Концентрация изменений: другие стороны гештальт-терапии.
В этой главе мы охватим некоторые другие стороны гештальт-терапии. Речь пойдет об экспериментировании, домашнем задании, застревании и движении; ответственности, целеустремлённости и принятии решения. В целом, свободно выражаясь, можно сказать, что все эти аспекты имеют общее: «Я отвечаю за свою жизнь».
Экспериментирование. Гештальт-терапия часто описывается с помощью трех «Э»: экзистенциальная, экспериментальная и опытная (Experience - англ. яз. Прим. переводчика). Обычно эти три «Э" перекрывают друг друга. Существовать подразумевает получать опыт и экспериментировать (в большей или меньшей степени). Экспериментиро-
вать означает переживать опыт Вашего существования новым образом. А действительно переживать опыт это значит экспериментировать с Вашим существованием. В гештальт-терапии значительная часть задачи терапевта и клиента - создать эксперименты, которые будут помогать клиенту осознавать его старые и фиксированные модели, а также позволят
ему получать опыт и оценивать некоторые новые пути жизни и отношений. Гештальт - терапия всегда открыта для экспериментирования любыми креативными способами, когда это может быть полезно, в отличие от традиционных разговорных терапий. Терапевтический эксперимент может включать: бормотание, ручную борьбу, рисование картин, прогулку, объятие, выкрикивание «нет» и т. д. Мастерство создания терапевтиче-
ского эксперимента состоит в разрешении эксперименту возникнуть из непосредственного контекста. Большинство историй, уже изложенных в предыдущих главах, содержат такие эксперименты. Здесь еще один.
Идет воскресный марафон для пар, в котором я – клиент. Я здесь с любимой женщиной, чтобы работать над нашими отношениями. Но прямо сейчас фокус моего внимания на себе. Особенно на моем сопротивлении быть спонтанно радостным. Занятие близится к концу, я расслабленный и усталый. Группа сидит большим кругом, звучит ритмичная музыка греческого типа. Я чувствую желание встать и танцевать, но я смущаюсь. Я понуждаю себя встать и попробовать. Я сопротивляюсь. Я двигаюсь немного и сопротивляюсь больше. Музыка уже почти закончилась. Я злюсь на себя за упрямое сидение. «Подожди!» - кричу я и встаю, и танцую неуклюже, но счастливо.
Я вытягиваю танцевать свою подругу, и мы празднуем, затем каждый из нас хватает кого-то еще, и скоро почти все танцуют. Я был очень доволен.
Итак, эксперимент был спланирован (мной), чтобы помочь мне пережить отличный (от моего обычного) способ бытия и отношений. Я придумал этот эксперимент сам, он пришел из моего неудачного импульса танцевать, из моей робости и последующей самонеудовлетворенности. Я чему-то научился.
Вы и Ваш терапевт будете, возможно, придумывать эксперименты в процессе терапии. Эксперимент может быть большой или маленький, такой маленький, как глубокий вдох, или такой большой, как поездка в Индию, но в любом случае он даст Вам возможность чему-то научиться.
Домашнее задание. Гештальт-терапия часто включает домашнее задание. Наряду с экспериментом, который проводится на сессии, терапевт может давать домашнее задание, которое он создает сам или в сотрудничестве с клиентом. В основном имеются две причины для домашнего задания. Первая - собрать вместе данные, полученные в терапии; вторая - развивать новые навыки. Возьмем, к примеру, такое качество как уверенность в себе. Предположим, что клиент озабочен своей неуверенностью в себе. Мы можем работать с этим на сессии и/или придумать некоторое домашнее задание, чтобы больше узнать о том, насколько клиент уверен или неуверен в себе в реальной жизни, и как он чувствует и думает во время этого процесса.
Джо хочет быть более уверенным в себе. Ему нравится делать покупки. Мы договариваемся, что всякий раз, когда он будет покупать что-либо между сессиями, он будет стараться делать это более уверенно. На следующую сессию он пришел разочарованный, так как он позволил продавцу шин уговорить его сделать покупку, в то время как он хотел достать такие же шины где-то подешевле. Исследуя и переживая
вновь эту сцену, он выяснил: во-первых, он очень тревожился о своем престиже в магазине; во-вторых, его преследовали старые детские воспоминания о неуверенном поведении. Итак, мы имеем много данных для работы.
Упражнения.
1. Над чем Вы работаете сейчас в терапии? Годится ли этот материал для того, чтобы собирать данные или развивать навыки, используя домашнее задание! Если да, то напишите здесь домашнее задание для себя:
2. Выполните его, когда Вам будет удобно. Опишите результат.
3. Вы научились чему-то, что поможет Вам работать дальше?
Застревание и движение.Так часто бывает в терапии и в жизни, что мы чувствуем, что застряли. Или мы не идем никуда вообще, или мы еще ходим взад и вперед: продвигаемся и принимаем решение в один день, а на следующий - идем назад и меняем наше мнение. Возможно, мы застряли с головоломкой по 'поводу нас самих. Или просто застряли, потому что ничего не происходит в терапии: нет снов, нет сильных чувств, нет фокусных вопросов. Это отвратительное, фрустрирующее состояние.
Ах, было бы большой мудростью прямо сейчас знать, что с этим делать, и дать Вам формулу, как освободиться от Вашего застревания. И я знаю, что делать: чтобы избавиться от застревания, нужно стать им, принять Ваше застревание, быть с ним в хороших отношениях. Великий совет: стань застреванием. «Но я уже застрял, ты, задница»! - это Ваш ответ и он вполне подходящий. Но Вы недостаточно поняли смысл моего сообщения: заинтересуйтесь Вашим состоянием, поживите в нем, исследуйте его, доверяйте Вашему естественному процессу. Момент, энергия, время для трудной работы настанет. Это может быть сновидение, чувство, фокусирование, экспериментирование, риск - любое состояние. Тогда развяжите канаты, разверните паруса и выплывайте в не отмеченные на карте воды, испуганно и отважно.
Я действительно болезненно застрял. Моя женщина хочет простора - чтобы исследовать себя, чтобы экспериментировать с жизнью, чтобы расти, чтобы учиться. Однажды я сказал: «Да, иди, я поддержу тебя». На следующий день я сказал: «Не оставляй меня одного». Я доказывал, умолял, обосновывал, плакал - совершал все трюки, которые, как я мог думать, защитят меня от моего страха быть покинутым.
Выдался на редкость плохой день, в течение которого я чувствовал обжигающую боль внутри весь день. Я был особенно противный и злой в споре с ней и выиграл возмущенное принятие от нее моей непрочной позиции. Я эмоционально измучился от моих колебаний и ссор. Я иду в кино, смотрю «Ганди», но сосредоточен на ее эгоизме. Я просыпаюсь в три часа утра от болезненного сна об одном из моих детей - слезы горячо заструились по моему лицу, спазмы разрывают мои внутренности, я призываю её имя, отчаянно, умоляюще, по-детски ... по-детски ... по-детски. Я, подобно маленькому ребенку, боюсь, что мама не будет любить меня больше, потому что приходит новый ребенок. Я представляю маму, которую я схватил: «Мама, не покидай меня. Стань здесь. Я боюсь, что ты никогда не придешь назад». Я заснул измученный.
На следующий день боль вернулась, она продолжалась весь день. Потом вечером моя женщина приходит в мой дом - сдержанная, вежливая, возмущенная. Мы говорим интимно, еще сдержанно - честно. Она хочет расстояния, я хочу близости. Наконец, я понимаю, чтобы иметь шанс для близости, я должен рисковать опасностью расстояния. Я ушел из застревания. Испуганно, но свободно я произношу слова: «Иди, иди, люблю тебя, я поддержу тебя. Я буду здесь для тебя, когда ты вернешься» (мама, иди к твоему новому дитяти, наслаждайся им, я буду ждать с нетерпением, когда ты вернешься, возможно, я смогу научиться любить моего маленького брата тоже).
Я свободен от застревания - еще испуган, временами одинок, но двигаюсь.
Это общая формула - неопределенная, но ясная. Живите в застревании, материал для работы будет проявляться - используйте его, чувствуйте его, рискуйте.
Ответственность, целеустремленность и решения. Это три больших понятия в гештальт-терапии. Они взаимно соотносятся, поэтому я буду говорить о них вместе. Первое - понятие личной ответственности. Я ответственен за качество и направление моей жизни. Я могу попытаться обойти это, используя безличный язык (см. 2 главу) и оправдания, но, в конечном счете, я должен овладеть этим, в основном я создаю мое существование, мои действия имеют цель и мое поведение образует решения. Это противоположно безделью.
О.: Что ты делал сегодня?
А.: Ничего.
О.: Ничего?
А.: Ничего.
О.: Тебе нужно делать что-либо?
А.: Нет, ничего; я только пошлялся вокруг дома, много спал, ел немного, смотрел телевизор.
О.: О, так ты хотел расслабиться, отдохнуть и полениться?
А.: Да, хотел. Я полагаю, ты можешь объяснить это таким образом.
О.: Я могу и я объясняю. Ты решил отреагировать на свою усталость, специально делая вещи, которые могли бы восстановить и освежить тебя. Это подходит?
А.: Правильно, да, О.
Можно конкретизировать и распространить этот диалог на многие фрагменты нашей жизни, включая такие маленькие, как вышеприведенный эпизод, и такие большие, как карьера и отношения и т. д.
Это не только случается, мы делаем это. Все эти вопросы, эксперименты, определяют цель терапии - действовать с осознанием, развить больше навыков, контролировать слово «Оно». Исключение составляет, конечно, то, что здесь не оно, здесь я. Это горькая таблетка, ее трудно проглотить, но я есть тот, кто я есть, потому что я выбрал эту дорогу. Если я не желаю больше оправдывать изнурительную ворчащую, полную стона и отчаяния жизнь,и, наконец, посмотреть на себя без страха, если я действительно хочу измениться, я могу. Если я не хорош - это мой выбор.
P.S. Еще никто не говорил, что это было легко.
Глава 8.
Смысл всего нового.
Слово «Гештальт» значит целое[7] и одна из главных целей терапии дать картину или чувствование Вас как целого. Другими словами, что Вы представляете собой как целое! Какой Ваш полный портрет? Это требует многих размышлений, многих чувств и много руководства от терапевта.
Вместе мы ищем существенный принцип Вашего бытия, основные темы Вашей жизни, исследуем их происхождение в детстве или позднее, их выражение в настоящем и пути, которыми они могу быть изменены. Все предыдущие техники и понятия могут быть полезны в этом исследовании. Еще один метод, который мы пока не упоминали, называется «раннее решение». На самом деле это - искусственное образование, мы
не ищем предыдущие ранние решения, сделанные за одну минуту, (хотя изредка они случаются). Вместо этого мы используем профессиональные навыки, чтобы создать темы для раннего решения.
Я исследовал в терапии одно из моих ранних решений - преследовать женщин, которые были недостижимы или наверняка очень трудно достижимы, поскольку они уже были вовлечены в отношения с другим мужчиной или имели некоторые жизненные цели, несовместимые со мной и т. д. Легко достижимые женщины обычно надоедали мне очень быстро: нет вызова - нет интереса. Исследуя мое детство, мы выяснили, что «раннее решение» выросло из проблемы взаимоотношений с моей матерью, возникшей с рождением брата, когда мне было всего 14 месяцев. Я выражал его через борьбу за любовь мамы с помощью болезни, плохого поведения и т. д. Легко увидеть обе –позитивную и негативную стороны этого «идущего за проблемой» решения. Иногда они частично совпадают, и я путаюсь. Например, когда преследование кого-то есть
здоровое стремление, и когда это достигает точки невротического битья головой о каменную стену?
Ищите в Вашей собственной терапии появление Ваших жизненных тем. Возможно, они не придут сразу, но постепенно возникнут, благодаря различной работе, которую Вы делаете. Эти главные темы относятся к Вашим отношениям с людьми и к окружающему. Они говорят о контакте, чувствах, достижении, целях и т. д. Возьмите в руки свое Я - это очень центрирует и стабилизирует. Тревога или трудное время не исключается, но обычно меняется восприятие катастрофы и паники на управляемое восприятие чувства разочарования, боли или печали. Когда эти темы и их происхождение станут яснее, можно будет запланировать направление для их изменения и затем продвинуться вперед.
Это все требует времени и это непросто.
Глава 9.