Броскость в социальном поведении
Броскость в социальном поведении рассматривается в качестве центрального признака при аутистическом расстройстве. Такие люди, как правило, не поддерживают социальных отношений и, прежде всего, со своими сверстниками. Порой кажется, что их больше интересуют вещи, чем люди. Все еще распространенным остается мнение, что ребенок с аутизмом избегает любого контакта с другими людьми. Данное суждение касается только определенной части больных. Ученые из Великобритании Лорна Уинг и Джудит Гоулд (1979) выделяли три группы. Первая соответствует классическому представлению: лица, которые отстраняются и сами не устанавливают никаких связей. Они не идут на инициируемый другими контакт, а напротив, активно сопротивляются таким контактам.
Вторая группа включает тех, которые ведут себя абсолютно пассивно: сами не устанавливают контакт, но охотно участвуют в общении, если другие начинают с ними общаться.
К третьей группе относятся лица, которые проявляют интерес к другим людям, сами вступают в контакт, но, с нашей точки зрения, странным, непонятным образом.
Эти три группы нельзя четко отделить друг от друга. В процессе развития возможен переход из одной группы в другую, из защитного поведения - в пассивное принятие, из пассивности - в активные действия по установлению контакта. Принадлежность человека с аутизмом к одной из данных групп зависит от тяжести состояния и умственных ограничений. Кроме того, у лиц первой группы может присутствовать также повышенная сенсорная чувствительность.
Существенным признаком, который тяжело описать (скорее он выражается в ощущении при общении с людьми-аутистами), является их ограниченная социальная взаимосвязь. Люди, не страдающие аутизмом, при общении друг с другом автоматически настраиваются на собеседника, учитывают в своем поведении предполагаемый эмоциональный настрой, психологическое состояние других людей, они интуитивно и постоянно подбирают соответствующую форму поведения. Естественно, проявление данной способности в популяции людей, не страдающих аутизмом, характеризуется большими различиями. Но у людей с аутизмом эта способность практически полностью отсутствует. Внутренний мир собеседника им представляется книгой за семью печатями, что находит отражение в коммуникации, которую мы воспринимаем как неумелую, тяжеловесную и поверхностную. Исследования Ю. Фрит и ее коллег, получившие название «теории сознания», подтвердили гипотезу о том, что людям с аутизмом свойственно недостаточное осознание психологического состояния других людей. Эта теория представляет собой одну из важных моделей объяснения социальных и коммуникативных особенностей людей с аутизмом (Фрит, 1992).
Как уже упоминалось, у людей с аутизмом есть трудности при инициировании и поддержании социальных взаимодействий. Пассивное поведение не всегда говорит о недостаточном интересе к другим. Оно может указывать также на неспособность преобразовать данный интерес в соответствующие и приводящие к успеху действия. Такие люди часто ориентированы на помощь других. Это объясняет, почему они чаще пытаются установить контакт с людьми, которые за ними ухаживают и которые, в отличие от их сверстников, всегда готовы оказать им такую помощь.
При установлении контакта и способности его поддерживать зрительный контакт играет существенную роль. Люди с аутизмом ведут себя необычно при установлении зрительного контакта. Либо они его полностью избегают, либо неподвижно смотрят куда-то, вместо того чтобы обращать внимание на других, а порой кажется, что они смотрят сквозь собеседника. С помощью зрительного контакта можно, с одной стороны, получать информацию об эмоциональном состоянии собеседника, а с другой, сообщать информацию и, таким образом, управлять поведением другого человека. Точный видеоанализ показал, что люди с аутизмом при взгляде в лицо собеседника рассматривают не области, которые богаты информацией, прежде всего глаза, а задерживаются на несущественных зонах или вообще их взгляд блуждает по окружающему их пространству. Им тяжело интерпретировать эмоциональное содержание выражения лица другого человека, поэтому они не могут адаптировать свое поведение относительно состояния собеседника.
У них также существуют большие трудности с распределением внимания, т.е. со способностью одновременно направлять свое внимание на другого человека и на предмет и тем самым вместе с этим человеком разделять интерес к этому предмету. Здесь также важен зрительный контакт, так как присутствует смена фокуса с предмета на человека. Проблемы с распределёнием внимания наряду с недостаточной реакцией на собственное имя являются одним из очевидных симптомов, который можно наблюдать уже в годовалом возрасте.
Проблемы с пониманием социальных правил - это следующая отличительная черта людей с аутизмом. Ориентация на отдельные аспекты, вместо умения ориентироваться в ситуации в целом, не дает им возможности распознать и оценить социальную ситуацию, в которой они находятся. Следующей преградой является «выведение» социальных правил, которые действуют в данной ситуации и обычно не называются явно, а должны пониматься преимущественно интуитивно, изучаться путем имитации и гибко применяться, т.е. в данном процессе участвуют все те способности, на которые отрицательно влияет аутизм.
Следствием этой проблемы являются трудности с адаптацией собственного поведения в соответствии с ситуацией. Люди, страдающие аутизмом, в своем поведении исключительно аутентичны, мало ориентируются на условия и ожидания общества, которые им часто неизвестны, или они не могут реагировать на них достаточно гибко. Таким образом, в нашем понимании их поведение зачастую странно или неприемлемо.
Броскость в коммуникации
Людям с аутизмом свойственны проблемы с обработкой и пониманием вербальной информации. Речь - это что-то абстрактное и мимолетное, поэтому эти ее особенности создают проблемы для таких людей. Их замедленная обработка получаемой вербальной информации не может успевать за скоростью речи и, прежде всего, в том случае, когда за один раз выдается слишком много информации. Краткие, четкие предложения они понимают лучше всего. Кроме того, при получении новых знаний обычно такая полезная связь действий с сопровождающими вербальными объяснениями у людей с аутизмом может вызвать дополнительное смятение, поскольку в этом случае необходима обработка информации по двум каналам одновременно: акустическому и визуальному.
У людей с аутизмом понимание требования или просьбы часто базируется на ситуационной взаимосвязи. Не слова дают информацию, а прежде всего визуальные (и прочие) раздражители, которые связаны с данной ситуацией и придают ей значение с точки зрения человека с аутизмом.
Все высказывания понимаются ими дословно. То, что скрывается за сказанными словами или «находится между строк», т.е. что не высказано четко, но подразумевается, такие люди понимают с большим трудом или вообще не понимают. Соответственно они с трудом понимают иронические замечания или шутки как таковые.
В общем, способность понимать речь подвержена сильным колебаниям, что в принципе действительно при обработке любой информации.
Около половины людей с аутизмом вообще не говорят или не пользуются активной речью. В отличие от неговорящих людей без аутизма они не пытаются компенсировать данный недостаток невербальными средствами, такими как мимика или жесты. Те, кто обладает достаточной речевой компетенцией, также обнаруживают серьезные коммуникативные проблемы. Например, у них часто возникают большие трудности с сообщением собственных потребностей. Порой кажется, что люди с аутизмом вообще не осознают «силу коммуникации», но они могут ее познать. Коммуникация в повседневной жизни служит в основном двум целям: с одной стороны, удовлетворение собственных потребностей, лучше всего это проявляется в просьбе, требовании или отказе, с другой, социальный контакт в его чистой форме - светский разговор. Использование языка или других средств с целью добиться удовлетворения своих потребностей предусматривает понимание причинно-следственной взаимосвязи, но понять такую взаимосвязь людям с аутизмом очень сложно, особенно тем, у кого есть тяжелые умственные ограничения. Различные события разделяются и рассматриваются ими независимо друг от друга. А желания вступать в контакт с другими, только ради самого общения у людей с аутизмом либо слишком мало, либо оно вообще отсутствует, так что незначительна и сама мотивация к коммуникации.
При наличии у людей с аутизмом хороших речевых способностей, другие люди хотя охотно и рассматриваются ими как слушатели, но настоящего диалога, при котором чередуются роли рассказчика и слушателя, и обе стороны учитывают друг друга, в большинстве случаев не получается. У них также отсутствует взаимозависимость. Кажется, люди с аутизмом не замечают, интересна собеседнику тема или нет. Особенно явно это проявляется в том, что такие люди обладают характерными специфическими интересами и, следовательно, ограниченным выбором тем для разговора.
Следующие необычные речевые признаки - это стереотипные высказывания, которые не всегда адекватны данной ситуации, собственные новые необычные слова, частые вопросы и эхолалия. Причем может идти речь о непосредственной эхолалии, т.е. о моментальном повторении услышанного, или о замедленной эхолалии - повторении услышанного по истечении определенного времени в ситуации, которую человек с аутизмом связывает с первоначальной ситуацией. Эхолалия, как правило, это не бессмысленное механическое повторение услышанного, в ней есть коммуникативный аспект, который, однако, не всегда понятен окружающим.
При игре заметно отсутствие способности к воображению. Игры «понарошку», ролевые игры или символическое использование практически не присутствуют у детей с аутизмом. У них также нет понимания того, что скрывается за «явным». Люди с аутизмом в значительной степени остаются привязанными к непосредственно очевидному.