Технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Пожилые - люди, прожившие долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны (глоссарий).
Старение населения является одной из глобальных проблем современного мира.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому — от 75 до 89 лет, а к долгожителям — 90 лет и старше.
Краткосрочными и среднесрочными целями социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты пожилых людей являются:
— содействие безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, в том числе права на социальное обеспечение;
— содействие обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их общественно значимой роли в социальном развитии;
— обеспечение оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;
— предоставление необходимой социальной помощи и гарантированного социального обслуживания, способствующих созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;
— участие в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;
— содействие привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей, опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.
Технологии соц. работы с пожилыми людьми ориентированы на их соц. обслуживание, которое осущ. на основании ФЗ «О соц. Обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 авг.1995 г., ФЗ «Об основах соц.обслуживания населения в РФ» от 10 дек. 1995 г., ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г., постановлением Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г.
Работа с пожилыми осущ. на макро и микроуровнях.
На макроуровне гос-во осуществляет: формирование соц.политики с учетом интересов стариков, создание пенсионных и др. фондов поддержки, формирование комплексной системы соц. страхования, системы медицинского, психологического, консультативного обслуживания этих граждан.
На микроуровне изучаются условия жизни стариков, получают ли они помощь и какую.
В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:
— предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;
— содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;
— соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;
— дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;
— выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;
— адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;
— использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;
— ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;
— обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.
В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:
1. пенсионное обеспечение;
2. система льгот и преимуществ пожилым людям;
3. социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.
Социально-экономическая обстановка в России, в том числе низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для пожилых людей. Это касается предоставления дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи и зубопротезированию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению индивидуальными средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда.
Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания.
Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений:
1) социальной помощи на дому;
2) временного дневного пребывания;
3) срочной социальной помощи.
Основными задачами и функциями центров являются:
- выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в соц. поддержке;
- предоставление соц.- бытовых услуг и т.д.
Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.
Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального обслуживания; действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.
Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся.
Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:
— увеличение размера пенсий;
— совершенствование системы пенсионного обеспечения;
— развитие услуг по уходу на дому;
— расширение сети домов престарелых;
— улучшение условий проживания в этих домах.
Среди категории пожилых людей нуждаются в особой социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и малообеспеченные пенсионеры.
Центры социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых.
Законодательство РФ предусматривает содержание граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях, таких как «Геронтологический центр», дом - интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом - интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтопсихиатрический центр и др.
Виды соц. обслуживания пожилых:
1. соц.обслуживание на дому;
2. стационарное обслуживание;
3. полустационарное обслуживание (комбинирование услуг на дому и в спец.учреждениях);
4. соц.консультативная помощь;
5. срочное соц.обслуживание.
Принципы соц.обслуживания:
1. адресность;
2. доступность;
3.добровольность;
4. гуманность;
5. приоритетность;
6. конфиденциальность;
7. профилактическая направленность.
Основные направления соц.обслуживания:
1. предоставление материальной помощи;
2. соц.обслуживание на дому;
3. соц.обслуживание в стационарных учреждениях;
4. предоставление временного приюта в спец.учреждениях;
5. организация дневного пребывания в учреждениях соц.обслуживания;
6. консультативная помощь.