Меркушкина И.В., Игнатьева О.И., Фирсов А.А.

Меркушкина И.В., Игнатьева О.И., Фирсов А.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К

ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО

НЕРВНЫМ БОЛЕЗНЯМ

САРАНСК 2006

УДК 616.831. 31-009.24

ББК Р62

Рецензенты: Н.П.Кудаев, зав. неврологическим отделением МРКБ, главный невролог МЗ РМ.

Методические разработки к практическим занятиям по нервным болезням:

Методические указания / И.В. Меркушкина, О.И. Игнатьева, А.А. Фирсов.

Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2006. - 45 с.

Методические указания предназначены для изучения наиболее сложного раздела общей неврологии – топической диагностики, требующего внимательного и целенаправленного усвоения тем практических занятий, что достигается составлением графологической структуры к каждой теме и тестовых задач с эталонами ответов. Указания подготовлены коллективом курса нервных болезней Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева в соответствии с учебным планом и рекомендуются студентам IV-V курсов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия».

Учебное издание

Меркушкина Ирина Владиславовна

Игнатьева Ольга Ивановна

Фирсов Анатолий Алексеевич

Методические разработки к практическим занятиям по нервным болезням:

Методические указания

Печатается по решению научно-методического совета ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева» в авторской редакции в соответствии с представленным оригинальным макетом.

Подписано в печать ____________. Формат 60х841/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Петербург. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ №

Издательство Мордовского университета. Типография Издательства Мордовского университета

430000, Саранск, ул. Советская, 24

Тема №1: СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. ВЯЛЫЙ И СПАСТИЧЕСКИЙ ПАРАЛИЧ.

Обоснование цели и краткое содержание занятия

Движение является одним из основных проявлений жизнедеятельности организма. Организация двигательного акта представляет собой сложный и многозвеньевой процесс, включающий как сегментарные, так и надсегментарные уровни нервной системы при участии всех функциональных блоков.

Нарушение движений объективно чаще всего проявляется в виде пареза или паралича. Параличи или парезы нередко являются единственным или ведущим неврологическим синдромом. Поэтому своевременное их обнаружение, знание методики исследования двигательной функции, признаков центрального и периферического пареза, определение уровня расположения патологического процесса по характерным симптомам является составной частью клинической неврологии, без которой невозможна диагностика заболеваний нервной системы.

Двигательные нарушения могут развиваться при различных поражениях центральной и периферической нервной системы: расстройствах церебрального и спинального кровообращения, инфекциях, травмах, опухолях, наследственных болезнях.

Общая учебная цель занятия

На основе знаний анатомии, физиологии пирамидного пути и семиотики двигательных расстройств обучить студентов топической диагностике поражения двигательного анализатора на различных уровнях.

Промежуточные цели

I . Студент должен знать (к занятию):

1. Анатомию и физиологию пирамидного пути.

2. Основы системной организации произвольных и непроизвольных движений.

3. Сегментарную локализацию наиболее важных безусловных движений.

4. Зоны сегментарной иннервации конечностей.

II. Студент должен овладеть (в процессе занятия):

1. Методикой исследования движений:

а) осмотр и оценка состояния нейро-мышечного аппарата (атрофии, гипертрофии, фибриллярные и фасцикулярные подергивания);

б) исследование объема активных и пассивных движений;

в) исследование мышечной силы по сегментам, с оценкой по 5-бальной системе; пробы Барре;

г) исследование мышечного тонуса;

д) приемы вызывания глубоких и поверхностных рефлексов;

е) исследование патологических рефлексов;

ж) исследование защитных рефлексов;

з) приемы вызывания клонуса стопы и коленной чашечки;

и) оценка и интерпретация результатов электродиагностики и ЭМГ.

2. На основе выявленных симптомов научиться выделять соответствующий синдром.

3. Научиться определять уровень поражения пирамидного пути по результатам

неврологического исследования двигательных функций

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Тесты I уровня

А. Тесты на различие

Вопрос Эталон ответа

I. Где расположены клетки центрального двигательного нейрона? I

1. Ядра ствола. 5

2. Нижняя теменная долька.

3. Передние рога.

4. Верхняя лобная извилина.

5. Передняя центральная извилина.

6. Задняя центральная извилина.

II. Где проходит кортикоспинальный путь во внутренней капсуле? II

1. Переднее бедро. 4

2. Колено.

3. Задняя треть заднего бедра.

4. Передние 2/3 заднего бедра.

5. Задние 2/3 заднего бедра.

III. Где проходит пирамидный путь в стволе мозга? III

1. Покрышка. 2

2. Основание.

3. Крыша.

4. Червь мозжечка.

IV. Где пирамидный путь совершает перекрест? IV

1. Внутренняя капсула. 6

2. Средний мозг.

3. Варолиев мост.

4. Продолговатый мозг.

5. Спинной мозг.

6. Граница продолговатого и спинного мозга.

V. Где проходит основной пирамидный путь в спинном мозге? V

1. Задние столбы. 3

2. Передние рога.

3. Боковые столбы.

4. Передние столбы.

5. Задние рога.

VI. Какие сегменты спинного мозга иннервируют руку? VI

1. С1 - С6 4

2. С7 - Д4

3. С3 - С8

4. С5 - Д2

5. Д1 - Д5

6. Д2 - Д12

VII. Какие сегменты спинного мозга иннервируют ногу? VII

1. Шейные. 3

2. Грудные. 4

3. Поясничные.

4. Верхние крестцовые.

5. Нижние крестцовые.

Б. Тесты - классификации.

Вопрос Эталон ответа

I. Признаки периферического паралича: I

1. Гипертония мышц.

2. Атрофия.

3. Гиперрефлексия. 2

4. Патологические рефлексы. 5

5. Арефлексия. 7

6. Синкинезия. 8

7. Атония. 11

8. Реакция перерождения.

9. Защитные рефлексы.

10. Клонусы.

11. Фасцикулярные подергивания.

12. Понижение брюшных рефлексов.

II. Признаки центрального паралича: II

1. Гипотония.

2. Реакция перерождения. 3

3. Повышение сухожильных рефлексов. 4

4. Понижение кожных рефлексов. 6

5. Атрофия. 8

6. Гипертония мышц. 9

7. Понижение сухожильных рефлексов. 11

8. Клонусы.

9. Защитные рефлексы.

10. Фасцикулярные подергивания.

11. Синкинезии.

III. Характер нарушения мочеиспускания при поражении III

центрального двигательного нейрона:

1. Задержка мочи.

2. Истинное недержание. 1

3. Императивные позывы. 3

4. Парадоксальное недержание. 5

5. Перемежающееся недержание.

IV. Нарушение мочеиспускания при поражении конуса IV

спинного мозга:

1. Императивные позывы.

2. Истинное недержание. 2

3. Задержка мочи.

4. Парадоксальное недержание.

5. Периодическое недержание.

V. Нарушение мочеиспускания при поражении конского хвоста: V

1. Периодическое недержание. 3

2. Задержка мочи.

3. Истинное недержание.

4. Парадоксальное недержание.

5. Императивные позывы.

VI. Симптомы раздражения передней центральной извилины: VI

1. Фибриллярные подергивания.

2. Тонические судороги. 3

3. Клонические судороги.

4. Фасцикулярные подергивания.

VII. Симптомы раздражения клеток передних рогов: VII

1. Клонические судороги.

2. Фасцикулярные подергивания. 2

3. Тонические судороги. 4

4. Фибриллярные подергивания.

5. Миоклонии.

Тесты II уровня

А. Тесты подстановки

Вопрос Эталон ответа

I. Какие анатомические образования включает I

в себя пирамидная система?

1. 1. Корковые поля 4 и 6

(клетки Беца).

2. 2. Кортикоспинальный путь.

II. Назовите основные звенья гамма-петли. II

1. 1. Гамма-нейрон.

2. 2. Передний корешок.

3. 3. Мышечные веретена.

4. 4. Задний корешок.

5. 5. Спинальный ганглий.

6. 6. Мотонейрон.

7. 7. Мышечные волокна.

III. Назовите сегментарные уровни дуг основных III

безусловных рефлексов (поверхностных).

1. Верхний брюшной. 1. Д7 - Д 8.

2. Средний брюшной. 2. Д9 - Д10.

3. Нижний брюшной. 3. Д11 - Д12.

4. Кремастерный. 4. I – II поясничные.

5. Подошвенный. 5. V поясничный –

I крестцовый.

IV. Назовите сегментарные уровни дуг основных IV

безусловных рефлексов (глубоких).

1. Бицепс. 1. С5 – С6.

2. Трицепс. 2. С7 – С8.

3. Карпорадиальный. 3. С5 – С8.

4. Коленный. 4. II – IV поясничные.

5. Ахиллов. 5. I - II крестцовые.

V. Перечислите основные симптомы вялого паралича. V

1. 1. Арефлексия.

2. 2. Атония.

3. 3. Атрофия.

4. 4. Реакция перерождения

(дегенерация).

5. 5. Изменения ЭМГ.

VI. Перечислите основные признаки центрального VI

паралича.

1. 1. Гиперрефлексия.

2. 2. Патологические рефлексы.

3. 3. Утрата поверхностных реф-

лексов.

4. 4. Гипертония мышц.

5. 5. Патологические синкине-

зии и защитные рефлексы.

6. 6. Клонусы.

VII. Перечислите основные патологические рефлексы. VII

1. 1. Бабинского.

2. 2. Оппенгейма.

3. 3. Гордона.

4. 4. Шеффера.

5. 5. Чаддока.

6. 6. Россолимо.

7. 7. Бехтерева.

8. 8. Жуковского.

9. 9. Якобсона-Ласка.

10.

Б. Тесты конструктивные

Вопрос Эталон ответа

1. Какой синдром чаще развивается при поражении 1. Спастический монопарез.

передней центральной извилины?

2. Какой синдром возникает при раздражении клеток 2. Джексоновская эпилепсия.

передней центральной извилины?

3. Какой характерный синдром развивается при 3. Центральная гемиплегия.

поражении внутренней капсулы (заднего бедра)?

4. Какие характерные синдромы развиваются при4. Альтернирующие

поражении пирамидного пути на уровне синдромы.

ствола головного мозга?

5. Какие двигательные расстройства возникают при 5. Центральная тетраплегия.

поражении перекреста пирамид?

6. Какой симптомокомплекс разовьется при 6. Правосторонний спасти-

поражении бокового столба спинного мозга ческий гемипаралич.

в верхнешейном отделе справа?

7. Какой симптомокомплекс возникает при 7. Центральная тетраплегия.

поперечном поражении спинного мозга на

уровне С2-С3?

8. Какой синдром разовьется при поражении 8. Вялый паралич рук.

передних рогов спинного мозга на уровне С5 – Д2?

9. Какой синдром возникает при поражении 9. Периферический паралич

передних рогов спинного мозга на уровне С5 – Д2 правой руки.

справа?

10. Какой синдром возникает при поражении 10. Периферический паралич

передних рогов спинного мозга на уровне правой ноги.

поясничных и верхних крестцовых сегментов справа?

11. Какой синдром возникает при поражении 11. Правосторонний

боковых столбов спинного мозга на уровне Д1 центральный паралич

справа? ноги.

12. Какой синдром возникает при поражении 12. Истинное недержание

конуса спинного мозга? мочи, расстройство дефе-

кации и половой функции

13. Какой синдром возникает при поражении 13. Вялый паралич дисталь-

эпиконуса? ных отделов ног.

14. Какой синдром возникает при поражении 14. Вялый паралич мышц

передних рогов спинного мозга на уровне шеи справа.

С1 – С4 справа?

Эталоны ответов к задачам.

Задача 1.

1. Центральный монопарез левой руки.

2. Средние отделы передней центральной извилины.

Задача 2.

1. Моторная джексоновская эпилепсия.

2. Средненижние отделы передней центральной извилины справа.

Задача 3.

1. Вялый парез руки.

2. Передние рога спинного мозга на уровне С5 - Д1 слева.

Задача 4.

1. Центральный парапарез ног.

2. Пирамидные пути спинного мозга на уровне Д8 - Д9 сегментов.

Задача 5.

1. Периферический парез рук, центральный - ног.

2. Поперечник спинного мозга на уровне С5 - Д1.

Задача 6.

1. Периферический парез правой ноги.

2. Передние рога спинного мозга на уровне верхних четырех поясничных сегментов справа.

Задача 7.

1. Центральный правосторонний гемипарез.

2. Левая лобная доля.

Общая учебная цель занятия

На основе знаний анатомии и физиологии экстрапирамид­ной системы и мозжечка обучить студентов различным мето­дам исследования их функции и постановке топического диаг­ноза в зависимости от обнаруженных симптомов.

Промежуточные цели

I. Студент должен знать (к занятию).

1. Анатомию и физиологию ЭПС и мозжечка.

2. Функциональную значимость ЭПС в системной организации двигательного акта.

3.Синдромы поражения ЭПС (акинетико-ригидный, гиперкинетический).­
4. Симптомы поражения мозжечка.

II. Студент должен овладеть (в процессе занятия):

1. Методикой исследования двигательной активности:

а) темп движений (брадикинезия);

Меркушкина И.В., Игнатьева О.И., Фирсов А.А. - student2.ru б) оценка позы, мимики, жестов больного;

в) походка;

г) наличие физиологических синкинезий;

д) исследование мышечного тонуса (выявление экстрапирамидной ригидности, феномен «зубчатого колеса»).

2. Методикой выявления гиперкинезов:

а) характер гиперкинеза (дрожание, подергивания, су­дороги, червеобразные движения);

б) локализация его (язык, голова, шея, туловище, ко­нечности);

в) амплитуда гиперкинезов (мелкие, крупные);

Меркушкина И.В., Игнатьева О.И., Фирсов А.А. - student2.ru г) ритм, темп;

д) разнообразие или стереотипность;

е) постоянство, периодичность гиперкинезов;

ж) степень выраженности в покое, при произвольных движениях.

3. Приемами исследования координации движения:

а) походка по прямой линии и фланговая;

б) проба Ромберга простая и усложненная (статика);

в) пальце-носовая проба;

г) пальце-указательная;

д) проба на диадохокинез,

е) проба остановки руки (Шильдера);

ж) проба Стюарт-Холмса;

з) пронаторная проба;

и) проба Бабинского;

к) исследование почерка, плавности речи;

л) выявление нистагма;

м) проба на мышечную гипотонию.

III. Научить студента выделять синдромы на основе выявлен­ных симптомов.

IV. Обучить студента принципам постановки топического диа­гноза, используя графологических структур.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Тесты I уровня

А. Тесты на различие

Вопрос Эталон ответа

I. Где находятся основные клеточные скопления экстрапирамидной системы? I

1. Продолговатый мозг. 4

2. Передние рога спинного мозга.

3. Задняя центральная извилина.

4. Базальные ганглии.

5. Передняя центральная извилина.

II. Где в спинном мозге проходят основные экстрапирамидные пути? II

1. Передние столбы. 1

2. Передние рога.

3. Боковые столбы.

4. Задние рога.

5. Задние столбы.

III. Какие отделы коры мозга участвуют в экстрапирамидной иннервации? III

1. Верхняя височная извилина. 4

2. Передняя центральная извилина.

3. Затылочная доля.

4. Премоторная зона.

5. Нижняя лобная извилина.

IV. Назовите основные экстрапирамидные пути. IV

1. Кортико-спинальный. 3

2. Спинно-таламический.

3. Ретикуло-спинальный.

4. Кортикобульбарный.

5. Лобно-мосто-мозжечковый.

V. С какими образованиями мозга связан мозжечок посредством V

нижних ножек?

1. Кора головного мозга. 3

2. Варолиев мост.

3. Продолговатый мозг.

4. Ножки мозга.

VI. Какие пути проходят в составе нижних ножек мозжечка? VI

1. Путь Флексига. 1

2. Путь Говерса. 6

3. Лобно-мосто-мозжечковый.

4. Пирамидный путь.

5. Ретикулоспинальный.

6. Вестибуло-церебеллярный.

VII. Какие пути проходят в составе средних ножек мозжечка? VII

1. Путь Флексига. 3

2. Путь Говерса.

3. Лобно-мосто-мозжечковый.

4. Пирамидный путь.

5. Ретикулоспинальный.

6. Вестибуло-церебеллярный.

VIII. Какие пути проходят в составе верхних ножек мозжечка? VIII

1. Путь Флексига. 2

2. Путь Говерса.

3. Лобно-мосто-мозжечковый.

4. Пирамидный путь.

5. Ретикулоспинальный.

6. Вестибуло-церебеллярный

IX. С какими образованиями связан мозжечок посредством средних ножек? IX

1. Ножки мозга. 2

2. Варолиев мост.

3. Продолговатый мозг.

4. Спинной мозг.

Б. Тесты - классификации.

Вопрос Эталон ответа

I. Характер нарушения движения при поражении экстрапирамидной системы. I

1. Вялый паралич. 3

2. Нарушение координации. 5

3. Гиперкинезы.

4. Спастический паралич.

5. Гипокинезия.

II. Определите характер нарушения движения при поражении мозжечка. II

1. Вялый паралич. 3

2. Гиперкинезы.

3. Нарушение координации.

4. Спастический паралич.

5. Гипокинезия.

III. Симптомы, характерные для паркинсонизма: III

1. Патологические рефлексы.

2. Интенционное дрожание. 4

3. Нистагм. 6

4. Ригидность мышц. 7

5. Синкинезии. 8

6. Тремор.

7. Гипокинезия.

8. Брадилалия.

9. Гипотония мышц.

10. Атаксия конечностей.

11. Атаксия туловища.

IV. Перечислите симптомы, характерные для поражения червя мозжечка. IV

1. Патологические рефлексы. 3

2. Интенционное дрожание. 9

3. Нистагм. 11

4. Ригидность мышц.

5. Синкинезии.

6. Тремор.

7. Гипокинезия.

8. Брадилалия.

9. Гипотония мышц.

10. Атаксия конечностей.

11. Атаксия туловища.

V. Перечислите симптомы, характерные для поражения полушария мозжечка. V

1. Патологические рефлексы.

2. Интенционное дрожание.

3. Нистагм.

4. Ригидность мышц. 2

5. Синкинезии. 3

6. Тремор. 9

7. Гипокинезия. 10

8. Брадилалия.

9. Гипотония мышц.

10. Атаксия конечностей.

11. Атаксия туловища.

VI. Перечислите симптомы, определяющие экстрапирамидный гиперкинез. VI

1. Гипотония мышц. 1

2. Ригидность мышц. 5

3. Интенционное дрожание 7

4. Патологические рефлексы. 9

5. Атетоз. 10

6. Атаксия. 11

7. Хорея.

8. Нистагм.

9. Миоклонии.

10. Торсионная дистония.

11. Гемибаллизм.

Тесты II уровня

А. Тесты подстановки

Вопрос Эталон ответа

I. Какие анатомические образования включает в себя I

экстрапирамидная система?

1. 1. Прецентральная область коры.

2. 2. Базальные ганглии.

1. 3. Мозжечок.

2. 4. Ретикулярная формация.

II. Перечислите основные афферентные пути к II

мозжечку.

1. 1. Путь Флексига.

2. 2. Путь Говерса.

3. 3. Вестибуло-мозжечковый путь.

4. 4. Лобно-мосто-мозжечковый

5. путь.

5. Затылочно − височно-мосто-

мозжечковый путь.

III. Перечислите основные связи экстрапирамидной III

системы со спинным мозгом.

1. 1. Ретикулоспинальный путь.

2. 2. Вестибулоспинальный.

3. 3. Оливоспинальный.

4. 4. Руброспинальный.

5. 5. Тектоспинальный.

IV. Перечислите основные формы экстрапирамидных IV

гиперкинезов.

1. 1. Хореический.

2. 2. Дрожание.

3. 3. Атетоз.

4. 4. Миоклонии.

5. 5. Торсионный спазм.

6. 6. Спастическая кривошея.

7. 7. Гемибаллизм.

8. 8. Тик.

V. Перечислите основные признаки V

паркинсонизма.

1. 1. Олигокинезия.

2. 2. Брадикинезия.

3. 3. Гипомимия.

4. 4. Пропульсия.

5. 5. Мышечная ригидность.

6. 6. Симптом «зубчатого колеса».

7. 7. Ритмичный тремор.

VI. Назовите основные признаки поражения VI

червя мозжечка.

1. 1. Атаксия туловища.

2. 2. Мышечная гипотония.

VII. Назовите основные симптомы мозжечковой VII

атаксии

1. 1. Неустойчивость в позе Ром-

2. берга.

3. 2. Походка «пьяного».

4. 3. Асинергия при пробе Бабин-

5. ского.

6. 4. Симптом Стюарт-Холмса.

7. 5. Промахивание при пальце-но-

8. совой и колено-пяточной пробе.

9. 6. Интенционный тремор.

10. 7. Адиадохокинез.

11. 8. Гиперметрия.

9. Скандированная речь.

10. Нистагм.

11. Макрография.

VIII. Назовите основные симптомы (синдромы) VIII

поражения правого полушария мозжечка.

1. 1. Атаксия правых конечностей.

2. 2. Гипотония мышц в правых ко-

нечностях.

Б. Тесты конструктивные

Вопрос Эталон ответа

1. Какой синдром чаще развивается при поражении 1. Паркинсонизм.

паллидонигральной системы?

2. Какой синдром чаще развивается при поражении 2. Гипотонически-гиперкинети-

стриарных образований? ческий.

3. Какой синдром развивается при поражении 3. Атаксия с мышечной гипото-

мозжечка? нией.

4. Какой синдром развивается при поражении 4. Левосторонняя гемиатаксия.

правого лобно-мосто-мозжечкового пути?

Эталоны ответов к задачам

Задача 1

1. Мозжечковая атаксия.

2. Левое полушарие мозжечка.

Задача 2

1. Мозжечковая атаксия.

2. Червь мозжечка.

Задача 3

1. Паркинсонизм.

2. Паллидонигральные образования.

Задача 4

1. Мозжечковая атаксия в правых конечностях.

2. Правое полушарие мозжечка.

Задача 5

1. Хореический гиперкинез.

2. Экстрапирамидные базальные ганглии.

Задача 6

1. Мозжечковая атаксия в конечностях.

2. Правое полушарие мозжечка.

Общая учебная цель занятия

На основе знания анатомии, физиологии чувствительного анализатора и семиотики чувствительных расстройств обучить студентов топической диагностике поражения чувствительного анализатора на разных уровнях.

Промежуточные цели

I. Студент должен знать (к занятию)

1. Анатомию и физиологию путей поверхностной и глубокой чувствительности.

2. Типы расстройства чувствительности в зависимости от уровня поражения чувствительного анализатора.

3. Виды расстройства чувствительности в зависимости от тяжести поражения чувствительного анализатора.

4. Схему сегментарной иннервации и распределения кожной чувствительности соответственно нервам и корешкам.

II. Студент должен овладеть (в процессе занятия)

1. Методикой исследования поверхностной чувствительности:

а) болевой, температурной, тактильной;

б) симптомов натяжения нервных стволов Ласега, Нери, Мацкевича, Вассермана, Дежерина, симптома посадки;

в) выявлением болевых точек Валле.

2. Методикой исследования глубокой чувствительности:

а) мышечно-суставного чувства, вибрационной чувствительности;

б) приемами выявления сенсорной атаксии.

3. На основе выявленных симптомов научиться определять соответствующий тип расстройства чувствительности.

4. По результатам (неврологического исследования чувст­вительной функции научиться определять уровень пора­жения чувствительного анализатора.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Тесты I уровня

А. Тесты на различие

Вопрос Эталон ответа

I. Где располагаются клетки первого чувствительного нейрона? I

1. Задний рог.

2. Передний рог.

3. Спинно-мозговой узел.

4. Рецепторы кожи, сухожилий, мышц. 3

II. Где располагаются клетки второго нейрона поверхностной II

чувствительности?

1. Передний рог.

2. Задний рог.

3. Передняя серая спайка. 2

4. Ядра Голля и Бурдаxа.

III. Где располагаются клетки второго нейрона глубокой чувствительности? III

1. Задний рог.

2. Продолговатый мозг.

3. Ядра Голля и Бурдаxа. 2

4. Таламус. 3

IV. В каких столбах проходит спинно-таламический путь? IV

1. Задних.

2. Передних.

3. Боковых. 3

V. В каких столбах спинного мозга проходит путь глубокой чувствительности? V

1. Передних.

2. Задних.

3. Боковых. 2

VI. Где осуществляется перекрест волокон поверхностной чувствительности? VI

1. Задняя спайка.

2. Передняя серая спайка.

3. Продолговатый мозг. 2

VII. Где осуществляется перекрест волокон глубокой чувствительности? VII

1. Продолговатый мозг. 1

2. Передняя серая спайка.

VIII. Где проходит чувствительный путь в стволе мозга? VIII

1. Основание.

2. Покрышка.

3. Червь мозжечка. 2

IX. Где находятся клетки третьего чувствительного нейрона? IX

1. Внутренняя капсула.

2. Ствол мозга.

3. Вентро-латеральные ядра таламуса. 3

X. Где проходит чувствительный путь во внутренней капсуле? X

1. Переднее бедро.

2. Колено внутренней капсулы.

3. Заднее бедро.

4. Задняя треть заднего бедра. 4

XI. Где расположено ядро чувствительного анализатора? XI

1. Таламус.

2. Задняя центральная извилина.

3. Передние отделы верхней теменной дольки. 2

4. Передняя центральная извилина. 3

5. Задние рога.

Б. Тесты - классификации.

Вопрос Эталон ответа

I. Признаки периферического типа расстройства чувствительности. I

1. Спонтанные боли в руках, ногах.

2. Болезненность при пальпации нервных стволов.

3. Положительные симптомы натяжения нервных стволов. 1, 2, 3.

4. Расстройство всех видов чувствительности в дистальных отделах 4, 6

рук и ног.

5. Болезненность при пальпации точек Гара. 7

6. Снижение сухожильных рефлексов.

7. Вегетативно-трофические нарушения.

8. Нарушения функции тазовых органов.

9. Гиперрефлексия.

II. Признаки корешкового типа расстройства чувствительности. II

1. Опоясывающие боли.

2. Иррадиирующие боли.

3. Болезненность при пальпации нервных стволов.

4. Болезненность при пальпации точек Гара.

5. Выпадение всех видов чувствительности по сегментам.

6. Выпадение болевой и температурной чувствительности по сегментам. 1, 2, 4, 5

7. Опоясывающий лишай.

8. Симптом Горнера.

III. Признаки сегментарного типа расстройства чувствительности. III

1. Выпадение всех видов чувствительности по сегментам.

2. Выпадение болевой и температурной чувствительности по сегментам. 2

3. Боли спонтанные.

4. Болезненность при пальпации нервных стволов.

5. Болезненность при пальпации корешковой зоны.

IV. Признаки проводникового типа расстройства поверхностной IV

чувствительности.

1. Нарушение болевой и температурной чувствительности на стороне

противоположной очагу в зоне всех нижележащих сегментов.

2. Нарушение болевой и температурной чувствительности на стороне

поражения в зоне всех нижележащих сегментов. 1

3. Нарушение поверхностной чувствительности по сегментам.

4. Спонтанные боли.

5. Болезненность нервных стволов.

V. Признаки проводникового типа расстройства глубокой чувствительности. V

1. Нарушение мышечно-суставного чувства на стороне очага

в нижележащих сегментах.

2. Нарушение глубокой чувствительности на стороне противоположной очагу. 1, 3

3. Нарушение вибрационной чувствительности на стороне очага в

нижележащих сегментах.

4. Болезненность нервных стволов.

5. Симптомы натяжения.

VI. Признаки расстройства чувствительности при поражении: VI

1) внутренней капсулы; 2) таламуса.

а) Выпадение болевой и температурной чувствительности на всей половине

тела противоположной очагу.

б) Выпадение поверхностной чувствительности по гемитипу на стороне

поражения. 1, 2

в) Выпадение тактильной и глубокой чувствительности на всей половине а а

тела противоположной очагу. в в

г) Выпадение глубокой чувствительности по гемитипу на стороне д

поражения. е

д) Спонтанные боли во всей половине тела.

е) Гемигиперпатия на противоположной стороне тела.

VII. Какие нарушения чувствительности возможны при локализации очага в VII

области задней центральной извилины?

1. Нарушение всех видов чувствительности на противоположной стороне тела.

2. Гемианестезия на стороне поражения.

3. Моноанестезия на одноименной стороне. 1

4. Моноанестезия на противоположной стороне. 4

5. Джексоновская сенсорная эпилепсия. 5

6. Спонтанные боли.

Тесты II уровня

А. Тесты подстановки

Вопрос Эталон ответа

I. Какие анатомические образования включает в себя I

путь поверхностной чувствительности?

1. 1. Спинальный ганглий.

2. 2. Задний рог.

3. 3. Спино-таламический путь.

4. 4. Вентро-латеральные ядра тала-

муса.

5. 5. Задняя треть заднего бедра

внутренней капсулы.

6. 6. Таламо-кортикальный путь.

7. 7. Задняя центральная извилина

(корковые поля).

II. Какие анатомические образования включает в II

себя путь глубокой чувствительности?

1. 1. Спинальный ганглий.

2. 2. Задние столбы.

3. 3. Ядра Голля и Бурдаха.

4. 4. Медиальная петля.

5. 5. Вентро-латеральные ядра тала-

муса.

6. 6. Задняя треть заднего бедра

внутренней капсулы.

7. 7. Таламо-кортикальный путь.

8. 8. Задняя центральная извилина

и передние отделы верхней

теменной дольки.

III. Перечислите основные симптомы натяжения III

седалищного нерва.

1. 1. Ласега прямой (I и II фаза).

2. 2. Ласега перекрестный.

3. 3. Дежерина.

4. 4. Посадки.

5. 5. Минора.

6. 6. Нери.

IV. Назовите симптомы натяжения бедренного нерва. IV

1. 1. Мацкевича.

V. Перечислите основные признаки периферического V

типа расстройства чувствительности.

1. 1. Боли спонтанные в руках и но-

гах.

2. 2. Болезненность при пальпации

нервных стволов.

3. 3. Положительные симптомы

натяжения нервных стволов.

4. 4. Выпадение всех видов чувст-

вительности по дистальному

типу.

VI. Назовите основные признаки сегментарного VI

типа расстройства чувствительности.

1. 1. Нарушение болевой и темпера-

турной чувствительности в

зоне сегментарной иннервации

на стороне очага.

VII. Назовите основные признаки проводникового VII

типа расстройства чувствительности.

 

1. 1. Нарушение болевой и темпера-

турной чувствительности на

стороне противоположной очагу

(на 2 сегмента ниже), включая

все нижележащие сегменты.

VIII. Назовите основные признаки расстройства VIII

глубокой чувствительности по проводниковому

типу.

1. 1. Нарушение мышечно-суставного

чувства, вибрационной и частич-

но тактильной чувствительности

на стороне очага, включая все

нижележащие сегменты с уровня

поражения.

IX. Перечислите основные признаки расстройства IX

чувствительности при поражении таламуса.

1. 1. Выпадение глубокой и поверх-

ностной чувствительности по

гемитипу на стороне противо-

положной очагу.

2. 2. Гемигиперпатия на противопо-

ложной стороне тела.

3. 3. Спонтанные жгучие, напряжен-

ные боли на противоположной

стороне тела.

Б. Тесты конструктивные

Вопрос Эталон ответа

1. Какой синдром развивается при поражении 1. Расстройство чувствительности

задней центральной извилины? по монотипу.

2. Какой синдром развивается при раздражении 2. Джексоновская сенсорная эпи-

задней центральной извилины? лепсия.

3. Какой симптом развивается при поражении 3. Расстройство всех видов чувст-

задней трети заднего бедра внутренней вительности по гемитипу на

капсулы? противоположной стороне тела.

4. Что наблюдается при поражении заднего рога 4. Расстройство болевой и темпе-

справа на уровне С5-Д1 сегментов? ратурной чувствительности

в правой руке.

5. Какой симптомокомплекс наблюдается при 5. Расстройство глубокой чувстви-

поражении задних столбов на уровне Д4 тельности по проводниковому

сегмента справа? типу с уровня сосковой линии.

6. Что наблюдается при поражении спино- 6. Расстройство болевой и темпера-

таламических путей справа на уровне турной (поверхностной) чувстви-

Д5 – Д6 сегментов? тельности по проводниковому ти-

пу слева с уровня реберной дуги.

Эталоны ответов к задачам

Задача 1.

1. Cегментарный (диссоциированный).

2. Задние рога спинного мозга на уровне С5-Д10 сегментов справа.

Задача 2.

1. Проводниковый тип.

2. Задние столбы спинного мозга на уровне Д7—Д8 сег­ментов.

3адача 3.

1. Синдром Броун-Секара.

2 Половина поперечника спинного мозга на уровне С4 сле­ва.

Задача 4.

1. Полиневритический тип.

2. Дистальные отделы периферических нервов конечностей.

Задача 5.

1. Джексоновская сенсорная эпилепсия.

2. Задняя центральная извилина в средних отделах слева.

Общая учебная цель занятия

На основании знаний анатомии, методов исследования функции I, II, VIII, III, IV, VI пар черепно-мозговых нервов и симеотики их поражения научить студентов определять основные синдромы и ставить топический диагноз.

Промежуточные цели

I. Студент должен знать к занятию:

1) анатомию и физиологию обонятельного, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов;

2) анатомию и физиологию глазодвигательных нервов;

3) симптомы поражения I, II, VIII, III, IV, VI пар черепно-мозговых нервов;

II. Студент должен овладеть в процессе занятия:

1) методикой исследования обоняния;

2) методикой исследования полей зрения;

3) методикой определения остроты слуха;

4) методикой исследования вестибулярных функций;

5) методикой исследования функций глазодвигательных нервов;

6) методикой исследования состояния вегетативной иннервации глаза.

III. На основе выявленных симптомов студент должен научиться определять синдром поражения соответствующих черепно-мозговых нервов.

IV. С учетом характера поражения черепно-мозговых нервов и сопутствующих симптомов поражения других отделов нервной системы студент должен научиться определять топику их поражения на различных уровнях.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Тесты I уровня

А. Тесты на различие

Вопрос Эталон ответа

I. Какие образования относятся к первичным центрам обонятельного

анализатора? I

1.Обонятельный треугольник. 1

2. Прозрачная перегородка.

3. Гиппокампова извилина. 4

4. Обонятельная луковица. 5

5. Обонятельный тракт.

II. Какие образования относятся к первичным зрительным центрам? II

1.Зрительный тракт.

2. Шпорная борозда. 3

3. Наружное коленчатое тело. 5

4. Зрительный нерв. 6

5. Подушка зрительного бугра.

6. Передние бугры четверохолмия.

III. Какие образования относятся к первичному слуховому центру? III

1. Спиральный ганглий.

2. Вентральное ядро. 5

3. Дорзальное ядро.

4. Латеральная петля. 6

5. Задние бугры четверохолмия.

6. Внутреннее коленчатое тело.

7. Извилина Гешля.

IV. Где располагается ядро блоко

Наши рекомендации