Творческий уровень (для наиболее способных студентов)

МОЗ УКРАИНЫ

Днепропетровская государственная медицинская академия

Кафедра инфекционных болезней

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

практического занятия из инфекционных болезней

для студентов V курсу медицинских факультетов

(1X - X семестр)

Тема. БОТУЛИЗМ

Длительность– 2 часа

Актуальность темы:

Несмотря на то, что ботулизм регистрируется гораздо реже, чем многие другие кишечные инфекции, он постоянно привлекает к себе внимание исследователей и клиницистов. Это связано с тяжелым течением заболевания, недостаточным знанием многих сторон его патогенеза, высокой летальностью.

В нашей стране, где традиционно широко пользуются консервированными продуктами домашнего приготовления (в том числе мясными), без соблюдения соответствующей технологии изготавливают соленую рыбу, ботулизм приобретает особое значение. В последние годы появляются сообщения о вспышках заболеваний, возникающих в результате употребления в пищу соленой и копченой рыбы фабричного приготовления.

2. Учебные цели занятия (с указанием уровня усвоения, который планируется):

2.1. Студент должен иметь представление о:

А-1

  • месте ботулизма в структуре инфекционных заболеваний, истории изучения ботулизма, вкладе отечественных ученых в историю исследования этой болезни;
  • статистических данных относительно распространенности ботулизма, летальности в Украине и мире.

2.2. Студент должен знать:

А-2

  • этиологию ботулизма, факторы патогенности возбудителя;
  • эпидемиологию ботулизма;
  • патогенез;
  • клинические проявления ботулизма при типичном течении;
  • клинико-эпидемиологические особенности ботулизма;
  • патогенез, термин возникновения и клинические проявления осложнений ботулизма;
  • лабораторную диагностику ботулизма;
  • принципы лечения;
  • принципы профилактики;
  • тактику при неотложных состояний;
  • прогноз ботулизма;
  • правила выписки реконвалесцентов из стационара;
  • правила диспансеризации реконвалесцентов.

2.3. Студент должен уметь:

А-3

  • соблюдать основные правила работы у постели больного;
  • собирать анамнез заболевания с оценкой эпидемиологических данных;
  • обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы ботулизма, обосновать клинический диагноз для своевременного направления больного в стационар;
  • провести дифференциальную диагностику ботулизма;
  • на основании клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения ботулизма, неотложные состояния;
  • оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза "ботулизм" (экстренное извещение в СЭС);
  • составить план лабораторного и дополнительного обследования больного;
  • интерпретировать результаты лабораторного обследования;
  • составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, тяжести состояния, наличия осложнений, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии; оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе;
  • составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;
  • дать рекомендации, касающиеся режима, диеты, обследования, наблюдения в периоде реконвалесценции.

Творческий уровень (для наиболее способных студентов)

- развивать творческие способности студентов в процессе проведения клинических исследований, анализа научных источников;

- привлекать к работе в студенческом научном кружке кафедры;

- предложить темы для УИРС и НИРС по наиболее актуальным вопросам инфекции.

3.Воспитательные цели:

- Развивать деонтологические представления в процессе изучения темы. Уметь придерживаться правил поведения у постели больного, овладеть умением устанавливать психологический контакт с больным.

- Развивать представления о влиянии социально-гигиенических факторов на распространенность ботулизма.

- На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.

Наши рекомендации