С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков
С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков
Логопедическая реабилитация
ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
вузов России по образованию
в области социальной работы Министерства образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия для
студентов высших учебных заведений, обучающихся по
специальности «Социальная работа»
Москва
ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
ВЛАДОС
УДК .476.36(075.8) ББК 74.3я73 1126
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор А. Д. Гонеев;
доктор медицинских наук, профессор Н. К. Горшунова;
доктор медицинских наук, профессор В. А. Иванов
Игнатьева С.А., Блинков Ю.А.
Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд.
цетр ВЛАДОС, 2004. — 304 с. — (Коррекционная педагогика). I8BN 5-691-01242-8.
АгентствоСЛРРГБ.
И учебном пособии освещаются теоретические и практические ос-
новы логопедии; определяются основные направления и технологии
логопедической реабилитации детей и подростков с различными от-
клонениями в развитии; в социально-логопедическом аспекте
рассматтриваются проблемы семейного воспитания и обучения детей с различными видами отклонений в развитии.
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отде-лений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной
работе, студентов дефектологических факультетов, практических ра-
ботников специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с различными отклонениями и развитии.
Будет полезно специалистам по социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии, логопедам-практикам, а так-а так же родителям детей и подростков с отклонениями в психофизичес-
ком развитии. УДК 376.36(075.8)
ББК 74.3я73
© Игнатьева С.А., Блинков Ю.А., 2004
© ООО«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
© Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС », 2004
© Макет. ООО«Гуманитарный издатель-
ISBN 5-691-01242-8ский центр ВЛАДОС», 2004
Введение ............................................................................. 5
Глава 1
Теоретические и практические основы логопедии... 9
Предмет, задачи, методы логопедии ........................ 10
Развитие речи в онтогенезе ........................................ 16
Анатомо-физиологические механизмы речи........... 26
Этиология нарушений речи ............................................... 37
Классификация нарушений речи ............................. 43
Принципы и методы
логопедического воздействия...................................... 50
Глава 2
Логопедическая реабилитация детей и подростков
с отклонениями в развитии................................................. 61
Основные направления становления и развития
системы логопедической помощи в России .......... 62
Логопедическая реабилитация детей
и подростков с отклонениями в развитии ................ 71
Диагностика нарушений речи детей
с отклонениями в развитии ......................................... 88
Логопедическая работа в комплексе
медико-педагогической и социальной
реабилитации детей с нарушением слуха............... 105
Основы коррекционно-логопедической
работы с детьми, имеющими
нарушения зрения......................................................... 113
Нарушения речи и особенности их коррекции
у детей с интеллектуальной недостаточностью .... 121
Особенности речевого развития
и основные направления логопедической
коррекции детей с задержкой
психического развития..................................................... 133
Логопедическая коррекция в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей
с церебральным параличом .................................... 145
Основные направления комплексной реабилитации детей
с тяжелыми нарушениями речи....................................... 158
Психотерапия и психокоррекция в системе
комплексной реабилитации детей
и подростков с отклонениями в развитии ............. 176
Глава 3
Особенности коррекции речи детей с отклонениями
в развитии в условиях семейного воспитания....... 195
Роль семьи в реабилитации и социализации
детей и подростков с отклонениями в развитии .... 196
Логопедический аспект семейного воспитания
ребенка с интеллектуальным недоразвитием........ 213
Особенности развития и коррекции речи
у детей с церебральным параличом......................... 219
Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения
детей с тяжелыми нарушениями речи ................... 226
Особенности формирования и развития
речи у детей с нарушением слуха............................ 236
Особенности развития речи детей
с нарушениями зрения................................................ 247
Особенности развития речи детей, страдающих
ранним детским аутизмом................................................ 258
Словарь логопедических терминов
Введение
В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Министерства здравоохранения РФ, на 1 января 2001 года зарегистрировано 552 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно.
Инвалидность у детей определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, способностей к передвижению, ориентации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем. В настоящее время вместо термина «дети-инвалиды» используются более корректные определения — «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности» и др.
В последние годы как положительное явление можно отметить смещение акцента с преимущественно медико-этиологических аспектов при оценке состояния детей и подростков с различными отклонениями в развитии на всестороннюю функциональную оценку, учитывающую социально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности, выдвигающую на первый план проблемы социального статуса личности. Функциональная оценка предполагает всестороннюю характеристику личности и уровней ее деятельности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направления и особенности реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии.
Компонентами функциональной оценки являются: состояние соматического здоровья (с учетом поставленного диагноза, проведенного лечения); влияние соматического состояния на моторику, сенсорные и коммуникативные способности (слух, зрение, речь); состояние познавательной деятельности, психического статуса; особенности аффективной сферы, в том числе уровень подвижности нервной системы и степень удов-
Введение
Введение
летворенности жизнью; особенности повседневной жизненной активности, включая возможности самообслуживания и социальной активности; наличие непреодолимых препятствий, барьеров (физических и социальных) в окружающей среде — в школе, дома, в сообществе, мешающих достижению личных целей и желаемого образа жизни; оценка экономического положения и возможностей финансовой поддержки; наличие системы социальной поддержки, обеспечивающей как эмоциональную, так и физическую помощь по поддержанию повседневной жизнедеятельности и достижению личностных целей и предпочтительного образа жизни.
В психолого-педагогической и специальной литературе реабилитация рассматривается как система медико-педагогических и социальных мер, направленных на включение детей с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей. Если адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация — как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторные механизмы используются для преодоления дефекта, а в процессе адаптации — для приспособления к нему.
Важным моментом реабилитации является определение реабилитационного потенциала как совокупности резервных возможностей организма ребенка с проблемами в развитии, позволяющих ему в максимально полном объеме преодолеть отклонения в развитии. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии должна осуществляться комплексно. Различают медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную реабилитацию.
Важной составной частью комплексной реабилитации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии является логопедическая реабилитация, которая рассматривается нами в контексте нормализации коммуникативной деятельности, наращивания социального потенциала, т. е. повышения возможностей личности реализоваться в данном сообществе.
Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде все-
го на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
В первые годы жизни любое отклонение в развитии ребенка сопровождается недоразвитием речи. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказываются расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении.
Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональных расстройствах, и требуют особой системы коррекционного воздействия (Л.С. Волкова, А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, В.Г. Петрова, Е.С. Сле-пович, С.Г. Шевченко и др.).
У детей с отклонениями в развитии часто нарушается формирование коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи. Анализ коммуникативного поведения, оценка характера зависимости между уровнем сформированности коммуникативных способностей и состоянием речемыслительной деятельности способствуют определению конкретных коррекционно-педагогических рекомендаций, обеспечивающих полноценное формирование всех звеньев речевого общения детей и подростков с различными отклонениями в развитии.
Возможности социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости
Введение
от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения. Логопедическая реабилитация играет немаловажную роль в процессе активного приспособления к условиям социальной среды, интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
В учебном пособии рассматриваются возможности и основные направления логопедической абилитации и коррекции как одного из факторов комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии: с нарушениями интеллектуального развития, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями эмоциональной сферы и общения. Эта доминантная линия пронизывает блоки тем, которые связаны с проблемами организации и содержанием логопедического воздействия в системе комплексной реабилитации детей и подростков с различными отклонениями в развитии; с проблемами профилактики, выявления и преодоления у них задержки, искажения и патологии речевого развития, нарушений коммуникативного поведения в условиях специального обучения и семейного воспитания.
В 1-й главе учебного пособия освещаются теоретические и практические основы логопедии; рассматриваются проблемы речевого онтогенеза, этиологии и классификации речевых расстройств; анатомо-физиологические механизмы речи; принципы и методы логопедического воздействия.
Во 2-й главе определяются основные направления и технологии логопедической абилитации и коррекции в системе комплексной реабилитации и социализации детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии.
3-я глава посвящена коррекционно-логопедической направленности семейного воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, от успешной реализации которой в большой степени зависят процессы социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с проблемами в развитии.
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Предмет, задачи, методы логопедии
■ |
Строение речевого аппарата
Речевой аппарат человека состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регули-
рующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария у правшей), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и ар-тикуляторным мышцам.
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Лобные нижние извилины являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. В самой нижней части премоторной извилины левого полушария мозга (главным образом правшей) расположена область, в центре которой находится зона Брока, функцией которой является реализация двигательной стороны речи. Верхние височные извилины являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. На заднем участке височной извилины находится зона Вернике, с функцией которой связывают восприятие речи. Для понимания речи определенное значение имеет теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью, обеспечивает восприятие буквенных изображений при чтении и письме, а также зрительное восприятие ребенком артикуляции взрослых в процессе формирования речи.
С деятельностью правого полушария связывают регулирование активности речевых центров левого полушария, обеспечение помехоустойчивости речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний.
С деятельностью левого полушария связаны, главным образом, языковые уровни: фонологическая система, морфологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременная и долговременная память.
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Анатомо-физиологические механизмы речи
В настоящее время выяснено, что только 15% левору-ких имеют центры речи в правом полушарии. У 70% лево-руких эти центры представлены в левом полушарии, у 15% центры речи представлены билатерально.
Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Часть ядер подкорковой области входит в стрио-паллидарную систему, которая обеспечивает ритм движений, в том числе и речевых, а также принимает непосредственное участие в автоматизации двигательного акта (3).
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. Различают центробежные (эфферентные) нервные пути — от коры мозга к периферическому речевому аппарату и центростремительные (афферентные) пути — от области речевых органов к коре головного мозга.
К речи имеют отношение 6пар черепно-мозговых нервов, берущих начало в ядрах ствола мозга и иннервирую-щих все органы периферического речевого аппарата.
Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть (жевание, открывание рта); лицевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки, мягкого неба, задней трети языка. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий снабжает мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв сообщает языку возможность разнообразных движений. Через эту систему черепно-мозговых нервов нервные импульсы передаются от центрального речевого аппарата к периферическому и приводят в движение речевые органы.
Таким образом, реализация устной речи происходит благодаря координированной работе периферического речевого аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой.
В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонатор-ный (голосовой) и артикуляционный отделы периферического речевого аппарата.
Дыхательный отдел составляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, бронхами, трахеей, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы.
Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразую-щую и артикуляционную функции (помимо своей основной функции — газообмена).
При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1)реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное. В свою очередь реберное дыхание бывает ключичным, верхнереберным и нижнереберным. Наиболее рациональным является грудобрюшное дыхание (диафрагмальное), при котором обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений.
В процессе речи существенно увеличивается продолжительность выдоха, увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи.
Фонаторный (голосовой) отдел периферического речевого аппарата анатомически представлен гортанью и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу — в трахею.
У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин — 18-20 мм. У детей гортань растет в разные периоды неравномерно. Заметный ее рост происходит в возрасте 5-7 лет, а затем — в пубертатный период: у девочек в 12-13лет, у мальчиков в 13-15лет.
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Анатомо-физиологические механизмы речи
Голосовые складки своей массой почти совсем закрывают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, голосовые складки раздвинуты.
При фонации (голосообразовании) голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения, порождающие звуковые волны. Колебания голосовых складок совершаются в поперечном направлении, превращая струю выдыхаемого воздуха в колебания частиц воздуха, воспринимаемые нами как звуки голоса. Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты колебания голосовых складок.
Голос обладает силой, высотой и тембром. Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она, в свою очередь, зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их натяжения. Частотный диапазон голоса человека измеряется в герцах (Гц). У мужчин он составляет 80-150 Гц, у женщин — 120-400 Гц, у детей он значительно выше.
Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых складок, которая определяется силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость с его придаточными пазухами), которые являются усилителями звука. Величина и форма резонаторных полостей, особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Окраска голоса отражает эмоциональное состояние говорящего.
Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата представлен полостью рта, верхней и нижней челюстями, языком, губами, твердым и мягким небом, альвеолами (бугорки над передними верхними зубами). Подвижными органами артикуляции являются: язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть.
Мягкое небо при спокойном дыхании расслаблено, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, поднимается вверх, открывая проход в полость рта и одновременно закрывая проход в носоглотку. Носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и их мягких вариантов (небная занавеска опущена и открывает проход в полость носа).
Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, и мышцы шеи.
Язык представляет собой массивный мышечный орган, который не имеет сухожилий. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край, боковые края и спинку.
Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных звуков и почти всех согласных звуков (кроме губных). Наиболее сложные мышечные синергии, т.е. одновременные сокращения разных мышечных волокон, относящихся к разным функциональным группам, необходимы для артикуляции переднеязычных звуков (смычных, щелевых, дрожащего р).
Артикуляцией называется работа периферических органов речи по воспроизведению звуков. Гласные звуки — это своего рода «озвученный выдох». При их артикуляции происходит тоническое напряжение мышечных стенок резонаторных полостей при отсутствии преграды на пути выдыхаемого воздуха. При произнесении согласных звуков нижняя челюсть, губы, зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы образуют щели или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прикосновении их к зубам.
2 1329 33
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам, расположенным во всей надставной трубе. Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора.
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебания голосовых складок) и шумового вибратора образуются звонкие и сонорные согласные.
Итак, дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, фонаторный отдел — для образования голоса, артикуляционный отдел является резонатором, который дает звуку силу и окраску и образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.
Для осуществления произношения слов в соответствии с задуманной информацией в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений, т.е. артикуляционной программы, которая реализуется в периферическом отделе речевого анализатора в виде устной (экспрессивной) речи.
Понятие об обратной связи.Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль с помощью слуха и через кинестетические ощущения. При этом важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук будет произнесен. Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс — о достигнутом результате. Так происходит, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.
Анатомо-физиологические механизмы речи__________________
Слуховой контроль действует лишь в момент произнесения звука, благодаря чему человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее. Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.
Строение и функционирование детского речевого аппарата и речевого аппарата взрослых существенно отличаются. У детей кора головного мозга еще недостаточно диф-ференцированна, бедна условными связями, отдельные ее участки пока не специализированы на функциях. Периферический речевой аппарат еще не полностью сформирован: недостаточно дифференцированны движения органов артикуляции, не отрегулировано дыхание, недостаточно развиты гортань и голосовые складки. Для полноценного формирования речи необходимо, чтобы центральный и периферический отделы речевого аппарата были нормально устроены и нормально функционировали, а также чтобы ребенок слышал правильную речь.
Роль слуха и зрения в развитии речи детей
Для развития речи ребенка очень важно наличие полноценного слуха. Ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.
Даже небольшое снижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них развивается так же, как и у нормально слышащих детей, но не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь, не замечают своего неправильного произношения. Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. В норме ребенок к четырем годам овладевает умением различать на слух фонемы родного языка.
Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, участвующими в образовании речи, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями (17).
Этиология нарушений речи
■ ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Термин «этиология» греческий и обозначает учение о причинах. Понятие этиологии шире, чем понятие причины. В него входят и причины нарушений и предрасполагающие к появлению заболевания условия. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин.
Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, — нарушениям периферического речевого аппарата. На последующих этапах изучения причин речевых расстройств сохранились эти две точки зрения.
Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений начали разрабатываться с 20-х годов XX века. Так, СМ. Доброгаев (1922) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатомическом строении речевого аппарата, недостаточность воспитания в детстве, а также «общие невропатические состояния организма».
Один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.
К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Функциональные причины Хватцев объяснял с позиций учения И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти и другие расстройства психических функций. Важную роль М.Е. Хватцев отводил и социально-психологи-
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Этиология нарушений речи
ческим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
Достижения последних десятилетий в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины, медицинской генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении. Важно не только выделять органические (центральные и периферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Установлена тесная взаимосвязь между внешними и внутренними факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.
В появлении речевых нарушений большую роль играют и специальные условия, т.е. факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи.
Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. Эволюционно-динамический подход заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.). В этом аспекте развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной мере зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.
Концепция развития психики, разработанная Л.С. Выготским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввел понятие социальной ситуа-
ции развития как сочетания внутренних процессов развития и внешних, специфичных для каждого возрастного этапа развития психики условий.
Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) функций позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных пси-хотравмирующих ситуациях в семье и др.
В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам. Это группа органических центральных причин, при поражении головного мозга, и группа органических периферических причин, при нарушении морфологического развития периферического речевого аппарата.
Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную (перинатальную) патологию; повреждение при родах (натальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения (постнатальная патология).
Поражения нер