Структура речевых и не речевых проявлений.

15.02. 2017

Этапы психолого-педагогической диагностики:

1) ПМПК (комиссия) – на которой выясняется вариант дизонтогенеза развития, включает первичную речевую патологию.

При квалификации первичной речевой патологии определяется её характер и степень выраженности.

По совокупности варианты дизонтогенеза и логопедического заключения формируются образовательный маршрут, т.е. тот тип учебного заведения, где будет осуществляться компенсация или коррекция выявленных нарушений.

Далее исследуются остальные психические функции, т.е. внимание, восприятие, память, мышление и эмоционально-волевая и личностная сфера для определения форм образовательного маршрута группового или индивидуального.

2) динамическое наблюдение за ребёнком в ходе учебного процесса – для установления индивидуальной структуры имеющихся нарушений.

Также возможно дополнительное использование психолого-педагогической диагностики психиатром.

3) ПМПк (консилиум) – на которую направляются дети в случае стойких трудностей в обучении. Этот консилиум главным образом состоит из работников того же учебного заведения. На консилиуме присутствуют все участники образовательного процесса и родители и на основе дополнительного образования:

- даются рекомендации педагога и родителей относительно улучшения качества коррекционной работы;

- при подозрении на симптоматику другого варианта дизонтогенеза родители предлагают посетить психиатра.

4) желательно посещение дефектологом вместе с ребёнком и его родителями психиатра для уточнения структуры нарушения.

Нарушение психических функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой и личностной сферы могут носить первичные и вторичные характеры.

Первичные нарушения определяются характером органического поражения ЦНС, которое в детском возрасте является диффузным, т.е. кроме речевой системы захватывает и иные близ лежащие структуры.

Вторичные нарушения представляют собой реакцию ребёнка на свой дефект, который чаще всего определяется наличием или отсутствием негативного отношения к ним со стороны окружающих в связи с имеющимися нарушениями.

Чуть позже дети начинают понимать, что даже если их не осуждают, то процесс взаимодействия с окружающими всё ровно затруднено и вызывает у них чувство дискомфорта. Степень выраженности вторичных психологических наслоений не всегда коррелирует со степенью тяжести дефекта.

Структура речевых и не речевых проявлений.

Дислалия

Речевая система:нарушение звукопроизношения и возможно дополнительное нарушение фонем слуха в виде трудностей дифференциации артикуляторно и окустически сходных звуков.

Не речевая симптоматика: ввиду отсутствия органического поражения ЦНС остальные психические процессы и сферы первично не нарушены.

Дизартрия

Речевая система: нарушение звукопроизношения и просодика. В крайне выраженных случаях при анартрии, чаще всего при ДЦП невозможно артикулирование большинства звуков не позволяющих полноценно взаимодействовать ребёнку с окружающими, т.е. не развивается вторичный лексикон, грамматический строй и связная речь и фонематический процесс затрудняет формирование процесса овладения чтения и письма.

Не речевая симптоматика: снижение скорости реакций на слуховые раздражители и нарушение общей и мелкой моторики.

Ринолалия

Речевая симптоматика: нарушение звукопроизношения и просодики

Не речевая симптоматика: в виду отсутствия органического поражения ЦНС, остальные психические процессы не нарушены. Вторично нарушены эмоциональная сфера, в виду грубых анатомических особенностей артикуляционного аппарата и в виду назального оттенка голоса при ринолалии речи ринолалика. Выраженность этих особенностей такова, что часто при переходе из дошкольного учреждения в школьное детям при отсутствии общего недоразвития речи рекомендуется специальная коррекционная школа для детей с ТНР для того чтобы избежать негативного внимания к речи и внешнему виду со стороны окружающих.

Заикание

Речевая симптоматика: нарушение темпа и ритма

Не речевая симптоматика: вторично страдают внимание, восприятие и память и информация получаемая с помощью них в виду того, что заикание в ходе учебного процесса постоянно фиксируется на необходимости отвечать перед всеми. Вследствие чего постоянное состояние страха и предпринимательные уловки отвлекают ребёнка от обучения. Неполное усвоение материала приходится компенсировать дома, затрачивая на это дополнительные усилия и время. Однако, полноценно сформировать мышление позволяет полное устранение пробелов в знаниях, но при этом нет никакой гарантии, что на следующем занятии или уроке выученное дома будет полноценно воспроизведено в силу того же страха.

Брадилалия, тхилалия

Речевая симптоматика: темп (ускоренный или замедленный)

Не речевая симптоматика: результат восприятия, внимания, памяти в виду индивидуальных особенностей

Нарушение голоса

Речевая симптоматика: сила, темп, тембр, ритм, логическое ударение

Не речевая симптоматика: возможны вторичные психологические наслаения как реакций на свой дефект

Алалия

Речевая симптоматика: звукопроизношение, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, лексика, грамматика, связная речь

Не речевая симптоматика: вторично ЗПР выражающиеся в снижении или нарушении мышления и фрагментарно нарушения восприятия, внимания и памяти, структура дефекта, которая у каждого ребёнка индивидуальна.

Афазия

Речевая симптоматика: все стороны речевой системы, всё может нарушаться (дифференцирование в зависимости от форм афазии)

Не речевая симптоматика: может отмечаться фрагментарно, также в зависимости от локализации поражения.

21.02.2017

Для исследования характеристики, каждого психологического процесса, используют несколько методик с различными организационными условиями их выполнения.Любое действие выполняется с помощью комплекса всех психических процессов. Каждая диагностическая методика направлена навыявление одной или нескольких характеристик. Однако, материал, на котором осуществляется диагностика, может быть не всегда доступен ребёнку, что связано с:

- возрастными особенностями типа: медико-корректурной пробы в дошкольном возрасте.

Предлагается на материале предметных картинок.

А в школьном возрасте на материале букв.

- с индивидуальными особенностями воспитания ребёнка.

Например: шестой ребёнок считает устно в пределах 20, но не ориентируется в родовых понятиях, типа: овощи, фрукты и т.д., т.к. со слов родителей, воспитывается няней.

- с нарушениями других психических процессов, непосредственно участвуют в выполнении данной методике и тормозящих её правильное выполнение. Типа: при выполнении методики на внимание найди отличия. В варианте, когда показывается одна карта, потом закрывается. После чего предъявляется вторая картинка. Негативное влияние на выполнение могут оказать нарушения памяти.

Восприятие и цвета и формы.

1 этап – назвать цвет или форму соответствующего предмета

Например: цветные вкладки досок Сегена

2 этап – найти из числа предложенных предметы аналогичные по цвету и форме

3 этап – вспомнить предметы, которые бывают такого же цвета и похожи по форме

На 3 этапе отрицательный ответ может быть не связан непосредственно с восприятием цвета и формы, а обусловлены бедностью знаний и представлений ребёнка об окружающей действительности, которая в свою очередь может быть как следствием ОНР, так и следствием индивидуальных особенностей воспитания ребёнка. Кроме того при ОНР ребёнок в отдельных случаях может знать соответствующие предметы, но актуализировать знания о них в нужный момент не в состоянии.

На материале методики «Коробка форм» (почтовый ящик) в дошкольном возрасте оцениваются механизмы выполнения.

1 уровень – зрительное соотнесение

Ребёнок рассматривает фигурку, её конфигурацию, рассматривает прорези в крышке и оценивает их конфигурации, находит соответствия и уверенно вставляет фигурку в нужную прорезь.

2 уровень – примериванием

Ребёнок также последовательно рассматривает фигурку и прорези, но точно это сделать не может. Поэтому подносит фигурку к похожим по конфигурации прорезям и в этот момент ещё и затрудняется относительно стороны, которой опускает фигурку и начинает крутить и пытается вставить разными сторонами. В случае не успеха переходит к другой похожей по конфигурации прорези.

3 уровень – метод проб и ошибок

Ребёнок не в состоянии оценить конфигурацию фигурки и прорези и поэтому часто даже и не пытается это сделать, а сразу старается вставит фигурку в любую первую попавшуюся прорезь, не задумываясь о том, что фигурку можно покрутить разными сторонами и иногда пытается приложить физическую силу.

4 уровень – как правило, таким образом, реагируют дети с выраженной уо, когда ребёнок не в состоянии осознать необходимость операции и если вдруг он сразу увидел, как взрослый отодвигал крышку, чтобы вытащить фигуры он идёт таким же путём.

Целостность восприятия.

Исследуется с помощью разрезных картинок типа:на 2 части матрёшка, на 3 части корова, на 4 части пирамидка, по диагонали, типа дома.

1 этап– ребёнок рассматривает хаотично разбросанные по столу составные части и пытается составить картинку.

2 этап – ребёнок, называет складываемое им изображение на основании чего у него анализируется соответствующий образ и он ищет его сигнальные признаки в частях рисунка.

3 этап – логопед на глазах ребёнка складывает картинку, даёт посмотреть на неё 3-5 секунд, а затем разбирает и предлагает сложить заново самому.

4 этап – предлагается изображение этого рисунка целостное и неразрезанное на который ребёнок накладывает составные части.

5 этап – предлагается целостное неразрезанное изображение с прочерченными составными частями, на которые ребёнок накладывает отдельные части.

12.04.2017

Ход проведения.

Детям предлагает несколько сюжетных картин, разложив которые в нужной последовательности, можно получить целостный рассказ.

В качестве коррекции вариативно предлагают составить рассказ по началу, середине или концу. В виде диагностики они не используются, т.к. предъявляют значительные требования к знаниям и представлениям ребёнка окружающей действительности, а при отсутствии таких знаний к воображению, что в целом важно для коррекционной работы, но для диагностики использоваться не может ввиду многообразных за действенных механизмов.

Типы сюжетных линий:

1) сюжетные линии, представляют собой часто наблюдение действий, участником которых также является сам ребёнок и потому он практически не задумывается о их взаимосвязи и взаимообусловленности и просто вспоминает их.

Типа:режим дня

2) сюжет картины, на которой все фрагментные ситуации представлены, но возникшие изменения можно осознать только в том случае, если тщательно проанализировать качественные особенности на каждой картинке и сравнивают качественные особенности на нескольких картинках, после чего вывести возможную причину наблюдаемых изменений.

Типа: лев идёт на пляж, лев загорает, лев обгорел, льва на носилках уводят волки санитарки.

В данном случае отрицательное влияние сначала оказывают особенности анализирующего наблюдения, когда ребёнок не полностью и не точно оценивает содержание каждой картинки, а потому не замечает произошедших со львом изменений. Если же на эти изменения указать непосредственно, ребёнок в одних случаях указывает правильно причину и тогда то же отвечает, почему волки увозят льва. В более тяжёлых случаях, когда все особенности анализирующего наблюдения выполнены, но отвечает на ключевой вопрос, почему волки, увозят льва, ребёнок всё равно не может и тогда выдвигать причину не связанную никаким образом с содержанием сюжета, как правило, исходя из своего личного опыта.У льва заболел живот, голова, поднялась температура.

3) сюжетные картинки содержание всех звеньев ситуации, которые обозначают начало и конец каждого этапа, но непосредственный процесс изменения не отличается в силу того, что в статическом изображении невозможно предположить динамику.

Типа:ёжик идёт по лесу с котомкой за плечами, через некоторое время ёжик устал и сел отдохнуть, прислонившись к грибочку, а котомку положил на грибочек и заснул. В это время пошёл дождь и грибочек вырос. Ёжик проснулся и не смог найти сразу котомку, потому что оно теперь была высокая над ним. А потом нашёл и удивился. Как она там оказалась?

При этом ребёнок правильно перечисляет все происходящие действия и изменения, но поскольку не видит сам процесс роста гриба под дождём, не связывает эти два обстоятельства.

Ход проведения.

Предлагается стимульны материал типа:необходимо сначала прочитать понятия слева и установить между ними взаимосвязь, затем прочитать материал справа и попросить найти слово, относящееся к лошади также как теленок к корове.

Как правило, дети, верно, устанавливают связи между словами справа под чертой и в том числе нужную связь лошадь – жеребёнок, но делают это изолировано, без взаимосвязи с левой стороны, т.е. ребёнок отдельно анализирует форму и содержание, отдельную форму и содержание справа, но разделить в обоих случаях форму и содержание не разъединяют и потому общий принцип не вычленяет.

15.02. 2017

Этапы психолого-педагогической диагностики:

1) ПМПК (комиссия) – на которой выясняется вариант дизонтогенеза развития, включает первичную речевую патологию.

При квалификации первичной речевой патологии определяется её характер и степень выраженности.

По совокупности варианты дизонтогенеза и логопедического заключения формируются образовательный маршрут, т.е. тот тип учебного заведения, где будет осуществляться компенсация или коррекция выявленных нарушений.

Далее исследуются остальные психические функции, т.е. внимание, восприятие, память, мышление и эмоционально-волевая и личностная сфера для определения форм образовательного маршрута группового или индивидуального.

2) динамическое наблюдение за ребёнком в ходе учебного процесса – для установления индивидуальной структуры имеющихся нарушений.

Также возможно дополнительное использование психолого-педагогической диагностики психиатром.

3) ПМПк (консилиум) – на которую направляются дети в случае стойких трудностей в обучении. Этот консилиум главным образом состоит из работников того же учебного заведения. На консилиуме присутствуют все участники образовательного процесса и родители и на основе дополнительного образования:

- даются рекомендации педагога и родителей относительно улучшения качества коррекционной работы;

- при подозрении на симптоматику другого варианта дизонтогенеза родители предлагают посетить психиатра.

4) желательно посещение дефектологом вместе с ребёнком и его родителями психиатра для уточнения структуры нарушения.

Нарушение психических функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой и личностной сферы могут носить первичные и вторичные характеры.

Первичные нарушения определяются характером органического поражения ЦНС, которое в детском возрасте является диффузным, т.е. кроме речевой системы захватывает и иные близ лежащие структуры.

Вторичные нарушения представляют собой реакцию ребёнка на свой дефект, который чаще всего определяется наличием или отсутствием негативного отношения к ним со стороны окружающих в связи с имеющимися нарушениями.

Чуть позже дети начинают понимать, что даже если их не осуждают, то процесс взаимодействия с окружающими всё ровно затруднено и вызывает у них чувство дискомфорта. Степень выраженности вторичных психологических наслоений не всегда коррелирует со степенью тяжести дефекта.

Структура речевых и не речевых проявлений.

Дислалия

Речевая система:нарушение звукопроизношения и возможно дополнительное нарушение фонем слуха в виде трудностей дифференциации артикуляторно и окустически сходных звуков.

Не речевая симптоматика: ввиду отсутствия органического поражения ЦНС остальные психические процессы и сферы первично не нарушены.

Дизартрия

Речевая система: нарушение звукопроизношения и просодика. В крайне выраженных случаях при анартрии, чаще всего при ДЦП невозможно артикулирование большинства звуков не позволяющих полноценно взаимодействовать ребёнку с окружающими, т.е. не развивается вторичный лексикон, грамматический строй и связная речь и фонематический процесс затрудняет формирование процесса овладения чтения и письма.

Не речевая симптоматика: снижение скорости реакций на слуховые раздражители и нарушение общей и мелкой моторики.

Ринолалия

Речевая симптоматика: нарушение звукопроизношения и просодики

Не речевая симптоматика: в виду отсутствия органического поражения ЦНС, остальные психические процессы не нарушены. Вторично нарушены эмоциональная сфера, в виду грубых анатомических особенностей артикуляционного аппарата и в виду назального оттенка голоса при ринолалии речи ринолалика. Выраженность этих особенностей такова, что часто при переходе из дошкольного учреждения в школьное детям при отсутствии общего недоразвития речи рекомендуется специальная коррекционная школа для детей с ТНР для того чтобы избежать негативного внимания к речи и внешнему виду со стороны окружающих.

Заикание

Речевая симптоматика: нарушение темпа и ритма

Не речевая симптоматика: вторично страдают внимание, восприятие и память и информация получаемая с помощью них в виду того, что заикание в ходе учебного процесса постоянно фиксируется на необходимости отвечать перед всеми. Вследствие чего постоянное состояние страха и предпринимательные уловки отвлекают ребёнка от обучения. Неполное усвоение материала приходится компенсировать дома, затрачивая на это дополнительные усилия и время. Однако, полноценно сформировать мышление позволяет полное устранение пробелов в знаниях, но при этом нет никакой гарантии, что на следующем занятии или уроке выученное дома будет полноценно воспроизведено в силу того же страха.

Брадилалия, тхилалия

Речевая симптоматика: темп (ускоренный или замедленный)

Не речевая симптоматика: результат восприятия, внимания, памяти в виду индивидуальных особенностей

Нарушение голоса

Речевая симптоматика: сила, темп, тембр, ритм, логическое ударение

Не речевая симптоматика: возможны вторичные психологические наслаения как реакций на свой дефект

Алалия

Речевая симптоматика: звукопроизношение, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, лексика, грамматика, связная речь

Не речевая симптоматика: вторично ЗПР выражающиеся в снижении или нарушении мышления и фрагментарно нарушения восприятия, внимания и памяти, структура дефекта, которая у каждого ребёнка индивидуальна.

Наши рекомендации