Этические принципы психологического консультирования.
Принципы – правила/требования, реализация которых является обязательной. За рубежом за несоблюдение – лишние диплома/запрещение практической деятельности. У нас – этическая ответственность.
Проблема принципов:
· Объективная. Консультант ответственен с разных сторон перед разными лицами (клиент, общественность, члены семьи клиента, организация клиента, профессия в целом.
· Субъективная. Не существует единого кодекса. Есть во многих странах/направлениях, но они разнятся. Объяснение: нет однозначных ответов на этические проблемы, они очень сложны. Этически противоречивые ситуации возникают постоянно. По данному поводу написано много литературы. Этические принципы меняются с развитием общества. Противоречия в решение данных проблем подталкивает исследователей их пересматривать.
Важность кодексов/соблюдение принципов – один из факторов успешности консультирования.
Усреднённый вариант кодекса в нашей стране (Бодалев, Столин, Алёшина):
· Доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту (ещё Роджерс предложил; умение слушать, не осуждать, стараться понять, дать помощь каждому, кто за ней пришёл).
· Ориентация на нормы и ценности клиента (опираться не на социально принятые нормы и правила, а на жизненные принципы, идеалы клиентов. Критическое отношение к клиенту приводит к его замыканию. Не значит, что мы перекрываем развитие ценностной сферы. Лишь по настоящему принимая и уважая цели клиента, можно на них воздействовать, если они мешают человеку в жизни, и тогда, когда человек готов их услышать и принять).
· Запрет давать советы (давать гарантированные советы невозможно, жизнь уникальна и непредсказуема. Нельзя брать на себя ответственность, это мешает развитию личности клиента).
· Конфиденциальность/анонимность (информация не передаётся в организации/частным лицам без согласия клиента. Использование информации лишь в профессиональных целях. Анонимен факт прихода человека на приём. Но принцип относителен, имеет границы, о которых клиент предупреждается заранее. Граница – угроза, риск для чьей-то жизни (своей, чужой, консультанта). За границей, конфиденциальность ограничивается правами третьих лиц и общества в случаях: преступных действий, насилия, развращения, инцеста, участие клиента в распространении наркотиков. У нас – предпочтение конфиденциальности.
· Разграничение или запрет на дружеские отношения с клиентом. Ловушки оказывать помощь близким и друзьям или вступить в близкие отношения с клиентом. Очень легко оказаться в дружеских отношениях потому что искренне понимающие и принимающие отношения консультанта и клиента способствуют сближению и формируют у клиента потребность в общении с консультантом. До конца профессиональную помощь консультант может оказывать объективную помощь только сохраняя отстроненную позицию оставляя свою жизнь потребности и интересы в стороне.
· Перенос естественным образом прогнозируется в консультирование и при переходе в психотерапию предлагают это как критерий. Терапевт нацелен на то чтобы как можно быстрее происходил перенос у клиента и исследовался для повышения осознанности. Перенос возможен в случае если много чего неизвестно о консультанте, чтобы происходило свободное фантазирование о консультанте. Нельзя давать много информации о себе. В зарубежной литературе не столь однозначное отношение к раскрытию консультанта особенно в рамках групповой психотерапии и консультирования. Очень много плюсов в открытости, стимулирует клиента, группа становится более сплоченной. Ялом предлагает исходить из ситуации и людей.
· О допустимости телесных контактов разное мнение. Запрещены сексуальные контакты. Рекомендуют избегать телесных контактов. Если случились сексуальные отношения нужно прервав процесс консультирования передав клиента другому специалисту. Это обманутость клиента, абсолютно не осознается клиентом тот факт что консультант и терапевт профессионально его слушает, это полное принятие именно того, что не случается в жизни. Это влечение возникает не на личность, а на профессионала, клиент этого не осознаёт. Сближение это естественный процесс в консультировании. Злоупотребление ролью консультанта использование клиента, эксплуатация в личных целях для дальнейших личных отношений. У клиента снимаются защиты, раскрывают фантазии чувства тайные желания. Это иллюзорные нереальные отношения, невротические переживания. Если терапия не прекращается, то развивается крайняя зависимость.
· Включённость клиента в процесс консультирования (активность). Клиент должен чувствовать себя максимально включённым, ярко эмоционально все переживать, ему должно быть все понятно и интересно. Включённость должна превалировать над другими целями.
· Во многих других отечественных кодексах вставляют информирование о процессе. Во время первой встречи консультант обязан информировать клиента обо всех особенностях. Обязанность консультанта правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности - не вселять пустых надежд, не использовать неосвоенных методик. Если мы не справляемся необходимо передать клиента более опытному консультанту. Кодексы по разному звучат в зависимости от направления в котором работает специалист и терминологии.