Тяжесть проявления речевых судорог

Различают тяжелую, среднюю и легкую степени про­явления судорог. Оценка тяжести судорожной активнос­ти мышц речевого аппарата может не совпадать с оцен­кой тяжести заикания, так как это понятие включает мно­жество факторов.

До настоящего времени нет объективных показателей и единой методики для оценки степени тяжести заикания. Имеются разные мнения специалистов по этому поводу. Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки. Так, легкая степень заи­кания квалифицируется в том случае, если судорожные за­пинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи. Средняя степень речевого дефекта определяется в тех слу­чаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической формах речи. Тяжелая степень фик­сируется в том случае, если судорожные запинки встреча­ются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной (Волкова Г.А., 1993; и др.).

Другие ученые считают, что степень тяжести заика­ния определяется в целом степенью фиксации заикающих­ся на своем дефекте (В.И. Селиверстов, 1994).

Существуют и другие, более формализованные оцен­ки степени тяжести заикания, как-то: количественные по­казатели темпа речи, количество и длительность пауз,

количество повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи заикающихся (Ю.А. Кузьмин, 1990 и др.). Степень тяжести заикания у одного и того же заика­ющегося непостоянна и зависит от целого ряда условий: эмоционального состояния заикающегося в данный мо­мент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося; от степени затруднений, связан­ных с формулированием высказывания; от наличия так называемых «трудных звуков» в словах, составляющих высказывание, т.д.

Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок

Появление судорожных запинок часто связано с фо­нетическими характеристиками звуков. К звукам, кото­рые чаще других сопровождаются судорогами, относят­ся глухие и звонкие смычные согласные, в особенности «п, т, к», кроме этого, судороги часто появляются на со­четаниях этих звуков с другими согласными, например, «тр», «ст», «кр» и т.п.

Судорожные запинки чаще встречаются при произ­несении предложений, длинных и сложных по своей грам­матической структуре.

Запинки в большей степени вероятны в тех словах, которые не характерны для индивидуального словаря говорящего (малочастотные), а также в словах или сло­восочетаниях, которые несут основную информацион­ную нагрузку во фразе (информационная значимость) говорящего.

Кроме этого, на появление запинок влияет и ритми­ческая структура слова. Запинки главным образом воз­никают на предударных и ударных слогах. Напротив, они практически не появляются на заударных слогах. Наибо­лее же часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

Речевое дыхание

В клинической картине заикания неизменно присут­ствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание заи­кающихся имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Речевое дыхание представляет сбой высококоординиро­ванный акт, во время которого дыхание и артикуляция стро­го соотносятся в процессе речевого высказывания. У заика­ющихся эта координация нередко нарушается даже в процес­се плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрез­ка сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

Нарушение речевого дыхания у заикающихся на­столько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регу­ляции дыхательной функции.

При коррекции заикания в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

Сопутствующие речи движения

Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздуваний крыль­ев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут на­блюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят ха­рактера эмоционально-выразительной жестикуляции, со­провождающей речь у незаикающихся людей.

Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер.

В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигатель­ные ритуалы.Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одно­временно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.

Речевые уловки

При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократ­но повторяющиеся на протяжении высказывания, семан­тически опустошенные лексемы типа: «да; вот; это самое» и т.п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными («куцо»). Такие явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называть эмбо-лофразией, а сами слова — эмболами. Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми «трудными» звуками. Например: «Я хочу... это вот, я хочу.... это вот, я хочу... гащосмотреть...». Эмболы могут появлять­ся в конце судороги как «вступление» в плавную речь. До­вольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствую­щие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимся.

Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произ­нести, на слова, которые произнести легче. Часто рече­вые уловки такого рода меняют смысл высказывания, что не всегда осознается заикающимися.

Вегетативные реакции

Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе речи резко уси­ливается потоотделение, ладони становятся влажными,

могут появиться капли пота на лбу, иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегета­тивные реакции могут наблюдаться и у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.

Логофобия

У большого числа заикающихся, начиная с подрост­кового возраста, наблюдается патологическая личност­ная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого об­щения — логофобия. Логофобия включает в себя навяз­чивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуа­циях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция из­бегания «речевых» ситуаций, наблюдается ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую кар­тину данной речевой патологии.

Логофобия у подростков, помимо ограничения об­щения, главным образом со сверстниками, нередко при­водит к отказу заикающихся отвечать устно перед клас­сом. Они переходят на письменные ответы. Все эти фак­торы отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся. (Подробнее см. 2.3.)

Течение заикания ' I

Заикание, возникающее у детей дошкольного возра­ста, может наблюдаться в течение нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.

В большом числе случаев заикание приобретает хро­ническое течение. Соответственно различают несколько типов течения данного речевого расстройства.

Регредиентныйтип течения, при котором постепен­но вся симптоматика заикания исчезает. Ослабляется тя­жесть заикания, постепенно убывает или исчезает страх речи, уменьшаются сопутствующие и содружественные движения, т.е. это благоприятный тип течения.

Уменьшение и исчезновение симптоматики заикания может происходить спонтанно, в детском возрасте под влиянием адекватных лого-коррекционных воздействий. В том случае, если заикание не проходит спонтанно в те­чение 6-ти месяцев от момента возникновения, то можно считать, что оно приобрело хроническое течение. При хроническом течении заикания выделяют следующие типы:

Стационарный типтечения — характеризуется дос­таточной стабильностью и монотонностью протекания речевого дефекта, т.е. выраженность речевого дефекта, ло-гофобии, сопутствующих психопатологических и мотор­ных нарушений на протяжении определенного периода времени не претерпевает изменений. Таким образом, заи­кание не меняется как по тяжести проявления, так и по клинической картине.

Рецидивирующий типтечения — наблюдается чере­дование периодов плавной речи с периодами заикания.

Волнообразный типтечения — характеризуется пе­риодическими колебаниями различной длительности то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения речи, од­нако полного исчезновения заикания не наблюдается. Иногда эти колебания могут быть связаны с какими-либо причинами: например, ухудшение речи может наблю­даться в осенне-весеннии период года, с поступлением в школу, пубертатным возрастом, службой в армии и т.п. В ряде случаев волнообразные изменения в речи и со­стоянии заикающегося могут проходить и без видимой причины.

Прогредиентный типтечения — характеризуется тен­денцией заикания к ухудшению. Вся симптоматика рече­вого дефекта усложняется, а состояние заикающегося по­степенно ухудшается.

До настоящего времени нет единого взгляда на этио­логию заикания. В то же время все исследователи сходят­ся во мнении, что при появлении заикания имеет значе­ние ряд факторов.

1. Определенный возраст ребенка.

2. Состояние центральной нервной системы ребенка.

3. Индивидуальные особенности протекания речево­
го онтогенеза.

4. Особенности формирования функциональной
асимметрии мозга.

5. Наличие психической травматизации.

6. Генетический фактор.

7. Половой деморфизм.

Можно перечислить еще целый ряд факторов, которые могут предшествовать появлению заикания (соматическая ослабленность, неправильные формы воспитания, аномаль­ные черты характера, неблагоприятная социальная среда и т.д.). Независимо от того, какой этиологический фактор является ведущим в возникновении заикания, можно счи­тать, что данный фактор, в первую очередь, снижает адап­тивные свойства центральной нервной системы ребенка.

При заикании, как правило, отсутствует специфичес­кая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Итак, рассмотрим каждый из этиологических фак­торов отдельно.

Наши рекомендации