Вопрос № 6. Диагностика личностных особенностей детей с отклонениями в развитии.

1. Возрастные особенности психодиагностики личностных особенностей.

2. Специфика методов специальной психологии

3. Условия проведения психодиагностики в зависимости от пита нарушений.

1.Возрастные особенности психодиагностики личностных особенностей.

1)Диагностика личностных особенностей детей дошкольного возраста.

Исследование личности дошкольника затруднено, так как большинство личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на самоанализе. Кроме того, многие черты личности ребенка еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому остаются специальные детские варианты проективных тестов или метод экспертов (с помощью взрослых людей, которые хорошо знают ребенка).

Например, есть методика, предназначенная для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в различных ситуациях и видах деятельности, интересных и значимых для него.

“Запомни и воспроизведи рисунок” (ребенку показывают 2 картинки, каждая на 1 минуту; задача ребенка – нарисовать то, что он запомнил).

“Выбери нужное лицо” – это детский тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен(предлагают рисунки с различными ситуациями из жизни ребенка; на картинках у маленького ребенка нет лица, испытуемый должен выбрать лицо из предложенных вариантов).

“Какой Я? ” – определение самооценки (психолог с помощью бланка называет положительные личностные качества человека и предлагает ребенку оценить себя).

1) Диагностика личностных особенностей детей младшего школьного возраста

Также методов исследования мало. Но исследование личности в этом возрасте очень важно, тем более, если речь идет о сфере образования, так как становление личности – одна из задач образования.

Многие из методик представляют собой адаптированные к младшим школьникам. Например, тест для психодиагностики мотивации достижения успехов, детский вариант личностного теста Кеттелла, анкета для родителей и учителей.

2) Диагностика личностных особенностей детей подросткового возраста

Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения – личностных особенностей.

Методики исследования:

- определение свойств темперамента (Русалов): энергичность, пластичность, темперамент, эмоциональность. Содержит 105 вопросов.

- ? Акцентуации характера, опросник.

- Тест на исследование тревожности (Спилбергер)

- Тест Розенцвейга – определяет уровень агрессивности

- Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач (испытуемому показывается картинка на 20 секунд, затем подросток должен написать рассказ-сочинение, следуя поставленным вопросам).

2. Специфики методов специальной психологиине существует; она касается только методик. Следует иметь в виду, что осуществление каждого метода имеет свою специфику в зависимости от типа нарушений.

Наблюдение– это общенаучный метод. При наблюдении ребенок всегда доступен; следует иметь в виду, что за различными поведенческими актами могут стоять различные психологические причины.

Наблюдение должно быть:

- гласным, но не навящивым;

- объективным. В практике специальной психологии есть явление “дефект-центризма” – специфическое нарушение объективности наблюдения, связанное с механизмом каузальной атрибуции (стремление найти причину);

- продуктивным. Оно может быть продуктивным при условии системности: должно быть многократным;в зависимости от характера той системы отношений, в которую попадает человек, он ведет себя по-разному.

- Результаты должны быть материально зафиксированы;

- В процессе наблюдения должна быть фиксированная мишень, какой-либо фрагмент поведения.

При любом варианте нарушенного развития следует иметь в виду, что поведение человека упрощается, но при этом степень “психологической прозрачности” (понятность поведения) падает.

Экспериментболее экономичен в отношении времени, но есть и недостатки: при эксперименте человек попадает в искусственную ситуацию и соответствующе реагирует, он воспринимает эксперимент как ситуацию экспертизы, его оценивают.

В специальной психологии больше используется индивидуальный эксперимент, так как выполнение группового эксперимента с отдельными группами детей трудоемка, но групповой экономит время, но особенно используется при исследовании социально-психологических феноменов.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях и искусственность условий не маскируется. Естественный эксперимент реализуется в тех условиях, которые типичны для повседневной жизни, человек не ощущает искусственности условий; он более эффективен.

Констатирующий эксперимент отличается от формирующего по своему целевому назначению. Основное назначение констатирующего эксперимента – зафиксировать уровень развития какой-либо психической функции. В специальной психологии акцент больше делается на формирующем эксперименте. По процедуре формирующий эксперимент представляет собой изучение ребенка в процессе обучения, когда ему оказываются различные виды помощи. Именно помощь выступает в качестве диагностического критерия, критерия потенциальных возможностей ребенка. Формирующий эксперимент диагностирует зону ближайшего развития ребенка (потенциал ребенка), а констатирующий – зону актуального развития.

В процессе проведения исследования должно быть учитывание мотивационной и операциональной составляющих. В специальной психологии для многих групп детей с отклонениями характерно снижение уровня познавательной активности, то есть интереса, что сказывается на результате эксперимента. Часто мотивационная составляющая неустойчива. При некоторых формах дизонтогенеза наблюдается высокая мотивация (невротический компонент, тревожные дети, боязнь неудач). Чтобы описать сам процесс решения какой-либо задачи в психологическом исследовании решается основная задача: разделение трех основных факторов:

1- возрастной (то, чем дети одинакового возраста похожи);

2- индивидуальный (то, чем дети одного возраста отличаются друг от друга);

3- патологический (особенности ребенка, связанные с заболеванием, травмой и не определяющиеся ни возрастом, ни индивидуальностью – это то, что выходит за их пределы).

Чтобы отделить три фактора используется формирующий эксперимент в сочетании с лонгитюдиональной стратегией.

3. Существует особая специфика, связанная с условиями проведения методов психодиагностики в зависимости от типа нарушений:

1. Для детей с нарушениями зрения при проведении эксперимента трудности возникают при подаче инструкции, добиться полного ее понимания. Также следует создать особые условия визуально режима; режим освещенности; материал должен быть увеличен; должен быть режим зрительной работы; обратить внимание на контрастность, может быть извращенное восприятие цвета. Работа происходит в режиме 10 минут - нагрузка/ 2 минуты отдыха.

2. Для детей с ЗПР и с умственной отсталостью:

Беседа специального психолога с элементами клинической беседы (анамнез) с родителями (формулировка запроса, жалобы).

Наблюдение используется для получения дополнительных качественных характеристик развития ребенка; сравнение информации от всех заинтересованных лиц.

Анкетирование неэффективно для детей с ЗПР; здесь осуществляется получение типичных представлений о ребенке, но не индивидуальных особенностей.

Наиболее эффективен естественный эксперимент для изучения социальных, коммуникативных навыков. Формирующий эксперимент – для учебного процесса, сведения о динамике развития ребенка. Групповой эксперимент - для создания психокоррекционных программ; индивидуальный эксперимент – для создания плана образовательного маршрута.

Метод анализа документов: изучение анамнеза + изучение продуктов их деятельности (результаты игры, обучения, общения).

3. Дети с ранним детским аутизмом: наблюдение, беседы с родителями и учителями, биографический метод реализуется в ходе изучения документации. Изучение особенностей личностного развития осуществляется с помощью психологических методик, опросников и анкет для родителей.

4. Для детей с нарушениями слуха: наблюдение позволяет рассмотреть развитие ребенка в динамике на протяжении длительного времени. Чтобы избежать субъективизма, необходимо изучать само явление и его причины. Своеобразие наблюдения: можно неправильно понять ребенка и его поведение из-за трудностей общения с ним, недостаточного уровня развития его речи. Затрудняет наблюдение использование ребенком жестовой речи в другом контексте, чем используется педагогом.

Экспериментальные методы используются, когда применяются тесты и при выполнении других методик. Не все экспериментальные методики могут адекватно применяться по отношению к неслышащему ребенку. Применение любой методики зависит от уровня развития речи ребенка. Вербальные методики не всегда оказываются валидными. При проведении эксперимента возникают трудности установления контакта с ребенком, поэтому необходимо привлечь его внимание. Установлению контакта способствуют: доброжелательное, ровное отношение к ребенку, организация совместной деятельности.

Организация рабочего места: перед ребенком должен быть чистый стол, ручка должна быть посередине, инструкции должны быть однозначны, понятны, адаптированы в соответствии с уровнем речевого развития ребенка; психолог должен быть уверен, что ребенок все слова адекватно понял.

Беседа, анкетирование, опросники, интервью используются с родственниками ребенка и с детьми, у которых уровень речевого развития позволяет использовать эти методы.

5. Для исследования личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратанеобходим комплексный клинико-психолого-педагогический анализ ее особенностей (темперамент, характер, мотивационно-потребностная и эмоционально-волевая сферы, особенности деятельности и общения). Следует обращать внимание на выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс адаптации. Требуется анализ анамнеза, условий быта, воспитания в семье. Отметить негативные и позитивные аспекты развития личности. Положительные качества помогут строить коррекционно-развивающую работу.

Обследование ребенка с ДЦП представляет большие трудности, так как физические недостатки, речедвигательные нарушения маскируют потенциальные возможности ребенка. Наиболее наделенной остается диагностика, опирающаяся на наблюдение в сочетании с экспериментальным обследованием отдельных психических функций.

6. Дети с дисгармоничным складом личности.

Патологический и акцентуированный характер складывается под влиянием воспитания. Необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном развитии. Следует организовать среду воспитания и развития ребенка, чтобы были учтены его слабые и сильные стороны.

Основным методом является изучение социальной ситуации развития ребенка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях, требующих социального взаимодействия с различными представителями социума.

Опрос родителей и ребенка, оценивая стиль воспитания, его адекватность индивидуальным особенностям ребенка. Также при изучении личности можно использовать такие методы: разносторонняя беседа, анкеты, опросники: “Опросник Аххенбаха для родителей, дети которых 4-18 лет”, ”Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения”, ”Подростковый опросник Леонгарда- Шмишека”(выявление акцентуаций характера).

Наши рекомендации