Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии
В процессе онтогенеза становление речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны.
С учетом требований к интегративному подходу к ребенку с отклонениями в развитии необходима комплексная оценка структуры дефекта, включающая анализ нарушенных и сохранных компонентов психики, взаимосвязи интеллектуально-познавательных нарушений, особенностей эмоционально-волевой сферы, личности и коммуникативного поведения.
Становление речи и формирование коммуникативного поведения у здорового ребенка тесно взаимосвязаны. Так, у него уже в конце первого года жизни имеет место избирательное отношение к окружающим, лепетное общение с взрослым, подчинение некоторым словесным инструкциям, радость при общении с близкими людьми.
Чрезвычайно важную роль для становления психики и формирования коммуникативного поведения играет характер эмоционально-положительного общения ребенка с членами семьи, особенно с матерью. Эмоциональные привязанности у ребенка раннего возраста наиболее интенсивно развиваются в период от 22 недель до 1 года. Выделяют три этапа нормального социально-эмоционального развития детей:
1-й этап (1-5 месяцев жизни) — развитие недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком;
2-й этап (от 5-6 месяцев до 1 года) — развитие специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять усиливающуюся привязанность к какому-либо одному заботящемуся о нем лицу (следит за ним глазами, больше улыбается ему, чем другим, охотнее гулит и лепечет в его присутствии, может отказываться от общения с другими лицами);
3-й этап (к году) — развитие множественных привязанностей (обычно это 2-3 лица из ближайшего окружения ребенка).
Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии_____
В результате правильного взаимодействия ребенка с матерью или лицом, ее заменяющим, формируется структура безопасной привязанности, при которой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Нарушения социально-эмоционального развития у детей (невротические состояния, аути-стические формы поведения и др.) могут наблюдаться при недостаточной эмоциональности матери в общении с малышом, а также в результате длительного стрессового состояния матери и других членов семьи, связанного с заболеванием ребенка.
Трудности общения, формирования предпосылок социально-эмоциональных взаимодействий могут иметь место при заболевании ребенка церебральным параличом (нарушается контакт прикосновений), у детей с нарушениями слуха и зрения (с трудом формируется синхронность действий). Нарушение социально-эмоционального развития ребенка неблагоприятно отражается на формировании психомоторных функций, на доречевом и речевом развитии.
Важное значение для оценки психомоторного развития ребенка в конце первого года жизни имеет его реакция на речевое общение. В норме к концу года дети адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, при соответствующем обучении понимают и выполняют простые словесные просьбы и команды. У детей с отклонениями в развитии может отсутствовать адекватная реакция на речь: слабо выраженная реакция на общение со взрослыми и на окружающие предметы, недостаточное различение «своих» и «чужих» (50).
Дети с различными отклонениями в развитии с первых лет жизни нуждаются в специальной коррекционной работе по стимуляции развития коммуникативного поведения, оценка которого имеет важное диагностическое значение.
При диагностике моторной алалии необходимо учитывать ряд характерных особенностей речевого недоразвития. Даже имея определенный пассивный словарь, ребенок с моторной алалией испытывает стойкие затруднения в назывании слов, у него с трудом формируется речевой праксис при отсутствии выраженных нарушений артикуляционной моторики, отмечаются трудности формирования слоговой структуры слов, повторения слов за взрослым. Речевое об-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии
щение характеризуется частыми паузами и остановками в речи из-за трудности актуализации слов. Коммуникативные трудности при алалии с возрастом увеличиваются по мере того, как речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса. Моторную алалию у дошкольников следует отграничивать от временных обратимых состояний, трактуемых как задержки речевого развития, причем важным диагностическим критерием служит возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка, которая стойко нарушена при моторной алалии.
Большой теоретический и практический интерес представляет дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и ребенка со сниженным слухом. При сенсорной алалии может быть (а может и не встречаться) некоторое снижение слуха, ребенок не понимает обращенную к нему речь не потому, что не слышит, а потому, что не понимает то, что безусловно слышит. Проверку слуха у сенсорного алалика рекомендуется проводить 8-10 раз с помощью аппаратурного исследования слуха, а при сличении аудиограмм — ориентироваться на наиболее частые совпадения. Необходимо учитывать следующие диагностические критерии:
— слабослышащий ребенок имеет постоянный порог восприятия, а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции;
— слабослышащий лучше слышит при использовании слухового аппарата, сенсорный алалик аппаратом пользоваться не может: жалуется на боль в ушах, в голове. При сенсорной алалии бывают случаи гиперакузии — повышенной чувствительности к тихим звукам, индифферентным для окружающих, в том числе для слабослышащих (шелест бумаги, шум капающей из крана воды и др.);
— у ребенка с сенсорной алалией голос звонкий, громкий, а у слабослышащего — тихий, глуховатый;
— со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ребенком, страдающим сенсорной алалией.
Чтобы суметь отличить алалию и временную задержку речевого развития, нужно иметь в виду, что при алалии
отмечаются нарушения внимания, памяти, двигательной сферы (общей, мелкой и артикуляционной моторики), оптико-пространственная неполноценность ряда высших психических процессов, корковых функций, обусловленные ранним органическим поражением ЦНС.
При оценке сформированности экспрессивной речи выделяются три основных уровня речевого развития. 1-й уровень речевого развития определяется следующими параметрами: понимание речи, активный словарь ребенка, возможность речевого подражания, особенности звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата; 2-й уровень — понимание речи, грамматическая структура и объем предложения, слоговая структура слов; 3-й уровень — объем и структура предложений, возможность составления рассказа по серии сюжетных картинок, использование предлогов, возможность словообразования, звукопроизношение и фонематическое восприятие.
При заикании нарушается ритм, темп и плавность речи, что приводит к нарушениям коммуникативного поведения. В процессе диагностики дифференцируется невротическое и неврозоподобное заикание, эволютивное заикание и пол-терн (спотыкание).
Основными симптомами дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики, речевого дыхания. При нарушениях артикуляционной моторики наблюдаются: спастичность мышц языка, губ, лицевой и шейной мускулатуры; гипотония, при которой язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, плотно не смыкаются, выражена гиперсаливация, назализация; дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Частым признаком дизартрии является наличие насильственных движений, оральных синкинезий.
Ринолалия отличается нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленными анатомо-физиологичес-кими дефектами речевого аппарата. Ринолалия обычно проявляется в одной из трех форм — открытой, закрытой и смешанной; по этиологии может быть органической и функциональной. Чаще всего открытая органическая ринолалия является следствием врожденного расщепления твер-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии
дого и мягкого неба, укорочения мягкого неба. В этих случаях отмечается изменение положения и активности языка; мягкое небо пассивно и малоподвижно, не разделяет ротовую и носовую полости; нарушено речевое дыхание; тотально нарушено звукопроизношение.
У ребенка с нарушениями слуха отмечаются следующие особенности коммуникативного поведения: не выполняя речевые инструкции, он внимательно смотрит в лицо говорящего, включается в задание вместе с взрослым, выполняет простые инструкции, если они сопровождаются выразительными жестами, мимикой. Вместе с тем такой ребенок играет молча, не сопровождая свои действия лепетными звукосочетаниями или словами.
Своеобразно коммуникативное поведение детей раннего возраста с интеллектуальным недоразвитием. Одни изних легко вступают в контакт, не учитывая ситуацию (забираются на колени к врачу или педагогу и т.п.); другие, наоборот, противятся общению. Однако во всех случаях поведенческие реакции этих детей стереотипны и часто неадекватны. Отмечается значительное отставание в понимании обращенной речи.
Особенности коммуникативного поведения детей с задержкой психического развитиясвязаны со снижением потребности в общении с другими людьми, в познании окружающего мира. Дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, быстро прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний.
У детей с ранним детским аутизмом (РДА) особенночетко прослеживаются стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, формирования всех форм до-вербального и вербального общения. Ребенок с аутизмом, имея нормальный слух, не реагирует на речевые инструкции взрослого или демонстрирует открытый негативизм, проявления которого увеличиваются с активизацией попыток взрослого привлечь ребенка к общению (заглядывание в глаза, поглаживание по голове и др.). Для детей с аутизмом характерно избегание контактов с другими людьми,
взгляд мимо или «сквозь» собеседника, нарушения психомоторики. Ребенок не использует речь как средство общения, в то же время у него может интенсивно развиваться «речь для себя», патологические формы речи (эхолалии, скандированная речь, нарушения просодики и др.). В отличие от алалии, речь при аутизме может развиваться нормально до 18-30 месяцев, затем расстраивается ее коммуникативная функция: ребенок перестает говорить с окружающими, теряет выразительное артикулирование.
Нарушения коммуникативного поведения при РДА необходимо отграничивать от невротических реакций в виде мутизма (отказа от речевого общения), протекающих по типу пассивного протеста. Возникновению мутизма у детей дошкольного возраста способствуют недостаточность речевой функции и интенсивное принуждение ребенка к речевому общению (50).
М.А. Поваляева (2001), освещая вопросы изучения уровня речевого развития детей, отмечает, что диагностические методики используются как врачами (психоневрологом, психиатром, невропатологом), так и дефектологами, психологами, логопедами. Неэффективность применяемых диагностических методик, слабость диагностики перекрываются экспериментальными данными клинического, педагогического и логопедического обследования. В существующей практике дифференциальная диагностика речевых нарушений затруднена потому, что практически все рекомендуемые методики вербальные.
К диагностическим и коррекционным методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам; в методики включается серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.
В соответствии с предъявляемыми требованиями М.А. По-валяевой были отобраны, адаптированы и модифицированы методики по диагностике и коррекции речи, по развитию артикуляционной моторики, мимических движений, просодической стороны речи (тембр, сила голоса, интонационная выразительность, логическое ударение). Диагностические и коррекционные методики предполагают систем-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
ное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.
Блок I — диагностический.
Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.
Методы: анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.
Блок II— коррекционный.
Цель: гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком.
Коррекционный блок включает два этапа:
— подготовительный, цель которого — создание установки на коррекционную работу, повышение чувства уверенности, подготовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;
— основной — направлен на коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматичес-кими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.
Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции для детей, методика групповой родительской коррекции: «Родительский семинар», методика совместных занятий родителей с детьми.