Семья как комплекс архетипических образов.
Первые впечатления об отце и матери вносят свой вклад в формирование центральных архетипов, а также в определённый образ отцовства и материнства, — действительные отец и мать могут быть символами данных тенденций в развитии представлений о собственном отцовстве ил материнстве.
С одной стороны, родители дают жизнь, но, с другой стороны, он ограничивают свободу ребёнка. Поэтому отец может становиться в сна символом не только сознательного маскулинного принципа, но авторитарности, а также совести. Мать — символ материнства, доброты и защиты, но также деструктивности в случае её гиперпротекции по отношению к
СЛОВАРЬ СКРЫВАТЬ
ребёнку. Кроме того, с матерью связано развитие чувство стыда, а с отцом чувства вины при нарушении моральных норм.
Данный подход к семейным проблемам позволяет рассматривать членов семьи как архетипические фигуры. Например, мужчина, протестующий против своего отца, кричащий на него, может рассматриваться как протестующий против маскулинных принципов самого себя. Женщина, вступающая в постоянные конфликты со своим отцом и критикующая его, фактически выступает против маскулинных принципов в себе самой. В обоих случаях полезно посоветовать прислушаться к собственному Анимусу, который может быть полезен для решения актуальных проблем.
Мать, которая превращается в сестру, жену. Анима индивида.
Брат или отец превращаются в любовника. Её Анимус.
Брат мужчины, сестра женщины. Тень. Это — типичный паттерн борьбы между братьями, возвращающий к Каину и Авелю, а в русской традиции аналогичной является тема конкуренции сестёр в «Сказке о царе Салтане». Если нет брата (сестры), то тема двух братьев напоминает моральный конфликт между добром и злом.
СКРЫВАТЬ
Сокрытие, связанное с секретностью чего-либо, относится к важной биологической функции обладания. Обладание предметом или чувством предполагает их естественное сокрытие в связи со страхом потери аутентичности. Очень маленькие дети уже отличают своё от не своего и своё защищают, не желая его лишаться.
Опасение, что нечто должно произойти на этом месте или в этой комнате. Инцидент в прошлом, свидетелем которого индивид не желал быть.
Спрятаться в тёмном, укромном и тёплом месте. Попытка возвращения в лоно.
Спрятать предмет. В зависимости от символического значения предмета.
СЛОВА
Слова, фразы, предложения, используемые в снах, поэтическом, литературном творчестве, часто имеют отношение к фактически сказанному конкретными людьми, иногда они являются метафорами этих персон. За фигурой, которая их произнесла во сне, может быть другая, которая их произнесла в повседневной жизни. Так же за героем поэтического или
СМЕРТЬ СЛОВАРЬ
литературного произведения может стоять конкретный человек из окружения индивида.
Предостережения, предупреждения, угрозы. Совесть индивида.
Если слова не были расслышаны и достаточно поняты. Неудача индивида в понимании чего-то или его нежелание понимать.
Советы. Может символизировать способ или попытки переложить ответственность на кого-то.
Если совет даёт сам индивид. Это указывает на его истинную позицию.
Запрещенные слова. Сильное желание делать то, что запрещено.
Перебранка. Внутренний конфликт.
Протест. Стремление сохранить аутентичность, защитить свои принципы.
Жена (муж), бранящаяся (ийся) с подругой (другом). Влечение к подруге (другу) или утверждение жены (мужа).
Доклад. Желание очистить совесть.
Упрёк. Самоупрёк, грех.
Голос. Приказывающий голос, но при этом индивид не видит говорящего: Мудрый старец. Сверх Я.
Спокойный голос. Голос совести.
СМЕРТЬ
Идея смерти содержит в себе не только стремление к самоуничтожению, но и второе рождение. Позиция по отношению к смерти зависит от опыта клинической смерти, измененных состояний сознания. К латентным признакам аутодеструктивности относятся страх открытых пространств, высоты, темноты.
Умирающий, которого я люблю. Бессознательное готовится к смерти.
Сновидения о смерти родителей. Указание на соперничество сына за внимание матери и желание дочери устранить мать, чтобы стать
СЛОВАРЬ СНЕГ
ближе к отцу. В таком случае сны действуют как клапаны безопасности. Аналогичен контекст сновидений о смерти сиблингов.
Тревога в сновидении о смерти. Тревога чаще объясняется аутоагрессивностью самого индивида, но она также связана с желанием ярких картин смерти в связи с жаждой устранения кого-либо.
Враждебность по отношению к другому, особенно после разрыва дружеских отношений. Сон выражает желание скорее забыть о существовании другого.
Засыпание землёй тел усопших. Желание устранить конкурента.
Размышления о ком-то, как об умершем. Боязнь жизни и отстранение от неё. За умершим может стоить сам индивид.
Лежать в гробу. Смерть как путь созидания и рождения нового; освобождение.
Если наступило трупное окоченение. Сжатый, герметичный, страшный и, следовательно, ригидный психический вид.
Возникновение ранее умершего. Признание факта собственной смерти.
Умерший пристально смотрит в лицо. Фригидность, импотентность.
СНЕГ
Стремление забыть. Эмоционально холодный, фригидный. Однако белый цвет символизирует также чистоту, невинность, интуитивное знание. На широтах, в которых снег лежит большую часть года, эмоциональный контекст зависит от типа снега, который различается в зависимости от температуры, влажности, времени года.
Некто, стоящий на снегу. Кто-то относится ко мне холодно.
Вершины, покрытые снегом. Одиночество, сосредоточенность на самом себе.
Зимние состязания. Праздники, отдых, восстановление сил.
Грязный снег. Чувство сексуальной вины.
Таяние снега. Желание быть более свободным, утратить контроль над собой, стать спонтанным.
СОКРОВИЩЕ
То, что ценно, часто сама жизнь; в особенности духовные качества, такие, как способность любить, возможность творить.
СОЛНЦЕ |
СЛОВАРЬ |
Обнаружить сокровище. Может быть символом большой ценности, как, например, открытие интравертом внешнего мира или, наоборот, экстравертом — внутреннего мира. Возможно, спасение самого себя от стерильности и регрессии.
Украденное сокровище. Нежелание принять некие моральные ценности или убеждения.
Продавать сокровища. Утрата внутренней целостности, прогресс возможен только через девальвацию прежних моральных ценностей.
Предположение, что молено хорошо заработать, если найти сокровище. Дальнейший прогресс возможен, если не только отказаться от прежних ценностей, но и найти способ преодоления трудности.
Богатство, которого трудно добиться, хотя известно, где оно находится. Ядро личности. Самость, нечто вытесненное.
СОЛНЦЕ
Свет сознания. Интеллект, активный ум. Сын Бога. Отец. Самость. Открытие сокрытого.
Встающее солнце (особенно из моря). Рождение. Фаллос.
Садящееся солнце (особенно в море). Область феминности.
Палящее солнце. Избыток интеллектуальности, делающий характер «сухим, скучным». Значительная концентрация на бессознательном будет способствовать восстановлению баланса. Ассоциирование с жаждой подсказывает путь такого восстановления, как возврат в прошлое.
СЛОВАРЬ |
СОЛЬ |
Восход солнца. Пробуждение сознания, новые реализации. А также новые начинания, юность, надежда. Потенциальный рост и прогресс, приближение зрелости.
Полдень. Зрелость.
Закат солнца. Спад творческой активности, старость. Вероятность неожиданных поступков.
Чёрное солнце. Безумие или смерть. Но в любом случае смерть активного интеллекта. Глубокая депрессия.
После ночи, наполненной образами смерти, — восход солнца. Путь через тёмный период к возрождению.
СОЛЬ
Завершение ситуации, её «кристаллизация». Суть явления, «соль земли». Проницательность и духовная мудрость. Семья и плодородие.
СОН
Видящий себя во сне. Смерть. Некоторые стороны личности, индивида, например совесть или вера, должны быть разбужены.
Другой, видимый спящим. Символическое уничтожение другого, стремление избежать его влияния.
Вокруг все спят. Этап индивидуации и персонализации.
Происходит то, что вижу во сне. Проскопические сновидения могут быть на самом деле связаны с тем, что индивид, когда нечто происходит считает, что это он уже видел во сне, хотя на самом деле этого сновидения либо не было, либо оно могло интерпретироваться по-другому. Это означает бессознательное стремление и желательность происходящих в будущем событий. Индивид при этом может сам так влиять на события будущего, что они идут именно в желательном для него направлении.