Существенные признаки классификации лекарственных препаратов
(фармацевтических товаров):
1) фармакологическое действие (желчегонные, бронхолитические и т.д.),
2) химическая структура (производные ароматических кислот, производные пурина и т.д.),
3) лекарственная форма (таблетки, мази, растворы и т.д.),
4) условия хранения (ЛС, требующие защиты от света; ЛС, требующие защиты от повышенной температуры и т.д.),
5) форма выпуска, т.е. дозировка и количество штук (таб. по 0,5 г № 10; ампулы 1% – 1 мл № 5 и т.д.),
6) требуемые методы анализа (биологическая стандартизация, хроматография и т.д.).
Существенные признаки классификации химических реактивов:
1) назначение, включая состав (растворители, реактивы для биологического тестирования и т.д.),
2) квалификация, т.е. степень чистоты (химически чистый, чистый для анализа и т.д.),
3) фасовка, т.е. вид тары и количество (банки стеклянные по 100 г, пакеты полиэтиленовые по 500 г и т.д.).
№17.
Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации.
Код– это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки (подмножества) или самого объекта классификации (например, конкретного товара).
Назначение кода:
1) код позволяет избегать сложных и разных наименований товаров,
2) код является необходимым условием автоматизации различных товароведческих операций путем применения компьютерной техники,
3) код облегчает проведение маркетинговых исследований.
Код должен быть:
1) кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции,
2) наглядным,
3) легко расшифровываться.
При кодировании применяются следующие системы:
1) цифровая,
2) буквенно-цифровая,
3) штриховая,
4) магнитная,
5) радиочастотная.
Цифровая система кодирования может быть:
1) порядковая (товарам присваиваются коды в порядке их расположения без классификации),
2) десятичная и сотенная (используется при классификации и предполагает необходимость выделения каждому классу 10 или 100 цифр),
3) серийная (каждой классификационной группе присваивается серия номеров без какого-либо ограничения),
4) комбинированная (при построении кода используются разные системы условных обозначений).
Методы цифровой системы кодирования:
При кодировании товаров используют следующие методы:
1) классификационный,
2) регистрационный.
1. Классификационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое на основе классификации товаров.
Соответственно существуют 2 типа классификационного метода кодирования:
а) последовательный – это метод кодирования, в основе которого лежит иерархический метод классификации,
б) параллельный – это метод кодирования, в основе которого лежит фасетный метод классификации.
2. Регистрационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначением служат натуральные числа. Это наиболее простой метод кодирования, т.к. регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации товаров.
Классификатор – это официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации.
Рассмотрим структуру классификаторов на примере Общероссийского классификатора продукции (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и т.д.
ОКП представляет собой систематизированный свод 12-разрядных (т.е. 12-значных) кодов и наименований группировок (подмножеств) продукции, построенных по иерархической системе классификации.
ОКП состоит из 3-х частей:
1) классификационная часть (К-ОКП) – состоит из 6 разрядов (цифр),
2) ассортиментная часть (А-ОКП) – состоит из 4 разрядов (цифр),
3) контрольное число (КЧ) – состоит из 2 разрядов (цифр).
Классификационная часть ОКПсодержит 6-значный цифровой код и представляет собой перечень построенных по иерархическому методу классификационных группировок (подмножеств): классов, подклассов, групп, подгрупп, видов.
Ассортиментная часть ОКПсодержит закодированный ассортимент продукции определенных типов, марок, параметров, вариантов исполнения, лекарственных форм, комплектации и т.д. В некоторых случаях она соответствует таким классификационным группировкам (подмножествам) как подвид и разновидность.
Контрольное число предназначено для обнаружения ошибок при записи кодов на первичные документы, технические носители информации, при передаче их по техническим каналам связи и вводе в ЭВМ.
Структура кода ОКП приведена в следующем примере:
9 3 1 5 2 2 1 2 6 6 1 0
93 – класс (медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения),
1 – подкласс (препараты химико-фармацевтические с общей структурой и полупродукты для производства медикаментов),
5 – группа (препараты сульфаниламиды),
2 – подгруппа (гетероциклические производные сульфаниламида),
2 – вид (норсульфазол).
На этом классификационная часть ОКП закончилась. Следующие 4 разряда – это ассортиментная часть ОКП:
12 – порядковый номер в группе при регистрации (в данном случае соответствует лекарственной форме с дозировкой и формой выпуска: Таб. 0,25 № 10 в контурной упаковке),
66 – фармакотерапевтическая группа для ЛС (в данном случае: сульфаниламидные препараты) или ассортиментная.
Следующие 2 разряда – это контрольное число:
10 – контрольное число.
Расчет контрольного числа производится по специальному алгоритму:
1) пронумеровать по порядку каждый разряд (цифру) классификационной и ассортиментной частей кода (1,2,3…10),
2) умножить каждый разряд кода на соответствующую по порядку цифру,
3) сложить полученные числа,
4) полученную сумму разделить на число 11,
5) выделить целое число без округления, а сотые и десятые части отбросить,
6) от суммы (из действия 3) вычесть результат умножения числа 11 на целое число из действия 5.
№19.
Маркировка (маркирование) — нанесение на продукцию, тару, упаковку условных рисунков, цифровых, буквенно-числовых или символических знаков, обозначающих наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение и подчиненность, марку, сорт изделия и др.
Маркировка (нем. mark — знак, markiren— обозначать, отличать знаком) — это обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде комплексов знаков или символов, характеризующих это изделие.
Маркировка подразделяется на потребительскую и транспортную.
Маркировка потребительская применяется для обозначения различных типов, видов, марок продукции и ее соответствия ГОСТам и ТУ.
Маркировка транспортная содержит данные о перевозке продукции, способах обращения с товаром во время транспортировки.
Основные функции маркировки представлены на рис. 19. К ним относятся информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная функции.
Рис. 19. Основные функции маркировки.
Информационная функция состоит в предоставлении нужной информации о товаре, об ответственном субъекте рынка — производителе, а также в рекламе продукции.
Идентифицирующая функция маркировки позволяет определить соответствие продукции НТД, принадлежность к определенному ассортименту, виду, типу товаров, подтверждение гарантии определенного уровня качества.
Мотивационная функция заключается, во-первых, в том, что маркировка формирует мышление покупателей с ориентацией на данную товарную марку; во-вторых, по мере роста общественного признания товарной марки повышается престижность продукции, а это способствует и росту степени конкурентоспособности, и привлекательности данного товара для каналов сбыта.
Эмоциональная функция маркировки позволяет уменьшить влияние ценового фактора, т.к. потребитель может ориентироваться в различных товарах по маркам, что снижает коммерческий риск для них.
Маркировка наносится непосредственно на изделие или прикрепляется к нему в виде ярлыка, бирки, тканевой ленты и т.д.
Обычно в маркировке приводятся следующие данные:
· товарный знак предприятия-изготовителя;
· наименование и местонахождение предприятия-изготовителя;
· наименование изделия;
· номер ГОСТ Р или ТУ;
· потребительские (технические и размерные) характеристики товара, артикул, сорт, цена, дата выпуска, номер контроля ОТК предприятия и т.д.
В случае необходимости в маркировку включают условные обозначения способов ухода за изделиями или материалами.
Особая роль в маркировке принадлежит товарному знаку. Часто заводы-изготовители имеют длинные названия, не совсем удобные для запоминания и оперативного использования в работе. Гораздо легче удержать в памяти условные обозначения в виде
удобно произносимого слова или выразительного графического символа.
Товарные знаки применялись еще в Ассирии и Вавилоне, на каменных плитах высекались имена владельцев или строителей. С расширением ремесел их стали проставлять на товары для обозначения местонахождения изготовителя и охраны его прав на собственность и авторство. В России товарные знаки появились во времена Петра I в XVII —XVI11 вв.
Товарная марка или товарный знак, приводимые в маркировке, — это имя, знак или символ (или сочетание их), идентифицирующие продукцию.
Можно встретить другое определение (В. Karlof, 1991):
Товарный знак — это слово, марка, символ или дизайн, которые отличают компанию и ее продукцию от других компаний и их продукции.
Функция товарного знака — способствовать маркетингу, т.е. созданию спроса. Устанавливая торговую марку, компания может формировать спрос без других дополнительных затрат на рекламу.
Применение товарных знаков в России регламентируется Законом РФ №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров (1992 г.). Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и т.д.
Товарные знаки выполняют правовые и экономические функции
· являются гарантией качества производителя, рекламой и т. д.
Зарегистрированный товарный знак сопровождается латинской буквой (R) в круге. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, но срок может быть продлен по заявлению владельца. На зарегистрированный товарный знак выдается лицензия, которая может быть продана, что вызывает смену его владельца. Применение товарного знака без разрешения владельца не допускается, т.к. он находится под правовой защитой.
В перечень обязательных маркировочных данных для МФТ входят:
· регистрационный номер;
· клеймо;
· серия;
· срок годности.
Регистрационный номер — это номер государственного регистрационного удостоверения. Его принято обозначать буквой Р, за которой следуют цифры, указывающие год регистрации JIC в приказе М3 РФ; далее через точки указываются номера этого приказа и пункта, относящегося к данному JIC. Например, регистрационный номер капель «Уролесан» имеет следующий вид: Р 81.761.11;
это означает, что препарат утвержден приказом М3 в 1981 г., номер приказа 761* пункт 11. Группы цифр могут также разделяться косой чертой, например Р81/761/11.
Составной частью маркировки медицинских изделий является клеймо-знак, удостоверяющий качество изделия (ОТК, номер браковщика, личное клеймо, проба металла и т.д.). Клеймо информирует, что изделие подвергнуто контролю, проверено работниками ОТК; оно удостоверяет определенные свойства изделия, материалы, из которых оно изготовлено; подтверждает, что изделие подвергнуто испытаниям согласно установленным правилам.
Серией, согласно ОСТ «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения», называется определенное количество JIC, полученного в результате одного технологического процесса.
Серия означает, как правило, производственный номер J1C за- вода-изготовителя и время его выпуска. Каждой промышленной партии выпускаемой продукции присваивается заводская серия, которая маркируется не менее, чем 5—10 цифрами (большей частью 6—7 знаков).
Номер серии обозначается арабскими цифрами слитно, слово «серия» не проставляется. Последние четыре цифры в номере обозначают месяц и год изготовления J1C. Цифры, предшествующие последним четырем, являются производственным номером серии.
Например: 27350601
0601 — июнь 2001 — дата изготовления,
2735 — производственный номер серии.
При производстве Л С в 2000 г. дата изготовления проставлялась шестью цифрами.
Например: 2735062000
062000 — июнь 2000 г. — дата изготовления,
2735 — производственный номер серии.
№20.
Информационные знаки (ИЗ)— условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Удельный вес ИЗ в общей массе товарной информации составляет от 0 до 30%.
Несмотря на небольшие размеры, информационные знаки заключают в себе обширный блок информационных данных о товаре. Иногда информация, заложенная в ИЗ, бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.
В качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки, символы.