Соотношения понятий «психотерапия» и «психологическое консультирование»: сходства и различия
1. Консультирование и психотерапия могут пониматься как синонимы (Труа, кархов, паттерсон, кори, роджерс, Джоунс). Слабые аргументы: специалисту трудно оценить занимается он в данный момент консультированием или психотерапией, специальная литература выходит с названиями, указывающими на трудность разделения. Сильные аргументы: выделение сходств между психотерапией и консультированием, цель - поддерживающая; помощь основывается на взаимодействии между специалистом и клиентом, при этом важно без активности и мотивации клиента невозможно ни то ни другое; одна и та же теоретическая база общие методы и теоретические модели и принципы; одинаково подчеркивается необходимость ценить клиента как личность , выслушивать его сочувственно; существуют одинаковые требования к личности психотерапевтах и консультанта; используют одинаковые профессиональные навыки.
2. Знак равенства между психотерапией и консультированием ставить нельзя. Алёшина, бондаренко, василюк. Слабые аргументы: несмотря на вышеперечисленные сходства профессии психотерапевтах и консультанта существуют как отдельные в большинстве стран.
Сильные аргументы различия:
3. По степени расстройства психики (врачебная психотерапия имеет дело с более тяжелыми расстройствами психики, неврачебная с расстройствами средней и легкой степени тяжести или с пограничной норме (неврозы), консультирование с нормой).
Приведенный ниже рисунок из работы Клопфера изображает непрерывный диапазон нормальных, невротических и психотических состояний. На рис. отмечено, что невротик напрягает свою защиту до переломной точки, прежде чем его функции соотнесения восприятия с реальностью окончательно ухудшаются. Среднестатистический невротик до психотерапии обладает мощной защитной оболочкой. С другой стороны, психотический индивидуум отличается слабостью защиты, малой силой эго и слабым контактом с реальностью.
Континуум «эго-защита-норма-невроз-психоз» (адаптировано из Клопфера)
Зона психологического риска - жизненная ситуация в которых людях склонны к психическим и нервным заболеваниям рискуют заболеть, более здоровые выходят из этих ситуаций с чувством усталости.
• В случае отказа от концепции болезни. Консультирование отказывается от разграничения нормы и патологии, оно ориентировано на здоровую часть любой личности. Отсутствие четкой границы между нормой и патологией.
4. По мере ответственности или по требованию к клиенту. Выбор формы психологической помощи зависит от степени изменений в психике человека, возможна разная мера ответственности которую может вынести сам клиент в данный момент жизни. Клиент в консультировании несёт более высокую меру ответственности чем в психотерапии. Клиент в консультировании находится в границах нормы и это значит что он адекватно ориентируется в своей проблемной жизненной ситуации и в ситуации общения с консультантом.
5. По акцентам в цели или по параметрам ситуативности. Психотерапевты больше делают акцент в цели на личные перемены в клиенте, внутриличнностные изменения (встроить инсайты в структуру личности, выработать умение справляться с чувствами). Консультанты стремятся прежде всего помочь людям в использовании уже имеющихся ресурсов и в развитии личности и поведения. Консультирование больше нацелено на решение проблем в этом смысле более ситуативно, цель адаптация, а психотерапия менее ситуативно, предполагает перестройку личности в целом, цель реадаптация новыми способами.
6. По глубине работы
7. По ориентации на психику: в консультировании больше работают с областью сознания, в психотерапии с бессознательным. Основная задача консультирования заставить клиента посмотреть на свои проблемы со стороны. Психотерапия меньше опирается на ресурсы, поэтому обсуждаются не только актуальные ситуации больше используются работы с бессознательным (снами, рисунками). Больше вскрываются причины патогенных переживаний и поведения. Уделяется внимание анализу отношений клиента и терапевта.
8. По локусу жалоб клиента. По Алешиной возможность глубоко или менее глубоко работать с человеком видна уже в начале работы по различиям в том как они жалуются. Клиенты психолога консультанта обычно подчеркивают негативную роль других людей в ситуациях сложности. Клиенты психотерапевта их волнует жалобы собственной неспособности. Клиент уже проделал работу по осмыслению. Ответственность взята на себя и он готов к более глубокому самопознанию.
9. По временному параметру. Консультирование более краткосрочное чем психотерапия. Консультирование от 1 до 10 встреч. Психотерапия может длиться годами, среднее 2 года. Существуют мгновенные психотерапевтические техники. Психоанализ очень долговременные. Консультирование ориентируется на настоящее и будущее. Психотерапия ориентирована на прошлое и настоящее.
11. Единый континуум психотерапии и консультирования. Невозможно четко разделить.
12. Количественное отличите в средствах воздействия. Консультирование и психотерапия качественно не отличаются друг от друга, отличие только количественное. Отличие в том что терапевты больше чем консультанты слушают своих клиентов и меньше тратят время на информирование.
13. По ценностному участию консультанта. Консультирование акцентируется больше на этом чем психотерапия, хотя отклоняется навязывание ценностей и там и там.
14. По типам клиентов. У консультанта более широкий круг клиентов чем у психотерапевта. У консультанта почти любой человек а у психотерапевта более узкий потому что должен быть сформирован высокий уровень рефлексии, материальные возможности оплачивать терапию, выше мотивация чем у клиента, возможность выделить свободное время. При этом более узкий круг клиентов больше длительность работы у психотерапевта значительно расширяет круг решаемых проблем, он становится в определенном смысле безграничным.
15. Подготовка специалистов и по требованиям. Консультанту требования психологический диплом или диплом о смежном образовании плюс глубокая подготовка повышение квалификации, специальная подготовка по консультированию включая работу под руководством супервизором. Требования к психотерапевту: медицинские знания, больше опыт работы пол руководством супервизора, длительный опыт личной психотерапии.
Проблема психической нормы
Психическое здоровье:
· норма (критерий) - отсутствие патологии (симптомов, мешающих адаптации человека в обществе);
· ненорма - психическая болезнь.
Психологическое здоровье - психологические аспекты психического здоровья, необходимое условие полноценного функционирования и развития человека как личности в процессе его жизнедеятельности (И.В.Дубровина).
И.В.Дубровина пишет дословно следующее: «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом…»
Психологическое здоровье:
Норма (критерий):
- присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию; это образ, ориентир для организации психолого-педагогических условий ее достижения, необходим для психологической поддержки;
- это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи;
- это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п.; между человеком и окружающими людьми, природой, космосом; между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями (при этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс);
- центральная характеристика психологически здорового человека - саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспособления субъекта как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям;
- сохранность функций внешней и внутренней регуляции (М.С. Роговин);
- личностно-смысловое здоровье, индивидуально-психологическое здоровье как способность строить адекватные способы смысловых устремлений, и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности (Б.С. Братусь);
- способность поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации (О.В. Хухлаева).
Статистический критерий нормы — это выборочное среднее, графически изображаемое нормальной кривой. По этому критерию ненормой является все то, что не входит в среднестатистический показатель (обычно 1/4 выборки по оси x слева и справа от оси y на графике). То есть по этому критерию ненормальным будет считаться отклонение не только в сторону низких, но и в сторону высоких показателей относительно нормы. Таким образом, в соответствии с этим критерием, патологией нужно признавать не только, например, умственную отсталость, но и чрезвычайную одаренность.
Статистические критерии применяются в количественных методах исследования, но не всегда подходят для качественных методов. Кроме того, на вопрос о норме целого статистические критерии достоверно отвечают только по 1-2 показателям. При том, что любое целостное явление подразумевает комплексный подход, количественное комплексное исследование должно быть многофакторным. Однако степень валидности статистических критериев снижается с увеличением количества факторов, измеряемых одновременно.
Субъективный критерий как собственно психологический. Одним из первых критериев нормы и патологии является критерий, который упомянут последним: субъективное восприятие. В. В. Лучков и В. Р. Рокитянский описывают этот критерий под названием «субъективный отчет». Подтвержая значимость субъективного критерия, Б. С. Братусь в качестве основы изучения проблемы выдвигает понятие «личность», утверждая что нормальным для человека являются собственно человеческие проявления, а именно – личностное развитие, выражающееся в процессе самоосуществления.
В психиатрии именно субъективный критерий считается основанием для помещения больного в клинику, исключая некоторые случаи, предусматривающие принудительное лечение. Почему? Ведь, по многим другим критериям, психическая болезнь подразумевает неспособность психически больного к адекватной самооценке, критика к своему состоянию сохраняется далеко не всегда, и способность больного к самостоятельному принятию жизненно важных решений и оценке своего состояния должна бы ставиться под сомнение в первую очередь. Возможно в большинстве случаев при первичном поступлении врач не может принять на себя ответственность за благоприятный исход течения болезни. Однако, возможно, есть еще и другое объяснение. Психическая болезнь, относящаяся к разряду психиатрических заболеваний, характеризуется в основном эндогенными причинами ее возникновения. И зачастую ни один человек, даже из ближайшего окружения, не способен понять состояния психически больного человека, его мыслей, слов и поступков. А значит – и принять за него решение о необходимости лечения. И в таких случаях только субъективно ощущаемый самим больным свой собственный внутренний критерий может подсказывать ему, необходимо ему психиатрическое лечение, или нет.
Таким образом, в соответствии с субъективным критерием, человек психически болен, если он сам считает себя психически больным. И если он считает себя психически здоровым, то он здоров. В то же время, этот критерий может противоречить критерию сохранности критичности: если человек считает себя здоровым, но при этом налицо явные изменения патологического свойства, то его позитивная самооценка может означать лишь утрату критичности.
Модели психической нормы в современной психотерапии и консультировании (по Дж. Энрайту) и их характеристика:
· Есть три фундаментально различных представления об улучшении в человеческой жизни. Одно - патологическая модель. С этой точки зрения, если что-то не в порядке, вы рассматриваетесь как больной, находящийся ниже нормы. С помощью лечения возможно вернуться в состояние здоровья, состояние "о'кей". Обычно считается необходимой внешняя помощь, хотя возможность "самолечения" допускается теоретически.
· Во второй модели, модели роста, вы рассматриваетесь, как человек в норме, человек "о'кей", но возможно больше, вы можете начать с нормального состояния и прийти к чему-то лучшему (впрочем, оттенок чувств, связанных с первой моделью, проявляется и здесь: быть в норме не так "о'кей", как быть выше нормы). Внешняя помощь считается полезной для роста, но не столь необходимой, как в патологической модели. Не всегда необходимым, но часто встречающимся представлением является предположение, что рост требует усилия, как при наличии, так и при отсутствии помощи.
· С третьей точки зрения, модели просветления, нет необходимости что-либо делать. Нет нормы и нет места, куда надо идти. Вы уже совершенны, всегда были и всегда будете совершенны. Форма совершенства может изменяться, но то, что вы "О'кей", не зависит от формы. Бутон - это совершенный бутон, а не несовершенная роза. Все, что необходимо, - сдвиг восприятия, видения. Разумеется, в течение жизни вы будете болеть и выздоравливать, заметите рост и будете постоянно меняться. Но все это не имеет никакого отношения к возможности реального переживания правильности и правоты того, каковы вы и где находитесь, включая состояние "болезни", отсутствие роста (как будто это возможно). С этой точки зрения нет "улучшения", "роста", "изменения", "разрешения проблем", есть только пробуждение и видение, что проблемы не о'кейности - это иллюзии. Фриц высказал это очень ясно в работе "Гештальт-терапия и человеческие потенции" (сб. Стивенса, 1975). "При успешном лечении невротик пробуждается от своего транса или миража. В дзен-буддизме этот момент называется большим пробуждением (сатори). В гештальт-терапии пациент переживает много меньших пробуждений. Приходя в чувство, он часто видит мир ярко и ясно".
Ненорма - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Уровни психологического здоровья (О.В. Хухлаева)
Высший уровень - креативный - устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий.
Средний уровень - адаптивный - адаптированность к социуму в целом сопровождается повышенным уровнем тревожности, это группа риска, поскольку не имеет запаса прочности психологического здоровья.
Низший уровень - дезадаптивный (или ассимилятивно- аккомодативный) - с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации; внутренние проблемы не решаются; используются для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства.
Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим интересам, желаниям, возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.
Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям в ущерб интересам других. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.