Организация специального охранительного резкими для заикающихся

Распорядок дня заикающихся детей должен быть дос­таточно четким, но не жестким. Это подразумевает плав­ный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ре­бенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышен­ной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппети­та. В этот период необходимо исключить яркие новые впе­чатления и те жизненные ситуации, которые могут волно­вать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищ­ные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок мо­жет чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями, персоналом и други­ми детьми должно быть ограничено. Необходимо стре­миться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: «Ты хочешь суп

или кашу? «Кашу») или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания («Да», «Нет»).

Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом.

Общим правилом является спокойный, доброжела­тельный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, леп­ка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как прави­ло, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организо­вать смену их деятельности.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-«молчанок».

Режим ограничения речиможет планироваться на раз­ные сроки. Оптимальным временем его проведения явля­ется 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим,во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В.И. Селиверсто­ва, 1979, 1994 и И.Г. Выгодской и др., 1993 и др.

У подростков и взрослых заикающихся режим огра­ничения речи может протекать в виде полного молчания.

Этот режим возможен постольку, поскольку взрос­лые могут осуществлять сознательный контроль за своей речевой активностью.' '

Такой режим в различных реабилитационных систе­мах может проводиться на разных этапах коррекционно-го воздействия. Длительность режима молчания у взрос­лых заикающихся может быть также различной: от 1 су­ток до 10-12 дней. В этой возрастной группе очень важным является сочетание «режима молчания» с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения.Невербальное общение для заикающегося не со­провождается эмоциональным состоянием отрицательно­го знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует сниже­нию эмоционального напряжения.

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жес­тикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики (см. Приложе­ние № 1).

В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию рече­вого дыхания.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

Наши рекомендации