ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА (РНР) Podshadley, Haley, (1968)

Для количественной оценки зубного налета окрашивают 6 зубов:

16, 26, 11, 31— вестибулярные поверхности;

36, 46 — язычные поверхности.

рис.5

1 - медиальный

2 - дистальный

3 - срединно-окклюзионный

4 - центральный

5 - срединно-пришеечный

КОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗУБНОГО НАЛЕТА

О — отсутствие окрашивания 1 — выявлено окрашивание

Расчет индекса проводят, определяя код для каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка. Затем сумми­руют коды для всех обследованных зубов и делят получен­ную сумму на число зубов:

Индекс рассчитывается по следующей формуле:

СУММА КОДОВ ВСЕХ ЗУБОВ

РНР = -----------------------------------------------------

КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДОВАННЫХ ЗУБОВ

ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ

Значение индекса Уровень гигиены

0 отличный

0, 1 - 0, 6 хороший

0, 7- 1, 6 удовлетворительный

1, 7 и более неудовлетворительный

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИНДЕКС

N. C. Cons с соавт., (1986)

Для оценки состояния прикуса используется специаль­ный стоматологический эстетический индекс. В клинике индекс применяется на индивидуальном уровне и при про­ведении эпидемиологического обследования населения.

Этот индекс определяет положение зубов и состояние прикуса в сагиттальном, вертикальном и трансверзальном направлениях.

Рекомендован для применения с 12-летнего возраста в ключевых возрастных группах.

Обследование проводят визуально и с помощью пугов-чатого зонда. Индекс включает в себя определение следую­щих компонентов:

· отсутствие зубов;

· скученность в резцовых сегментах;

· промежуток в резцовых сегментах;

· диастема;

· отклонения в переднем отделе на верхней челюсти;

· отклонения в переднем отделе на нижней челюсти;

· переднее верхнечелюстное перекрытие;

· переднее нижнечелюстное перекрытие;

· вертикальная передняя щель;

· передне заднее соотношение моляров.

Отсутствие зубов. Подсчитывают количество резцов, клы­ков и

Отклонение в переднем от­деле на верхней и нижней челюс­тях. Отклонением от нормы считается положение, когда зуб повернут вокруг своей оси или находится вне дуги. Отклоне­ние может быть со скучен­ностью зубов или без нее.  
32

премоляров на верхней и нижней челюстях (от 15 до 25 и от 35 до 45) и определяют число отсутствующих зубов этой группы.

Зубы не считаются удаленными, если:

1. при отсутствующем зубе пространство закрыто;

2. молочный зуб находится в зубном ряду, а постоянный еще не

прорезался;

3. пространство восстановлено мостовидным протезом.

Скученность в резцовых сегментах. Каждый сегмент со­стоит из 4-х резцов.

Скученность - это состояние зубных дуг, когда имеющиеся между правым и левым клыками пространство недостаточно для размещения всех 4-х резцов в нормальном положении. Зубы могут быть повернуты или находиться вне линии дуги.

КОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

О - нет скученности

1 - скученность одного сегмента

2 - скученность двух сегментов

Промежуток в резцовых сегментах. Промежуток - это состо­яние, когда пространство, расположенное между правыми и левыми клыками, превышает необходимое пространство для расположения всех 4-х резцов в своем нормальном положении.

Если один из резцов имеет проксимальные поверхности без межзубного контакта, считается, что сегмент имеет промежуток. Если прикус смешанный, не надо считать про­странство от недавно выпавшего временного зуба пустую­щим, если очевидно, что постоянный зуб скоро прорежется.

КОДЫ И КРИТЕРИИ:

О - нет промежутка в сегменте

1 - один сегмент с промежутком

2 - два сегмента с промежутком. При сомнении оценивают по более низкому баллу. Диастема – это промежуток между двумя постоянными центральными верхними резцами. Измерения проводят пуговчатым зондом на любом уровне между мезиальными поверхностями зубов и выражают в мм.

Рис. 6

Измеряют величину на­ибольшего отклонения между соседними зубами. Для этого кончик пуговчатого зонда помещают на губную поверхность наиболее отклоненного в язычном направлении или повер­нутого вокруг своей

оси зуба под углом 90° к нормальной линии зубной дуги. Регистрируют в мм.

Переднее верхнечелюстное перекрытие. Измерение проводит­ся в центральной окклюзии. Рабочую часть пародонтального зонда помещают параллельно окклюзионной плоскости и оценивают расстояние (в мм) от губно-резцового края наиболее выступающего верхнего резца по отношению к губной повер­хности проецирующегося на него нижнего резца.

Этот компонент индекса не учитывается, если все верх­ние резцы отсутствуют и/или находятся в язычном положе­нии (перекрестном прикусе). Если резцы смыкаются в край, то можно поставить код 0.

Переднее нижнечелюстное перекрытие. Оценивают этот признак, когда любой нижний резец выдвинут вперед или вестибулярно по отношению к противоположно находяще­муся верхнему резцу. Регистрируют самое большое выдви­жение зуба вперед (в мм). Измерения проводят так же, как и на верхней челюсти.

Рис.7

Если нет окклюзии на первых молярах из-за отсутствия одного или двух зубов, неполного прорезывания или нарушения их формы вследствие кариеса или пломбы, то определяют соотношения клыков или премоляров.

КОДЫ И КРИТЕРИИ:

О - норма

1 - смещение на 1/2 бугра мезиально или дистально по отношению к

норме

2 - смещение на величину бугра мезиально или дисталь­но по

отношению к норме.

Стоматологический эстетический индекс позволяет про­анализировать каждый из компонентов индекса или сгруппировать их по аномалиям зубных рядов, прикусу.

Вертикальная передняя щель. Это вертикальное расстояние между одно­именными противоположными резца­ми (в мм). Передне-заднее соотношение моляров. Определяется как со­отношение постоянных верхних и нижних первых моляров в состоянии окклюзии справа и слева. Регистрируют самое большое отклонение от нормального соотношения моля­ров. Этот компонент индекса не учитывают, если нижний резец повернут так, что одна часть режущего края находит­ся лабиально по отношению к верхнему резцу.  

  34     МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ К методам профилактики относятся: ¨ стоматологическое просвещение населения; ¨ обучение правилам рационального питания; ¨ обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; ¨ эндогенное использование препаратов фтора; ¨ применение средств местной профилактики; ¨ вторичная профилактика (санация полости рта). СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - МОТИВАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ПОДДЕРЖАНИЮ ЗДОРОВЬЯ ПОЛОСТИ РТА Одним из основных компонентов любой программы профилактики является стоматологическое просвещение населения, которое должно предшествовать и сопутство­вать обучению гигиене полости рта. Стоматологическое просвещение включает в себя мотива­цию населения в целом и индивидуума, в частности, к поддержа­нию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта. Стоматологическое просвещение - это предоставление на­селению любых познавательных возможностей для само­оценки и выработки правил поведения и привычек, макси­мально исключающих факторы риска возникновения за­болеваний и поддерживающих приемлемый уровень стома­тологического здоровья. Этот метод профилактики касает­ся населения всех возрастов. Важную роль в сохранении стоматологического здоровья играет личная     ответственность пациента. Стоматологическое здоровье зависит от общего состоя­ния организма, поведения и привычек человека, а также особенностей окружающей среды. (Рис. 9). Специалисты должны вырабатывать у населения убеж­денность в необходимости регулярного ухода за полостью рта с целью предупреждения возникновения кариеса зубов и болезней пародонта. Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т. д. Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом яв­ляется непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия. Методы, не требующие активного участия населения, на­зываются пассивными. Они не требуют присутствия меди­цинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостатком их является отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом. Одна­ко, если уровень учебных материалов высок, эффект пас­сивных форм воздействия на население возрастает. Косвенным критерием эффективности стоматологичес­кого просвещения могут служить результаты анкетирова­ния населения по вопросам профилактики стоматологичес­ких заболеваний. Средствами стоматологического просвещения являются: радио, телевидение, газеты, журналы, учебная литература, памятки, брошюры и т. д. Стоматологическое просвещение в зависимости от ко­личества населения, вовлеченного в просветительскую ра­боту, подразделяют на 3 организационные формы: массо­вая, групповая, индивидуальная

Рис. 9

        Убедить пациента изменить свои привычки или приоб­рести новые - очень трудный и долгий процесс, связанный с врожденной боязнью перемен, которая присуща челове­ку. Этот процесс идет медленными, повторяющимися ша­гами и на первых стадиях обратим. (Рис. 10).   На схеме представлены те ступени, которые надо преодо­леть любому человеку для выработки полезной привычки. Он должен идти в теории - от знания - через понимание - до убеждения. Далее следуют практические этапы - выработка навыков выполнения каких-либо манипуляций, которая толь­ко путем многократных упражнений превращается в привы­чку - и тогда все происходит автоматически. В стоматологическом просвещении, помимо врачей-сто­матологов, должны участвовать психологи, педагоги и дру­гие специалисты по обучению. В течение многих лет наша стоматологическая служба уделяла этому вопросу мало вни­мания, подходила к нему формально, и это является одной из причин недостаточной эффективности профилактики и роста интенсивности стоматологических заболеваний. Для того, чтобы убедить население регулярно и правильно чистить зубы, необходимы усилия не только стоматологов, но и врачей других специальностей, а также среднего меди­цинского персонала, педагогов, воспитателей детских са­дов. Однако именно на стоматологах лежит основная от­ветственность за стоматологическое просвещение, поскольку они должны разрабатывать все информационные материа­лы и обучать других специалистов. Форма проведения занятий с пациентами зависит от их возраста, образовательного и культурного уровня. Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и ме­дицинских работников детских учреждений. Необходимо объяснить им цель и задачи профилактики в стоматологии, рассказать, как она будет проводиться в данном учреждении и какую помощь может оказать медицинский персонал.     После этого следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвра­щения заболеваний зубов и десен, рассказать о правилах и особенностях чистки зубов у детей. К сожалению, родители не всегда уделяют должное вни­мание гигиеническому уходу за полостью рта своих детей. В то же время, именно семья оказывает самое важное вли­яние на ребенка, так как привычки родителей служат мо­делью для поведения детей. Опыт многих исследователей свидетельствует, что необ­ходимо привлекать родителей к выполнению программ, на­правленных на улучшение здоровья детей. При этом проис­ходит улучшение стоматологического здоровья не только детей, но и родителей, потому что наиболее важны те ма­нипуляции, которые люди проделывают сами. Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависи­мости от их возраста: если с маленькими детьми лучше про­водить занятия в форме игры, то со старшими разговари­вать надо так же, как со взрослыми. Мотивация взрослого населения особенно трудна, так как многие люди считают, что учиться им нет необходимос­ти, что они достаточно знакомы с причинами возникнове­ния кариеса и болезней десен и методами их предупрежде­ния. Поэтому их надо убедить в необходимости изменения своих привычек для улучшения состояния полости рта. Для того, чтобы произошло улучшение стоматологическо­го здоровья на уровне популяции, необходимы усилия не толь­ко специалистов, но и общества в целом. Должно сформиро­ваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полос­ти рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности. Все усилия, которые необходимо приложить, чтобы мо­тивировать людей на сохранение стоматологического здо­ровья, должны носить долговременный характер, и об этом следует помнить при планировании программ профилак­тики стоматологических заболеваний. ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В профилактике кариеса зубов и воспалительных забо­леваний пародонта велика роль питания как составной части здорового образа жизни. Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыва­нием и, во-вторых, после прорезывания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Не меньшее значение в форми­ровании резистентности зубных тканей имеет питание в пер­вый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие пос­тоянных зубов. Идеальным питательным продуктом для но­ворожденного является молоко матери. Недостатки искус­ственного вскармливания детей необходимо максимально устранять путем дополнительного введения в организм ре­бенка фруктовых соков, овощных пюре и других продуктов.  
 

 
 

На основе современных знаний можно утверждать, что очень важен местный эффект, оказываемый характером питания после прорезывания зубов.

Современный человек включает в свой рацион много углеводов, которые можно подразделить на две большие группы. К первой из них относятся легкоферментируемые углеводы - сахара и крахмал, прошедшие кулинарную об­работку, в результате чего их могут усваивать бактерии по­лости рта; ко второй - сахарозаменители.

Сахарами являются сахароза, фруктоза, глюкоза, лактоза. Крахмалы содержатся в продуктах, приготовленных из зерна, картофеля, риса. В полости рта фермент амилаза расщепляет молекулу крахмала, в результате чего выделяется глюкоза.

Самыми выраженными кариесогенными свойствами об­ладает сахароза, почти такими же - сочетание глюкозы и фруктозы, тогда как использование только фруктозы или лактозы менее кариесогенно. При увеличении частоты приема легко ферментируемых углеводов равновесие между де- и реминерализацией сдвигается в неблагоприятную сторону, и наблюдается прогрессирование кариозного процесса. (Рис. 11).

Рис 11.

Бактерии используют данный тип углеводов для питания и построения матрицы зубного налета, и конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вызывает деминерализацию эмали.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания, ха­рактерные для современных условий:

* высокое содержание в пище легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

* увеличение частоты приема пищи;

* увеличение частоты приема пищи;

* уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и "естественному очищению полости рта";

* уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариеса зубов.

Более важна частота приема сахара, чем его общее ко­личество, но в то же время эти показатели тесно коррели­руют друг с другом.

Если потребление сахаров происходит одновременно с другой пищей, то их кариесогенность относительно снижается, и они оказывают гораздо меньше отрицательного влияния на зубы, чем сахара, употребляемые между основны­ми приемами пищи.

Исследования показали, что после приема сахара его повышенная концентрация в полости рта сохраняется в течение 20-40 минут, и это время используется микрофлорой зубного налета для утилизации углеводных остатков, обла­дающих кариесогенным действием.

Естественно, что невозможно полностью исключить из питания сахар, не предлагая каких-либо альтернатив. Поэ­тому задачей исследователей было найти заменители саха­розы, особенно для тех продуктов и напитков, которые упо­требляются в промежутках между основными приемами пищи. Исследования, проведенные в Финляндии, Швеции, Англии, позволили установить, что производные сахаров (сорбитол, маннитол, малтитол, ксилитол и др.) не облада­ют кариесогенными свойствами.

Наилучшие результаты были получены при использо­вании ксилита, природного подсластителя, содержащегося в растениях, фруктах (клубнике), овощах (луке и моркови). Он такой же сладкий, как и природный сахар, однако не может использоваться бактериями налета.

Учитывая приведенные данные, в рекомендациях паци­ентам по снижению кариесогенного потенциала питания должны подчеркиваться:

* необходимость уменьшения общего потребления сахаров;

* польза снижения частоты потребления сахаров;

* значение уменьшения времени пребывания сахаров в полости рта;

* важность замены легко метаболизируемых сахаров на неметаболизируемые (сахарозаменители).

В рекомендациях по рациональному питанию не следу­ет забывать о роли пищи как фактора самоочищения пол­ости рта, естественного процесса освобождения от остат­ков пищи и мягкого зубного налета.

Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрук­ты). Хорошая тренировка зубо-челюстной системы проис­ходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания.

Ее прием можно рекомендовать детям для воспитания у них привычки к жеванию, для интенсификации роста и разви­тия зубо-челюстной системы.

Желательно употребление ово­щей и фруктов после приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а также в промежутках между основными приемами пищи.

Таким образом, снижение неблагоприятного воздейст­вия питания на ткани полости рта крайне необходимо для предупреждения кариеса зубов и болезней пародонта.

Наши рекомендации