С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков

С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков

Логопедическая реабилитация

ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

вузов России по образованию

в области социальной работы Министерства образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия для

студентов высших учебных заведений, обучающихся по

специальности «Социальная работа»

Москва

ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

ВЛАДОС

УДК .476.36(075.8) ББК 74.3я73 1126

ОГЛАВЛЕНИЕ



Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор А. Д. Гонеев;

доктор медицинских наук, профессор Н. К. Горшунова;

доктор медицинских наук, профессор В. А. Иванов

Игнатьева С.А., Блинков Ю.А.

Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд.

цетр ВЛАДОС, 2004. — 304 с. — (Коррекционная педагогика). I8BN 5-691-01242-8.

АгентствоСЛРРГБ.

И учебном пособии освещаются теоретические и практические ос-

новы логопедии; определяются основные направления и технологии

логопедической реабилитации детей и подростков с различными от-

клонениями в развитии; в социально-логопедическом аспекте

рассматтриваются проблемы семейного воспитания и обучения детей с различными видами отклонений в развитии.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отде-лений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной

работе, студентов дефектологических факультетов, практических ра-

ботников специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с различными отклонениями и развитии.

Будет полезно специалистам по социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии, логопедам-практикам, а так-а так же родителям детей и подростков с отклонениями в психофизичес-

ком развитии. УДК 376.36(075.8)

ББК 74.3я73

© Игнатьева С.А., Блинков Ю.А., 2004

© ООО«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Серия «Коррекционная педагогика» и се­рийное оформление. ООО «Гуманитар­ный издательский центр ВЛАДОС », 2004

© Макет. ООО«Гуманитарный издатель-
ISBN 5-691-01242-8ский центр ВЛАДОС», 2004

Введение ............................................................................. 5

Глава 1

Теоретические и практические основы логопедии... 9

Предмет, задачи, методы логопедии ........................ 10

Развитие речи в онтогенезе ........................................ 16

Анатомо-физиологические механизмы речи........... 26

Этиология нарушений речи ............................................... 37

Классификация нарушений речи ............................. 43

Принципы и методы

логопедического воздействия...................................... 50

Глава 2

Логопедическая реабилитация детей и подростков

с отклонениями в развитии................................................. 61

Основные направления становления и развития

системы логопедической помощи в России .......... 62

Логопедическая реабилитация детей

и подростков с отклонениями в развитии ................ 71

Диагностика нарушений речи детей

с отклонениями в развитии ......................................... 88

Логопедическая работа в комплексе

медико-педагогической и социальной

реабилитации детей с нарушением слуха............... 105

Основы коррекционно-логопедической

работы с детьми, имеющими

нарушения зрения......................................................... 113

Нарушения речи и особенности их коррекции

у детей с интеллектуальной недостаточностью .... 121

Особенности речевого развития

и основные направления логопедической

коррекции детей с задержкой

психического развития..................................................... 133



Логопедическая коррекция в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей

с церебральным параличом .................................... 145

Основные направления комплексной реабилитации детей

с тяжелыми нарушениями речи....................................... 158

Психотерапия и психокоррекция в системе

комплексной реабилитации детей

и подростков с отклонениями в развитии ............. 176

Глава 3

Особенности коррекции речи детей с отклонениями

в развитии в условиях семейного воспитания....... 195

Роль семьи в реабилитации и социализации

детей и подростков с отклонениями в развитии .... 196

Логопедический аспект семейного воспитания

ребенка с интеллектуальным недоразвитием........ 213

Особенности развития и коррекции речи

у детей с церебральным параличом......................... 219

Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения

детей с тяжелыми нарушениями речи ................... 226

Особенности формирования и развития

речи у детей с нарушением слуха............................ 236

Особенности развития речи детей

с нарушениями зрения................................................ 247

Особенности развития речи детей, страдающих
ранним детским аутизмом................................................ 258

Словарь логопедических терминов

Введение

В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нужда­ются в специальном образовании. По данным Министер­ства здравоохранения РФ, на 1 января 2001 года зарегис­трировано 552 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно.

Инвалидность у детей определяется как значительное ог­раничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, способностей к передвижению, ориен­тации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем. В настоящее время вмес­то термина «дети-инвалиды» используются более корректные определения — «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности» и др.

В последние годы как положительное явление можно отметить смещение акцента с преимущественно медико-этиологических аспектов при оценке состояния детей и подростков с различными отклонениями в развитии на все­стороннюю функциональную оценку, учитывающую соци­ально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности, выдвигающую на пер­вый план проблемы социального статуса личности. Функ­циональная оценка предполагает всестороннюю характери­стику личности и уровней ее деятельности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направле­ния и особенности реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии.

Компонентами функциональной оценки являются: состо­яние соматического здоровья (с учетом поставленного диагно­за, проведенного лечения); влияние соматического состояния на моторику, сенсорные и коммуникативные способности (слух, зрение, речь); состояние познавательной деятельности, психического статуса; особенности аффективной сферы, в том числе уровень подвижности нервной системы и степень удов-



Введение

Введение



летворенности жизнью; особенности повседневной жизненной активности, включая возможности самообслуживания и со­циальной активности; наличие непреодолимых препятствий, барьеров (физических и социальных) в окружающей среде — в школе, дома, в сообществе, мешающих достижению лич­ных целей и желаемого образа жизни; оценка экономическо­го положения и возможностей финансовой поддержки; нали­чие системы социальной поддержки, обеспечивающей как эмоциональную, так и физическую помощь по поддержанию повседневной жизнедеятельности и достижению личностных целей и предпочтительного образа жизни.

В психолого-педагогической и специальной литературе ре­абилитация рассматривается как система медико-педагоги­ческих и социальных мер, направленных на включение детей с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей. Если адаптация рассматривается как приспо­собление с использованием резервных, компенсаторных спо­собностей, то реабилитация — как восстановление, активиза­ция. В процессе реабилитации компенсаторные механизмы используются для преодоления дефекта, а в процессе адапта­ции — для приспособления к нему.

Важным моментом реабилитации является определе­ние реабилитационного потенциала как совокупности резервных возможностей организма ребенка с проблема­ми в развитии, позволяющих ему в максимально полном объеме преодолеть отклонения в развитии. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии должна осу­ществляться комплексно. Различают медицинскую, психо­логическую, педагогическую, социальную реабилитацию.

Важной составной частью комплексной реабилитации детей и подростков с различными видами отклонений в раз­витии является логопедическая реабилитация, которая рассматривается нами в контексте нормализации комму­никативной деятельности, наращивания социального потен­циала, т. е. повышения возможностей личности реализо­ваться в данном сообществе.

Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде все-

го на коррекцию и компенсацию нарушений речевой дея­тельности. В процессе логопедической реабилитации пре­дусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познава­тельной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновремен­ной регуляцией социальных отношений; воздействие на со­циальное окружение.

В первые годы жизни любое отклонение в развитии ре­бенка сопровождается недоразвитием речи. Речь является ос­новой формирования социальных связей ребенка с окружа­ющим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказы­ваются расстроенными объективно существующие взаимоот­ношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении.

Своеобразие и трудности в овладении родной речью, ре­чевые нарушения, особенности коммуникативной деятель­ности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебраль­ном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональ­ных расстройствах, и требуют особой системы коррекцион­ного воздействия (Л.С. Волкова, А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, В.Г. Петрова, Е.С. Сле-пович, С.Г. Шевченко и др.).

У детей с отклонениями в развитии часто нарушается формирование коммуникативного поведения, тесно свя­занного с развитием речи. Анализ коммуникативного по­ведения, оценка характера зависимости между уровнем сформированности коммуникативных способностей и со­стоянием речемыслительной деятельности способствуют определению конкретных коррекционно-педагогических рекомендаций, обеспечивающих полноценное формирова­ние всех звеньев речевого общения детей и подростков с различными отклонениями в развитии.

Возможности социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости





Введение


С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков - student2.ru

от характера и тяжести первичных нарушений, наличия до­полнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздей­ствия ближайшего социального окружения. Логопедическая реабилитация играет немаловажную роль в процессе актив­ного приспособления к условиям социальной среды, интегра­ции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

В учебном пособии рассматриваются возможности и ос­новные направления логопедической абилитации и кор­рекции как одного из факторов комплексной медико-пси­холого-педагогической реабилитации и социальной адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии: с нарушениями интеллектуального развития, слу­ха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями эмоциональной сферы и общения. Эта доми­нантная линия пронизывает блоки тем, которые связаны с проблемами организации и содержанием логопедического воздействия в системе комплексной реабилитации детей и подростков с различными отклонениями в развитии; с про­блемами профилактики, выявления и преодоления у них задержки, искажения и патологии речевого развития, на­рушений коммуникативного поведения в условиях специ­ального обучения и семейного воспитания.

В 1-й главе учебного пособия освещаются теоретические и практические основы логопедии; рассматриваются пробле­мы речевого онтогенеза, этиологии и классификации рече­вых расстройств; анатомо-физиологические механизмы речи; принципы и методы логопедического воздействия.

Во 2-й главе определяются основные направления и тех­нологии логопедической абилитации и коррекции в систе­ме комплексной реабилитации и социализации детей и под­ростков с различными категориями отклонений в развитии.

3-я глава посвящена коррекционно-логопедической на­правленности семейного воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, от успешной реа­лизации которой в большой степени зависят процессы со­циальной адаптации и интеграции в общество детей и под­ростков с проблемами в развитии.

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Предмет, задачи, методы логопедии



Строение речевого аппарата

Речевой аппарат человека состоит из двух тесно свя­занных между собой частей: центрального (или регули-

рующего) речевого аппарата и периферического (или ис­полнительного).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимуществен­но левого полушария у правшей), подкорковых узлов, про­водящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и ар-тикуляторным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной дея­тельности, развивается на основе рефлексов. Речевые реф­лексы связаны с деятельностью различных участков моз­га. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Лобные нижние извилины являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. В са­мой нижней части премоторной извилины левого полу­шария мозга (главным образом правшей) расположена об­ласть, в центре которой находится зона Брока, функцией которой является реализация двигательной стороны речи. Верхние височные извилины являются речеслуховой об­ластью, куда поступают звуковые раздражения. На зад­нем участке височной извилины находится зона Верни­ке, с функцией которой связывают восприятие речи. Для понимания речи определенное значение имеет теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью, обеспечивает восприятие буквенных изображе­ний при чтении и письме, а также зрительное восприя­тие ребенком артикуляции взрослых в процессе форми­рования речи.

С деятельностью правого полушария связывают регули­рование активности речевых центров левого полушария, обеспечение помехоустойчивости речевого слуха, интонаци­онные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний.

С деятельностью левого полушария связаны, главным образом, языковые уровни: фонологическая система, мор­фологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременная и дол­говременная память.





Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Анатомо-физиологические механизмы речи



В настоящее время выяснено, что только 15% левору-ких имеют центры речи в правом полушарии. У 70% лево-руких эти центры представлены в левом полушарии, у 15% центры речи представлены билатерально.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительно­стью речи. Часть ядер подкорковой области входит в стрио-паллидарную систему, которая обеспечивает ритм движений, в том числе и речевых, а также принимает непосредственное участие в автоматизации двигательного акта (3).

Проводящие пути связывают кору головного мозга с пе­риферическими органами речи. Различают центробежные (эфферентные) нервные пути — от коры мозга к перифе­рическому речевому аппарату и центростремительные (афферентные) пути — от области речевых органов к коре головного мозга.

К речи имеют отношение 6пар черепно-мозговых не­рвов, берущих начало в ядрах ствола мозга и иннервирую-щих все органы периферического речевого аппарата.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть (жевание, открывание рта); ли­цевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мыш­цы, осуществляющие движения губ, надувание и втягива­ние щек; языкоглоточный и блуждающий нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки, мягкого неба, задней трети языка. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий снабжает мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв ин­нервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв сообщает язы­ку возможность разнообразных движений. Через эту систе­му черепно-мозговых нервов нервные импульсы передаются от центрального речевого аппарата к периферическому и приводят в движение речевые органы.

Таким образом, реализация устной речи происходит бла­годаря координированной работе периферического речево­го аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой.

В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонатор-ный (голосовой) и артикуляционный отделы периферичес­кого речевого аппарата.

Дыхательный отдел составляет энергетическую осно­ву речи, обеспечивая речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, бронхами, трахеей, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы.

Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воз­душная струя осуществляет одновременно голосообразую-щую и артикуляционную функции (помимо своей основной функции — газообмена).

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) продол­жительность вдоха и выдоха примерно одинакова. По спо­собу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1)реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное. В свою очередь реберное дыхание бывает ключичным, вер­хнереберным и нижнереберным. Наиболее рациональным является грудобрюшное дыхание (диафрагмальное), при котором обеспечивается не только достаточный объем воз­духа, но и оптимальная пластичность дыхательных дви­жений.

В процессе речи существенно увеличивается продолжи­тельность выдоха, увеличивается объем вдыхаемого и выды­хаемого воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания име­ет рациональный способ расходования воздушной струи.

Фонаторный (голосовой) отдел периферического ре­чевого аппарата анатомически представлен гортанью и на­ходящимися в ней голосовыми складками. Гортань пред­ставляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глот­ку, снизу — в трахею.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длин­нее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин — 18-20 мм. У детей гортань растет в разные периоды неравномерно. За­метный ее рост происходит в возрасте 5-7 лет, а затем — в пубертатный период: у девочек в 12-13лет, у мальчиков в 13-15лет.





Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Анатомо-физиологические механизмы речи



Голосовые складки своей массой почти совсем закрыва­ют просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосо­вую щель. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, го­лосовые складки раздвинуты.

При фонации (голосообразовании) голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные дви­жения, порождающие звуковые волны. Колебания голосо­вых складок совершаются в поперечном направлении, пре­вращая струю выдыхаемого воздуха в колебания частиц воздуха, воспринимаемые нами как звуки голоса. Частот­ная и силовая характеристики человеческого голоса явля­ются отражением амплитуды и частоты колебания голосо­вых складок.

Голос обладает силой, высотой и тембром. Высота голо­са зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она, в свою очередь, зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они тол­ще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их натяжения. Частот­ный диапазон голоса человека измеряется в герцах (Гц). У мужчин он составляет 80-150 Гц, у женщин — 120-400 Гц, у детей он значительно выше.

Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых складок, которая определяется силой выдоха. Значитель­ное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость с его придаточными пазухами), которые являются усилителями звука. Величина и форма резонаторных поло­стей, особенности строения гортани влияют на индивиду­альную «окраску» голоса, или тембр. Окраска голоса от­ражает эмоциональное состояние говорящего.

Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата представлен полостью рта, верхней и нижней челюстями, языком, губами, твердым и мягким небом, аль­веолами (бугорки над передними верхними зубами). Под­вижными органами артикуляции являются: язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть.

Мягкое небо при спокойном дыхании расслаблено, час­тично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во вре­мя глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, подни­мается вверх, открывая проход в полость рта и одновре­менно закрывая проход в носоглотку. Носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и их мяг­ких вариантов (небная занавеска опущена и открывает про­ход в полость носа).

Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте прини­мают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, и мышцы шеи.

Язык представляет собой массивный мышечный орган, который не имеет сухожилий. Передняя часть языка под­вижна, задняя фиксирована и носит название корня язы­ка. В подвижной части языка различают кончик, передний край, боковые края и спинку.

Сложно переплетенная система мышц языка, разнооб­разие точек их прикрепления обеспечивают возможность из­менять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет большое значение, так как язык участвует в образо­вании всех гласных звуков и почти всех согласных звуков (кроме губных). Наиболее сложные мышечные синергии, т.е. одновременные сокращения разных мышечных воло­кон, относящихся к разным функциональным группам, не­обходимы для артикуляции переднеязычных звуков (смыч­ных, щелевых, дрожащего р).

Артикуляцией называется работа периферических ор­ганов речи по воспроизведению звуков. Гласные звуки — это своего рода «озвученный выдох». При их артикуля­ции происходит тоническое напряжение мышечных сте­нок резонаторных полостей при отсутствии преграды на пути выдыхаемого воздуха. При произнесении согласных звуков нижняя челюсть, губы, зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы образуют щели или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, аль­веолам, зубам, а также при сжатии губ или прикоснове­нии их к зубам.

2 1329 33

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам, расположенным во всей надстав­ной трубе. Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового виб­ратора.

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между губами и зубами, а также прорываемые струей воз­духа смычки между этими органами. При помощи шумово­го вибратора образуются глухие согласные. При одновремен­ном включении тонового вибратора (колебания голосовых складок) и шумового вибратора образуются звонкие и сонор­ные согласные.

Итак, дыхательный отдел периферического речевого ап­парата служит для подачи воздуха, фонаторный отдел — для образования голоса, артикуляционный отдел является резонатором, который дает звуку силу и окраску и образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляцион­ного аппарата.

Для осуществления произношения слов в соответствии с задуманной информацией в коре головного мозга произво­дится отбор команд для организации речевых движений, т.е. артикуляционной программы, которая реализуется в периферическом отделе речевого анализатора в виде устной (экспрессивной) речи.

Понятие об обратной связи.Для правильного осуществ­ления речевого акта необходим контроль с помощью слуха и через кинестетические ощущения. При этом важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетичес­кий контроль позволяет предупредить ошибку и внести по­правку до того, как звук будет произнесен. Обратные импуль­сы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. За­тем от центра посылается импульс, который вызывает точ­ную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс — о достигнутом результате. Так происходит, пока не будут со­гласованы артикуляция и слуховой контроль.

Анатомо-физиологические механизмы речи__________________

Слуховой контроль действует лишь в момент произнесе­ния звука, благодаря чему человек замечает ошибку. Что­бы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и про­контролировать ее. Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Строение и функционирование детского речевого ап­парата и речевого аппарата взрослых существенно отли­чаются. У детей кора головного мозга еще недостаточно диф-ференцированна, бедна условными связями, отдельные ее участки пока не специализированы на функциях. Перифе­рический речевой аппарат еще не полностью сформиро­ван: недостаточно дифференцированны движения органов артикуляции, не отрегулировано дыхание, недостаточно развиты гортань и голосовые складки. Для полноценного формирования речи необходимо, чтобы центральный и пе­риферический отделы речевого аппарата были нормально устроены и нормально функционировали, а также чтобы ребенок слышал правильную речь.

Роль слуха и зрения в развитии речи детей

Для развития речи ребенка очень важно наличие полно­ценного слуха. Ребенок овладевает умением подчинять де­ятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, по­ступающим от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Даже небольшое снижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда наруша­ется произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них развивается так же, как и у нормально слышащих детей, но не получает подкрепле­ния со стороны слухового восприятия и постепенно угаса­ет. В таких случаях без специального педагогического воз­действия речь детей не развивается.





Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети сме­шивают одну фонему с другой, плохо понимают речь, не замечают своего неправильного произношения. Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, па­раллельно с формированием произношения. В норме ребе­нок к четырем годам овладевает умением различать на слух фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возник­новении речи и ее восприятии подтверждается тем, что сле­пые от рождения дети начинают говорить значительно поз­же. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо под­ражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами, уча­ствующими в образовании речи, возникает система услов­ных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями (17).

Этиология нарушений речи

■ ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Термин «этиология» греческий и обозначает учение о причинах. Понятие этиологии шире, чем понятие причи­ны. В него входят и причины нарушений и предрасполага­ющие к появлению заболевания условия. Развитие этиоло­гии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин.

Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Пер­вое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в воз­никновении речевых расстройств отдавало поражениям го­ловного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, — нарушениям периферического речевого аппарата. На пос­ледующих этапах изучения причин речевых расстройств со­хранились эти две точки зрения.

Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нару­шений начали разрабатываться с 20-х годов XX века. Так, СМ. Доброгаев (1922) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», па­тологические изменения в анатомическом строении речево­го аппарата, недостаточность воспитания в детстве, а так­же «общие невропатические состояния организма».

Один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органичес­кие (анатомо-физиологические, морфологические), функ­циональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нару­шения периферических органов речи. Функциональные при­чины Хватцев объяснял с позиций учения И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и тормо­жения в центральной нервной системе. К психоневрологи­ческим причинам он относил умственную отсталость, нару­шения памяти и другие расстройства психических функций. Важную роль М.Е. Хватцев отводил и социально-психологи-



Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Этиология нарушений речи



ческим причинам, понимая под ними различные неблагоп­риятные влияния окружающей среды.

Достижения последних десятилетий в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины, медицинской гене­тики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении. Важно не только выделять органические (центральные и периферические), а также фун­кциональные причины речевых расстройств, но и представ­лять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фак­тора или их взаимодействия, которые определяют специфи­ку речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Установлена тесная взаимосвязь между вне­шними и внутренними факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

В появлении речевых нарушений большую роль играют и специальные условия, т.е. факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи.

Основу для изучения этиологии речевых расстройств со­ставляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. Эволюционно-динами­ческий подход заключается в анализе самого процесса воз­никновения дефекта, учете общих закономерностей ано­мального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.). В этом аспекте развитие речевой дея­тельности ребенка определяется степенью зрелости его цент­ральной нервной системы и в значительной мере зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Концепция развития психики, разработанная Л.С. Вы­готским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввел понятие социальной ситуа-

ции развития как сочетания внутренних процессов разви­тия и внешних, специфичных для каждого возрастного эта­па развития психики условий.

Принцип единства биологического и социального в про­цессе формирования психических (в том числе и речевых) функций позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на со­зревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воз­действия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих роди­телей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых де­тей, возникновение у ребенка заикания при длительных пси-хотравмирующих ситуациях в семье и др.

В возникновении речевых расстройств большая роль при­надлежит экзогенно-органическим факторам. Это группа органических центральных причин, при поражении голов­ного мозга, и группа органических периферических при­чин, при нарушении морфологического развития перифе­рического речевого аппарата.

Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, трав­мы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от време­ни воздействия этих факторов выделяют внутриутробную (перинатальную) патологию; повреждение при родах (натальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения (постнатальная патология).

Поражения нер

Наши рекомендации