Общественные группы поддержки грудного вскармливания

В результате обучения консультантов по грудному вскармливанию на базе Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» в России начали создаваться общественные группы поддержки грудного вскармливания. Это подлинно общественные организации, которые создаются без какого бы то ни было участия медиков. Интересно, что многие консультанты по лактации прежде были врачами педиатрами или акушерами. Однако, получив новую общественную профессию, оставили медицинскую практику и стали активно заниматься общественной деятельностью. Многие будущие консультанты по грудному вскармливанию приехали учиться из других городов. Вернувшись в родной город, они активно взялись за просвещение будущих мам и молодых родителей. В результате сформировали общественную группу поддержки грудного вскармливания. Сегодня такие группы существуют в Москве, Новосибирске, Сергиевом Посаде, Пушкино и других городах.

Непрофессиональные формы работы

Сегодня существует множество родительских клубов и центров, предлагающих подготовку к родам и сознательному родительству. Их многообразие приводит к тому, что выбор места, где будущие родители будут готовиться к материнству и приобретать родительский опыт определяется по большей части случаем. Опросы людей, выбирающих курсы, показали, что критериями выбора становятся стоимость, близость к дому, удобное время занятий, соотношение между количеством занятий и временем, оставшимся до родов. Конечно, соображения удобства должны учитываться, однако они не должны быть определяющими. Прежде всего, родители должны учитывать профессионализм курсов дородовой подготовки и комплекса дальнейших услуг. Сейчас в большинстве случаев семейные пары и будущие мамы стремятся попасть на курсы дородовой подготовки и другие курсы для детей и родителей в родительские клубы, клубы и центры аквакультуры, которые являются непрофессиональными формами работы.

Что отличает работу непрофессиональных организаций. Клубная работа с родителями отличается прежде всего тем, что в ней не ведется строгая статистическая отчетность и не проводится анализ результатов работы. Клуб не создает учебных и методических материалов и не проводит исследований. В родительском клубе работают самые разные люди, не имеющие специального образования и не приспособленные именно для этой деятельности. Кроме этого, клуб ни перед кем не обязан отчитываться, не обязан защищать чьих-либо прав и волен делать только то, что ему заблагорассудится. Дородовая подготовка в родительском клубе или центре аквакультуры — это кружковая работа с беременными, которая никого ни к чему не обязывает. Большинство клубов и центров дородовой подготовки в России представляет школу водных родов. Их работа строится на пропаганде и распространении водных родов, динамической гимнастики, плаванья и проныривания для новорожденных и грудных детей. Эти клубы не объединены системой аттестации и отчетности, их деятельность не прозрачна, поэтому невозможно дать объективную оценку результатам их работы.

Сотрудники непрофессиональных организаций. К сотрудникам родительских клубов нет никаких строгих требований. В большинстве случаев бывает достаточно, чтобы будущий «инструктор дородовой подготовки» прослушал курс дородовой подготовки в данном клубе и родил в воду. Участвовать в работе могут женщины и мужчины, самое главное, чтобы они умели создавать массовость, а профессиональные навыки им приобретать вовсе необязательно.

Родительский клуб

Родительские клубы или клубы родительской культуры существуют во многих городах России. Они проводят курсы дородовой подготовки, кружковую работу с беременными, мамами и малышами в возрасте до 3 лет. В родительском клубе могут быть организованы занятия и с детьми более старшего возраста. Эти организации могут быть ориентированы на годные роды и могут быть в этом отношении нейтральны Обычно при ориентации на годные роды инструктора дородовой подготовки участвуют в родах тех, кто у них занимался. При нейтральной ориентации инструктор не участвует в родах своих учащихся. Родительские клубы в редких случаях сотрудничают с группами поддержки грудного вскармливания.

Центры аквакультуры

Центры или клубы аквакультуры жестко ориентированы на водные роды, динамическую гимнастику, плаванье и проныривание новорожденных и грудных детей. Инструкторы таких центров настойчиво проводят избранную водную политику, продолжая идеи Марковского. На групповых занятиях по дородовой подготовке в таких центрах используется большое количество психотехник, об использовании которых никто не оповещает группу. Обычно в таких центрах проводится большое количество водных домашних родов. Однако послеродовой патронаж практически не реализуется — максимум, чему могут научить молодую мать, делать динамическую гимнастику и проныривать новорожденного. Центры аквакультуры не сотрудничают с центрами перинатального воспитания и группами поддержки грудного вскармливания. Поэтому, попав в такой центр, женщина не имеет шансов получить телефоны консультантов по лактации, а значит и справиться с проблемами грудного вскармливания и обучиться уходу за грудным ребенком.

Критерии оценки уровня работы центров и клубов

Обращаясь в какой-либо Центр, будущие родители должны знать некоторые ориентиры, помогающие определить уровень профессионализма его сотрудников и безопасность предлагаемых методик.

Позитивные признаки

Сотрудничество с группами поддержки грудного вскармливания, консультантами по лактации и адаптационному уходу. Как правило, родительские клубы имеют дело с большим потоком людей. Не в силах справиться с таким количеством мам инструктора просто бросают своих клиентов на волю судьбы. Если такой центр всячески поддерживает контакт с группами поддержки грудного вскармливания и консультантами по лактации, то есть гарантия, что родив ребенка, мама с малышом не будут брошены — маму обучат воспитанию и уходу за ребенком, наладят грудное вскармливание и решат практически все ее проблемы.

Общение беременных и кормящих. Если центр или клуб организовал контакт с консультантами по лактации и проводит вместе с ними встречи беременных и кормящих мам — это положительный признак. Организация общения беременных с беременными — вещь недопустимая, поскольку приводит к настроенности женщин на негативный результат родов. (Вспомните все страшилки, которые беременные рассказывают друг другу, лежа в отделении патологии роддома.) Статистическая отчетность. Одним из важных показателей качества работы Центра является его статистическая отчетность, где должны быть учтены все положительные и отрицательные результаты и указано их процентное соотношение. Кроме этого Центр может предоставлять «Рапорт» о своей деятельности за какой-либо период времени, где должна быть представлена его деятельность.

Сертификация специалистов. Достоинством любого Центра всегда является аттестация его специалистов. Если сотрудники Центра проходят ежегодную аттестацию и подтверждают свою квалификацию, это дает гарантии, что инструкторы и консультанты не занимаются самодеятельностью, а сообщают научно обоснованную и подтвержденную практикой информацию.

Негативные признаки

Численность групп дородовой подготовки. В группах дородовой подготовки не должно заниматься более 10 беременных. Если клуб собирает в группы более 10 человек — это свидетельствует об отсутствии профессионального подхода к работе. Применяемые психотехники. Различные Центры пользуются разными методиками и подходами к дородовой подготовке. Например, многие Центры-Клубы грешат использованием на занятиях с беременными различных психотехник (аутотренинг, медитации, ребефинг и т. д.). Если это предлагается, то у Центра должен быть психиатр, который присутствует на занятии и контролирует состояние пациентов. Кроме этого, если такая техника предлагается, инструктор должен рассказать о том, с какой целью он это делает, какие результаты предполагает получить, ставит в известность о возможных негативных последствиях. Не очень хорошо, если на занятиях используется закрытая методика или методика воздействия на будущего ребенка. Если предлагается какой-либо стандартный текст, который надо читать ребенку или музыка, специально для этого сделанная. Если такие методики предлагаются, значит речь идет о преднамеренном зомбировании будущего ребенка. Любая программа не может содержать мнений, но должна основываться на физиологии, строгих научных фактах (благо их теперь достаточно) и закономерностях развития.

Просмотр видеоматериалов. Если в клубе или центре используются видеоматериалы о родах, значит идет откровенное программирование участниц занятий дородовой подготовки на определенный тип родов и женщины впоследствии будут стремиться повторить увиденный образец. Усвоение такого стереотипа особенно опасно для первородящих. Пытаясь уподобиться увиденному образцу, они могут нарушить естественное течение собственных родов.

Связь с медициной. Если центр или клуб афиширует свои связи с медициной, представляет медицинскую лицензию, значит, он идет по линии медицинской подготовки к родам и невольно преследует цель сделать женщину удобным пациентом для врачей. Если клуб или Центр дородовой подготовки заявил о своих связях с медициной — они не будут отстаивать права матери и ребенка.

Групповые занятия с грудничками. Согласно правилам эпидемиологической безопасности нельзя собирать в группу более двух матерей на руках с грудными детьми. Если в Центре проводятся групповые занятия, куда привлекают мам с грудничками (возраст от рождения до 3 лет), это означает, что руководители Центра или клуба не располагают элементарными знаниями о гигиене и о поведении грудных детей, а также не заботятся о здоровье и удобстве своих клиентов. Занятия с детьми до 2 лет проводятся только индивидуально на дому.

Список литературы

Айламазян Э.К. Роды в воде// Журнал акушерства и женских болезней. 1999. № 3-

Психика и роды/ Под ред. Айламазяна Э.К. — СПб: АОЗТ «Яблочко СО», 1996-126 с.

Бертин А Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях — СПб.: МНПО «Жизнь», 1992. — 32 с.

Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. — М.: «Знание», 1991. 224 с.

Винникотт Дональд Вудс. Маленькие дети и их матери. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 80 с.

Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка. — СПб.: «ФОЛИАНТ», 1998. — 272 с.

Гаряев П.П. Волновой геном. — М.: «Общественная польза», 1994 г. — 280 с.

Гроф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993- 504 с.

Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. — М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1993. - 123 с.

Дик-Рид Г. Роды без страха. — СПб.: «Питер», 1996. — 384 с.

Джохансон Д., Иди М. Истоки рода человеческого. — М.: «Мир», 1984, 295 с.

Жарикова Ж.В. Будущей маме о беременности и жизни до рождения. — М., 1996. — 61 с.

Мулдашев Э. От кого мы произошли? — М.: ЗАО «АРИА-АиФ», 2000. — 448 с.

Оден М. Возрожденные роды. — М.: ЦРК «АКВА», 1994. — 136 с.

Серз Уильям, Серз М. Ваш ребенок. — М.: «Крон-пресс», 1994. — 736 с.

Серз У., Серз М. Мы ждём ребёнка. — М.: «Крон-пресс», 1998. — 352 с.

Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995. — 272 с.

Сэведж Ф. Кинг. Помощь матерям в кормлении грудью. — // WHO\CDR\95.8. M, 1995. - 171 с.

Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологическое единство «мать-дитя». — М.: «АГАР», 2000. — 184 с.

Цареградская Ж. В. Перинатальная психология. — М., 1999- 134 с.

Цареградская Ж. В. Успешное грудное вскармливание. — М., 2001. — 31 с.

Цареградская Ж. В. Уход за младенцем: учимся у прабабушек// Наш малыш, 1998. № 7. С. 44–46.

Цареградская Ж. В. От месяца к месяцу// Наш малыш, 1998.№ 12. С. 25.

Цареградская Ж. В. От месяца к месяцу// Наш малыш, 1999. № 1. С. 29.

Цареградская Ж. В. Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей грудного возраста// Наш аист, 1998. № 7. С. 2.

Цареградская Ж. В. Сразу надевайте ползунки// Семейный доктор, 1997. № 8. С. 34.

Цареградская Ж. В. О значении стресса для развития ребенка раннего возраста//Наш аист, 1998. № 10. С. 2.

Швейцар И. Забота о ребенке. — Прага: Изд-во медицинской литературы «Авиценум», 1990 г. — 322 с.

Кормление детей первого года жизни: физиологические основы // научный журнал, Бюллетень ВОЗ, Женева. — СПб: Изд-во «Гиппократ», 1997 г. — 120 с.

Ваш ребенок от рождения до трех лет// Итоги, спец. выпуск, 1998. № 2. Учебное издание

Оглавление

· Об авторе

· Вводная часть

· Развитие ребенка до рождения

· Беременность

· Начало беременности

· Внезародышевые части

· Помесячное развитие плода

· Первый месяц развития (0–4 недели)

· Второй месяц развития (4 — 8 недель)

· Третий месяц развития (8 — 12 недель)

· Четвертый месяц развития (12–16 недель)

· Пятый месяц развития (16–20 недель)

· Шестой месяц развития (20 — 24 недели)

· Седьмой месяц развития (24 — 28 недель)

· Восьмой месяц развития (28–32 недели)

· Девятый месяц развития (32–36 недель)

· Десятый месяц развития (36–40 недель)

· Отрицательные воздействия во время беременности и их последствия для плода

· Внутренние тератогенные факторы

· Внешние тератогенные факторы

· Критические периоды внутриутробной жизни плода

· Дородовая диагностика пороков развития плода

· Психология беременности

· Симбиоз «мать-дитя»

· Биохимическая связь

· Гормональная и эмоциональная связь

· Нервно-психическая связь

· Психологические особенности беременной

· Первая половина беременности

· Вторая половина беременности

· Антенатальная психология

· Память клеток

· Активность плода

· Развитие органов чувств и формирование сенсорного опыта плода

· Значение психологического комфорта матери для здоровья плода

· Воздействие стресса и отрицательных эмоций матери на органы плода

· Тихая тайна, или обучение до рождения

· Значение душевного покоя матери для здоровья плода

· Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции

· Психология рождения

· Физиология родов

· Подготовка организма матери и плода к процессу родов

· Физиологические механизмы течения родов

· Поведение матери и ребенка в ходе естественных родов

· Инстинктивное поведение роженицы

· Первый час жизни ребенка

· Перинатальная психология

· Опыт биологического рождения

· Содержание воспоминаний о рождении

· Нейроэндокринные механизмы формирования перинатальных матриц

· Опыт рождения и формирование моделей поведения

· Родовой стресс и психическое здоровье личности ребенка

· Отклонения в ходе родов и формирование психических расстройств и психосоматических заболеваний

· Рекомендации по ведению родов и организации начала грудного вскармливания

· Традиционное родовспоможение

· Рекомендации ВОЗ по технологии родовспоможения

· Рекомендации по ведению психологически комфортных родов

· Водные роды

· Истоки идеи водного рождения

· Декларируемые преимущества водных родов

· Биологическая целесообразность водных родов

· Допустимы ли водные роды?

· Психология новорожденного

· Развитие нервной системы и головного мозга

· Генетическая программа развития и обучение

· Развитие поведения в возрастном аспекте

· Психический опыт новорожденного

· Внутриутробный опыт единства с матерью

· Опыт биологического рождения

· Основы формирования здоровой психики ребенка

· Психологическое состояние новорожденного

· Роль матери в успешном развитии психики ребенка

· Условия для формирования здоровой психики ребенка

· Поддерживающее окружение и развитие грудного ребенка

· Мягкая адаптация новорожденного к новым условиям жизни

· Последствия ошибок в уходе

· Грудное вскармливание

· Терминология

· Процесс образования молока

· Анатомия молочной железы

· Рефлекс пролактина

· Рефлекс окситоцина

· Подготовка сосков к грудному вскармливанию

· Состав грудного молока

· Изменения состава грудного молока в процессе лактации

· Индивидуальные колебания состава молока

· Этапы выработки молока

· Преимущества грудного вскармливания

· Недостатки искусственного вскармливания

· Возможность грудного вскармливания

· Почему сегодня матери так редко кормят грудью?

· Преодоление пагубной практики

· Общественная группа поддержки грудного вскармливания

· Основные правила успешного грудного вскармливания

· Раннее прикладывание к груди

· Исключение догрудного кормления

· Совместное содержание матери и ребенка

· Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка

· Кормление по требованию

· Ночные кормления и совместный сон

· Исключение докармливания ребенка

· Исключение допаивания ребенка

· Опасность бутылочных кормлений и применения пустышек

· Кормление из обеих грудей

· Мытье груди

· Сцеживание

· Взвешивание ребенка

· Поддержка матери

· Проблемы грудного вскармливания

· Болезненность сосков

· Воспаление и травмы сосков

· Нагрубание груди

· Лактостаз

· Мастит и абсцесс груди

· Неудачная форма сосков

· Недостаток молока

· Недоношенный ребенок или ребенок с малым весом

· Малая прибавка веса или остановка в наборе веса

· Лактазная недостаточность

· Ребенок, больной желтухой

· Короткая уздечка языка

· Ребенок отказывается от груди

· Питание кормящей матери

· Грудное вскармливание в случае болезни матери или ребенка

· Этапы грудного вскармливания

· Развитие ребенка первого года жизни

· Общие принципы развития

· Задачи развития ребенка первого года жизни

· Адаптационный период развития ребенка

· Развитие ребенка к 42-му дню

· Развитие ребенка от 1 месяца до 1 года

· 2 месяца

· 3 месяца

· 4 месяца

· 5 месяцев

· 6 месяцев

· 7 месяцев

· 8 месяцев

· 9 месяцев

· 10 месяцев

· 11 месяцев

· 12 месяцев

· Перинатальное воспитание и поддержка грудного вскармливания

· Медицинский подход

· Немедицинский подход

· Профессиональная немедицинская помощь матерям

· Специалисты немедицинской сферы перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания

· Первоначальные требования для приобретения профессии в области перинатального воспитания

· Организации сферы перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания

· Координация работы и аттестация сотрудников

· Современное положение в России

· Непрофессиональные формы работы

· Родительский клуб

· Центры аквакультуры

· Критерии оценки уровня работы центров и клубов

· Список литературы

http://coollib.net/b/246204/read

Наши рекомендации