Правила грудного вскармливания

правила грудного вскармливания - student2.ru

Итак, получив необ­ходимые знания, вы готовы кормить малыша. Легче кормить ребенка, когда вы до­ма: можно раздеться и занять удобное положение. Если вы кормитележа, вам понадобятся подуш­ки, чтобы поддержи­вать свое тело: под го­лову, под руку, под спину и между колен. Так намного удобнее.

Если вы кормите сидя, расположитесь удобно в кресле, ноги опустите на подставку. На колени по­ложите подушку, на нее — свою руку, на руку — ре­бенка. Сейчас выпускаются специальные кресла для кормления.

Контакт «кожа к коже» важен для ребенка. У него Чувствительнався поверхность тела. Мягкие и неж­ные прикосновения успокаивают малыша. Снижаться повышенная возбудимость головного мозга, уходит тревожность. Для него это очень ценными минуты быть в контакте с матерью, через общение с которой формируется на доверие к миру.

Положите ребенка затылком на сгиб руки, придер­живая головку. Его ручки могут располагаться ВДОЛЬ те­ла.Немного поверните малыша к груди. Прижмите его к себе, поглаживая. И начинайте кормить.

Приподнимите грудь.

Первые две-три капли молока сцедите.

Придерживайте грудь рукой подальше от около­соскового кружка — ареолы, чтобы ребенок мог за­хватить ртом и сосок и ареолу.

Поводите соском по губам малыша. Это вызовет у него рефлекторное желание широко открыть рот.

Потом быстро вставьте сосок в рот ребенка и прижмите малыша к себе.

Следите, чтобы он захватил и сосок, и кружок, плотно охватывая их всей окружностью рта. Важно, чтобы воздух извне не проникал ему в рот.

Малыш начинает сосать. При этом его язык при­легает к кружку и покоится на нижней 1убс, а щечки напрягаются и втягиваются. За 15-20 минут пребы­вания у груди ребенок успевает утолить голод. Когда он наелся, то перестает сосать и втягивать щечки и совершает только чмокающие движения губами или засыпает, выпуская сосок.

Если малыш не выпустил сосок, извлеките его сами. Для этого введите палец между грудью и ртом ребенка.

После окончания кормления помогите младен­цу отрыгнуть воздух, которого он наглотался во вре­мя кормления.

Для этого поднимите малыша вертикально и по­ложите на свое плечо. Поглаживайте его по спинке.

Через пять-семь минут характерный звук от­рыжки подскажет вам, что воздух вышел.

Теперь малыша можно положить в кроватку. По­скольку возможно срыгивание, кладите его чуть на­бок, подложив под спинку валик. Чередуйте уклады­вание на правую и левую стороны попеременно.

Малышзаснул.

Теперьпришло время заняться собой и собственнойгрудью. Кормление производится поочереднокормление одной грудью, следующее — другой.Сцеживайте ту молочную железу, из которой кормили. Поочередно работая, молочные желе-1Ы будут успевать наполняться молоком к нужному времени. Сцеживайте молоко в бутылочку или спе­циально предназначенный для его хранения сте­рильный пакет.

Создайте банк молока. Оно может пригодиться в случае вашего отсутствия. Сцеженное молоко мож­но хранить в холодильнике двое суток, в морозиль­нике — до двух месяцев.

После окончания сцеживания обмойте грудь во­дой и вытрите промокательными движениями.

Все. До следующего раза.

Глава 4 Размышления на тему...

ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ: по режиму или по требованию?

Этот вопрос появляется уже в родильном зале, сразу после родов, при первом прикладывании ребенка к груди: как же кормить малыша — по режиму или по требованию? С первым сопряжен второй вопрос — 0 совместном или раздельном пребывании с ново­рожденным в послеродовой палате. Есть расхожее
мнение: для того чтобы женщине восстановиться после родов, малыша необходимо изолировать от нее на сутки-двое, иначе его плач не позволит мате­ри отдохнуть. А откуда известно, что ребенок после родов плачет?!

Здоровый, доношенный младенец, испытав ро­довой стресс, сам предпочитает отдыхать, пребы­вая во сне 21-22 часа в сутки. Остальное время (2-3 часа) он проводит в процессе кормления.

Приэтом для ребенка важно приспособиться к но­вой, совершенно незнакомой ему среде обитания. Этопроисходит успешнее, если здесь, в этой ре­альности, он заметит что-то знакомое из его прошлой жизни— внутриутробного существования,
было очень комфортно. Мостиками, соединяющими малыша со знакомым ему миром, могут быть голос матери, ее сердцебиение, когда она держит его у своей груди, ее объятия, имитирую­щие объятия матки. Когда есть что-то узнаваемое, у ребенка снижается уровень тревожности, он дове­ряет этому миру и спокоен. То же самое происхо­дит с нами, взрослыми, например, при переходе па новую работу', переезде в другой город. Если там есть хоть один знакомый человек, существование значительно облегчается. Находясь среди чужих (например, врачей и медсестер), даже самых заме­чательных и чутких, ребенок начинает тревожить­ся, что и проявляется плачем. Можно провести не­хитрый эксперимент — представить себя на месте ребенка. Это вы только что пересекли барьер меж­ду водой и воздухом, вы прошли сквозь узкий ка­нал, протиснувшись по нему, как «верблюд сквозь игольное ушко», вы только что попали в неведо­мый мир, где температура среды почти в два раза ниже, чем в материнской утробе, и лежите, мок­рый, на холодном столе. А ваша мама, в течение де­вяти месяцев такая близкая и родная, принимает решение сослать вас на денек-другой в соседнюю палату, размышляя вслух, мол, «ты мне мешать бу­дешь». Что чувствуете?

Ребенок, внезапно оторванный от матери, пе­реживает тревогу и демонстрирует се плачем, призывая оказать ему должное внимание. Ребе­нок, с которым мама, такая знакомая и желанная, находится рядом (а он чувствует ее всей душой и телом), добродушен и спокоен. Подошла мама, дала молока — значит, не брошен, значит, нужен, и в этом мире не так уж плохо (даже хорошо!). Тревожность снижается, доверие и привязан­ность усиливаются.

Ребенок первых часов жизни вообще не чувст­вует голода. Это ощущение ему незнакомо. Оно приходит позже— через несколько часов после

пери........ опорожнения кишечника первород!__

I I уш>м — меконием. Молозиво — первичное моло­ке >торое ребенок получает в первые дни жизнщ «||о|)мируется у женщины с середины беременно-« ш, содержит сбалансированное количество бел-кон, жиров, углеводов, легко усваивается и очень ценно для еще незрелого кишечника ребенка. Кро­ме того, во время кормления удовлетворяется сосательный рефлекс ребенка, в этот момент про­исходит стимуляция головного мозга— малыш развивается. Тренируется артикуляционный аппа­рат — мышцы губ и языка, что впоследствии обес­печит минимум логопедических проблем. С моло­зивом и со зрелым молоком в организм ребенка переносятся антитела, защищающие его от различных инфекций. Для женщины кормление грудью также полезно — уменьшается вероятность опухо­левых заболеваний молочных желез. Звуки плача младенца стимулируют воспроизводство грудного молока, а кормление ребенка грудью вызывает гор­мональную реакцию в организме матери, лучше со­кращается матка, что важно для благополучного те­чения послеродового периода.

В момент кормления, оказавшись в объятиях матери, ребенок получает психологическое утеше­ние — ощущение благополучия и своей значимо­сти для матери, что оказывает решающее влияние на дальнейшие взаимоотношения матери и ребенок то подтверждено экспериментами по физиологии младенцев с соответствующими данными

электроэнцефалограммы. В момент кормления происходит подстройка биоритмов головного мозга матери и ребенка. Кормление для ребенка —

не только способ наполнить желудок. Прикосновение к груди— способ осуществления контакта с матерью, возможность быть максимально близко к ней (ведь ближе уже не получится!), сделать пер­вую «фотографию» этого мира. Ребенку первых ме­сяцев жизни требуются различные источники сеч I сорной стимуляции, и во время кормления удовлетворяется большая часть из них: прикосновения, поглаживания, сосательный рефлекс, мамы, ее голос, контакт «глаза в глаза» и «кожа к ко­же». В результате появляется базовое доверие к ми­ру, формируется желание и способность взаимо­действовать с ним, что благоприятным образом отзовется на взрослой жизни подрастающего че­ловека. По мере роста, развития ребенка и увеличе­ния периодов его бодрствования (скажем, с одного-полутора месяцев), он будет с удовольствием реагировать на массаж, гимнастику, плавание, а за­тем и игру. И первые игры — это игры на стимуля­цию восприятия — звука, цвета, движения, прикос­новений, ощущений.

Охранительный смысл грудного вскармливания остается до года-полутора, но он особенноважен в период 6-8 недель послеродового периода. Эта фаза развития ребенка называется нормаль­ной аутистической и нужна как адаптивная для приспособления к новым условиям существова­ния. К двум месяцам жизни первая доверительная реакция уже сформирована, базис привязанности заложен, и у ребенка отпадает необходимость тре­бовать подтверждения любви столь часто, как раньше.

Ребенок нескольких месяцев от роду не спо­собен обманывать. О недоедании младенец сооб­щит вам сам: он не отпадет в изнеможении от груди, а будет продолжать жадно сосать ее, пре­рываться и хныкать, а его громкий призывный крик вы услышите гораздо раньше, чем обычно Психологи различают множество значений крика. Сильный голодный крик младенца, не утихающий ни при каких уговорах, отличается от других голосовых проявлений, выражающих жалобы на боли в животике, плохую погоду, утомление не или просто желание пообщаться. По каким реакциям ребенка определить, что в данный момент речь идет о его желании приложиться к груди? Важно научиться распознавать невербаль­ный язык малыша: его жесты, мимику, звуки. При желании поесть ребенок начинает причмокивать губами, вертеть головой в поисках соска. Эти ре­акции наблюдаются задолго до плача, в фазе ак­тивного бодрствования. При первых признаках беспокойства мать может подойти, погладить, убаюкать, успокоить звуками своего голоса. Нет необходимости доводить ребенка до плача. Ина­че ребенок усвоит патологическую формулу: вни­мание и кормежку можно получить только по­средством крика. У ребенка постарше это будет выглядеть так: увидел понравившуюся игрушку или книжку— сразу начал плакать, зачем же вре­мя терять на бесполезные разговоры.

Относительно регулярности кормления суще­ствуют различные точки зрения. Ясно одно — под­ход должен быть индивидуальным. И вы сами смо­жете решить эту проблему, учитывая потребности, состояние здоровья ребенка и сообразуясь с собственным укладом жизни и привычками. Чем с меньшим весом родился ребенок, тем меньше молока он высасывает за один раз и тем чаще приходится его кормить — может быть, даже до 8-10 раз в сутки. По мере того как младенец крепнет, часто-
1.1 кормлений уменьшается.

Организму ребенка требуется именно столько времени для усвоения и переваривания того объе­ма пищи, который он съел, чтобы чувствоватьсебя сытым. Если же самопроизвольного переходя Мрежимное кормление не произошло, и ребенок продолжает часто требовать грудь— это может быть следствием высокой степени его тревожно­сти (компенсация пищей недостатка материнской любви), что в свою очередь часто бывает обуслов­лено тревожностью женщины или психологиче­скими проблемами в семье.

Считаясь с потребностями ребенка, не следует игнорировать собственные интересы и состояние. Важно организовать свой режим сна и бодрствова­ния, свой режим дня. Можно прилечь в каждую сво­бодную минуту. Помогут также медитации, аутоген­ная тренировка, нормализация режима дня.

Молодых мам часто беспокоит вопрос ночных кормлений. Не все знают, что ночные кормления яв­ляются средством для поддержания достаточной лактации. Это связано с ночной выработкой пролактина — гормона лактации. Некоторые дети могут спокойно спать ночью 6-7 часов без дополнитель­ного кормления. Иногда ребенку, который забеспо­коился, требуется просто немного внимания и лас­ки. Большое количество пробуждений — признак тревоги. И если в первые недели эта тревожность яв­ляется нормальной послеродовой реакцией, то поз­же ребенок начинает отражать состояние матери (тревожность матери может возрастать как признак послеродовой депрессии, при нарушении супруже­ского взаимодействия, взаимоотношений со стар­шим поколением).

А для семьи в целом и для женщины в частности это непростой период. И этот вопрос относится к

правилам изаконам функционирования семьи как Системы.Первые месяцы после родов— период адаптациидля всей семьи. Это кризис идентично-(-111 семьи, проверка на прочность на новом этапе ее развития. Третий элемент системы увеличивает рас­стояние между двумя предыдущими. Многие жен­щины (или даже семьи) становятся детоцентрированными, т.е. ориентированными только на ребенка иего нужды. Система становится дисфункциональ­ной. Между тем, следует помнить, что основной ба­зовой связью в семье является супружеское взаимо­действие. Но это уже другая тема (см. «Семья: от дуэта к трио...», с. 239).

Важно найти тот баланс взаимодействия с ма­лышом, который, с одной стороны, позволит ре­бенку чувствовать безопасность, с другой — фор­мировать ощущение своего собственного Я и свою самостоятельность. В этом случае человек на всю дальнейшую жизнь получает позитивный ответ на вопрос, который у Эйнштейна считался ключевой проблемой существования: «Дружественна ли ко мне Вселенная?»

Наши рекомендации