Во всем мире – закон, у нас – инструкции.
Б. А. КОНСТАНТИНОВ, член-корреспондент АМН СССР, директор ВНЦХ АМН СССР, лауреат Государственных премий СССР: Трансплантология в нашей стране развивается в стороне от правовых норм. В мире существует более 160 законодательных актов, касающихся трансплантации органов. У нас же пока все сводится к двум очень важным, но временным инструкциям Минздрава СССР.
Проблема донорства — одна из наиболее острых и неоднозначно воспринимаемых с этических и правовых позиций в разных странах. В поисках ее решения некоторые авторы за рубежом предлагают проект законодательства о заборе органов у всех доноров, исходя из того, что тело умершего рассматривается как часть социальной собственности. Уместно вспомнить и о так называемом Унифицированном акте анатомического дарствования, принятом в США в 1968 г. и ратифицированном всеми штатами. Аналогичные государственные акты или законы приняты и в других странах.
Но это не застывшие акты. Они совершенствуются, давая развиваться трансплантологии. Так, в США требуется обязательное согласие человека на потенциальное донорство: когда исполняется 18 лет, он в присутствии двух свидетелей заполняет «Донорскую карту». Оказалось, что этот путь не очень эффективен, и общество пошло на некоторые упрощения: запись в водительских правах, наклеивание специальной марки и т. д. Есть еще форма так называемого предполагаемого согласия: если в каких-либо юридических документах или истории болезни не сделано записи, что человек категорически возражает против использования после смерти каких-либо его органов, это дает право тем, кто занимается трансплантацией, исходить из его предполагаемого согласия.
Безусловно, законодательство по трансплантологии должно отражать конкретные условия страны, уровень медицины и квалификации работников здравоохранения, готовность общества к его восприятию.
А. П. ГРОМОВ, директор НИИ судебной медицины Минздрава СССР, член-корреспондент АМН СССР: Все трудности, которые испытали зарубежные трансплантологи, в значительной степени повторяются у нас. И надо прямо сказать, что отсутствие определенных законодательно-правовых и этико-деонтологических норм является тормозом в разрешении проблемы в целом. Многие кардиохирурги считают, что нерешенность у нас вплоть до 1985 года проблемы «смерти мозга» затянула и развитие пересадки сердца.
Хотя заключение о «смерти мозга» основывается на специальных исследованиях, но с позиций судебного медика ясно, что эта проблема в наших официальных инструкциях не отражена.
Необходим «Этический кодекс», утвержденный на уровне высшего руководства республики, страны, в котором было бы записано, в частности, что министру здравоохранения надлежит обеспечивать исполнение всех норм закона. Однако у нас фактически таких законов нет.
Сейчас готовится новое законодательство о здравоохранении, но проекты разделов, касающихся трансплантологии, пока что очень неубедительны и юридически необоснованны.
Законодательство не должно быть тормозом прогресса, оно должно помогать ему, чтобы не возникало коллизий, известных из недавней нашей истории: В. П. Демихов начинал пересадки, К. Барнард у него учился, а мы в результате на 20 лет отстали.
Б. В. ПЕТРОВСКИЙ, академик, председатель Всесоюзного научного общества хирургов: Трансплантация рождалась в тех странах, где был достигнут исключительно высокий уровень жизни. И наше отставание связано, безусловно, с этим фактором. Ведь сразу после пересадки Барнардом сердца такие операции были выполнены и у нас, но безуспешно. Почему? Не было ламинарного кондиционирования воздуха и полной асептики в операционной, высокоэффективных средств предупреждения криза отторжения, одноразовых инструментов и всего остального, что обеспечивает высокий уровень подобных операций. Пересадки почек, более простые, и те осуществлялись с огромнейшим трудом. Несомненно, за счет других совершенно неотложных проблем медицины.
Не менее сложны и морально-правовые аспекты. Ряд стран сегодня вообще не согласен с пересадкой органов от живых людей. Доноры — «трупы с бьющимся сердцем» в ряде крупных стран и даже некоторых штатах США не признаются. Существует уже мнение ВОЗ, резко возражающей против коммерческого подхода к донорству.
Безусловно, нужно принять законодательные акты, и, прежде всего о донорстве и смерти мозга.
А. Я. ИВАНЮШКИН, доцент кафедры философии АМН СССР, кандидат медицинских наук: Законы, прежде чем мы их примем на уровне цивилизованного современного общества, должны быть подготовлены обсуждением всей совокупности возникающих здесь этических проблем.
Ну, например, если в онкологии есть традиционная этическая доктрина «святой лжи», которая до сих пор у нас считается нерушимой, то трансплантологи — это самые откровенные люди в общении со своим пациентом, когда предлагают операцию, где шансов на длительную выживаемость пока не очень много.
Подобные вопросы, как и о правах донора, ответственности врача перед родственниками донора, должны обсуждаться в «Этическом комитете» прежде, чем мы подойдем к формированию пакета законов. Во Всесоюзном научном обществе хирургов, насколько я знаю, давно вынашивается идея такого комитета, пусть и с большим опозданием: во всем мире такие комитеты существуют уже 20 лет после принятия Токийской декларации. Далее на базе рекомендаций комитета необходимо будет подготовить проекты нормативных документов.
У нас создан Центр биомедицинской этики, который как общественная организация существует год. Мы пока не дошли до обсуждения проблем трансплантологии. В основном внимание сосредоточено на проблемах реаниматологии. Но мы, имея уже какой-то задел, могли бы включиться и в создание целенаправленной программы по трансплантологии.
А. М. ГУРВИЧ, профессор, заместитель директора Института общей реаниматологии АМН СССР: Я полностью согласен, что нужно вырабатывать по этим вопросам общественную позицию. И, прежде всего о признании равноценности смерти мозга и смерти человека. Ведь даже высококвалифицированные специалисты-врачи часто, говоря о смерти мозга, имеют в виду смерть коры головного мозга. Это глубоко неверно. Человек может быть декортицирован, может быть безнадежно потерявшим сознание, но он остается живым человеком, согласно всем правовым нормам всех стран мира. Смерть мозга — это необратимая гибель всего головного мозга, включая его ствол. И больной с поврежденным мозгом, но без диагноза «смерть мозга», если не установлена необратимость этого состояния, не может рассматриваться как труп. Это категорическое условие.
Но всегда ли для медицины и общества смерть мозга эквивалентна смерти человека? Большинство стран и медиков это тождество принимают, значительная же часть общества — нет. Что касается нашего советского общества, то оно абсолютно не подготовлено даже к такой постановке вопроса.
И тем не менее мы должны исходить из позиции равенства повреждения всего головного мозга и смерти человека как биологического существа. Это установлено нормами юридической комиссии и президентской комиссии США, рядом юридических и медицинских учреждений многих стран — Швеции, Франции и других.
Л. П. ЦЫГАНОВ, главный специалист Минздрава СССР: Сегодня впервые в истории советского здравоохранения поставлен вопрос, и он начал потихонечку продвигаться (у нас быстро ничего не делается): нам предложено было разработать проект отдельной статьи о трансплантологии в новый проект закона о здравоохранении. Мы хотели включить туда и положения о донорстве. Если нам удастся законодательно регламентировать трансплантологию, это существенно улучшит положение дел.
«Не забирайте органы на небо».
ИОАНН (ЭКОНОМЦЕВ), иеромонах, заместитель председателя Управления внешних церковных сношений Московского патриархата: Трансплантация — проблема новая не только для медиков, но и для Русской православной церкви. Чтобы полностью сформулировать позицию по этому вопросу, нам, видимо, потребуется привлечение богословов. Однако те усилия, которые предпринимаются врачами для спасения жизни человека, заслуживают самой позитивной оценки.
Трансплантация ставит серьезные вопросы о том, что человеческий организм представляет собой единое целое с точки зрения психосоматики и сохранения человеческой личности. И возникает опасение, что на каком-то этапе встанет вопрос и о трансплантации мозга; мы этим сможем сохранить живое существо, но убить человеческую личность.
Я убежден в том, что, как бы ни решалась проблема донорства, один из подходов весьма опасен, а именно: отношение к человеческому организму как потенциальному складу запасных частей или деталей. Многие достижения человеческой мысли и человеческой цивилизации на первом этапе вызывают у нас восхищение и кажутся панацей от многих бед. В дальнейшем же они порой оборачиваются для нас своей жуткой, страшной стороной. Взять хотя бы открытие атома, приведшее к атомной бомбе и Чернобылю. Не приведет ли вышевысказанная позиция к дегуманизации, отношению к человеческой личности как своеобразной машине, у которой можно постоянно менять какие-то детали, что может оказать отрицательное влияние на общественное сознание. И последствия могут быть чрезвычайно тяжелые. Я не говорю уж о возможности совершения преступлений в этой области.
Б. А. КОНСТАНТИНОВ: Наши коллеги были в Мадриде, в Испании. И они видели в этой ярко выраженной католической стране, в храмах, на улицах распространяемые церковью лозунги, которые пропагандируют трансплантацию. Лозунги гласят следующее: «Не забирайте органы на небо. Небу, Богу нужна душа, а органы нужны здесь».
Можем ли мы рассчитывать, что Русская православная церковь примет участие в той общественной деятельности, ради которой мы собрались сегодня? В решении морально-правовых, этических вопросов?
ИОАНН: Мы готовы к этому. И я думаю, что священник, работая с больными, мог бы обсуждать с ними эти сложнейшие нравственные проблемы и деликатно помочь принятию решения. Я убежден, что без согласия больного, без согласия его родственников автоматическое использование человеческого организма в качестве запасных частей безнравственно, нельзя на это идти. Но если есть согласие, на это можно пойти. Я думаю, что священник может здесь помочь.
Л. П. ЦЫГАНОВ: Трудно спорить с представителями церкви, которые говорят, что человека нельзя рассматривать как ящик с запасными частями. Но ситуация такова, и с ней мы не можем не считаться, что лучше, чем естественные органы, ничего пока нет.
Сегодня много говорили о трудностях с трансплантацией сердца. А что делается с пересадкой почки у детей? Ведь у нас практически нет детского гемодиализа.
Что можно ответить матерям, которые приезжают к нам в министерство, рыдают и просят: помогите... Что им ответить? Что диализом с пересадкой почки можно обеспечить только пять процентов нуждающихся по стране? То есть из каждых ста нуждающихся помочь можем только пяти, а 95 знаем, как помочь, но нечем.
А. Л. ГРЕБЕНЕВ, профессор, заведующий кафедрой Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова:
Если мы замедлим с развитием трансплантологии, то встанем перед другой морально-этической проблемой: неоказание помощи больным, которым на современном уровне развития мировой медицины обязаны ее оказывать.
Положительную роль, мне кажется, может сыграть церковь: облегчить страдания тяжелобольным, погибающим, помочь в решении этических вопросов донорства. Я, к большому сожалению, плохо знаю историю религии, но одну деталь напомню: ребро первым использовал для создания женщины, как известно, Бог. То есть церковь как бы стояла на пороге трансплантологии. Я думаю, союз с церковью надо крепить.
А готовы ли медики?
А. М. ГУРВИЧ: Возникает очень важный вопрос: надежна ли диагностика смерти мозга? Если следовать всем пунктам инструкции, ни на йоту не отступая, не нарушая их, то ошибки в диагностике быть не может. Гарантия стопроцентная.
Однако неквалифицированное пользование инструкцией создает угрозу грубейших ошибок. И встает новый вопрос: вкакой степени наша медицинская служба подготовлена к правильной диагностике смерти мозга? Увы, плохо подготовлена. Во-первых, не существует учебников по реанимационной патологии мозга. Нет таких сведений и в других учебниках вузов, как нет разделов «смерть мозга». Следовательно, ни в студенческие годы, ни в ординатуре не дается необходимых знаний. Правда, сейчас этот раздел включен в программу ЦИУ. Но у ГИДУВов всей страны не хватает для этого квалифицированных кадров. Далее. Для диагностики нужны аппаратурные методы: ангиография, компьютерная томография. Есть данные, что можно с помощью допплерографии устанавливать прекращение внутримозгового и внутричерепного кровообращения.
А много ли лечебных учреждений в нашей стране имеют эту аппаратуру, да еще работающую круглосуточно? Ответ ясен.
Л. П. ЦЫГАНОВ: Положение с донорством крайне неблагоприятное. И зачастую приходится сталкиваться с непониманием этой проблемы не только населением, но и врачами, и некоторыми руководящими инстанциями.
Кто когда-нибудь думал, что в масштабе страны врачи начнут заниматься донорством? Мы сталкиваемся с такими случаями, когда доктор, и я могу его понять, говорит: «Я буду верен Клятве Гиппократа и лечить буду до конца». И вот с упорством, достойным лучшего применения, он лечит такого больного, пока у того не появляются трупные пятна. Быть может, я несколько утрирую, но в принципе это так.
С. Л. ДЗЕМЕШКЕВИЧ, заместитель директора ВНЦХ АМН СССР, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР: Эволюция понятия «смерть мозга» сложна, по-своему драматична. И хотя существуют критерии установления смерти человека через «смерть мозга», что же мешает иметь достаточное количество доноров?
Среди препятствий и сложностей — неготовность нашего общественного сознания. Трансплантация сердца как реальность сегодня опутана туманом страха. Страх по поводу того, достаточно ли компетентен врач, который должен делать пересадку, будет ли он достаточно внимателен к больному. Есть сомнения другого порядка: не собирается ли врач делать пересадку только из соображений тщеславия, самолюбия, иных причин?
Иначе говоря, пересадка для огромного большинства — это вопрос о доверии в широком плане: к медицине, хирургии, конкретному учреждению (клинике, больнице и т. д.) и, разумеется, конкретному врачу — его профессионально-морально-этическому уровню.
Для преодоления этой ситуации возможны, по крайней мере, два пути: подготовка общественного сознания и повышение квалификации, авторитета врача. О первой стороне говорили. Второе может решаться через продуманную и реально организованную систему подготовки трансплантологов по соответствующим тщательно разработанным программам с определенным цензом для врача: общей медицинской подготовки, широты знаний, уровня компетентности, общей культуры и кругозора, интеллигентности, наконец. Завершение учебы должно оформляться строгим нелицеприятным экзаменом, проверкой всех качеств личности трансплантолога с точки зрения его готовности к избранной работе. Иначе говоря, должна быть аттестация, но не формальная во многом, как принято сейчас. После этого трансплантологу должна быть выдана государственная лицензия на право заниматься пересадками органов согласно положению о владельце лицензии.
Соответственно, аттестации и лицензированию должно быть подвергнуто лечебное учреждение, независимо от его ранга и именитости руководителя.
Заключение.
Естественно, мы не смогли привести мнения всех выступавших. Обсуждение со всей очевидностью показало, что нерешенных проблем в трансплантологии немало. Необходимо, считают участники «круглого стала», объединить силы медиков, специалистов других областей, средств информации в общественном органе — совете, комитете — с широким представительством, который взял бы на себя координацию разработки, подготовки, обсуждения этико-правовых документов, касающихся трансплантологии, формирование общественного мнения. Об этом говорили Б. А. Константинов, Ю. Г. Юдин, М. Е. Решетникова, А. Л. Гребенев, А. Я. Иванюшкнн и другие. Высказана идея создания ассоциации лиц, перенесших трансплантацию сердца. Нашло поддержку предложение организовать фонд трансплантации.
Поиски в этих направлениях будут продолжены. В частности, ВНЦХ АМН СССР планирует проведение всесоюзной конференции с международным участием по этико-правовым вопросам трансплантационной медицины.