Специальные упражнения для детей с гемиплегией
Боковая защитная выпрямительная реакция важна, когда дети садятся и начинают играть в положении сидя. Их навыки удержания равновесия пока еще не отточены, и они легко заваливаются набок. Вытянутая рука может их спасти или, по крайней мере, смягчить падение. Позже, когда дети начнут вставать и ходить, боковая защитная выпрямительная реакция убережет их голову, если они будут падать в сторону.
Дети с хорошей передней защитной выпрямительной реакцией после небольшой тренировки могут обрести боковую реакцию. Однако дети, обладающие неравноценными навыками рук, особенно дети с гемиплегией, нуждаются в особой подготовке. Дети с правосторонней гемиплегией без проблем овладеют передней защитной выпрямительной реакцией, а также левосторонней, но им нужна особая подготовка, чтобы развить защитную реакцию для правой руки. Соответственно детям с левосторонней гемиплегией нужна тренировка левой руки.
Если у вас ребенок с гемиплегией, физиотерапевт наверняка захочет, чтобы вы начали отрабатывать с ребенком весовые нагрузки на пораженную руку как можно скорее. Чем раньше начать тренировки, тем более эффективными они будут – и тем быстрее ваш ребенок достигнет результата. Они дадут фору пораженной руке и предотвратят ситуацию, когда ребенок будет избегать ее использования. Также это облегчит задачу вам. Ребенку нравится сидеть с вашей поддержкой. Возможно, он не будет возражать против опоры на пораженную руку, если вы окажете ему помощь, в которой он нуждается. Однако ребенок постарше уже может иметь свое мнение, не совпадающее с вашим.
Отрабатывайте упражнения в соответствии с предписаниями физиотерапевта и следуйте всем его особым указаниям.
Весовая нагрузка на вытянутую руку в положении сидя
1. Сядьте на пол и посадите ребенка между ваших ног лицом от вас на небольшом расстоянии.
2. Поместите открытую левую ладонь на внутреннюю сторону верхней части правой руки вашего ребенка. С помощью пальцев распрямите его локоть.
3. Другой рукой раскройте его правую ладонь и поместите ее на пол.
4. После того как ваш ребенок оказался в правильном положении сидя с опорой на руку, поддержите его правый локоть правой рукой. Поместите игрушку в пределах легкого доступа и позвольте ему играть левой рукой.
5. Пусть ребенок играет в этом положении в течение двух минут – или столько, сколько ему захочется. Уменьшите вашу поддержку, если он хорошо справляется.
Поменяйте стороны, чтобы поупражнять левую руку.
Если ваш ребенок сжимает ладонь в кулак, попробуйте следующее: скользните своей открытой правой ладонью по его запястью в его ладонь, чтобы открыть ее. Поместите тыльную сторону своей открытой ладони на пол, чтобы ребенок опирался на вашу открытую ладонь своей (рис. 9.6 ). Пусть он какое‑то время так посидит. Если его ладонь остается открытой, вытащите свою, чтобы его ладонь касалась пола.
Если рука вашего ребенка очень слаба или спастична, ваш физиотерапевт, возможно, порекомендует вам надеть на его руку мягкую лонгету в ходе занятия.
ВНИМАНИЕ : не ожидайте быстрого прогресса при выполнении этого упражнения. Скорее всего, на достижение результата вам потребуется больше месяца ежедневной практики.
Рис. 9.6
Боковое касание одной рукой
После того как дети научатся поддерживать себя сбоку одной рукой, они готовы к двум следующим упражнениям. Делайте их в соответствии с предписаниями физиотерапевта и следуйте всем его особым указаниям.
1. Ребенок сидит лицом от вас.
2. Держите его за верхние части рук и двигайте вправо, чтобы он коснулся правой рукой пола.
Повторяйте 10 раз.
Когда ребенок начнет хорошо справляться с упражнением, меньше направляйте его правую руку и делайте боковое движение в более быстром темпе (рис. 9.7 ). Поменяйте стороны, если вам нужно потренировать левую руку.
Рис. 9.7