Творческий уровень (для наиболее способных студентов)
МОЗ УКРАИНЫ
Днепропетровская государственная медицинская академия
Кафедра инфекционных болезней
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
практического занятия из инфекционных болезней
для студентов V курсу медицинских факультетов
(1X - X семестр)
Тема. БОТУЛИЗМ
Длительность– 2 часа
Актуальность темы:
Несмотря на то, что ботулизм регистрируется гораздо реже, чем многие другие кишечные инфекции, он постоянно привлекает к себе внимание исследователей и клиницистов. Это связано с тяжелым течением заболевания, недостаточным знанием многих сторон его патогенеза, высокой летальностью.
В нашей стране, где традиционно широко пользуются консервированными продуктами домашнего приготовления (в том числе мясными), без соблюдения соответствующей технологии изготавливают соленую рыбу, ботулизм приобретает особое значение. В последние годы появляются сообщения о вспышках заболеваний, возникающих в результате употребления в пищу соленой и копченой рыбы фабричного приготовления.
2. Учебные цели занятия (с указанием уровня усвоения, который планируется):
2.1. Студент должен иметь представление о:
А-1
- месте ботулизма в структуре инфекционных заболеваний, истории изучения ботулизма, вкладе отечественных ученых в историю исследования этой болезни;
- статистических данных относительно распространенности ботулизма, летальности в Украине и мире.
2.2. Студент должен знать:
А-2
- этиологию ботулизма, факторы патогенности возбудителя;
- эпидемиологию ботулизма;
- патогенез;
- клинические проявления ботулизма при типичном течении;
- клинико-эпидемиологические особенности ботулизма;
- патогенез, термин возникновения и клинические проявления осложнений ботулизма;
- лабораторную диагностику ботулизма;
- принципы лечения;
- принципы профилактики;
- тактику при неотложных состояний;
- прогноз ботулизма;
- правила выписки реконвалесцентов из стационара;
- правила диспансеризации реконвалесцентов.
2.3. Студент должен уметь:
А-3
- соблюдать основные правила работы у постели больного;
- собирать анамнез заболевания с оценкой эпидемиологических данных;
- обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы ботулизма, обосновать клинический диагноз для своевременного направления больного в стационар;
- провести дифференциальную диагностику ботулизма;
- на основании клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения ботулизма, неотложные состояния;
- оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза "ботулизм" (экстренное извещение в СЭС);
- составить план лабораторного и дополнительного обследования больного;
- интерпретировать результаты лабораторного обследования;
- составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, тяжести состояния, наличия осложнений, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии; оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе;
- составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;
- дать рекомендации, касающиеся режима, диеты, обследования, наблюдения в периоде реконвалесценции.
Творческий уровень (для наиболее способных студентов)
- развивать творческие способности студентов в процессе проведения клинических исследований, анализа научных источников;
- привлекать к работе в студенческом научном кружке кафедры;
- предложить темы для УИРС и НИРС по наиболее актуальным вопросам инфекции.
3.Воспитательные цели:
- Развивать деонтологические представления в процессе изучения темы. Уметь придерживаться правил поведения у постели больного, овладеть умением устанавливать психологический контакт с больным.
- Развивать представления о влиянии социально-гигиенических факторов на распространенность ботулизма.
- На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.