Механизмы и проявления речевых нарушений при детском церебральном параличе

Структура нарушений у детей с детским церебральным параличом является сложной. Значительное место занимают нарушения речи, которые происходят у 80% детей с церебральным параличом. Многие специальные исследования посвящены изучению речевых расстройств при церебральном параличе И.А. Панченко, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитов и другие.

У детей с церебральным параличом поражаются различные структуры головного мозга. В этом отношении они могут практически наблюдать любые речевые нарушения, известные в логопедической терапии [21].

В основе нарушений речи при церебральном параличе лежит не только повреждение определенных структур головного мозга, но и более позднее образование или недоразвитие тех частей коры головного мозга, которые имеют первостепенное значение в речевой и психической деятельности. Именно онтогенетические молодые части мозга развиваются наиболее интенсивно после рождения (премоторно-лобная, теменно-височная кора) [18].

Двигательная патология при церебральном параличе имеет большое значение в механизме расстройств речи, ограничивая возможности передвижения и знания окружающего мира. Существует клиническая и патогенетическая общность между вербальным и моторным нарушением у детей с церебральным параличом.

Длительное сохранение патологических тонических рефлексов отрицательно влияет на мышечный тонус артикуляторного аппарата. Выражение тонических рефлексов увеличивает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, формирует голос, произвольное раскрытие рта, движение языка вперед и вверх.

Подобные нарушения артикуляторной моторики задерживают формирование речевой деятельности и нарушают звуковую сторону речи (О. И. Лавлинская). В связи с отсутствием кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но также слабо ощущает положение и движение артикуляционных органов и конечностей.

Существует определенная взаимосвязь между тяжестью нарушений артикуляторной подвижности и тяжестью нарушения функций рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляторной моторики отмечаются у детей со значительным поражением верхних конечностей [17].

По словам С.С. Ляпидевского, большую роль в развитии речевых расстройств при церебральном параличе играет тот факт, что дети имеют мало практического опыта, относительно мало опыта в жизни и общаются с очень ограниченным кругом лиц. [22]

Неблагоприятные ошибки, допущенные родителями, оказывают неблагоприятное влияние на развитие речи. Часто родители чрезмерно покровительствуют ребенку, пытаются сделать для него многое, предупредить все его желания или выполнить их в ответ на жест или взгляд. В этом случае ребенок не нуждается в речевом общении. В таких случаях ребенок лишается важного для него речевого общения, что является важной предпосылкой развития речи. Отрицательно влияют на развитие речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребывание в различных медицинских учреждениях, а также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые часто возникают у больных детей, когда они отделены от своей матери и изменяют свой привычный образ жизни Жизни в случае помещения в больницу [18].

На наш взгляд, эти факторы определяют специфику нарушений предречевого и речевого развития детей с церебральным параличом.

В дородовой период ребенок с церебральным параличом отличается от того же самого периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно пред речевой период с церебральным параличом откладывается на 2-3 года. Существует определенная патогенетическая общность нарушения пред развития с моторными нарушениями [25].

В раннем детском церебральном параличе очень медленно накапливается активный словарь. Пассивная лексика часто гораздо более активна. Связь между словом, объектом и простейшим действием едва ли формируется. Особенно трудно усваивать слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими объекты. Часто существует недифференцированное использование слов. Существует задержка в развитии мелодично-интонационной стороны речи. В целом, речевая активность детей низкая.

Дети с церебральным параличом имеют нарушения фонематического восприятия, что, в свою очередь, создает трудности для анализа звука. На начальном этапе развития речи многие звуки отсутствуют, в будущем некоторые из них искажаются или заменяются родственниками посредством артикуляции, что приводит к общей нечеткости речи.

Часто у детей с церебральным параличом возникают нарушения в формировании грамматической системы речи, которые часто вызывают лексические нарушения. Грамматические формы и категории изучаются очень медленно и с большим трудом, что во многом связано с ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активности и недоразвитием познавательной деятельности. У детей есть трудности с составлением предложений, совпадением слов в предложении, использованием правильных окончаний. Нередко встречаются нарушения порядка слов, упущений, незаконченных предложений, многочисленные повторения одного и того же слова.

При нормальном развитии все аспекты речи лексическая, грамматическая и фонетическая внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. При церебральном параличе возникает задержка и нарушение их формирования.

Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. Существуют различные формы расстройств речи. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее распространенной формой речевой патологии при церебральном параличе является дизартрия. Реже, дизартрия сочетается с задержкой умственного развития или алалии.

Основными нарушениями у детей с церебральным параличом в дизартрии являются: спастичность, гипотония, дистония, нарушения дыхания, нарушение подвижности суставных мышц, отсутствие кинестетических ощущений, голосовые и просодические нарушения, наличие сильных движений в форме тремора, синкенезий и гиперкинезий, а также конкретные нарушения в производстве звука [10].

Сделав вывод, стоит отметить, что для детей с церебральным параличом характерны разные формы дизонтогенеза, которые могут быть, как в виде обратимых расстройств, так и в виде более стойких системных нарушений всех аспектов речи.

Наши рекомендации