя будет развиваться компьютерная болезнь с ее негативными последствиями для здоровья. В США жалобы на прояв­ления этой болезни, названной синдромом стресса опе­ратора дисплея, встречаются более чем у половины пользователей. На возникновение и характер развития болезни большое влияние оказывает режим труда и от­дыха, который зависит от вида и категории трудовой деятельности. Длительность работы преподавателей ву­зов в дисплейных классах не должна превышать 4 ч в день, а максимальное время занятий для первокурсни­ков — 2 ч в день, студентов же старших курсов — 3 ака­демических часа при соблюдении регламентированных перерывов и профилактических мероприятий: упражне­ний для глаз, физкультминуток и физкультпауз.

При работе с компьютером для сохранения здоро­вья необходимо неукоснительно соблюдать требования правил и рекомендаций по защите от вредных воздей­ствий, в том числе и прежде всего электромагнитных излучений: защита временем и рассто­янием, рациональное размещение установок в рабочем помещении, установление рациональных режимов эксплуата­ции установок и работы обслуживающего персонала и др.

Рекомендуемая литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/Под ред. С.В. Белова. М.: Высшая школа, 2006. 616 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие Под ред. О.Н. Русака. СПб.: издательство «Лань», 2002. 448 с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 496 с.

4. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. М.: Логос, 2001. 356 с.

5. Волошин В. Эргономика должна быть эргономной. М.:ЮНИТИ, 1999. 235 с.

6. Литвак И. Эргономика – заботливая наука. М. Аспект-пресс, 1999. 172 с.

7. Сейдлер Д., Бономо П. Руководство по эргономике. М.: ИНФРА-М, 2000. 216 с.

[*]Специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования, избежав при этом помрачения рассудка. Здоровый индивидуум обладает способностью находить пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в установлении связей, преодолении себя, укорененности в мире, самоидентичности, наконец, в наличии системы ценностей

* Праксис (от греч. praxis – действие) – способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.

Наши рекомендации