Методы управления в социальной работе.
Сущность управления в социальной работе:
Управленческие кадры в области социальной работы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами.
Теория социального управления использует общенаучные, конкретно-научные методы познания, специфические методы сбора, анализа и обобщения информации о взаимодействии интересов субъекта и объекта управления. Эти методы включают специализированные способы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных, получение экспертных оценок, исследование содержания управленческих функций, структур управления, управленческих групп и социальной обусловленности их действий.
Можно в связи с этим выделить два понятия управления:
1). методологическое (содержательное)
2). процессуальное (технологическое).
Первое из них показывает место управления в жизнедеятельности общества, его возможности (обусловленные естественно-историческими закономерностями, отношениями и механизмами управления) и характер общественных интересов.
Второе понятие характеризуется технологически — в виде набора функций и процедур.
В современной России практически нет достаточно глубоких исследований о роли и значении управленческих технологий в области социальной защиты населения, хотя в настоящий момент они крайне необходимы. Поэтому имеющийся богатый теоретический и эмпирический материал в области социального управления должен быть направлен на развитие технологий социальной защиты и социального обслуживания населения. Организационно-управленческие недостатки не могут быть полностью компенсированы ни экономическими, ни социальными, ни психологическими средствами.
Как частное проявление общего процесса технологизации социальной деятельности выступает - технологизация управления. Продуманная разработка социальных технологий начинается в сфере управления и только потом распространяется на другие виды человеческой деятельности.
По существу, социальные технологии — результат развития технологии управления. Сегодня они являются важнейшим направлением развития системы социальной защиты населения.
Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которой особенно трудно приспособиться к новым социально-экономическим условиям; во-вторых, в технологиях самоорганизации и новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень подготовки в новых сферах деятельности.
Таким образом, введение термина «социальная технология управления» преследует три цели:
- добиться еще большей стандартизации отдельных (структурных) этапов процесса управления; — обеспечить возможность применения целесообразной последовательности в управленческой деятельности;
- достичь быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, эффективных технологий в социальной сфере.
Блок-схема технологии управления:
Прогнозы, планирование, анализ → решение → указание → реализация указаний → контроль → анализ и синтез.
Управление в обществе — это воздействие на социальное поведение, на трудовую (социальную) деятельность не только отдельного человека, коллектива людей, но и на общество в целом. Управление социальными процессами в обществе всегда целенаправленно и предполагает достижение осознанных целей и задач с помощью соответствующих средств и методов, определенная совокупность которых и может быть названа технологиями.
Характеристика основных методов управления:
1). Административные (организационные) методы (их иногда называют организационно-распорядительными) имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.
2). Регламентирующие методы — это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся:
- регламентирование (разработка документов, регулирующих деятельность членов коллектива),
- ориентация (положение и перемещение работника на предприятии, место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве),
- организационные методы (создание той или иной соц системы, проектирование организационной структуры и тд.), - инструктирование и др.
3). Распорядительные (административные) (для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации).
4). Особую группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности:
- целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей);
- решение (методы подготовки и принятия решений);
-организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления функций, задач, прав, обязанностей и ответственности);
- кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров);
- ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов);
- распорядительство (административные методы);
- определение времени работы (методы определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы);
- контроль (методы контроля за исполнением).