Характер и тактика терроризма
Говоря о современном терроризме, необходимо остановиться на его характере и тактике, которые за последнее время неоднократно и существенно изменялись.
Террористические приемы и методы развиваются гораздо быстрее, чем контрмеры. Так, с 60-х гг. XX в., когда в мире широкое распространение получили акции по захвату воздушного транспорта, международное сообщество потратило миллиарды долларов на укрепление системы безопасности аэропортов и самолетов, позволившее в какой-то степени повысить их антитеррористическую безопасность. В 1970-е гг. количество подобных акций резко снизилось. Однако террористы не успокоились и стали прибегать к такой тактике, как бесчеловечные и жестокие преступления, связанные со взрывами в местах массового скопления людей (в кинотеатрах, на вокзалах, в общественном транспорте и пр.), похищения и убийства, жертвами которых становятся совершенно случайные люди. А в терактах 11 сентября 2001 г. в США и 2004 г. в России уже вновь использовался захват пассажирских самолетов, но уже как средство уничтожение важных наземных объектов. Но именно бессмысленная по общечеловеческим понятиям жестокость и гарантирует широкую рекламу в средствах массовой информации целей и требований, выдвигаемых террористами.
Новые объекты терроризма продемонстрировали миру бандитские акции вооруженных формирований в Буденновске и Кизляре. Весь мир поразил своей жестокостью террористический акт в школе № 1 г. Беслана в России в 2004 г.
Объектами террористов становятся больницы, родильные дома, детские сады и пр. Оказывается вовсе не надо преодолевать сложные кордоны секретных служб аэропорта, а достаточно захватить школу или больницу и, прикрывшись женщинами или детьми, решить свои политические или иные проблемы. Обеспечить же все эти объекты техническими средствами безопасности и надежной охраной, как аэропорты, у одного государства не хватит средств.
Учитывая это, антитеррористические центры ведущих стран мира самым тщательным образом изучают все террористические акции, чтобы выработать эффективные меры борьбы с подобными фактами.
На характер и тактику современного терроризма огромное влияние оказывает и научно-технический прогресс. Уже появились и предвестники терроризма нового поколения. Трагедии Бхопала и Чернобыля со всей очевидностью продемонстрировали всему миру высочайшую уязвимость нынешней техноструктуры и возможность спровоцировать с помощью террористических акций антропогенные катастрофы, сравнимые по масштабам разрушений и жертв с результатами боевого применения оружия массового поражения.
В странах Запада эта проблема была осознана еще в 70-е гг. прошлого века. К настоящему времени там сложилась достаточно эффективная система защиты ядерных, химических и других опасных объектов и материалов, накоплен определенный опыт борьбы с терроризмом в этой сфере. Однако с 1991 по 1994 г. только германская полиция нейтрализовала около 350 попыток контрабанды ядерных материалов. Много месяцев потребовалось спецслужбам США, чтобы найти суперагента неизвестной разведки, который с помощью компьютерных сетей проник в банк данных Южнокорейского института ядерных исследований и других секретных организаций.
На возможность применения новых способов терроризма, связанных с использованием ядерных материалов, не раз намекал бывший чеченский лидер Дудаев, обещая Москве «нечто ужасное». А что эта угроза не лишена оснований, продемонстрировал Шамиль Басаев, когда через журналистов указал место заложения капсулы с радиоактивными отходами в Измайловском парке, которыми можно было при взрыве поразить значительную территорию Москвы.
Новые технологии терроризма
На фоне информации о крупных терактах последних лет привлекают внимание случаи, которые могут стать своего рода «мостиками» к новым технологиям терроризма. Например, взрыв в подземном гараже международного бизнес-центра в Нью-Йорке кустарного фугаса. Этот теракт примечателен тем, что основной ущерб был причинен не конкретными разрушениями или человеческими жертвами, а несколькими днями простоя всех офисов небоскреба, от которого прямые убытки правительства США и частных компаний оценивались в сотни миллионов долларов, а косвенные, т.е. связанные с нарушением ритма работы бизнес-центра и выходящих на него субъектов деловой жизни планеты, вообще не поддаются учету.
Важным шагом в переходе к качественно новым технологиям терроризма может стать широкое использование таких перспективных его объектов, как спутники Земли - разведывательные, связи, аппараты дистанционного зондирования; компьютерные специализированные системы - управленческие, исследовательские, архивные, банковские, биржевые и пр.; электронные СМИ – глобальные сети информационных агентств, компьютеризованные радиотелевизионные центры, издательские комплексы и т.д. Обусловленность терактов на этих объектах вытекает из всеобщего осознания приоритетной важности электронных средств связи и СМИ в разрешении внутригосударственных и международных конфликтов.
Однако более серьезную опасность представляет возможность применения террористами средств радиоэлектронного подавления (РЭП), источниками которых могут быть промышленные и исследовательские СВЧ-установки и приборы, а также военная техника. Обнаружить такую аппаратуру так же трудно, как и взрывное устройство, а ее боевое применение делает невозможным организацию оперативного преследования террористов и анализа какой-либо информации, так как все электронные средства связи, охраны, контроля выходят из строя вместе с компьютерами и базой данных. Террористические удары средствами РЭП выводят из строя спутниковую связь, государственные, военные, частные и иные управленческие структуры, электронные СМИ. Так, удар СВЧ-излучения по крупному банку способен вызвать системный кризис всей финансовой системы развитых стран, поскольку он лишает общество доверия к современным технологиям денежного рынка. Непосредственными последствиями такой атаки станут разорение мелких и средних фирм, зависящих от скорости оборота капитала, затем обрушение страховых компаний. Важнейшим итогом будет отказ от кредитных карточек, легко подверженных уничтожению СВЧ-излучением, ажиотажный спрос на наличные, и резкое изменение цен на драгоценные металлы. Продуманная кампания, сопровождающая подобный теракт, способна вызвать системный кризис всего цивилизованного мира, подорвав базовые ценностные установки, определяющие направление развития личности и общества на современном этапе.
Перейти к новым технологиям в принципе способна ныне любая из существующих террористических группировок как социально-политической, так и этнической, религиозной или какой-либо криминально-мафиозной ориентации, поскольку до сих пор еще существует достаточно серьезная организационная и материальная поддержка терроризма. Между тем ущерб, причиненный средствами РЭП, сравним по масштабам с проигранной войной, так как невозможно представить современную армию и спецслужбы без связи, разведки и управления.
Таким образом, традиционный терроризм при всей его опасности не угрожал основам общества, тогда как современный терроризм, основанный на применении новых технологий, способен продуцировать системный кризис всего мирового сообщества и прежде всего стран с развитой информационной инфраструктурой.