Основные механизмы устной речи

р. 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ I

Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря координированной работе периферического двигательного аппарата, которая обеспечивается цент­ральной нервной системой.

В речепроизводстве участвуют дыхательный, фона-торный и артикуляционный отделы периферического ре­чевого аппарата.

Дыхательный отдел периферического речевого аппа­ратасоставляет энергетическую основу речи, обеспечи­вая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межребер­ными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспе­чивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности.

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох — относительно пассивно за счет опуска­ния стенок грудной клетки, эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха в покое мало отличаются по длительнос­ти. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на раз­личные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) сме­шанное (грудо-брюшное). В свою очередь, реберное ды­хание бывает трех разновидностей: а) ключичное; б) верх-

нереберное; в) нижнереберное. Ключичное и верхнеребер­ное дыхание относится к нерациональным способам дыха­ния, так как расширение грудной клетки ограничено вслед­ствие малой подвижности реберных стенок. При брюшном дыхании дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхатель­ные движения при этом пластичнее. Более рациональным является грудо-брюшное дыхание, которое нередко в прак­тике называют диафрагмальным. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации.

В процессе речи существенно увеличивается функци­ональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только че­рез рот. «Речевой» вдох характеризуется наличием опре­деленного объема воздуха, способного обеспечить под­держание подсвязочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняет­ся настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически за­вершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

Фонаторный отдел периферического речевого аппара­таанатомически представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движе­ния голосовых складок и порождают звуковые волны.

Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты коле­бания голосовых складок.

Основной и дополнительный тоны голоса модули­руются системой резонаторов. Основными резонаторами

человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами, а также лобная полость. Кроме того, определенный тембр голосу придают полости трахеи и бронхов, грудной клетки в це­лом, полости гортани. Резонаторы отличаются у отдель­ных людей по форме, объемам, особенностям их исполь­зования во время речи, что придает голосу индивидуаль­ную тембровую окраску.

В эффекте резонанса принимает особое участие мяг­кое небо и те мышцы, которые перекрывают простран­ство между носоглоткой и ротоглоткой.

Резонаторы, которые образуются костями черепа, а именно: носовая полость, лобная полость, не меняют своего объема, поэтому генерируют звуки на очень узкий диапазон.

Частотный диапазон голоса человека измеряется в гер­цах. Частотный диапазон разговорного голоса составляет лишь '/,„ от общего диапазона голоса. У мужчин частот­ный диапазон голоса составляет 80-150 Гц, у женщин — 120-400 Гц, у детей он значительно выше. Так как челове­ческий слух неодинаково чувствителен к звукам разной ча­стоты, то воспринимаемая громкость голоса зависит не только от абсолютной силы, но и от его частотных харак­теристик. Высокие голоса ощущаются, как более громкие.

Окраска голоса отражает эмоциональное состояние говорящего и даже психическое состояние индивидуума в самом широком смысле слова.

В голосовом диапазоне существуют тембровые раз­личия, которые по аналогии с музыкальными инструмен­тами носят название голосовых регистров. В человечес­ком голосе различают три регистра: грудной, головной и средний (смешанный).

Артикуляционный отдел периферического речевого аппаратапредставлен полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом.

Мягкое небо при спокойном дыхании расслаблено, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во

время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавес­ка поднимается вверх, открывая проход в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку. Все случаи, ког­да голос приобретает носовой оттенок, называются откры­той назализацией. Если носовой оттенок голоса отсутству­ет при произнесении носовых звуков (Н, М), говорят о зак­рытой назализации.

Основную роль в произнесении речевых звуков иг­рают мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднима­ющие нижнюю челюсть, и мышцы шеи.

Язык представляет собой массивную мышцу, которая не имеет сухожилий. В нем можно выделить функциональ­но большое количество мышечных групп, которые анато­мически не обособлены, но осуществляют в процессе речи разные задачи. Например, кончик языка, боковые мыш­цы, мышцы спинки языка, мышцы корня и т.д. Можно выделить функционально отдельные волокна, которые выполняют свою особую роль в произнесении звука. При произнесении отдельного речевого звука часть мышечно­го волокна может быть напряжена, а другая часть расслаб­лена. Напряжение артикуляторной мышцы в процессе уст­ной речи связано не только с конкретной работой по про­изнесению отдельного звука. Оно несет на себе влияние остаточного напряжения от произнесения предыдущего звука, а также подготовительное напряжение, связанное с произнесением последующего звука, которые входят в со­став слова (коартикуляция). Кроме этого, эмоциональное состояние, в котором находится говорящий, также влияет на степень напряжения мышц как языка, так и всего рече­вого аппарата. Таким образом, мышцы языка испытыва­ют комплекс различных влияний. Каждый речевой звук — результат сложных мышечных синергии, то есть одновре­менных сокращений разных мышечных волокон, относя­щихся к разным функциональным группам. Наиболее слож­ные мышечные синергии необходимы для артикуляции пе-

реднеязычных звуков, т.е. смычных, щелевых, дрожащего «р». Необходимые для этого тонкие движения мышц кон­чика языка осуществляются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъя­зычной кости и шеи.

Артикуляциейназывается работа периферических органов речи по воспроизведению звуков.

Артикуляция согласных происходит при расслаблен­ных мышечных стенках резонаторных полостей, в то вре­мя как в ротовой полости имеется локальный фокус про­извольно сокращенных мышц.

Гласные звуки — это своего рода «озвученный вы­дох». При их артикуляции происходит тоническое напря­жение мышечных стенок резонаторных полостей при от­сутствии преграды на пути струи выдыхаемого воздуха.

Речевая артикуляция — это произвольные движения, которым ребенок обучается в дошкольном возрасте. Для формирования речевой артикуляции в процессе речевого онтогенеза необходимы те сложнейшие координаторные механизмы центральной нервной системы, которые способ­ны регулировать специфическую точную работу мышц ар-тикуляторного аппарата, обеспечивающих устную речь.

Нервная система,обеспечивающая работу речевого аппарата, состоит из центральной и периферической час­тей. Периферические нервы иннервируют мышцы рече­вого аппарата.

Центральная часть нервной системы состоит из не­скольких отделов, тесно взаимодействующих между собой.

Ядра, от которых отходят периферические нервы, иннервирующие речевой аппарат, расположены в стволе мозга (варолиев мост, продолговатый мозг), в шейном и грудном отделе спинного мозга (рис. 1).

Продолговатый мозгсостоит из ядер черепно-мозго­вых нервов (подъязычного, языкоглоточного и частично тройничного), а также нисходящих и восходящих провод­никовых систем. Часть ядерных образований (оливы) про-

долговатого мозга связаны с мозжечком и имеют отно­шение к экстрапирамидной системе. Другая часть ядер (пирамиды) содержит нейроны пропрецептивной (сустав-но-мышечной) чувствительности.

В продолговатом мозге располагаются центры, ко­торые регулируют сердечную деятельность, дыхание и другие вегетативные функции. Продолговатый мозг обес­печивает также непроизвольные функции сосания, глота­ния, чихания, моргания и некоторые другие.

Проводящие пути продолговатого мозга связывают его со стриопаллидарной системой, корой больших по­лушарий, лимбической системой, ретикулярной форма­цией. Все проводящие пути продолговатого мозга явля­ются продолжением путей спинного мозга.

Через варолиев мостпроходит пирамидный (двига-телыплй) путь, пути от коры к мозжечку, общечувстви­тельный путь, путь от ядер слухового нерва. В варолие-вом мосту находится несколько ядер, в том числе ядра слу­хового, лицевого и тройничного нервов.

Следующими, более сложно организованными отде­лами центральной нервной системы являются стволовые и подкорковые ядра,благодаря которым осуществляются элементарные безусловно-рефлекторные голосовые реак­ции типа вскрикивания, стона, плача, смеха.

Подкорковые (базальные) ядра располагаются в тол­ще белого вещества полушарий мозга.

\N Часть ядер подкорковой области входит в важное в функциональном отношении образование — стриопалли-дарную систему.Стриопаллидарная система является, в свою очередь, составной частью экстрапирамидной сис­темы, которая участвует в реализации двигательных ак­тов. Стриопаллидарная система осуществляет перерас­пределение тонуса мышц в процессе выполнения движе­ний, подготавливает мышцы к их двигательной активности (фоновый тонус). Благодаря данной системе в онтогенезе вырабатывается плавность движений, посте­пенная их экономия и автоматизация.

Считается, что данная система обеспечивает ритм движений, в том числе и речевых, а также принимает не­посредственное участие в автоматизации двигательного акта.

Стриопаллидарная система связана с корой голов­ного мозга, пирамидной системой и некоторыми други­ми образованиями.

* Часть подкорковых ядер входит в другую функцио­нальную систему — лимбико-ретикулярный комплекс.Под данным термином понимают целый комплекс тесно взаимосвязанных структур мозга, который играет важную роль в регуляции эмоций и висцеро-соматических реак­ций организма. Данный комплекс обеспечивает эмоцио­нально-адаптивные поведенческие реакции, мотивацион-ные формы поведения.

В лимбико-ретикулярном комплексе важное значение имеет таламус, который принимает участие в активизации процесса внимания и в организации эмоций (рис. 2).



Именно на уровне таламуса происходит формирова­ние вегетативных и некоторых психических компонентов эмоций. По данным некоторых авторов, таламус прини­мает участие в контроле за спонтанной речью.

Тесная связь таламуса со стриопаллидарной систе­мой проявляется в обеспечении им сенсорного компонен­та автоматизированных движений.

Область, находящаяся непосредственно под таламу-сом, — гипоталамус, является сложным рефлекторным ап­паратом, благодаря которому происходит поддержание по­стоянства внутренней среды организма (гомеостаз). Гйпо-" таламус контролирует деятельность всех эндокринных желез. Эта часть мозга является центром, регулирующим состояние: сон-бодрствование. Гипоталамус обеспечивает вегетативные реакции, сопровождающие эмоции (частота сердечных сокращений, дыхание, потоотделение и т.д.).

Ретикулярная формация ствола мозгаиграет осново­полагающую роль корково-подкорковых взаимоотноше­ний. Она состоит из нервных клеток и густой сети нервных волокон, идущих в различных направлениях и связываю­щих разные части мозга.

Следующей структурой более высокого функцио­нального уровня являются подкорково-мозжечковые ядраи их проводящие системы. Они обеспечивают основные просодические компоненты звучной речи: темп, плав­ность, громкость, индивидуальный тембр, эмоциональ­ную выразительность.

Мозжечокобеспечивает очень важную функцию — координацию движений, регуляцию мышечного тонуса и равновесие. Благодаря его деятельности обеспечивается точность, целенаправленность движений. Мозжечок имеет тесные связи со многими отделами нервной системы.

У человека под влиянием социальной среды в про­цессе онтогенеза формируются особые структуры коры больших полушарий мозга,функция которых обеспечи­вает речевой праксис (рис.3).



Центральная Нижняя передне-центральная


Собственно речевые движения являются одним из видов произвольных движений. Возбуждение, возникая в двигательных областях коры, передается мышцам рече­вых органов. Пирамидный путь (кортико-нуклеарный) проводит импульсы от коры мозга в первую очередь к ядрам черепно-мозговых нервов, располагающихся в про­долговатом и спинном мозге, и к другим структурам ни­жележащих функциональных уровней.

В самой нижней части премоторной извилины лево­го полушария (главным образом, у правшей) расположе­на височная область, в центре которой находится зона Брока, функцией которой является реализация двигатель-

ной стороны речи. На заднем участке височной извили­ны, на стыке первичной слуховой и двигательной коры головного мозга находится зона Вернике, с функцией ко­торой связывают восприятие речи.

«Центры» речи» (в том числе письмо, счет), как огра­ниченные участки мозга, где «заложена» конкретная функ­ция, выделяются достаточно условно. Эти «центры» распо­ложены на стыках тех зон мозга, где заканчиваются нервные пути от различных органов чувств. Именно там осуществ­ляется высший корковый анализ, необходимый для реали­зации таких функций как зрение, слух, осязание и т.п. Для развития такого мощнейшего психического и психомотор­ного акта, как речь, необходимо формирование функцио­нальных связей между определенными корковыми зонами. Стыки этих зон и создают как бы «центры» речи.

Еще в прошлом веке установлена асимметрия лока­лизации речевых зон. Многочисленные современные ней­рохирургические данные свидетельствуют о том, что орга­низация речи осуществляется при взаимодополняющем постоянном взаимодействии двух полушарий. К настоя­щему времени накоплены данные о том, что у человека имеются биологические различия в организации и функ­ционировании полушарий мозга, которые создают пред­посылки к детерминации когнитивных процессов. Целый ряд структур левого полушария мозга характеризуется большими различиями по сравнению с симметричными отделами правой гемисферы. Особенно это выражено во вторичных отделах слуховой коры, также как и в задней части постцентральной извилины, обеспечивающей кине­стетическую афферентацию артикуляционного аппарата.

Нейроанатомические различия имеются не только в «речевых» зонах, но и в других структурах, в первую оче­редь затылочных и верхнетеменных. Три основные модаль­ности (т.е. ощущение звука, света, осязания) наиболее пред­ставлены в левой гемисфере (у правшей). В то же время ве-

личина правой лобной коры больше левой, что позволяет связывать обеспечение наиболее сложных уровней регуля­ции психической активности с правым полушарием.

Известно, что повреждение левого полушария на ранних этапах онтогенеза не приводит к алалии, так как в правом полушарии имеются нейроанатомические пред­посылки для развития «речевых» зон. При поражении правого полушария нарушаются невербальные психичес­кие функции, что не компенсируется левым полушарием.

С деятельностью правого полушариясвязывают ре­гулирование активности речевых центров левого полуша­рия, обеспечение помехоустойчивости речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний.

С деятельностью левого полушариясвязаны, главным образом, языковые уровни: фонологическая система, мор­фологический механизм словообразования, синтаксичес­кое структурирование высказывания, кратковременная и долговременная словесная память.

В настоящее время выяснено, что только 15% лево-руких имеют центры речи в правом полушарии. У 70% леворуких эти центры представлены в левом полушарии, у 15% центры речи представлены билатерально.

Преимущественная роль отдельного полушария про­является лишь в определенной фазе формирования или реализации речи.

До настоящего времени не теряют актуальности представления А.Р. Лурии о принципах работы централь­ной нервной системы.

А.Р. Лурия выделяет три функциональных блокав деятельности мозга. К первому блоку он относит подкор­ковые структуры и структуры лимбической системы, ко­торые обеспечивают тонус коры мозга, регулируют со­стояние бодрствование-сон.

Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий. Считается, что этот блок является основным в обеспечении познавательных процессов. В структуре второго блока выделяют три зоны. В первичных зонах осу­ществляется анализ раздражений от органов чувств.

Участки коры первичной зоны строго соответству­ют раздражениям, идущим от определенных органов чувств (слух, зрение и пр.). Анализ возбуждений, прихо­дящих в первичные зоны, осуществляется во вторичных зонах. Они имеют так же, как и первичные зоны, специ­фическую модальность. Первичные и вторичные зоны — это корковые отделы анализаторов (зрительного, слухо­вого и др.). Третичные зоны являются зонами перекры­тия корковых отделов анализаторов, где происходит ин­теграция полученной чувственной информации различ­ных модальностей.

Третий блок мозга включает передний отдел боль­ших полушарий, куда входят моторные, премоторные и префронтальные области. Этот блок обеспечивает регу­ляцию и контроль социального поведения.

Моторная организация речевого акта обеспечивает­ся вторичными отделами постцентральной области и ниж­ними отделами левой премоторной области. В постцент­ральной области происходит анализ ощущений движения речевых органов. Эти ощущения поступают от мышц ре­чевых органов (кинестезии). В премоторной области син­тезируются программы речедвигательного акта (кинемы). В третичных отделах коры больших полушарий проис­ходит сложнейшая аналитико-синтетическая деятель­ность, следствием которой является перекодирование аку-стико-моторной информации, поступающей из вторичных зон, в смысловые схемы.

Результатом деятельности речевых областей мозга является импульсация, которая проводится сначала к яд­рам периферических нервов, а затем с их помощью к мыш­цам речевого аппарата.

Таким образом, речь представляет собой сложней­ший феномен человеческой психики. Она формируется в результате взаимодействия различных уровней и облас­тей мозга. Наличие и качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий при условии функцио­нирования нижележащих структур мозга.

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами.

Наряду с ее содержательной стороной, большое зна­чение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторонаречи.

Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наи­высшим уровнем развития языка.

Просодическое оформление текста подчинено семан-тико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляцион-ные характеристики просодии в целом. Основной состав­ляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.

Интонациядредставляет собой сложное явление, кото­рое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти ком­поненты участвуют в членении и организации речевого по­тока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Акустическими коррелятами интонационных харак­теристик являются изменения интенсивности и частоты

основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.

Дополнительной артикуляционно-акустической ок­раской голоса является тембр («цвет голоса»). Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечат­ки пальцев.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической орга­низацией речевого потока.

Темпречи принято определять как скорость проте­кания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться чис­лом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьиру­ется от 90 до 175 слогов в минуту.

В практике выделяют три основных вида темпа: нор­мальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяю­щимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Темп играет значительную роль в передаче эмоциональ­но-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие друго­го параметра речи — ритма. Ритмречи представляет со­бой звуковую организацию речи при помощи чередова­ния ударных и безударных слогов. Темп и ритм находят­ся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свой­ством речевого ритма является регулярность. Метрические

признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и бе­зударных слогов). Различают еще и неметрические призна­ки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речиявляет­ся тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-граммати-ческое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно говорить о таких поняти­ях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, кото­рое возникает не в результате звуковой аранжировки, го­товой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербали­зации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизыва­ет все фазы построения высказывания, начиная от намере­ния говорящего {интенция) и включая лексико-синтакси-ческое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма,т.е. отрезок высказывания, объединенный ин­тонационным и смысловым значением. Она имеет физио­логическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыс­лом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтаг­ма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом вьщохе и представляет еди­ный артикуляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связы­вать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речьхарактеризуется единым артикуляционным комплек­сом произнесения синтагмы на одном речевом вьщохе.

В нормальной речи плавность органически сочета­ется с паузами, которые являются необходимым компо-нентомречевого высказывания. Их длительность и харак-

тер распределения в речевом потоке во многом определя­ют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Паузупринято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голо­са до нуля, а физиологическим — перерыв в работе арти­куляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед «взрывом». В среднем они длятся около 0,1 сек.

В процессе устной речи периодически появляется не­обходимость сделать вдох для удовлетворения биологичес­ких потребностей и для поддержания оптимального под-связочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую на­грузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Про­должительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

В контекстной устной речи, в отличие от чтения, па­узы встречаются не только на границах синтагм, но и внут­ри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации.Существует не­сколько гипотез относительно пауз хезитации. Считает­ся, что эти паузы характеризуют период напряженной ум­ственной деятельности, связанной с решением мыслитель­ной задачи («что сказать?»), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого пла­нирования высказывания.

Все акустические характеристики устной речи посте­пенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и ста­новятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

1.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА! АКТА

РЕДВИГАТЕЛЬНОГС

Речевая артикуляция, являющаяся базисом устной речи, представляет собой психомоторный акт, ее фор­мирование подчиняется тем же законам, что и форми­рование любого произвольного движения (поведенчес­кий акт).

Согласно концепции П.К. Анохина (1975), функцио­нальная система любого поведенческого акта включает в себя, прежде всего, афферентный синтез, который програм­мирует действие (программа действия) на основе фило- и онтогенетической памяти, эмоций, ориентировочного реф­лекса, обстановочных афферентаций, доминирующей мо­тивации и обратных афферентаций.

Функциональные системы — это динамические, са­морегулирующиеся организации, деятельность которых способствует получению жизненно важных для организ­ма приспособительных результатов.

В живом организме можно выделить четыре группы приспособительных результатов:

1 — ведущие показатели внутренней среды, опреде­
ляющие нормальный метаболизм тканей; сюда относит­
ся давление крови, уровень сахара и пр.;

2 — результаты поведенческой деятельности, удов­
летворяющие основные биологические потребности
организма;

3 — результаты социальной деятельности человека,
удовлетворяющие его социальные потребности, обуслов­
ленные его положением в определенной общественно-эко­
номической формации.

Любая функциональная система включает следующие универсальные для разных систем узловые механизмы:

1 — полезный приспособительный результат (напри­мер, формирование акта ходьбы, как одного из видов про­извольных движений у человека);

2 — рецепторы результата (например, весь комплекс
ощущений, получаемых организмом в процессе ходьбы: кож­
ная, мышечная, суставная и прочая чувствительность и т.п.);

3 — обратная афферентация от рецепторов резуль­
тата к центральным образованиям функциональной сис­
темы (т.е. получение информации центральными образо­
ваниями ЦНС о том, как совершается данный двигатель­
ный акт);

4 — центральная архитектура, представляющая из­
бирательное объединение нервных элементов различных
уровней (т.е. все образования ЦНС, которые имеют от­
ношение, например, к двигательному акту);

5 — исполнительные соматические, вегетативные и
эндокринные компоненты, включая организованное це­
ленаправленное поведение.

Как целостное образование, любая функциональная система имеет вполне специфические для нее свойства, придающие ей пластичность, подвижность и какую-то степень независимости от готовых сложившихся конст­рукций различных связей как в пределах ЦНС, так и в масштабе целого организма. Функциональная система может вовлекать любые структуры организма, располо­женные в разных его местах. Единственным критерием полноценности этих объединений является конечный при­способительный эффект для целого организма.

Приспособительный эффект служит основным зада­чам выживания организма или в той или иной степени жизненно необходим для человека. Из этого очевидно, что функциональная система представляет собой разветвлен­ную физиологическую организацию, составляющую кон­кретный физиологический аппарат, служащий поддержа­нию жизненно важных функций организма.

Наряду с функциональными системами, которые рас­полагают врожденными механизмами с постоянным ко­нечным результатом, поддерживающими гомеостаз, име­ются функциональные системы, которые формируются на

основе выработки условного рефлекса, или на основе ис­пользования прошлого опыта из аппарата памяти мозга.

Несмотря на определенные качественные различия этих функциональных систем, принципиальные архитек­турные особенности у них общие: их деятельность служит получению конечного приспособительного эффекта.

Каждая функциональная система представляет собой до некоторой степени замкнутую систему благодаря по­стоянной связи с периферическими органами и особенно за счет постоянной афферентации от этих органов. Со­стояние каждой функциональной системы находится в тесной зависимости от качества и количества афферент­ных импульсов. Эти импульсы могут быть как прямыми, т.е. являющимися стимулами к совершению действия, так и обратными афферентациями, сигнализирующими о ка­честве полученного результата действия.

Всякая функциональная система обладает регулятор-ными свойствами, присущими ей как целому и отсутству­ющими у ее частей.

Чрезвычайно важным является то, что регулятивные свойства функциональной системы заключаются прежде всего в том, что при любом дефекте в одной из ее частей, приводящем к нарушению полезного эффекта, происхо­дит перестройка составляющих ее процессов.

Наиболее отчетливой закономерностью системной де­ятельности является прогрессивное снижение значимости неведущих афферентных влияний из общей суммы аффе­рентации данной системы (например, снижение зрительно­го контроля при автоматизации движений). Конечным ито­гом сужения афферентации всегда является сохранение ка­кой-то остаточной, иногда очень ограниченной, «ведущей афферентации» (например, слуховая оценка устной речи).

Интегративный характер функциональной системы сказывается в том, что при любом нарушении ведущих афферентных импульсаций или при отклонении в конеч­ном результате мгновенно вступают в действие «резерв-

ные афферентации», т.е. «незначимые» ранее импульсы, вследствие чего функциональная система как целое сохра­няет свою полезную для организма архитектуру.

Наши рекомендации